Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по технологии
    рабочая программа по технологии (1 класс) на тему

    Галиакбарова Светлана Рушановна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по   технологии 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon tehnologiya.doc95 КБ

    Предварительный просмотр:

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОГИМНАЗИЯ»

     

    СОГЛАСОВАНО

    Зам. директора по УВР

    ___________ Шадрина В.А.  

    «____»   ____________ 2012 г.

     УТВЕРЖДЕНО

    Директор МБОУ «Прогимназия»

    ______________  Г.М. Сивкова

    «____» ___________  2012 г.

                         

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по   технологии

    для  1 класс Е

    на  2012– 2013 учебный год

    Учитель  - Ахмадиярова Светлана Рушановна

    Рассмотрено на заседании МО

    начальных классов

    протокол   от   _________   №  _____

    руководитель МО ________/ Попова Е.А.

    Пояснительная записка к рабочей программе

    Рабочая программа по курсу « Технология» разработана  на основе требований ФГОС НОО, примерной программы по  технологии, авторской программы Н.А.Цирулика «Трудовое обучение  с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

    Цель изучения курса «Технология» в начальной школе — оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.

    В результате изучения курса технологии дети получат следующие

    предметные знания:

     представление о материальной культуре как о продукте предметно-преобразующей деятельности человека, о предметном мире как основной среде обитания

    современного человека,

     о гармонической взаимосвязи предметного мира с миром природы,

    об отражении в предметах материальной среды нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества,

     о ценности предшествующих культур и необходимости бережного отношения к ним в целях сохранения и развития культурных традиций,

     об общих правилах создания предметов рукотворного мира,

    общее представление о мире профессий, их социальном значении,

    овладение терминами, обозначающими технику изготовления изделий,

    знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов.

    Содержание предмета характеризуется многообразием предметных действий:

      вырезание разных видов,

     сминание, скручивание, складывание по прямой линии и по кривой,

     сгибание,

     обрывание,

     вытягивание и скатывание (из пластилина),

     плетение разных видов,

     вывязывание,

     выполнение стежков на ткани и т.д.

    Личностными результатами изучения курса «Технология» являются:

    трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу,

    •  инициативность, любознательность,

    потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда.

    Дети овладеют начальными формами познавательных универсальных учебных действий:

    использование знаково-символических средств,

    моделирование,

    сравнение, группировка и классификация объектов,

    действия анализа, синтеза и обобщения, установление

    связей (в том числе причинно-следственных),

    поиск, преобразование, представление и интерпретация информации, рассуждения и т.д.

     знакомство с персональным компьютером, с его основными

    устройствами, их назначением; приобретение опыта работы с простыми информационными объектами: текстом, рисунком;

    овладение приемами поиска и использования информации.

    Учебный курс «Технология» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:

    • духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных профессий в современном мире;
    • формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
    • развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
    • развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач;
    • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;
    • формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных информационных технологий;
    • развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического и логического мышления, исследовательской деятельности;
    • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

    Основные содержательные линии предмета «Технология» определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками «Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание»,  «Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты», «Конструирование и моделирование».

    Общая характеристика учебного предмета

    Учебный предмет «Технология» в начальной школе обладает мощным развивающим потенциалом. Благодаря предметно-практической направленности курса на уроках технологии у младших школьников закладывается целостный процесс духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

    Занятия ручным трудом позволяют проявить себя детям с теми особенностями интеллекта, которые в меньшей степени востребованы на других учебных предметах.

    Работы, предлагаемые ученикам, носят различный характер: и точное повторение образца, представленного в натуральном виде или в виде рисунка, схемы, чертежа; и выполнение работы по  собственному замыслу из любых материалов в любой технике (например, иллюстрация стихотворения). Программа предусматривает такие типы заданий: выполнение изделия в технике «оригами», склеивание из геометрических фигур, техническое моделирование и т.д.

    В программе предусмотрено знакомство не только с различными свойствами одного материала, но и с одним и тем же свойством разных материалов, например свойством гибкости.

