Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы «ПЕРСПЕКТИВА»технология
методическая разработка по технологии (4 класс) на тему

Слаутина Елена Сергеевна

Технологические карты
для работы по комплекту для начальной школы

«ПЕРСПЕКТИВА»
 

ТЕХНОЛОГИЯ

4 класс

 

I полугодие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologia_4kl_3.doc845 КБ

Предварительный просмотр:

4 класс

УМК «Перспектива»

ТЕХНОЛОГИЯ

I полугодие

Технологическая карта № 3

Тема раздела

Человек и Земля (21 час)

Темы изучения

Полезные ископаемые (2 часа)

Цели

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести:

— этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

— технику «русская мозаика».

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание
темы, термины и понятия

Изучение этапов технологической операции по добыче и транспортировке нефти. Выполнение изделия «Буровая вышка». Освоение техники «русская мозаика». Выполнение шкатулки из пластилина.

Бронза, буровик, буровая вышка, геолог, золото, малахит, месторождение, нефть, нефтепровод, нефтехранилище, полезные ископаемые, поделочный камень, пуд, русская мозаика, серебро, скважина, талисман, чёрное золото.

Планируемый результат

Личностные умения

Метапредметные умения

Предметные умения

 Проявлять:

— интерес к изучению темы;

— бережное отношение к природным богатствам России;

— ответственность при выполнении учебного задания в рамках групповой деятельности;

 желание оформлять суждение о человеческих ценностях;

 понимание успешности при освоении темы.

Познавательные умения:

 раскрывать значение понятий «бронза», «буровик», «буровая вышка», «геолог», «золото», «малахит», «месторождение», «нефть», «нефтепровод», «нефтехранилище», «полезные ископаемые», «поделочный камень», «пуд», «русская мозаика», «серебро», «скважина», «талисман», «чёрное золото» и использовать их в активном словаре;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;

— определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;

— определять материалы и их размеры для использования в технике «русская мозаика» и обосновывать своё мнение;

 использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

Регулятивные умения:

 выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

— распределять обязанности для выполнения учебного задания;

— выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания;

— соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

 оценивать результат собственной деятельности.

Коммуникативные умения:

 формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

— согласовывать позицию с партнёром и находить общее решение;

— учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога;

— адекватно представлять результат собственной деятельности.

 Определять:

— месторождение нефти на карте России и обозначать его, используя условный знак;

— этапы операции по добыче и транспортировке нефти.

 Выполнять:

— модель буровой вышки;

— изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина в технике «русская мозаика».

 Оформлять суждение о человеческих ценностях.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Окружающий мир

Тема «Полезные ископаемые и их обозначение на карте».

Литературное чтение

Тема «П. Бажов. Малахитовая шкатулка».

Русский язык

Тема «Синонимы».

Информационный материал

Учебник, рабочая тетрадь «Технология».

Демонстрационный материал

Образцы:

 малахитовая шкатулка;

— изделия из камня;

— образцы изделий из нефти.

Плакаты:

 карта РФ;

— «Работа с пластичными материалами»;

— «Критерии оценки работы».

Интерактивный материал

Презентации «Буровая вышка», «Поделочные камни».

Фронтальная;

индивидуальная —        ;

парная —        ;

групповая —        .

I этап. Самоопределение в учебной деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

Планируемый результат

 Мотивировать к изучению темы.

 Стимулировать желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.

Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.

Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное — это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.

Ребята, кто из девочек прав?

Школьники предлагали разные версии, но дискуссия показала, что им пока не хватает определённых знаний и умений убедительно представить своё суждение.

Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?

Личностные умения:

— проявлять интерес к изученной теме;

— проявлять желание раскрыть секрет малахитовой шкатулки и определить ценности, которые позволят жить долго и счастливо.

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Планируемый результат

Блок А. Чёрное золото

Цели:

 Стимулировать:

— интерес к добыче полезных ископаемых;

— бережное отношение к природе.

 Актуализировать умение работать по плану.

