Технологическая карта урока (математика 2 класс) "Сложение и вычитание двухзначных чисел"
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Меркулова Дарья Романовна

Технологическая карта урока технологии в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bondareva_tehnologiya_2_gotovoe.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока технологии в начальной школе

Тип урока:Изучение нового материала

Учитель:______________________________

Методист: _____________________________

Тема урока

Вырезанная из бумаги аппликация. Симметрия.

Цель

Развитие художественно – творческих способностей, познавательного интереса и практических умений детей через изготовление аппликации «Пальма».

Задачи

Образовательные: 1) познакомить с понятием «симметрия»; расширить знания детей о видах  аппликации и способах ее выполнения;

2) закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану;

3) закрепить навыки выполнения технологических операций:  разметки деталей  по шаблонам; вырезания деталей из бумаги  по криволинейному контуру; наклеивания мелких деталей из бумаги на картон;

Развивающие:способствовать развитию логического, образного, художественного мышления; устной речи, мелкой моторики, пространственного воображения, глазомера.

Воспитательные: способствовать воспитанию общей культуры труда (соблюдения правил безопасной работы инструментами и правил санитарной гигиены); технологической культуры (грамотного выполнения трудовых операций, рационального использования времени, экономного расходования материалов, аккуратности в работе); художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Планируемые результаты

Предметные:

Знать:

Уметь:

Иметь представление:        

Формируемые УУД:

Личностные УУД;

Регулятивные УУД;

Коммуникативные УУД;

Познавательные УУД.

Основные понятия

Аппликация, симметрия.

Межпредметные связи

Математика, литература, музыка, русский язык, окружающий мир.

Оборудование

Оборудование учителя:

образец аппликации«Пальма», пооперационная последовательность выполнения изделия – предметная технологическая карта; слайдовая презентация:образцы аналогичных   работ по теме урока; иллюстративный материал к водной беседе; план практической  работы; критерии оценок; новые термины (словарная работа); правила безопасной работы режущими и колющими инструментами.

Оборудование учащихся:

Материалы: желтый картон, цветная бумага для аппликаций, клей.

Инструменты:ножницы, карандаш, ластик, кисточкадля клея.

Приспособления:клеенка (или газета), салфетки для удаления клея (лоскутики ткани), коробочка для мусора.

Литература, интернет-ресурсы

Литература:

Цирулик, Н.А..  Технология. 1 класс [Текст]:поурочные планы по учебнику «Умные руки» , 2013. – 55 с.  

Ход урока

Задачи  этапа урока

 (вида работ)

Деятельность

учителя

Задания для учащихся

Деятельность

учеников

Планируемые результаты

Время

Предметные

УУД

I. Организация класса на работу

Мотивировать учащихся к учебной деятельности.

Приветствует детей, психологически  настраивает учащихся на урок,  организует внимание учащихся.

-Мы пришли сюда учиться,

 Не лениться, а трудиться.

 Работаем старательно,

 Слушаем внимательно.

Здравствуйте, ребята! Встаньте из-за парт, выровняйтесь, покажите мне свою готовность к уроку, приведите в порядок свое рабочее место.

Садитесь, меня зовут Дарья Романовна, и сегодня урок технологии у вас проведу я.

Приветствуют учителя,  включаются в учебную деятельность.

1 мин

II. Формулирование темы урока, постановка цели

2 мин.

Организовать формулирование темы и   цели урока учащимися.

Организует формулирование  темы и цели  урока, обозначает основные образовательные задачи (узнаем, что такое симметрия, изготовим симметричную аппликацию «пальма»), выясняет практическую значимость изделия

- Рассмотрите работы, представленные на слайде.

В какой технике выполнены эти работы? (аппликация).

-Ребята, кто из вас знает, что такое аппликация? (Ответы детей)

-Верно ребята.

Аппликация в переводе «прикладывание». Это очень древний вид искусства, интересный вид художественной деятельности, когда из кусочков кожи, ткани или бумаги вырезают фигурки, а затем наклеивают на основу – фон.

При этом материалом – основой служит дерево, плотная бумага или картон. Аппликация относится к декоративно-прикладному искусству,применяется для украшения одежды, предметов быта, для создания картин. При создании аппликации для вырезания деталей часто используется прием симметрии.

Кто знает, что такое симметрия? (Ответы детей)

- Сегодня мы рассмотрим понятие «симметрия», будемучится вырезать симметричные детали, развивать навыки работы с ножницами и клеем, изготовим симметричную аппликацию.

-А для того чтобы все поставленные задачи реализовать, нужно быть активным и внимательно слушать.

