Тематическое планирование внеурочной деятельности Умелые ручки 4 класс
рабочая программа по технологии (4 класс) на тему

Программа курса «Умелые ручки»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано  в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…

Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей.

     Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.

 

Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 68 часов).

Продолжительность занятия – 45 минут.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umelye_ruchki_4kl.doc158 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

         Программа курса «Умелые ручки»  для учащихся 4  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №5 в начальной школе. Данное положение разработано  в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Федеральным государственным образовательным стандартом, утвержденным приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г № 373, Уставом образовательного учреждения и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ по внеурочной деятельности.

 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ставит задачу сформировать компетенции младшего школьника: научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью…

Проектно - исследовательская деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учеников - индивидуальную, парную, групповую, которую ребята выполняют в течение определённого отрезка времени. Она предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой стороны – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, творческих областей.

     Специфика метода проектов заключается в том, что педагогический процесс накладывается на процесс взаимодействия ребёнка с окружающим миром, освоения ребёнком окружающей среды; педагогическое воздействие осуществляется в совместной с ребёнком деятельности, опирается на собственный опыт ребёнка.

Программа рассчитана на 1 час в неделю. (4 класс – 68 часов).

Продолжительность занятия – 45 минут.

В МБОУ СОШ №5 города Лобня в связи наличием пункта ППЭ по сдаче ЭГЕ учащимися 11 классов -  33учебные  недели.

4 класс – 66 часов.

Цель:

 - создание условий для развития личности и создание основ творческого потенциала обучающихся по  курсу   внеурочной деятельности: «Умелые ручки»;

- раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами через развитие проектной деятельности.

         Задачи:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

- умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

- способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

- формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

- воспитание целеустремленности и настойчивости;

- формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

- формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

- формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4.  Закрепление уже приобретенных ранее знаний, умений, навыков работы с текстильным материалом, бумагой, клеем, пластилином.

5. Формирование у школьников навыков проектной деятельности;

развитие способности к самовыражению в творческой проектной деятельности.

6. Мотивирование  учащихся на желание достичь успеха в развитии своих творческих способностей и самореализации

 В практической работе по реализации программы можно использовать следующие формы деятельности:

 

1.Уроки творчества (составление  рассказов,   рисование рисунков, плакатов).

2.  Викторины, конкурсы, кроссворды.

3. Выставки работ.

4. Проведение «минуток» по  технике безопасности.

5. Участие в школьных и городских конкурсах по прикладному искусству.

6. Экскурсия в художественную галерею г. Лобня.

7. Различные методические разработки игр, мероприятий, конкурсов.  

 

Учебно-тематический план или Структура курса

Содержание курса

Количество часов

Перечень универсальных действий обучающихся

Аудиторных

Неаудиторных

1

Природный материал

8

Личностные: 

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни,  наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные: 

- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательности действий; 

-  коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

-  внесение изменений в результат своей деятельности с учетом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;

- оценка результатов работы.

Познавательные:  

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

- формулирование проблемы;

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: 

- стимулирование речевой активности, участие в учебном диалоге, опыт коллективного взаимодействия.

2

Оригами

8

3

Объёмное моделирование и конструирование из бумаги.

20

4

Работа с тканью.

14

5

Объёмное моделирование и конструирование из бумаги.

10

6

Плетение и конструирование из бумаги и полуфабрикотов.

6

 

Тематическое планирование 4 класс

Тема занятий

Кол-во часов

Описание примерного содержания занятий

Дата проведения по плану

Дата проведения по факту

Природный материал

1-2

Работа с природным материалом.

Аппликация из крылаток.

2

Беседа о том, что мы делали в 1 классе, чему мы будем учиться теперь. Повторение правил по ТБ. Изготовление аппликации из крылаток.

01.09(вт

04.09(пт

3-4

Обучение составлению композиции из семян. Аппликация из семян.

2

Что такое аппликация? Какие семена вы знаете? Анализ образца. Повторение правил по ТБ. Практическая работа.

08.09.

11.09.

5-6

Правила изготовления аппликации из листьев и семян, подбор листьев для композиции.

