«Оформление изделий из древесины тувинским узором с применением плоско-выемчатой резьбы»
план-конспект урока по технологии на тему

оформление изделий из древесины тувинским узором

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_konturnaya_rezba_7kl.docx254.89 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Оформление изделий из древесины тувинским узором с применением плоско-выемчатой резьбы»

Цели: обучить – учащихся приемами контурной резьбы; ознакомить с тувинским национальным узором и с видами орнаментальных мотивов; знакомить учащихся с древесиной как конструкционным материалом; развивать – эстетический вкус, умение анализировать, обобщать, образно мыслить, воображать; воспитать – аккуратность во время работы

Тип урока: комбинированный

Методы: словесно – наглядный

Инструменты и оборудования: образцы изделий, иллюстрации, учебник, столярный верстак, комплект режущих инструментов, доска не обрезная, ножовка, лобзик электрический. Таблица «Техника безопасности при выполнении столярных работ»,

Оформление доски: тема урока, новые слова (контурная резьба, орнамент, узор).

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие учащихся

Проверка присутствующих

Объявление темы и целей урока. Запись даты и темы урока в тетрадь

II. Переход к изучению новой темы

План: 

  1. История тувинского узора
  2. Виды резьбы. Контурная резьба
  3. Технологическая карта изготовления разделочной доски оформленной контурной резьбой по тонированной поверхности
  4. Правила безопасности работы при резьбе

Лекция

Под словом орнамент ornament — следует понимать украшение, узор, организованный ритмическим чередованием абстрактно-геометрических или изобразительных элементов, украшающих здания или предметы декоративно-прикладного искусства.

Орнамент является важным историческим источником, и он может и должен быть использован при решении различных исторических проблем, в частности тех, которые относятся к установлению культурно-исторических связей между народами Сибири.

О давних исторических связях тюрко-язычных и монгольских племен Сибири свидетельствуют многие источники, в том числе и археологические. Орнаменты саяно-алтайского, восточносибирского и сибирского – объединяют простота форм и композиции, преобладание прямолинейных узоров над криволинейными, строго геометрические формы.

В орнаментальном искусстве западных и восточных тувинцев имелись существенные различия. Орнаментика западных тувинцев-скотоводов очень богата, огромное разнообразие форм, основанных на вариациях более ста основных мотивов, главным образом для украшения изделий из дерева, для росписи, для орнаментации войлока или металла, а в орнаментике восточных тувинцев-оленеводов преобладали мелкие геометрические узоры. Тувинские орнаментальные узоры подразделены на: геометрические, растительные и зооморфные. Любой мотив орнамента на предмете, будь то геометрический или растительный, располагается не случайно, а в строгом соответствии с тем, как построен сам предмет. Произведения народного искусства замечательны прежде всего своей целесообразностью. Они дают наглядное представление о том, что люди, которые их создавали и ими пользовались, ощущали во всем меру прекрасного. Выбор узоров для декорировки зависел как от особенностей материала и характера изделия, так и в значительной мере от сложившихся традиций.

В резьбе по дереву, в декоре войлочных изделий, в вышивке на ткани встречаются в основном геометрический узор имеющий множество вариантов, пламевидные (чалбыыштап), циркулярные кружочки, зигзаг, косая сетка, треугольники, треугольники с вписанными меньшими треугольниками (чадырлап), орнамент осмысляет по сходству с предметами окружающего быта - вид чум - чадыр, косая сетка (хана карак) означает «глаз решетки» юрты», зубчатый узор (хирээ бистеп – зубья пилы, Т-образный меандр (баска хээ) именуется молотковым, и Г-образный меандр (солун хээ), узор со свастикой (кас); прямоугольная модификация спирали (дорбелчин), парные перекрещивающиеся ромбы (кадын сырга) и др.

В цветовом строе тувинского орнамента преобладают красные, синие, голубые, зеленые, коричневые и желтые краски. Первоначально почти каждый орнаментальный мотив, его окраска имели свой символический смысл. Со временем значение большинства из них было забыто, хотя некоторые из мотивов и сохраняют древнюю символику поныне. Так, например, символом счастья считается изображение узла (олчей удазын) – (нитью счастья) – одного из самых распространенных орнаментальных мотивов в прикладном искусстве тувинцев.

Роговидный мотив – один из наиболее распространенных в тувинском орнаменте, образующий целую группу модифицированных узоров, близкие к реальному образу рогов животного. Мотивы роговидных очертаний распространены в искусстве народов, генетически связанном с культурой кочевников степей (якуты, буряты, народы Саяно-Алтая, тюркоязычные народы Северной Азии и Кавказа, башкиры и др.)

Виды резьбы. Контурная резьба

Рассказ учителя. Существует множество видов резьбы по дереву: плоско выемчатая, рельефная, прорезная, скульптурная, домовая и другие. Мы освоим основные приемы плоско выемчатой контурной резьбы. Контурная резьба отличается от других видов неглубокими двугранными выемками по отношению к поверхности фона, образующими контур рисунка. Фоном называют поверхность изделия, украшаемую резьбой. Перед началом резьбы необходимо подготовить фон изделия. Его отстрагивают остро заточенным рубанком с очень маленьким выпуском ножа. Шкурить фон перед резьбой не рекомендуется, так как частицы шкурки остаются в древесине и об них в процессе работы быстро тупится режущий инструмент.

В качестве инструмента для контурной резьбы используется хорошо заточенный резак. Рукоятка ножа должна удобно лежать в ладони руки. Усилие резания во многом зависит от твердости древесины и ее влажности. Чаще для этой работы используют мягкие лиственные породы (липа, осина, тополь). Они обрабатываются значительно легче, чем твердые (береза, бук). Влажная древесина режется легче, чем сухая, но больше подвержена усушке, короблению, ее труднее отделывать.