С помощью учителя формулируют тему и  цель урока,

высказывают свое мнение  о практической значимости изделия

Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать цель урока с помощью учителя

III.Вводная беседа

3-5 мин.

Познакомить с понятием «симметрия»; сформировать представления об аппликации.

Способство-вать развитию образного, логического и художественного мышления; устной речи; пространственного воображения.

Выясняет степень усвоения ранее изученного материала для связи с новой темой через систему вопросов; сообщает новые знания, используя межпредметные связи с изучаемыми дисциплинами; углубляет, систематизирует ранее полученные знания; использует ИКТ, сопровождает беседу иллюстративным материалом, организует детей на самостоятельный поиск информации.

-Ребята, посмотрите на слайд, на нем вы видите разные виды аппликаций.

-(Перечисляю, показываю картинки и немного рассказываю о представленных видах аппликаций).

   - Послушайте песенку «Чунга-чанга». Что вы представляете себе, слушая эту песенку?       - Какой характер музыки передает ее содержание? (Веселый, задорный)

- Как вы думаете, о какой стране идет речь? Если вы были внимательны, то услышали, что речь идет о кокосах и бананах. А пальмы с этими плодами растут только в теплых странах, на берегу океана.

Участвуют в диалоге, наблюдают,  слушают, отвечают на вопросы, высказывают свою точку зрения.

Знать:

виды изучаемыхматериалов,ихсвойства и названия

Познавательные УУД:

добыватьновыезнания из совместной беседы, обобщать полученнуюинформацию.

Личностные УУД:      -называтьиобъяснятьсвои чувства от прослушивания музыки  и просмотра видов аппликаций,объяснять  своё  отношениек ним.

IV. Подготовка к практической работе

4-5 мин.

Закрепить навыки организации рабочего места, анализа конструкции изделия, планирования работы, выполнения работы по плану.

Показывает образец изделия; определяет его назначение, конструкцию: количество частей, деталей, способы их соединения,  приемы украшения; выявляет материалы, инструменты и приспособления; проводит чтение графического изображения изделия;

составляет краткий план работы;

проводит физминутку

а) Анализ образца изделия

Откройте страницу 10 учебника. Рассмотрите аппликацию. Что напоминает вам эта картинка? Можно ли сказать, что она является иллюстрацией песни, которую мы слушали? (Да). Почему?

   - Почему для основы (фона) выбрали бумагу оранжевого цвета? (Жара, много солнца.)

   - Как называются деревья, на которых растут кокосы? (Пальмы.)

-Мы рассмотрели аппликацию, определили ее фон.

Давайте рассмотрим аппликацию «Пальма»

   -Из каких частей состоит аппликация? (Из двух – основы и сюжетной картинки - аппликации).

Сколько деталей в сюжетной картинке – аппликации (две пальмы и кокосы).

- Как присоедены пальмы и кокосы  к основе, к фону? (приклеены)

  - Из каких деталей состоит пальма? (Ствол, пять резных листьев, плоды.)

Обратите внимание на ствол пальмы. Какую геометрическую фигуру он напоминает? (Перевернутые треугольники.)

   - Какого цвета дерево? (Ствол - коричневого, листья – зеленого, кокосы – коричневого, темного цвета.)

-  Обратите внимание на способ вырезания деталей. Он называется симметричным. Что это значит? (Это значит, что вырезая деталь по сложенной заготовке, а потом раскрыв ее, получим зеркальное отражение одной части в другой).

-А какие симметричные детали вы можете найти в природе?(ответы детей)

- Как соединяются детали аппликации с основой (фоном)? (с помощью клея, неподвижно).

- Какие материалы использованы?(Бумага, клей)

- Какие необходимы инструменты? (Ножницы, карандаш, ластик, кисточка для клея)

-Какие приспособления нам необходимы? клеенка (или газета), салфетки для удаления клея (лоскутики ткани), коробочка для мусора.

Проанализировали работу, теперь давайте составим план её выполнения.

б) Составление краткого плана работы

План:

1. Складывание заготовок для симметричного вырезания

 2.Разметка деталей аппликации.

3.Вырезание деталей.

4.Компоновка  деталей на фоне.

5.Наклеивание деталей на фон.

6. Высушивание аппликаций под грузом.

-Мы определили, по какому плану будем работать, а теперь давайте немного отдохнем.

в) Проведение физминутки

-Итак, мы отдохнули а теперь нужно проверить вашу готовность к уроку.

Совместно с учителем анализируют образец изготавливаемого изделия, разбираются в графической схеме,

составляют план практической работы, выполняют

физминутку

Знатьконструк-циимногоде -тальные, способы разметки и сборки деталей, виды отделки.