2

Беседа о удивительном мире природы. Анализ образца. Правила подбор листьев для композиции. Знакомство с планом работы. Практическая работа.

15.09.

18.09.

7-8

Повторение и закрепление правил изготовления  аппликации из листьев, повторение понятий симметрии и асимметрии. Аппликация «Лес»

2

Понятие «симметрия», правила изготовления симметричных поделок. Беседа «Что нам дарит листопад?» Анализ работы. Подбор парных листьев для работы. Повторение правил по ТБ. Практическая работа.

22.09.

25.09.

Оригами

9-10

Работа с бумагой.

Виды разметки. Оригами.

2

Повторение видов разметки. Рассказ о складных игрушках оригами. Изучение условных знаков, принятых в оригами. Изготовление квадратов для оригами.

29.09.

02.10.

11-12

Оригами «Кораблик»

2

Обучение разбираться в схемах оригами. Знакомство с базовыми формами оригами. Разбор в базовой форме «треугольник» и помощь детям сложить на её основе кораблик.

06.10.

09.10.

13-14

«Повторяем оригами». Самостоятельная работа. Игрушка «Тюльпан»

2

Повторение изготовления квадратов разного размера. Повторение базовых форм. Помощь  учащимся самостоятельно изготовить оригами по схемам. Изготовление игрушек « Тюльпан», « Собачка»

13.10.

16.10.

15-16

Проект «Осень   в лесу». Коллективная работа.

2

Что такое «проект»? Обсуждение темы «Осень в лесу» и способа работы. Распределение работы. Выполнение      каждым уч-ся своего фронта работы. Сборка проекта. Комментарии по проекту.

20.10.

23.10.

Итого за  1 четверть

16

Примечание

Объёмное моделирование и конструирование из бумаги.

17-18

Работа с бумагой.

Как будем готовиться к Новому году. Разметка по месту. Хлопушка.

2

Знакомство с игрушками и подарками, которые будут сделаны к Новому году на уроках. Анализ изделия «Хлопушка», подготовка деталей, сборка и отделка.

10.11.

13.11.

06.11.

19-20

Изгибание бумаги. Пластичность. Цепи.

2

Сгибание бумаги. Изготовление цепочки. Складывание бумаги. Складывание произвольной гармошки. Изгибание бумаги. Пластичность. Опыты на пластичность разной бумаги.

17.11.

20.11.

21-22

Фонтанчик.

2

Повторение приемов разметки по месту. Анализ изделия. Подготовка деталей. Сборка.

24.11.

27.11.

23-24

Разметка круглой детали.

2

Разглядывание игрушек и определение их общего свойства. Циркуль: правила и техника безопасности при работе с ним. Изготовление кругов и работа с ними.

Знакомство с понятием «эскиз» и элементами графической грамоты. Обучение чтению эскиза. Понятие «радиус». Разметка деталей по эскизу.

01.12.

04.12.

25-26

Эскиз круглой детали.  Разметка по эскизу.

2

08.12.

11.12.

27-28

Новогодний сувенир «Зимнее солнышко»

2

Анализ конструкции. Подготовка деталей. Обучение прорезыванию симметричных отверстий ножницами. Сборка изделия.

15.12.

18.12.

29-30

Разборная ёлочка.

2

Анализ конструкции. Подготовка деталей. Разметка циркулем, складывание и изгибание бумаги. Сборка.  

22.12.

25.12.

31-32

Настольная карточка. Салфетница.

Новогодние фонарики. Гирлянда из звездочек.

2

Изготовление настольной карточки. Изготовление салфетницы. Сравнение изделий.

Анализ изделия. Подготовка деталей по инструкционной карте, сборка .

29.12.

Итого за 2 четверть

15

Примечангие

33-34

Гофрированные прямоугольники. Галстук-бабочка.

2

Обучение  делать из прямоугольников гофрированные круги или их половинки, делать развертки для гофрированных изделий.

12.01.

15.01.

35-36

Гофрированный веер.

2

  Закрепление навыка гофрирования. Изготовление веера.

19.01.

22.01.

Работа с тканью.

37-38

Работа с тканью.