    Развивающее значение имеет комбинирование различных материалов в одном изделии (коллаж). Сопоставление способов и приемов в работе с различными материалами содействует их лучшему осознанию.

    В программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе, начиная с первого, вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий (аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика).  Преподавание предмета «Технология» выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о технико-технологической картине мира, оно направлено на формирование системы универсальных учебных действий, на развитие соответствующей возрасту предметной компетентности. Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.

    Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта. Организационные формы, применяемые на уроках, также различны: индивидуальное выполнение заданий, и групповое, и коллективное. Благодаря возможности самостоятельно осуществляемой продуктивной проектной деятельности младшие школьники могут реализовать свои умения и получить признание.

    Место учебного предмета в учебном плане

    Согласно базисному ( образовательному )  плану всего на изучение технологии в начальной школе выделяется 135 ч , из них в первом классе 33 ч  ( 1 ч в неделю , 33 учебные недели ) . по 34 ч во 2 , 3 и 4 классах ( 1 ч в неделю , 34 учебные недели в каждом классе ).

    Результаты изучения учебного предмета

    Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств , индивидуально – личностных позиций , ценностных установок , раскрывающих отношение к труду , систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

    Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности , применяемых , как в рамках образовательного процесса , так и в реальных жизненных ситуациях.

    Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике , технологиях и технологической стороне труда , об основах культуры труда, элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности , знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий . элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

    СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

    1 класс (66 часов)

    Вводный инструктаж по охране труда

    Виды художественной техники

    Печатание на плоской пластилиновой основе узоров или рисунков.

    «Рисование» жгутиками из пластилина.

    Правила безопасности труда при работе с ножницами, швейными иглами. Организация рабочего места.

    Виды художественной техники

    Лепка (3 часа)

       Печатание на плоской пластилиновой основе узоров или рисунков.

    «Рисование» жгутиками из пластилина.

    Лепка конструктивным способом несложных фигур.

    Лепка из снега.

    Аппликация (3 часа)

    Вырезанная из бумаги аппликация на бумажной основе. Симметричное вырезание.

    Аппликация из пластилина.

       Плоская аппликация на бумажной основе из природных материалов.  Детали можно дорисовывать.

    Мозаика (3 часа)

    Заполнение только линии контура кусочками бумаги (фольги) или природными материалами.

    Выполнение мозаичного изображения с помощью природных материалов (семян растений, гальки, ракушек) на тонком слое пластилина. Основа плоская или объемная.

    Художественное складывание (3 часа)

    Складывание приемом гофрирования изделий из полоски и прямоугольника.

    Оригами из бумажного квадрата с использованием схем и условных знаков.

    Плетение (3 часа)

    Объемное косое плетение в три пряди из различных материалов.

    Плоское прямое плетение из полосок бумаги или других материалов в шахматном порядке (разметка с помощью шаблона).

    Простейшее узелковое плетение.

    Шитье и вышивание (3 часа)

    Швы «вперед иголку» и «вперед иголку с перевивом» на разреженной ткани, ткани в полоску и клетку. Продергивание нитей на льняной ткани, отделка бахромой.

    Пришивание пуговицы с двумя отверстиями.

    Моделирование и конструирование

    Плоскостное моделирование и конструирование из правильных геометрических форм (2 часа)

    Аппликация из геометрических фигур, размеченных по шаблону (трафарету) и наклеенных так, что детали отчетливо видны.

    Мозаика из простых форм.

    Объемное моделирование и конструирование из готовых геометрических форм (4 часа)

    Создание технических моделей из готовых геометрических форм.

    Создание художественных образов из готовых форм с добавлением деталей.

    Объемное моделирование и конструирование из бумаги (3 часа)

    Многодетальные объемные изделия из бумаги, полученные

    приемом сминания.

    Объемные изделия из бумаги, полученные приемом скручивания.

    Моделирование летательных аппаратов с разметкой по шаблону и по клеткам.