 Ввести понятия «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «чёрное золото», «нефтепровод», «буровая вышка», «полезные ископаемые».

 Научить:

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение;

— рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;

— рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;

— определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;

— определять этапы операции по добыче и транспортировке нефти;

— выполнять модель буровой вышки;

— выполнять учебное действие, используя план;

— выполнять самооценку учебного задания;

— формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Сообщение учителя

Полезные ископаемые — минеральные образования земной коры, состав и свойства которых позволяют использовать их в качестве сырья или топлива. Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений, которые являются их месторождением. В зависимости от площади месторождения, его называют «район месторождения», «провинция месторождения» или «бассейн месторождения».

Область науки и технологии, посвящённая добыче полезных ископаемых, называется горным делом, благодаря которому изучают месторождение, например, нефти.

Месторождение нефти находится в осадочных породах — слоистых, пористых пластах земли.

Богаты нефтью Западная Сибирь, остров Сахалин, полуостров Ямал. Её месторождения встречаются на суше и в море. Существуют специальные значки для обозначения месторождений нефти, газа и других полезных ископаемых, например:

Сначала геологи ищут нефтяные месторождения и подготавливают их к разработке. Затем буровики бурят скважину и строят буровую вышку — сооружение над скважиной, предназначенное для спуска и подъёма бурового инструмента, приборов, труб. Специальными насосами из скважины нефть выкачивают в нефтехранилище, а затем по нефтепроводам или в цистернах её доставляют на нефтеперерабатывающий завод.

Нефть — природная маслянистая горючая жидкость, имеющая в основном красно-коричневый цвет, но иногда бывает и чёрного цвета. Нефтяная жидкость имеет специфический запах.

Сегодня нефть является одним из важнейших для человечества полезных ископаемых, которое используется для производства бензина, керосина, пластмасс, краски, ткани, лекарств. Её считают «чёрным золотом», по цене она не уступает жёлтому металлу. Нефть — это богатство России. Нефтяная промышленность тесно связана со всеми отраслями народного хозяйства, имеет огромное значение для российской экономики.

Задание 1 (З) Учебник, с. 18.

Объясните значение слов «нефть», «месторождение», «скважина», «нефтехранилище», «нефтепровод», «буровик», «геолог».

Объясните значение выражений «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы», «чёрное золото».

Назовите профессии, связанные с добычей нефти.

Расскажите о добыче нефти в древности.

Расскажите о добыче нефти в XXI веке.

Расскажите об использовании нефти древними и современными людьми.

Задание 2 (П)

Верно ли, что для добычи нефти достаточно пробурить скважину? Обоснуйте своё мнение.

Можно ли утверждать, что месторождения нефти встречаются только на территории России? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3 (У) Рабочая тетрадь, с. 4—5, с взаимооценкой.

Определите на карте России месторождения нефти и отметьте их общепринятым условным обозначением.

Оцените работу по пятибалльной системе.

Представьте свою работу.

Задание 4 (У) Учебник, с. 18—19, с самооценкой.

Определите по фотографиям учебника технологическую операцию по добыче и транспортировке нефти. (Выкачивание нефти на буровой вышке, доставка нефти по нефтепроводу, доставка нефти в вагоне-цистерне.)

Задание 5 (У) Учебник, с. 21—23, с взаимооценкой.

Выполните модель буровой вышки, используя план учебника.

Оцените работу по пятибалльной системе.

Представьте свою работу.

Диагностические задания:

1. Допишите предложения:

Чёрное золото — это…

Буровая вышка — это сооружение над ... , предназначенное для ... . По форме буровая вышка похожа на ... .

2. Отметьте условный знак, которым обозначают на картах нефть:

  • —      ;
  •  —          ;
  •  —        ;
  •  —      .

3. Определите и подчеркните названия профессий людей, которые участвуют в добыче нефти:

— камнеобработчик;

— геолог;

— бурильщик;

— буровик;

— фармацевт.

Личностные умения:

— проявлять интерес к изучению природных богатств России;

— проявлять бережное отношение к природе.

