Конспект урока математики на тему "Вычитание числа из суммы"
план-конспект урока по математике (1 класс) по теме

Чупина Наталья Александровна

Урок математики на тему "Вычитание числа из суммы" (ПНШ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дата: 7.04.2017        .                                                                                                                Учитель методист школы: Кирчевская Е.Ю.
Школа: МБОУ НОШ №95                                                                                                                Методист ЧПК №1: Дрокина М.В.
Класс: 1                                                                                                                                Студентка 34 группы: Чупина Наталья
Время: 9:00-9:45
Кабинет: 310
                                                             

Тема: «Вычитание числа из суммы».

Цель: создание условия для ознакомления со способом  вычитание числа из суммы.

Планируемые результаты:

Личностные: 

- развитие мышления через сравнение, обобщение, анализ;

- развитие внимания через использование демонстрационного материала, через умение слушать;

- развитие математической речи, через умение аргументировать свои действия;

Предметные:

- усвоение правила вычитания числа из суммы;

- оперирование на схему и правило при вычислениях и рассуждениях.

Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: компьютер,  мультимедийный проектор,  мультимедийное сопровождение урока, презентация к уроку.

Программа: УМК ПНШ (Стандарт второго поколения.)

Учебник: Математика (1 класс, 2 часть, А.Л. Чекин).


Этап урока. Методы и приемы

Время

Содержание урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.

Орг.момент

1 мин

Доброе утро, класс. Все подровнялись, проверили свою готовность к уроку. Посмотрим, какой ряд займет свои места тише всех. Садится первый ряд, теперь третий, затем второй. Молодцы, вы готовы начать. Меня зовут Наталья Александровна, и  я проведу у вас урок математики сегодня.

Проверяют готовность к уроку. Приветствуют учителя.

2.

Мотивационный этап.

Актуализация знаний.

10 мин

Давайте, ребята, учиться считать,

Чтобы скорей математиком стать.

Ему по плечу любая работа,

Но прежде разучим правила счета.

Звонок прозвенел, он позвал на урок.

Пора! Тишина! К нам наука идет...

Устный счет.

Задание 1. Определите состав числа:

  1) 12 это -

6   и   …

4   и  …

… и   3

  2) 14 это -

7   и  …

… и   9

6   и  …

  3) 15 это –

…  и   9

7    и …

…  и   5

   4) 16 это –

8   и …

… и   7

6   и …

 Задание 2. Составьте круговые примеры. Круговыми они называются, потому что ответ одного примера, является началом другого. Начинать можно с любого примера. (Слайд: кораблики с примерами)

Давайте с вами выберем с какого примера, мы, начнем. Тому, кто быстро справится с заданием, будет небольшой презент, а какой, вы узнаете позже. (Медаль).

Молодцы, успешно пройдено и это задание!

Ребята, сейчас вы можете увидеть на ваших столах листочки, для проведения математического диктанта, подпишите его. Я вам буду диктовать задания, их всего 7. Поставьте номера в столбик от 1 до 7. А теперь, по команде, будете писать напротив, только ответ.

1) Сумма чисел 6 и 3.

2) Уменьшаемое 8 вычитаемое 7, найдите значение разности.

3) 10 это 4 и …

4) Значение разности чисел 7 и 3.

5) Из 9 вычесть 5.

6) Из какого числа нужно вычесть 2, чтобы получить 6?

7) Разность чисел 18 и 8.

Сейчас на слайде, появятся ответы, возьмите в руки красный карандаш, будете проверять.

Если 1 или 2 ошибки поставьте себе «+»;

Если 3 или 4 ошибки поставьте себе «+-»;

Если свыше 4 ошибок поставьте себе «-». Листочки отложите, их вы сдадите в конце урока.

Слушание учителя.

Определяют состав числа.

Составляют круговые примеры.

Записывают математический диктант.

Л: самоопределение.

Л: смыслообразование.

П:умение выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы, свойства арифметических действий.

П: владеть общими приемами решения задач;

строить логическую цепь рассуждений;

анализ содержания.

К: осознанное построение речевого высказывания.

3.

Постановка учебной задачи.

1 мин

Посмотрите на доску, вы видите 2 математические схемы. (Слайд)

-Чем они похожи?

-Чем отличаются?

(Здесь число прибавляется к сумме, а здесь вычитается).

Как называется эта запись? (Прибавление числа к сумме).

Вы умеете это делать? В чем заключается это правило? (Чтобы число прибавить к сумме можно прибавить его к одному из слагаемых, а потом сложить полученное значение и другое слагаемое).

Молодцы! А зачем нам это правило нужно?  (Чтобы правильно считать).

Так давайте же посчитаем, (5+5)+9; (5+7)+5; (6+8)+2. У вас очень хорошо получается!

А теперь давайте обратим внимание на вторую схему, как это свойство назовем? (Вычитание числа из суммы). А как это нужно делать?

Поэтому тема нашего сегодняшнего урока «Вычитание числа из суммы». Какие цели мы поставим на урок? (Познакомиться с этим способом и научиться выполнять эти действия).