Виды соединения различных материалов и изделий. Швы и стежки.

2

Способы соединения деталей и материалов. Соединение ткани в изделии. Швы и стежки. Подготовка ткани к шитью.

26.01.

29.01.

39-40

Пальчиковая кукла. Петельный шов и шов «через  край».

2

Обучение сшиванию одинаковых деталей из ткани. Знакомство с петельным швом и швом «через край».

02.02.

05.02.

41-42

Пальчиковая кукла. Отделка куколки.

2

Заканчивание работы по изготовлению пальчиковой куколки. Отделка куклы. Обучение склеиванию ткани с бумагой.

09.02.

12.02.

43-44

Вышивка. Виды  украшающих швов. Подготовка к вышивке. Стебельчатый шов.

2

Знакомство с видами украшающих швов. Обучение стебельчатому шву. Повторение правила вдевания нитки в иголку при вышивке и закрепления нитки без узелка.

16.02.

20.02

45-46

Изготовление закладки из искусственной кожи.

2

Закрепление навыков работы с искусственной кожей. Объяснение и составление плана работы. Изготовление закладки.

26.02.

47-48

Изготовление карандашницы из банки.  Оклеивание банки тканью и тесьмой.

2

Повторение понятия «крой», «выкройка». Анализ изготовления карандашницы. Изготовление выкройки. Сборка карандашницы.

01.03.

04.03.

49-50

Обобщение знаний о свойствах ткани. Получение ткани.

2

Повторение свойств  тканей. Знакомство с процессом получения ткни.

11.03.

Итого за 3 четверть

16

Примечание

Объёмное моделирование и конструирование из бумаги.

51-52

Работа с бумагой и поролоном.

Деление круга на части. Сгибание круга. Сектор. Дуга.

2

Повторение правил работы с циркулем. Понятие «Радиус». Знакомство с понятием «сектор», «дуга». Обведение круга по шаблону. Черчение круга циркулем. Нахождение радиуса, дуги. Вырезание круга. Кроссворд.

25.03.

53-54

Изделие из рассеченных кругов. Игольница «Лилия».

2

Повторение деления круга на части складываниием. Закрепление приемов дугообразного кроя в конус и приемов работы с циркулем. Изготовление игольницы по плану.

29.03.

01.04.

55-56

Разметка деталей на складной заготовке. Изгибание бумаги. Венчики цветов, листики.

2

Повторение приемов складывания. Вырезание симметричных венчиков цветов. Изгибание целой детали. Изгибание части детали.

05.04

08.04.

57-58

Выпуклая аппликация «Цветок»

2

Повторение вырезания симметричных деталей. Анализ аппликации. Подготовка деталей, сборка.

12.04.

15.04.

59-60

Мартинички  из кругов.

2

Беседа о мартиничках. Анализ образца.   Составление плана изготовления. Обучение разметке  на полимерных  материалах. Освоение приема перегибания круга в цветок. Самостоятельное изготовление по инструкционной карте.

19.04.

22.04.

Плетение и конструирование из бумаги и полуфабрикотов.

61-62

Плетеные изделия. Щелевой замок. «Плетёное сердечко»

2

Выявление общих признаков у изделий. Знакомство со способом соединения деталей – щелевым замком. Изготовление плетеного сердечка.

26.04.

29.04.

63-64

Закладка «Бабочка»

1

Повторение правил по ТБ. Анализ образца. Изготовление деталей. Сборка.

06.05.

65-66

Поролон и его свойства. Букет.

1

Изучение свойств поролона. Анализ изготовления букета. Подготовка изделий. Сборка.

10.05.

13.05.

67-68

Работа с полуфабрикатами. Игрушка из спичечного коробка «Барбос»

2

Знакомство с темой проекта. Выкройка рубашки для коробка. Обучение размечать выкройку для коробка. Обтягивание коробка бумагой. Подготовка деталей. Разметка на просвет шаблонов. Сборка.

17.05.

20.05.

Итого за 4 четверть

16

Примечание

Итого за год

63

Перечень информационно-методического обеспечения

Печатные пособия:

1.  Н.А.Цирулик, Т.Н. Проснякова «Уроки творчества» учебник для 2 класса. Издательство «Учебная литература» АО «Московские учебники» 2004.