Познавательные умения:

 раскрывать значение понятий «нефть», «чёрное золото», «месторождение», «нефтепровод», «скважина», «нефтехранилище», «буровик», «геолог», «буровая вышка», «полезные ископаемые», «осадочные породы» и использовать их в активном словаре;

— определять месторождение нефти на карте России и обосновывать своё мнение;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие, используя план;

— выполнять самооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

 формулировать понятные для партнёра высказывания в рамках учебного диалога, используя термины.

Предметные умения:

 рассказывать о добыче нефти и её применении в древности и в XXI веке;

— рассказывать об использовании нефти древними и современными людьми;

— определять месторождение нефти на карте и обозначать его, используя условный знак;

— определять этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

— выполнять модель буровой вышки.

Блок Б. Малахитовая шкатулка

Цели:

 Стимулировать интерес к работе с полудрагоценными камнями на примере малахита.

 Актуализировать знания о работе с пластичными материалами.

 Ввести понятия «малахит», «пуд», «поделочный камень», «русская мозаика», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».

 Научить:

— определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;

— определять размеры материалов, используемых в технике «русская мозаика», и обосновывать своё мнение;

— рассказывать об использовании малахита в России;

— рассказывать о процессе создания изделий из малахита способом «русская мозаика»;

— рассказывать правила работы с пластичными материалами;

— выполнять изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина;

— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять взаимооценку учебного задания;

— адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

Сообщение учителя

В природе существуют такие полезные ископаемые, которые человек использует для изготовления предметов искусства, например ваз, шкатулок, панно, украшений. Это поделочные камни: агат, яшма, малахит, оникс и др.

Изделия из полудрагоценных камней — это хороший подарок как женщинам, так и мужчинам. Выбор полудрагоценных и поделочных камней очень большой. Их стоимость вполне доступна.

Название «малахит» произошло от древнегреческого слова malakos — мягкий. Очень важно знать значение камня для его обладателя. Как амулет, приносящий здоровье, и красивый камень для украшений, малахит использовался ещё древними греками и египтянами. Узор на камне часто напоминает глаз, поэтому малахит применяли как амулет для защиты от сглаза. В Средние века малахит использовался для защиты детей от всяческих неприятностей, а также ведьм. На Руси малахит считался камнем исполнения желаний. Древние русичи вырезали из малахита «солнце» для защиты от ядовитых животных и злых духов.

Благодаря большому содержанию меди малахит помогает очищать тело от токсинов и загрязнений. Он поглощает отрицательную энергию, помогает укрепить нервную систему и устранить эмоциональный дисбаланс, освобождает сознание от обид и неурядиц прошлого. В старину носили перстень с малахитом как оберег от холеры и чумы.

Считается, что малахит приносит удачу и исполнение желаний, он популярен как детский амулет. Украшения из малахита оправляют серебром, золотом, бронзой. Часто из малахита выполняют изделия в виде животных, например: черепаха — символ долголетия, мудрости, защиты, здоровья и движения вперёд. Это один из самых счастливых талисманов в мире. (Талисман — магический предмет, назначением которого является защита его обладателя или увеличение эффективности его магических воздействий. Талисманом может являться любой предмет — от ювелирного украшения до куска камня или обрезка коры дерева.)

Задание 1 (З) Учебник, с. 24—26.

Объясните значение слов «малахит», «пуд», «серебро», «золото», «бронза», «талисман».

Объясните значение выражений «поделочный камень», «русская мозаика».

Назовите синонимы слова «талисман». (Амулет, оберег.)

Расскажите о значении малахита для его обладателя.

Расскажите об использовании малахита в России.

Представьте процесс создания изделия из малахита способом «русская мозаика».

Расскажите о правилах работы с пластичными материалами.

Задание 2 (П)

Могут ли в составе одного изделия использоваться поделочные камни и драгоценные металлы? Обоснуйте своё мнение.