Перед началом резьбы на поверхность доски наносят разметку, а затем резаком прорезают контур рисунка. Плоскость ножа при этом должна быть перпендикулярна к плоскости фона (рис. 3.1, а). После этого в два приема вырезают двугранную выемку: сначала с внешней стороны, а затем с внутренней стороны рисунка с наклоном ножа к середине выемки (рис. 3.1, б).

Рис. 3.1 Приемы работы резаком: а — прорезания контура рисунка под углом 90° к поверхности доски; б — вырезание двугранной выемки в два приема

Следы срезов должны быть чистыми, а края у фона не повреждены. Прорезания производится кистевым движением на себя. Доска по ходу резьбы должна упираться в упор.

Для придания рисунку изделия контрастного вида перед резьбой фон покрывают морилкой и дают ей высохнуть. В этом случае естественный цвет дерева в двугранных выемках контрастирует с цветом фона.

После окончания резьбы изделие обычно покрывают бесцветным лаком.

 

 

Технологическая карта изготовления разделочной доски оформленной контурной резьбой по тонированной поверхности

Содержание операции

Эскиз

Материалы, инструменты, оборудование

1

Выбор древесины, нанесение разметки по шаблону

Шаблон, карандаш, доска мягкой породы (кедр)

 

2

Выпиливание детали по контуру разметки

Столярный верстак, электролобзик, защитные очки, струбцина

3

Шлифовка и зачистка боковых и торцевых граней

Наждачная бумага, столярный зажим

4

Строгание плоскости

Столярный верстак, рубанок

5

Разметка боковых и торцевых граней заготовки по окружности  

Карандаш, линейка, рейсмус

6

Строгание второй плоскости заготовки до разметки

Столярный верстак, рубанок

 

7

Шлифовка и зачистка плоскостей

Столярный верстак, брусок с наждачной бумагой

8

Сверление отверстия

Сверлильный станок, кернер

9

Тонирование лицевой плоскости и граней

Тонирующий состав, кисть

10

Нанесение орнамента

Образцы рисунков, копировальная бумага, карандаш

11

Выполнение контурной резьбы

Подкладная доска с упором, резак, щетка, методичка

Правила безопасности при выполнении резьбы

  1.  Работать можно только хорошо заточенным инструментом.
  2.  Во время резьбы следует прижимать заготовку к упору на верстаке.
  3.  Нельзя располагать руку на направлении движения ножа-косяка.

III. Практическая работа

  • Распределение среди учащихся рабочих мест:
  1. На разделочной доске сделайте несложную разметку для контурной
    резьбы узор (нить счастья).
  2. Соблюдая  основные  приемы  контурной  резьбы
    и правила  техники безопасности,   вырежьте  композицию.
  3. Произведите зачистку фона мелкой шлифовальной шкуркой.
  • Корректировка хода практической работы.
  • Три обхода.
  • Характеристика успехов и ошибок в работе.

Закрепление изученного материала

Вопросы и задания

- Что такое орнамент? (Под словом орнамент ornament — следует понимать украшение, узор, организованный ритмическим чередованием абстрактно-геометрических или изобразительных элементов (раппортов), украшающих здания или предметы декоративно-прикладного искусства.)

- На какие виды подразделяются тувинские орнаменты? (Тувинские орнаментальные узоры подразделены на: геометрические, растительные и зооморфные.)  

- Перечислите соседних народов, у которых есть похожие черты орнаментики? (Монголия, Бурятия, Алтай и др.)

-  Что такое фон резьбы, как его готовят к работе? (Фоном называют поверхность изделия, украшаемую резьбой)

- Какой режущий инструмент используется для выполнения контурной резьбы? (Резак)

- Расскажите   о   приемах    выполнения   контурной резьбы.

- Как вы думаете, почему для контурной резьбы не используются хвойные породы древесины?

- Какие правила безопасности следует соблюдать во время резьбы?

Подведение итогов урока

Выставление оценок в журнал и в дневники

Домашнее задание

- Прочитать лекцию

Уборка в мастерской

Вывод, таким образом, преподавание технологии художественной обработки древесины с применением тувинского орнамента предполагает попытку сохранения национальной художественной традиции, забота о бережном отношении к природной среде, которую, как и народное искусство, мы должны передать нашему подрастающему поколению.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока и презентация по технологии на тему «Декоративное оформление изделий вышивкой».

Конспект урока и презентация по технологии на тему «Декоративное оформление изделий вышивкой»....

Методическая разработка мастер-класса для учащихся 2 класса «Оформление изделий в технике «Декупаж»

Формирование навыков применения салфеточной техники «Декупаж» через элементы образного мышления....

Презентация к уроку технологии по теме: "Оформление изделий вышивкой простым крестом".

Презентация к уроку технологии по теме: "Оформление изделий вышивкой простым крестом" с этнокультурным компонентом.УМК "Перспективная начальная школа"...

«Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»

«Узоры из глубины веков в резьбе по ганчу»...

Конспект урока по технологии на тему "Декоративное оформление изделий вышивкой (Обложка записной книжки)" 3 класс

Конспект урока по технологии на тему "Декоративное оформление изделий вышивкой (Обложка записной книжки)" 3 класс...

Технологическая карта урока технологии «Оформление изделий вышивкой простым крестом» (4 класс)

Цель урока: формирование знаний о технике.Планируемые результаты:Предметные:1. Знать: что такое вышивка; 2. Уметь: вышивать крестом;Личностные:1. Формирование уважительного отношения и интереса к пред...

Технологическая карта урока технологии «Оформление изделий вышивкой простым крестом», 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование умений выполнения техники вышивания простым крестомЗадачи урокаДидактические:1) Познакомить учащихся с историей вышивки;2) ...