Откройте учебники на стр. 66, прочтите еще раз, какая тема нашего сегодняшнего урока.

Хорошо, рассмотрите задание №1. Миша и Маша стали решать задачу. Прочитайте ее по цепочке. Назовите условие данной задачи. (В вазе лежало 5 красных яблок и 4 зеленых. За обедом съели 2 яблока.)

Сформулируйте требование задачи. (Сколько яблок осталось в вазе?).

Прочитайте, как рассуждала Маша. А теперь кто сможет Машины рассуждения записать в виде математического выражения? ((5+4)-2). Что Маша сначала делала? (Нашла число всех яблок). Каким действием? (Сложением). Значит что записываем? Давайте проверим, у Маши что сказано? (Сначала сложением найдем число яблок). А как показать, что мы сначала найдем? (Поставим числа в скобки). Откройте свои рабочие тетради, запишите число 7 апреля, отступите 2 клеточки вниз, запишите №1. Запишите к себе в тетрадь математическую запись, как рассуждала Маша.

Итак, сейчас прочитайте, как рассуждал Миша. Кто может пойти записать его выражение?

1 способ:

Решение: (5+4)-2 = 9-2=7 (ябл.).

Ответ: 7 яблок.

2 способ:

Решение: (5-2)+4 = 3+4=7 (ябл.).

Ответ: 7 яблок.

А как вы думаете, почему получились одинаковые ответы?

У вас здорово получается! Скажите ребята, а какое еще решение могло быть у этой задачи?

А если бы Миша любил зеленые яблоки, то как бы он предложил решить эту задачу? (Он съел бы 2 зеленых яблока.)

3 способ:

Решение: (4-2)+5 = 2+5=7 (ябл.).

Ответ: 7 яблок.

Сравните этот ответ с ответами, полученными ранее. Какой вывод мы можем сделать? (Чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть это число из одного слагаемого и результат сложить с другим слагаемым.).

Молодцы, запишите в виде математической записи, рассуждения Миши к себе в тетрадь.

Отвечают  на вопросы учителя.

Выполняют задание №1. Отвечают на поставленные вопросы.

Ищут различные способы решения Мишиных рассуждений.

Сравнивают и обобщают правилом задание №1.

Р: целеполагание.

Л: самоопределение.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

4.

Решение частных задач.

15 мин

А теперь посмотрите на задание №2. Прочитайте это задание.

Давайте с вами рассмотрим запись в этом задании ((4+5)-2). Что обозначает это выражение? (Всего 9 кружков, надо убрать 2.) Как это можно сделать? (Работа по учебнику).

Давайте посмотрим на первую запись. Что показывает нижняя дуга? (Число всех кружков)  Из числа этих кружочков по записи нужно убрать 2. Что нам показывает схема? (убираем 2 синих), где это показано в записи? (Было 4 синих 2 из них убирают). Как узнать, сколько кружочков осталось? Что нам нужно? (Нужно прибавить оставшиеся кружочки –5).  Тогда, что показывает вот эта запись? (Она показывает сколько синих кружочков осталось). А вот это тогда что должно показывать число? (Сколько красных кружочков осталось).

Что показано на второй схеме? Что показывает вот это выражение? (Что из всех кружочков убирают 2 красных) Значит вот эта дуга что показывает? (сколько красных осталось). А здесь тогда какое число должно быть? (сколько синих осталось).

Задание №3. (Слайд)

                         (4+7)+2

(7+4) – 2          (4-2)+7

                         (7-2)+4

                         (7-4)+2

Ребята, из выражений в правом столбике, выберите те, не считая, которые будут иметь такие же значения как вот эта разность. Давайте ее прочтем. ((7+4)-2). Как вы думаете, какая запись нам точно не подойдет? ((4+7)+2). Почему? Обсудите в парах. (Потому что там 2 плюса).

Как мы можем из суммы вычесть? (Мы можем из 7 вычесть 2 и прибавить 4 и мы можем из 4 вычесть 2 и прибавить 7.) Значит, нам подходят 3 записи. Давайте еще раз, повторим, какое нам правило помогло выбрать? (Чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть это число из одного слагаемого и результат сложить с другим слагаемым.).

Давайте прочитаем все вместе! А теперь расскажите соседу по парте это правило. Молодцы, ребята, сколько выражений будем в тетрадь записывать? (3)

Давайте все три выражения запишем в столбик.

Я вижу вы устали, давайте разомнемся немного и отдохнем!

Объясняют способ вычисления.

Рассматривают схемы и математические записи.

Отвечают на поставленные вопросы.

Выбирают значения, которые подойдут к приведенной математической записи.

.

Записывают выражения в рабочую тетрадь.

Р: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

5.

Физ.минутка.

3 мин

Повел ротозей

В поле гусей:

Пять белых…

Два серых…

А где же конопатый?

И сколько их было?

Кто скажет, ребята? (8).

Тихо садится третий ряд, потом второй, затем первый.

Выполняют физические упражнения.

6.

Закрепление изученного материала.