Верно ли, что для выполнения изделия в технике «русская мозаика» используются поделочные камни только больших размеров? Обоснуйте своё мнение.

Задание 3(У) Учебник, с. 26—27, с взаимооценкой.

Выполните изделие «Малахитовая шкатулка», используя план из учебника.

Оцените работу партнёра, используя пятибалльную систему и критерии:

Критерии

Баллы

Правильность выполнения

Самостоятельность

Аккуратность

Участие в работе группы

Диагностические задания:

1. Допишите предложения:

— Мозаика — это…

— Поделочный камень — это…

— Малахит — это…

2. Рабочая тетрадь, с. 18.

Восстановите последовательность изготовления малахитовой шкатулки из пластилина:

  Свернуть сложенные пласты в трубочку и сформировать брусок.

  Раскатать небольшие кусочки каждого цвета.

  Выбрать пластилин нужных цветов.

  Прикрепить пластинки к стенкам и крышке коробки.

  Сложить раскатанные пласты друг на друга.

  Разрезать полученный брусок на тонкие пластинки.

Личностные умения:

— проявлять интерес к работе с полудрагоценными камнями на примере малахита.

Познавательные умения:

 раскрывать значение понятий «малахит», «пуд», «серебро», «золото», «бронза», «талисман», «амулет», «оберег», «поделочный камень», «русская мозаика», и использовать их в активном словаре;

— определять материалы для изготовления комбинированных изделий из камней и металла и обосновывать своё мнение;

— определять размеры материалов, используемых в технике «русская мозаика», и обосновывать своё мнение.

Регулятивные умения:

 выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять взаимооценку учебного задания.

Коммуникативные умения:

 адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

— рассказывать об использовании малахита в России;

— рассказывать о значении малахита для его обладателя;

— представлять процесс создания изделий из малахита способом «русская мозаика»;

— применять правила работы с пластичными материалами;

— выполнять изделие «Малахитовая шкатулка» из пластилина.

Блок К. Диагностика качества освоения темы

Цели:

 Установить степень освоения данной темы, а именно:

— выполнять задание в соответствии с целью;

— формулировать фразу-конструкт о создании изделий в технике «русская мозаика»;

— определять последовательность операций по добыче и транспортировке нефти.

Контрольные задания

1. Определите последовательность операций по добыче и транспортировке нефти:

  бурение скважин;

  поиск нефтяных месторождений;

  транспортировка нефти по трубопроводам или в цистернах;

  строительство буровых вышек;

  подготовка месторождений к разработке.

2. Допишите фразу-конструкт:

Для того чтобы создать изделие в технике «русская мозаика», надо … (Для того чтобы создать изделие в технике «русская мозаика», надо выбрать поделочный камень, распилить его на тонкие плитки, подобрать из них единый рисунок и приклеить на металл, мрамор или другой материал.)

Регулятивные умения:

— выполнять задание в соответствии с целью.

Предметные умения:

 формулировать фразу-конструкт о создании изделий в технике «русская мозаика»;

— определять последовательность операций по добыче и транспортировке нефти.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Планируемый результат

 Стимулировать интерес к оформлению приглашения на праздник.

 Научить:

— составлять и оформлять суждение о человеческих ценностях;

— раскрывать смысл записки о тайне шкатулки;

— ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

— использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания;

— планировать свое действие в соответствии с учебным заданием;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

 выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

 выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

 самоорганизацию по выполнению задания:

— планирование деятельности;

— выполнение задания;

— представление результатов деятельности.

Однажды Оля принесла в школу шкатулку, выполненную из жёлтого металла в форме черепахи. На спине черепахи располагался зелёный камень, её глаза блестели и переливались солнечным светом.

Эта шкатулка досталась девочке от бабушки, в ней она нашла записку следующего содержания: «Береги свои ценности и следуй им, тогда твоя жизнь будет долгая и счастливая».

