Технологическая карта урока математики для 3 классa: «Вычитание числа из суммы», разработанная для УМК "Перспектива".
план-конспект урока по математике (3 класс) по теме

Абрамова Мария Сергеевна

Технологическая карта урока математики для 3 класс: «Вычитание числа из суммы», разработанная для УМК "Перспектива" в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех видов интеллекта (физического, эмоционального, духовно-нравственного и логического) у учащихся начальной школы», с применением игровых, информационно-коммуникационных, групповых, проблемных и технологий дифференциации заданий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов МОУ лицея «Серпухов»»: Абрамова Мария Сергеевна

Предмет: математика

Класс:  3 г

Тип урока: рефлексия

Учебно-методический комплекс:  «Перспектива»

Технологическая карта урока: «Вычитание числа из суммы», разработанная в рамках опытно-экспериментальной работы по теме «Развитие всех видов интеллекта (физического, эмоционального, духовно-нравственного и логического) у учащихся начальной школы», с применением игровых, информационно-коммуникационных, групповых, проблемных и технологий дифференциации заданий.

Тема

«Вычитание числа из суммы».

Цель

Научиться выполнять вычитание числа из суммы разными способами.

Задачи

Учиться применять правило вычитания числа из суммы разными способами при решении примеров и задач.

Решаемые проблемы

Какими способами вычесть число из суммы?

Понятия

Вычитание числа из суммы, название компонентов сложения, вычитания, задачи.

Формируемые УУД

Личностные: проявлять положительное отношение к учебному предмету «Математика», осознавать его значение; развивать интерес к  учебному материалу, способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные: определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке.

Прогнозировать результат решения практической  учебной задачи, оценивать её по критериям.  Находить и исправлять ошибки, выяснять их причины,  намечать путь  исправления.

Познавательные:  ориентироваться в информационном материале учебника, осуществлять поиск необходимой информации (по необходимости совместно с учителем), развитие умений писать изученные буквосочетания. Коммуникативные: использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль  и взаимную помощь. Уважать другую точку зрения. Продолжать учиться работать в парах и группе.

Планируемый результат

Предметные:  выполнять вычитание числа из суммы разными способами.

Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, развитие интереса к освоению новых знаний и способов действий;  формирование положительного отношения к предмету математики, проверять задание и вносить корректировку.

Метапредметные:  уметь определять и формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, работать по плану, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной оценки, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. (Регулятивные УУД).

Строить монологическое высказывание, используя лингвистические термины, учиться  оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. (Коммуникативные УУД)

Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. (Познавательные УУД)

Ресурсы:

- для учителя;

- для учащихся.

Учебник: «Математика» для 3 класса (авторы Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н.);

технологическая карта урока, ноутбук для учителя, проектор, мультимедийная доска, документ-камера, презентация, карточки с заданиями для учащихся.

Учебник, тетрадь, пенал, карточки для групповой и индивидуальной работы.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика. Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

I. Самоопределе-ние к деятельности

 (2 минуты)

Приветствует обучающихся, настраивает на работу.

- Начнём с вами урок с упражнений, которые помогают нам лучше думать.

- Вспомним девиз наших уроков. («Хотим всё знать!»)

- А какими нужно быть на уроке, чтобы всё знать?

- К нам на урок сегодня пришил герои нашего учебника. Напомните, как их зовут?

И Аня с Ваней предлагают нам начать наш урок с таких слов (слайд – читает хорошо читающий ученик):

Наш урок науке посвящается,
Что математикой с любовью называется,
Она поможет воспитать такую точность мысли,
Чтоб в нашей жизни все познать, измерить и исчислить.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Молодцы!

- Открываем тетради. Красиво и аккуратно записываем число, классная работа.

Дети приветствуют учителя.

Выполняют упражнения.

  1. «Точечный массаж»

- Сколько раз выполняем упражнения?  (по 9)

  • носовой перегородки (по 9 раз в одну и другую стороны);
  • висков (по 9 раз в одну и другую стороны);
  • лимфоузлов (по 9 раз в одну и другую стороны);
  • точки под шеей (по 9 раз в одну и другую стороны);
  • точек между большими пальцами (по 9 раз в одну и другую стороны);
  1. Вертикальный и горизонтальный массажи ушей (по 5-6 раз в разных направлениях)
  2. «Думательный колпак» - 2 раза.
  3. «Вакуум» (3 раза).