Уметь:анализиро-вать,планирова -

тьпредсто-ящуюпрактичес-куюработу;

спомощьюучителярешатьдоступные конструкторско-техно-

логическиезадачи.

Коммуникативные УУД:

-вступатьвбеседуиобсуждение,донестисвою позициюдо  других, слушатьипониматьречь других,

уметь  сотрудничать, уважительноотноситьсякпозициидругого.

Регулятивные УУД:

-учитьсявысказыватьсвоёпредположение(версию)наоснове коллективногообсуждениязаданий,

–проговариватьпоследовательностьдействийнауроке;

– с  помощьюучителя объяснятьвыбор наиболееподходящих для выполнениязаданияматериаловиинструментов;

V. Организация  рабочего места

3 мин.

Закрепить навыки организации рабочего места;

выявить знания о

правилах безопасной работы инструментами и правилах санитарной гигиены

Проверяет готовность обучающихся к уроку: выясняет наличие материалов, инструментов  и приспособлений.

Проводит инструктаж по размещению оборудования на рабочем столе; выявляет режущие и колющие инструменты; обучает правилам безопасной работы режущими и колющими инструментами

   - Прежде чем приступить к работе, давайте проверим готовность к уроку. Я буду читать вам стихотворение, а вы внимательно слушайте и проверяйте, всё ли у вас есть на партах.

Чтоб работа закипела,

Приготовьте всё для дела,

Будем клеить, мастерить –

Всё должно в порядке быть.

Ножницы, бумагу, клей

Клади на место поскорей.

Не забудь про карандаш –

Он в труде помощник наш.

Линейку, ластик положи,

В порядке вещи содержи.

Все готовы? Молодцы!

 - Сначала необходимо подготовить детали аппликации: вырезать листья, затем – ствол и кокосы. Для этого повторим инструкцию по технике безопасности при работе с ножницами.

Правила безопасной работы ножницами:

  1. Перед работой проверьте исправность ножниц.
  2. Используйте ножницы только по назначению.
  3. Работайте хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  4. Не работайте ножницами с ослабленным креплением.
  5. Работайте ножницами только на своем рабочем месте.
  6. Следите за движением лезвий во время работы.
  7. Подавайте ножницы в закрытом виде кольцами вперед.
  8. Не оставляйте на столе ножницы в раскрытом виде.
  9. После выполнения работы ножницы кладите на стол кольцами к себе.
  10. Не играйте с ножницами, не подносите их близко к лицу.
  11. Не держите ножницы концами вверх.
  12. После работы уберите ножницы в укладку или чехол сомкнутыми лезвиями вниз.

-Как нужно правильно работать с клеем? (Клей-карандаш закрывать, мыть руки после работы с ним).

-Применяйте все правила, и ваша работа принесет вам лишь удовольствие.

-Мы подготовились к практической работе, а теперь можно к ней приступить.

Оборудуют  рабочий  стол  в соответствии с требованиями. Включаются в обсуждение правил безопасной работы с материалами и инструментами

Уметь:организовы-ватьрабочееместо и поддерживатьпорядокна нём во  времяработы.

Регулятивные УУД: учиться  готовитьрабочееместо, объяснятьвыбор наиболееподходящего оборудования для выполнениязадания.

VI. Практическая работа

25-30 мин.

Учить вырезать симметричные детали. Закрепить навыки:  разметки деталей  по шаблонам; вырезания деталей из бумаги  по криволинейному контуру; наклеивания мелких деталей из бумаги на картон;

Способство - вать воспитанию общей культуры труда;  художественно-эстетического вкуса, творческой активности, усидчивости, трудолюбия.

Определяет критерии оценивания практической работы; организует практическую работу детей; проводит вводный инструктаж (с чего начать работу); организует текущий инструктаж с  опорой на пооперационную технологическую карту); предупреждает возможные ошибки и намечает  пути и устранения; организует самоконтроль и взаимоконтроль учащихся, проводит пооперационный контроль.

-Оценивать работу буду по следующим критериям:

  1. ровное вырезание;
  2. аккуратное склеивание;
  3. творческий подход к оформлению.

Придется хорошо постараться.

 Внимательно посмотрите на заготовки, которые я вам приготовила. Цветные прямоугольники - это ствол, листья, а  кокосы готовые.

Также на ваших партах лежат шаблоны листьев пальмы в форме полуовала, которые нужно будет обвести.

-Мы будем делать только одну пальму, поэтому нам нужен будет 1 ствол, 5 листьев и 5 кокосов.

Практическую работу выполняем по составленному плану.

1. Складывание заготовок для симметричного вырезания

-Берем заготовку ствола, это коричневыйпрямоугольник, складываем его пополам.