Оля задумалась о своих ценностях, но затруднилась их определить и решила посоветоваться с одноклассниками. Аня сказала, что самое важное в жизни — быть богатым, тогда всё можно купить. Оксана утверждала, что самое ценное — это дорогая машина, которая позволяет человеку быть свободным и независимым. Ирина настаивала, что только здоровый человек может долго наслаждаться жизнью.

Ребята, кто из девочек прав?

Есть ли у вас желание определить ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой?

Информативный вариант

1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.

2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, используя слова для выбора:

Ценностями человека могут быть ... , ... , ... , ... , ... . Есть камни, которые помогают людям ... человека и его ... . Поэтому близкие люди дарят друг другу ... , который может стать ... , защищающим его обладателя.

Слова для выбора: деньги, здоровье, семья, магические, отношения, богатство, мудрость, предмет, долголетие, талисман, амулет, оберег, сохранить, оберегать, ценности.

Импровизационный вариант

1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.

2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, используя план и приобретённые знания и умения:

— ценности в жизни человека;

— камень-символ;

— взаимосвязь камня и ценностей человека.

Эвристический вариант

1. Определите ценности, благодаря которым жизнь может быть долгой и счастливой, используя приобретённые знания и умения.

2. Составьте и напишите суждение о человеческих ценностях и камне как талисмане, аргументируйте своё мнение.

Ценностями человека могут быть здоровье, мудрость, долголетие, отношения, семья. Есть камни, которые помогают людям оберегать человека и его ценности. Поэтому близкие люди дарят друг другу предмет, который может стать талисманом, защищающим его обладателя.

Личностные умения:

 проявлять интерес к оформлению приглашения на праздник.

Познавательные умения:

 выбирать вариант выполнения задания;

— использовать приобретённые знания для выполнения ситуативного задания.

Регулятивные умения:

 выполнять учебное действие в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для представления результата.

Предметные умения:

 составлять и оформлять суждение о человеческих ценностях;

— раскрывать смысл записки о тайне шкатулки.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

 Научить:

— соотносить полученный результат с поставленной целью;

— оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

I. Самоанализ.

Закончите предложения:

1. Мне важно уметь определять ценности в жизни человека, для того чтобы…

2. Мне важно уметь выполнять изделия в технике «русская мозаика», для того чтобы…

Самооценка

II. Задание на самооценку.

а)

!

+

V

«Я справился с заданием самостоятельно на «отлично»;

«Я справился с заданием хорошо, но мне помогали…»;

«Я не смог справиться с заданием так, как хотелось. Мне надо ещё поучиться…»

б) Самооценка собственной деятельности

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.

Если вы довольны, поднимите две руки.

Если не очень довольны, то поднимите одну руку.

Личностные умения:

— оценивать результат собственной деятельности.

Регулятивные умения:

 соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат деятельности

 Соотнести полученный результат с поставленной целью.

 Оценить результат своей деятельности.

Сформировать представление о добыче и использовании полезных ископаемых.

Ввести:

— этапы технологической операции по добыче и транспортировке нефти;

— технику «русская мозаика».

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные умения:

— проявлять желание оформлять суждение о человеческих ценностях.

Познавательные умения:

 использовать приобретённые знания для оформления суждения о человеческих ценностях.

Регулятивные умения:

 соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

 адекватно представлять результат собственной деятельности.

Предметные умения:

 оформлять суждение о человеческих ценностях.

* Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку по программе:"Начальная школа 21 века" 1 класс

Технологическая карта по русскому языку 1 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта по русскому языку 3 класс "Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 3 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта по русскому языку 4 класс " Начальная школа 21 века"

Технологическая карта по русскому языку 4 класс по программе "Начальная школа 21 века"...

Технологическая карта результатов формирования УУД по УМК "Начальная школа XXI века"

Для оценки уровня сформированности личностных и метапредметных умений по требованиям ФГОС используются различные мониторинговые исследования, результаты которых являются основанием для принятия решени...

Технологические карты для работы по комплекту для начальной школы "Перспектива" Русский язык 2 класс

Данный материал содержит технологические карты по русскому языку во 2 классе (комплект для начальной школы "Перспектива")...