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотруд-ничества с учителем и сверстниками.

Познавательные УУД: построение монологического высказывания.

Личностные УУД: смыслообразование

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 (7 минут)

Построение плана урока.

Устный счёт (решение задач и примеров удобным способом).

Работа в группах – решение задачи

(на доске вразброс названия этапов урока)

- Начнём урок с построения плана урока. В начале скажите, как называется тип урока, когда мы «открываем новое знание»? Умницы!

1. Устный счёт.

2. Постановка проблемы.

4. Открытие нового знания.

5. Закрепление, работа в парах.

6. Работа в группах.

7. Повторение.

8. Итог урока. Оценивание своей работы на уроке.

9. Домашнее задание.

- Итак, как же называется первый этап урока?

- Чему мы учимся на данном этапе?

Слайд. («Устная разминка». Один читает – задаёт другому вопрос. Оценивают всем классом: «Согласны?»)

Слайд. Вычислите удобным способом:

56 + 9 + 4 + 11

22 + 7 + 8 + 13

- Что означает выражение «вычислите удобным способом»?

- Что мы сейчас с вами повторили? Какой был этап урока?

- Мы с вами знаем, что наши друзья Аня и Ваня тоже ученики. Какого класса?

Им задали домой решить задачу. Поможем им? Текст задачи мы видим на экране. Работаем в группах. Начали. Ответы пишем крупно на больших листках. Начали.

В первый день Мальвина прочитала 68 страниц, во второй – на 25 больше, а в третий – на 15 книг меньше, чем во второй день. Сколько книг прочитала Мальвина во второй день?

Оцените себя (самооценка по слайду) (68+25)-15.  

- У кого так же? Молодцы! У кого не так? Почему?

- У кого сколько получилось? (68+25)-15=78.  

- Расскажите, как решали пример. Какое действие выполняли первым? Почему?

Выполняют задания самостоятельно, в группах, парах.

Рассуждают, высказывают своё мнение.

Строят план урока.

.

Познавательные УУД: построение плана урока, актуализация опорных знаний,  Уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, Регулятивные  УУД: контроль и оценка процесса и результатов деятель-ности. Коммуника-тивные УУД: уметь работать в группах, оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других. Регу-лятивные УУД: уметь выполнять работу по предло-женному плану, вносить необхо-димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Познавательные УУД: самостоя-тельно выделять и формулировать по-знавательные задачи.

Регулятивные УУД:

целеполагание, планирование.

Выявление места и причины затруднения.

(2 минуты)

- Ребята, а может быть существует какой-то другой способ решения этого примера? Более лёгкий и удобный? Может быть кто-нибудь знает? Обсудите в группах. Начали.

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднений («открытие» детьми нового знания)

(4 минуты)

- Нашли другой способ решения этого примера?

- В чём трудность?

- Какая же тема нашего урока?

- Какие цели поставим перед собой?

Реализация построенного проекта.

(2 минуты)

-  А как нам узнать, правильно мы предположили или нет? (сверить с учебником)

- Какая страница в учебнике, ко мне подскажет? (с.38)

- Чья версия оказалась верной?

- Итак, какие 3 способа вычитания числа из суммы узнали? (эталоны вывешиваются на доску)

Правила вычитания числа из суммы:

1)        найти сумму и вычесть из неё число:

(1 сл. + 2 сл.) – число;

2)        вычесть число из 1 слагаемого и прибавить 2 слагаемое:

(1 сл. + 2 сл.) – число =(1 сл. – число) + 2 сл.

3)        вычесть число из 2 слагаемого и прибавить 1 слагаемое:

(1 сл. + 2 сл.) – число =(2 сл. – число) + 1 сл.

-  Какой сейчас был этап урока?

Физкульт. минутка.

Чтобы ещё лучше запомнить новые правила, выполним упражнение  «Перекрёстный шаг».