Видео-, аудиоматериалы:

  1.  Презентации.
  2. Аудиозаписи.

Оборудование:

1. Видеопроектор.

2. Интерактивная доска.

3.  Компьютерная техника

4.  Магнитная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

 5. Экспозиционный экран.

Предполагаемая результативность курса:

1 – приобретение социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни;

2 – формирование позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом;

3 – приобретение опыта самостоятельного социального действия.

 Прогнозируемые результаты

            В результате прохождения программы «Умелые ручки» у второклассников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.                                                        

 

Личностные универсальные учебные действия.

У учащихся будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям предметно – практической деятельностью;
  • интерес к предметно – исследовательской деятельности, предложенной в учебнике;
  • ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • понимание причин успеха в учёбе;
  • ориентация на оценку результатов собственной предметно – практической деятельности;
  • умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и поступков одноклассников;
  • интерес к различным видам конструкторско – технологической деятельности.

Обучающий получит возможность для формирования:

  • первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;
  • понимания значения предметно – практической деятельности в жизни;
  • ориентация на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной задачи;
  • способности к самооценке на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
  • представления о себе как гражданине России;
  • уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;
  • ориентации в поведении на принятые моральные нормы;
  • понимания чувства одноклассников и учителей.

Регулятивные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материала;
  • принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
  • в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;
  • под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;
  • принимать роль в учебном сотрудничестве;
  • умению проговаривать свои действия после завершения работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
  • преобразовывать практическую задачу в познавательную;
  • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведёнными в учебной литературе;
  • строить небольшие сообщения в устной форме;
  • ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;
  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  • осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;
  • сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;
  • устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
  • обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;
  • подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;
  • устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить небольшие сообщения в устной форме;
  • выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
  • проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;
  • описывать по определённому алгоритму объект наблюдения;
  • под руководством учителя осуществлять синтез как составление целого из частей;
  • осуществлять поиск дополнительного, познавательного материала, используя соответствующие возрасту словари, энциклопедии;
  • под руководством учителя, в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия.

Обучающийся научится:

  • договариваться с партнёрами, в т.ч. в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания;
  • контролировать действия партнёров в совместной деятельности;
  • воспринимать другое мнение и позицию;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения;
  • проявить инициативу в коллективных работах.

Обучающийся получит возможность:

  • учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;
  • ориентироваться на позицию партнёра в общении и в взаимодействии;
  • продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
  • оценивать действия партнёра и соотносить со своей точкой зрения;
  • адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности 1-2 класс

Календарно-тематическое планирование к рабочей программе "ОчУмелые ручки"  для 1-2 классов. В планирование  представлены  теоретические  и практические занятия; включены разделы: р...

Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (34 ч). ФГОС. 3 класс.

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ  г. Омска "СОШ № 63".Программа кружка расчитана на учащихся начальной школы, занятия проходят один раз в неделю....

Планирование внеурочной деятельности "Умелые ручки" (68 ч). ФГОС. 2 класс.

Учитель: Кучковская Светлана Михайловна. БОУ г. Омска "СОШ № 63".Программа расчитана на учащихся начальных классов, занятия проходят 2 раза в неделю....

"Шахматная планета" тематическое планирование внеурочной деятельности 2-3 класс

Программа разработана на основе различных информац. источников...

тематическое планирование внеурочной деятельности во 2 классе

В тематическом планировании для 2 класса отражены цели, задачи и мероприятия по 5 направлениям: духовно-нравственному, общекультурному, общеинтеллектуальному, социальному и спортивно-оздоровительному....

Тематическое планирование внеурочной деятельности Умелые ручки 2 класс

       Программа курса «Умелые ручки»  для учащихся 2  класса составлена  на основе  положения о рабочей программе по внеурочной деятельности в МБОУСОШ №...

тематическое планирование внеурочной деятельности 1-4 классы

Полное  развернутое тематическое планирование кружка "Самоделкин"...