10 мин

 А теперь внимание, очень сложное задание, нужно вычислить очень быстро (13+8)-3; а чтобы вычислить очень быстро что нужно сделать? (Надо хорошо видеть как удобно сосчитать) Кто сможет? Молодец! Каким правилом пользовался? (Медаль).

  Посмотрите задание в рабочей тетради на стр.93. Прочитайте задание. Что ребята нам нужно сделать? (Нужно сосчитать), но как сосчитать? (Используя правило).  Что нам нужно? Из суммы 8 и 4 вычесть 3, как это можно сделать? (Из 4 вычесть 3 и прибавить 8, а можно из 8 вычесть 3 и прибавить 4). Остальные выполните самостоятельно.

  Кто готов, руку на локоток. Возьмите цветной карандаш красного цвета и сравните по эталону (слайд). У кого все правильно поставьте «+».

  Переходим к заданию №2. Прочитайте задание. Выполните его самостоятельно.

  Возьмите цветной карандаш и проверьте по образцу. У кого нет ошибок или одна, встаньте, вы большие молодцы, поставьте себе оценку «5», у кого 2 ошибки, встаньте, в чем у вас возникли затруднения? Что вам нужно будет повторить, чтоб в следующий раз не совершать ошибки? (Подучить правило).

Вспоминают правило.

Проверяют вместе с учителем.

Отвечают на вопросы

П: владеть общими приемами решения задач;

Р:строить логическую цепь рассуждений;

анализ содержания;

выполнение арифметических действий.

К: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи

7.

Рефлексия.

3 мин

Ребята, давайте вспомним, какую тему, мы сегодня изучали?  Какую цель мы ставили на этот урок? Как вы думаете, мы достигли ее?

Ребят, а зачем нам знать это свойство вычитание числа? Зачем мы изучаем все эти правила математические? (Чтобы быстро и правильно считать).

Рефлексия предметная (слайд).

Оценивают проделанную работу, исходя из целей урока.

Л: самооценка.

П: извлечение необходимой информации.

К: выражение своих мыслей с точностью и полнотой.

8.

Заключительный этап

1 мин

Наш урок подошел к концу. Мне было приятно с вами работать. Хорошего вам окончания дня. До свидания.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Доброе утро, Ребятки!

Слайд 2

12 6 4 3

Слайд 3

14 7 6 9

Слайд 4

15 7 9 5

Слайд 5

16 8 6 7

Слайд 6

1) 9 2) 1 3) 6 4) 4 5) 4 6) 8 7) 10

Слайд 7

( ( ) ) + + - +

Слайд 9

Тема нашего сегодняшнего урока: «Вычитание числа из суммы»

Слайд 10

Цели урока: Познакомиться….. 2.Научиться……

Слайд 11

Учебник стр.66 №1

Слайд 13

(4-2)+ (5-2)+

Слайд 14

(7+4)-2 (4+7)+2 (4-2)+7 (7-2)+4 (7-4)+2

Слайд 15

«Чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть это число из одного слагаемого и результат сложить с другими слагаемыми».

Слайд 16

Физминутка !

Слайд 17

Внимание! (13+8)-3

Слайд 18

«Чтобы вычесть число из суммы, можно вычесть это число из одного слагаемого и результат сложить с другими слагаемыми».

Слайд 19

(8+4) – 3 = ( ( ) ) - - + + = =

Слайд 20

(6+3) – 2 = - + = ( ( ) ) + - =

Слайд 21

«Рабочая тетрадь Стр.93 №2 Выполни самостоятельно!»

Слайд 22

(7+3) – 5 = (7 - 5) + 3 = 2+3= 5 (8+4) – 7 = ( 8 - 7 ) + 4 = 1+4=5 (9+2) – 6 = ( 9 – 6 ) + 2 = 3+2=5

Слайд 23

(4+1) – 3 = ( 4 - 3 ) + 1 = 1+1= 2 (5+4) – 2 = ( 4 – 2 ) +5 = 2+5=7

Слайд 24

С чего начался наш урок? Где возникла трудность? Как нашли решение? Какую цель ставили перед собой? Цель достигнута?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА МАТЕМАТИКИ ТЕМА: «ВЫЧИТАНИЕ ЧИСЛА ИЗ СУММЫ»

Основная цель:  сформировать у учащихся умение вычитать число из суммы....

План-конспект урока математики "Умножение двузначного числа на однозначное"

Конспект урока математики в 3 классе (по учебнику И.И.Аргинской)....

Конспект урока математики по теме"Число 8. Цифра 8"

Конспект урока математики по теме " Число 8. Цифра 8 ". УМК " Перспектива "...

Конспект урока математики по теме "Число 0.Цифра 0"

Конспект урока математики по теме "Число 0.Цифра 0" .    1 класс.     ОС Школа 2100...

Конспект урока математики по теме «Числа 1-6 ». 1 класс. Программа «Перспектива».

Конспект урока математики по теме «Числа 1-6 ». 1 класс. Программа «Перспектива»....

Конспект урока математики "Сложение с числом 10. Приёмы вычислений", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока математики "Сложение с числом 10. Приёмы вычислений", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"...