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (7 минут)

С.38 №1. Мы будем сразу решать более удобным способом. Кто попробует у доски?

(47+26)-7=(47-7)+25=65

(31+29)-20=31+(29-20)=40

Последний пример решите в парах. Начали. Оцените себя. (по слайду)

(70+24)-14=70+(24-14)=80

- Этот способ решения оказался более лёгким или трудным? Почему?

- Какой сейчас был этап урока? Какое новое правило узнали?

Дифференцированная самостоятель-ная работа с самопроверкой по эталону.

(5 минут)

- А сейчас попробуйте решить несколько примеров самостоятельно.

С.38 №2 – те ребята, кому всё понятно, решают все примеры, кому еще пока сложно – 2 примера. Начали.

Оцените себя. (по слайду)

Какой был этап урока? Какое правило применяли на практике?

Включение в систему знаний и повторение. (8 минут)

С.39№4-решение  задачи выражением (чтение про себя, вслух, чтения условия задачи, вопроса к задаче, выяснение значения фразы «решить задачу разными способами»).

1 способ:

(23+19)-15=23 (кг)

2 способ:

23+(19-15)=27 (кг)

Физкульт. минутка.

Чтобы ещё лучше запомнить всё, что изучили на уроке, выполним упражнение  «Ленивые восьмёрки».

Выполняют упражнения.

Рефлексия.

Итог урока.

Задача:

осознание  обучающимися своей учебной деятельности, проверка их ресурсного состояния, самооценка результатов деятельности.

(3  минуты)

- Оцените свою работу на уроке.

- Подведём итог урока.

(вопросы из рефлексивного экрана)

- Отметки за работу на уроке… .

Какой был этап урока?

Подводят итог урока и оценивают свою деятельность на уроке.

Регулятивные УУД

уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД- самооценка на основе критерия успешности учебной деятельности.

Запись и обсуждение домашнего задания.

(1 минута)

С. 38 №3, с.40№3

Какой был этап урока?

Отвечают на вопросы: «Кому домашнее задание понятно? Кому не понятно? Что именно? Кому кажется сложным? Кому лёгким? Почему?»

Устный счёт.

Постановка проблемы.

Открытие нового знания.

Закрепление, работа в парах.

Работа в группах.

Самостоятельная работа.

Итог урока. Оценивание своей работы на уроке.

Домашнее задание.

Повторение.

Правила вычитания числа из суммы:

  1. найти сумму и вычесть из неё число:

(1 сл. + 2 сл.) – число;

  1. вычесть число из 1 слагаемого и прибавить 2 слагаемое:

(1 сл. + 2 сл.) – число =(1 сл. – число) + 2 сл.

 3)        вычесть число из 2 слагаемого и прибавить 1 слагаемое:

(1 сл. + 2 сл.) – число =(2 сл. – число) + 1 сл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок математики по теме " Вычитание числа из суммы"

УМК: "Планета знаний"Тема: «Вычитание числа из суммы» Тип:  Урок закрепления знаний Цель урока:Научиться выполнять вычитание числа из суммы разными способами...

Конспект урока математики на тему "Вычитание числа из суммы"

Урок математики на тему "Вычитание числа из суммы" (ПНШ)....

Технологическая карта урока математики по теме "Вычитание числа 2"

Урок математики в 1 классе построен в соответствии с требованиями ФГОС НОО по УМК "Начальная школа XXI века"...

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание числа 1" ( 1 класс) , УМК "Школа России"

Цель урока: формирование условий для знакомства обучающихся с приемами сложения и вычитания для случаев вида +1+1, -1-1.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с математическим действием...

Технологическая карта урока математики по теме "Умножение числа на сумму" (УМК "Школа России" - 4 класс)

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока: создание условий для формирования умения умножения числа на сумму двумя способами;Задачи урока: Дидактические:Знать два способа ...

Технологическая карта урока математики "Сложение и вычитание числа три. Приёмы вычислений", 1 класс, УМК "Школа России"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о сложении и вычитании числа 3.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Познакомить обучающихся с приемами прибавления и вычитания числа ...