    Художественное конструирование из природного материала (4 часа)

    Многодетальные объемные изделия из природных материалов в соединении с бумагой, картоном, тканью, проволокой и другими материалами.

    Многодетальные объемные изделия из одних природных материалов.

    Моделирование несложных объектов из деталей конструктора (2 часа)

    Сквозные виды работы

    Наблюдения

    Сравнение свойств материалов, из которых можно лепить (песок, глина, пластилин): пластичность, цвет, смешение цветов, происхождение, отношение к влаге.

    Сравнение свойств различных материалов, используемых в качестве основы для работ из пластилина (бумага, картон, металлизированная бумага, пластиковые крышки, баночки).

    Наблюдения за пластическими свойствами снега.

    Наблюдения за свойствами природных материалов.

    Сравнение свойств разных видов бумаги, используемых для одного и того же вида работы, например, гофрирования.

    Наблюдения за строением тканей полотняного переплетения. Различие тканей по толщине.

    Строение ниток. Соответствие ниток толщине ткани. Соответствие иглы толщине нити.

    Общие свойства гибкости у разных материалов, используемы при плетении.

    Беседы

    Беседы о том, что означают термины «аппликация», «мозаика», «оригами» в переводе на русский язык. Разнообразие видов аппликации, мозаики, лепных и плетеных изделий (по материалам и технике выполнения).

    Беседы о народных праздниках, обычаях (как встречают Новый год в разных странах, кто такой Дед Мороз, что такое Масленица, Пасха и т.д

    Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

    Личностные универсальные учебные действия

    У обучающегося будут сформированы:              

       - положительное отношение к занятиям предметно-практической деятельностью;                 

      - представление о причинах успеха в предметно-практической деятельности;                                     

      - первоначальная ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;                                                                                                        - интерес к отдельным видам предметно-практической деятельности;                                                     

    - этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых жизненных ситуаций;                                                                                                                                                                         - знание основных моральных норм поведения;                                                                           

     - знание о гигиене учебного труда и организации учебного места.

    Обучающийся получит возможность для формирования:                                                                    

     - внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;                           

    - первичных умений оценки работ и  ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;                                                                                             - познавательного интереса к занятиям предметно-практической деятельностью;                   

    - представления о ценности природного мира для практической деятельности человека.

    Регулятивные универсальные учебные действия

    Обучающийся  научится:                                                                                                                          

    - принимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения;                                                                                                                                                           - понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;                             

      - проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;                                                                                                                                -оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы под руководством учителя;                                                                                                               - первоначальному умению проговаривать свои действия в ретроспективном плане.

    Обучающийся получит возможность научиться:                                                                                

      - адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;                                                     

    - в сотрудничестве с учителем и одноклассниками находить несколько вариантов решения учебной задачи;                                                                                                                                                - осуществлять констатирующий контроль своих действий по результату под руководством учителя.

    Познавательные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:                                                                                                                                      

      - под руководством учителя осуществлять поиск необходимой информации в учебнике и учебных пособиях;                                                                                                                                        - понимать информацию в знаково-символической форме, схемы, модели, приведённые в учебнике и учебных пособиях;                                                                                                                        - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;                 

    - анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков;                                   

        - под руководством учителя проводить сравнение и классификацию объектов труда по заданным основаниям;                                                                                                                                     - обобщать: выделять класс объектов по заданному признаку.

    Обучающийся получит возможность научиться:                                                                                  

      – продуктивно пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;                                                                                                                              – основам смыслового восприятия познавательных текстов;                                                                 

     – выделять существенную информацию из познавательных текстов;                                       

     – на основе полученной информации принимать несложные практические решения;                        

      – под руководством учителя ориентироваться на возможное разнообразие способов - - решения учебной задачи; под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;                                                   

       – научиться осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.

    Коммуникативные универсальные учебные действия

    Обучающийся научится:                                                                                                                                      

     - принимать участие в работе парами и группами;                                                                                   

     - понимать важность коллективной работы;                                                                                           

     - контролировать свои действия при совместной работе;                                                                   

    - допускать существование различных точек зрения;                                                                   

    - договариваться с партнёрами и приходить к общему решению.