Берем все заготовки листьев и складываем их также. Посмотрите, как это делаю я.

2.Разметка деталей аппликации.

Далее берем шаблон полуовал, прикладываем его на край листа, обводим его  карандашом на изнаночной (не цветной) стороне.Убираем шаблон в сторону или отдаем соседу по парте. Размечаем 5 листов.

3.Вырезание

Берем в руки ножницы, не забываем про технику безопасности, и аккуратно вырезаем листья по обведенному полуовалу. Далее берем заготовки и вырезаем зубчики, режем или кончиками ножниц или серединойножниц, если кончики не смыкаются(показ).

4.Компоновка  деталей на фоне.

Вырезанные детали  мы прикладываем к основе (фону). Сейчас мы скомпонуем нашу композицию. Разложите ваши детали так,  как в учебнике или на слайде.

5.Наклеивание деталей на фон.

Сейчас берем в руки клей, не забываем про правила работы с клеем, намазываем все детали полностью, хорошо промазываем края деталей на макулатурной бумаге. Приклеиваем сначала ствол в центр листа. Потом листья и кокосы, как показано в учебнике.

6. После завершения работы аппликацию необходимо высушить под грузом.

Наше занятие подходит к концу. Сейчас посмотрим ваши аппликации.

Выполняют практическую работу  самостоятельно или под руководством учителя,

осуществляют самопроверку с опорой на образец и предметную карту

Уметь:правильноработать ручнымиинструментами;выполнятьэкономную и рациональную разметкудеталей по шаблонам, аккуратновыполнятьсборкудеталей, реализовыватьтворческий замыселвсоответствиис заданнымиусловиями.

Регулятивные УУД: учиться проговариватьпоследовательностьдействийнауроке;выполнятьпрактическую работупо  плану;предлагать свои конструкторско-технологические приёмыиспособы выполненияотдельныхэтапов изготовления изделий; осуществлятьконтрольточностивыполнения технологических операций

VII. Подведение итога урока. Рефлексия.

3 мин.

Обобщить полученные школьниками предметные знания и умения.

Организовать самооценку учебной деятельности

Организует выставку работ детей, их обсуждение; проводит анализ типичных ошибок и способов их устранения;

выставляет оценки всем учащимся за выполненную работу согласно критериям; выясняет, что узнали нового на уроке, чему научились, где в дальнейшем можно применить полученные знания и практические умения.Организует самооценку учебной деятельности.

Выставка работ детей

-Выйдите, пожалуйста, к доске те, кому я положила звёздочку. Вы получаете «5». Мне очень понравились ваши работы. Молодцы!  Сейчас выйдете те, кому я положила квадратики. Вы получаете «4», у вас тоже получились хорошие работы, видно, что вы старались. А те ребята, кому я положила треугольники, постарайтесь обязательно завершить работу.

- Какие трудности встретились в практической работе?

-Все ли поставленные задачи выполнены?

   - Расскажите, что вам понравилось в вашей работе. Какие ошибки вы допустили? Что бы вам хотелось исправить или дополнить?

   - В ходе работы мы закрепили представление об аппликации; продолжили знакомство, с какими фигурами? (с симметричными фигурами)

-Если вам понравился сегодняшний урок, давайте друг другу похлопаем, если нет, потопаем.

   - Работали вы дружно, помогая друг другу советами, выполняя правила по технике безопасности, пользуясь планом. Молодцы!

Демонстрируют свои работы, анализируют и осмысливают свои достижения, осуществляют оценку и  самооценку учебной деятельности

Регулятивные УУД: учитьсясовместносучителеми другимиученикамидавать

эмоциональнуюоценкудеятельности классанауроке; вдиалогесучителемучитьсявырабатыватькритерииоценки иопределятьстепеньуспешностивыполнениясвоейработыиработывсех,исходяизимеющихсякритериев.

VIII. Уборка рабочих мест

2 мин.

Способство-вать воспитанию общей культуры труда, умению  быстро и организованно убрать рабочееместо

Организует индивидуальное наведение порядка на рабочих местах,

организует дежурных на уборку мусора и сбор раздаточного материала.

-Давайте приведем свое рабочее место в порядок. Кто напомнит, как правильно убрать свое рабочее место?

- Теперь уберите все ваши инструменты в ваши папки, клей закройте, на перемене вымойте руки. Не забудьте убрать всю лишнюю бумагу и вытрите салфеткой клей. Мне понравилось с вами работать. Спасибо вам, урок закончен. До свидания.

Наводят порядок на рабочем столе

Регулятивные УУД: учиться быстро и организованно убирать рабочееместо