    Обучающийся получит возможность научиться:                                                                              

      - проявлять инициативу в коллективных творческих работах;                                                   

     - следить за действиями других участников учебной деятельности;                                             

    - строить понятные для партнёра высказывания;                                                                           

      - принимать другое мнение и позицию.

    Предметные результаты

    Общекультурные и общетрудовые компетенции.

    Основы культуры труда

    Обучающийся научится:                                                                                                                                    

    – воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

     – называть профессии своих родителей       

     – организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы; 

       – соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами; 

      – отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы.

    Обучающийся получит возможность научиться:

      – уважительно относиться к труду людей;               

    – называть некоторые профессии людей своего региона.

    Технология ручной обработки материалов.

    Элементы графической грамоты    

    Обучающийся научится:

      – узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;                                                             

    – узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов, использовавшихся на уроках;                                                                                       – выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов технологические приемы их ручной обработки;                                                                                                                     – применять приемы безопасной работы с инструментами: чертежными (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла).                                             

    Обучающийся получит возможность научиться:                                                                    

       – определять последовательность реализации предложенного учителем замысла                  

      – комбинировать художественные технологии в одном изделии;                                             

       – изготавливать простейшие плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам.

    Конструирование и моделирование                                                                  

    Обучающийся научится:                                                                                                             

    – выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения;                           

     – изменять вид конструкции;                                                                                                       

     - анализировать конструкцию изделия по рисунку, схеме;                                                       

      – изготавливать конструкцию по рисунку или заданным условиям.

    Обучающийся получит возможность научиться:                                                                        

       - создавать мысленный образ конструкции и воплощать этот образ в материале.

    Практика работы на компьютере                                                                        

     Обучающийся научится:                                                                                                             

    – понимать информацию, представленную в учебнике в различных формах;                       

     – наблюдать информационные объекты различной природы (текст, графика), которые демонстрирует взрослый.                                                                       

    Обучающийся получит возможность научить                                                                    

      – понимать значение компьютера в жизни человека;                                                                 

     – понимать смысл слова «информация»;                                                                                     

       – наблюдать за действиями взрослого, которые помогают выйти на учебный сайт по предмету «Технология»;                                                                                                                   – бережно относиться к техническим устройствам;                                                                   

    – соблюдать режим и правила работы на компьютере.

    Учебно-методический комплекс

    ПРОГРАММА

    УЧЕБНИК, УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

    НАЗВАНИЕ

    АВТОР

    КЕМ РЕКОМЕНДОВАНА, ГОД ИЗДАНИЯ

    НАЗВАНИЕ

    АВТОР

    КЕМ РЕКОМЕНДОВАН, ГОД ИЗДАНИЯ

    Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса.

    Проснякова Т.Н., Мухина Е.А.

    Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1, 2 классов. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

    Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса.

    Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н.

    Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

    ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА, НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ УСВОЕНИЯ КУРСА

    Проснякова Т.Н. Школа волшебников: Рабочая тетрадь для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

    Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

    Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 1, 2 классов. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011.

    Содержание  рабочей   программы

    Количество часов

    Плановых

    год

    1 полугодие

    2 полугодие

    в неделю

    Комплексн. работ

    Проектов

    33

    16

    17

    1

    4

    6


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по технологии для 2 класса в соответствии с ФГОС для УМК "Система развивающего обучения Л.В. Занкова" (Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Уроки творчества.)

    Структура программы включает разделы: пояснительная записка, описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения  учебного пре...

    Рабочая программа по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")

    Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование по технологии 2 класс (по учебнику Цирулик Н.А. "Технология. Уроки творчества")...

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

        Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

    Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»

    Рабочая программа по технологии УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Лутцевой Е.А. «Технология»...

    Технология. Рабочая программа по технологии для 2 класса (УМК "Планета знаний")

    Рабочая программа по технологии для 2 класса УМК "Планета знаний"...

    Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

    Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...