РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 2 КЛАСС
рабочая программа по технологии (2 класс) по теме

Шепелева Юлия Сергеевна

Рабочая программа по технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx315.92 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Vladelec\Documents\Scan0033.jpg

 Пояснительная записка

 Рабочая программа по предмету «Технология» разработана на основе  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение», 2009), примерной программы по технологии (Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. Москва, «Просвещение», 2011),  авторской программы Н.А. Цирулик «Технология» (Самара,  «Учебная литература», издательский дом «Федоров», 2010).  Программа разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.

                          Цели и задачи изучения предмета

      Психофизиологические функции, которые задействованы в процессе осуществления ручного труда, позволяют сформулировать                                                     цель  предмета  - оптимальное общее развитие каждого ребенка (психическое, физическое, духовно-нравственное, эстетическое) средствами предметно-практической деятельности.

      Общее развитие служит основой для эффективного формирования планируемых образовательных результатов по усвоению универсальных (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных) и предметных учебных действий. В соответствии с поставленной целью и планируемыми результатами обучения предмету «Технология» предполагается решение следующих  задач:

- духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания материальной культуры    как продукта преобразовательной деятельности предшествующих поколений и людей разных    профессий  современном мире;

- формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к  творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности,

  ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;                                                                  - развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов  мышления, речи, воли, чувств;

- развитие ручной умелости в процессе решения конструкторских, художественно-  конструкторских и технологических задач;

- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании,   планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию, оценку;

- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием различных  информационных технологий;

- развитие познавательных способностей детей, в том числе знаково-символического    и логического мышления, исследовательской деятельности;

- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной деятельности.

                                Место предмета в учебном плане  

       Настоящая программа в соответствии с учебным планом школы рассчитана на 34 часа ( 1 час в неделю), что соответствует Авторской программе.

 

                                     Содержание курса

    1.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда. Самообслуживание

Материальная культура как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека.

Мир профессий. Профессии типа «Человек  - техника», «Человек  - природа», «Человек  - художественный образ».

Ориентировка в задании: анализ информации в процессе наблюдений, чтения  текста на страницах учебника, восприятия аудио- и видеоматериалов, в процессе общения с учителем и сверстниками. Организация рабочего места. Рациональное размещение на рабочем месте материалов и инструментов.  Планирование хода практической работы. Самоконтроль действий.

Задания разных типов  - от точного повторения образца (в виде рисунка, схемы,простейшего чертежа) до создания собственного образа.  Исследовательская работа.

Работы коллективные, групповые, парами, индивидуальные. Взаимопомощь в работе.

Самообслуживание в школе и дома, элементарный уход за одеждой и обувью.

2. Технология ручной обработки  материалов. Элементы графической грамоты

2.1. Многообразие материалов.

Бумага обычная цветная, страницы журналов, бумажные салфетки, гофрированная

и металлизированная бумага, фантики; ткань, тесьма, веревки, нитки; клеенка, поролон, фольга, пластилин, тесто, птичьи перья, вата, яичная скорлупа, различный «бросовый» материал.

Новые свойства материалов:

- разрывание бумаги по прямой и кривой линиям, по спирали, скручивание, надрезание, обрывание кусочками, сминание комочков, гофрирование, сгибание внутрь и выгибание наружу, вплетание полосок, сгибание полоски;

-наклеивание ткани на бумагу и вырезание, складывание в технике оригами, вышивание по криволинейному контуру, присборивание;

-рисование штрихами на пластилиновой основе, обрубовка, вытягивание из целого куска.

Приклеивать можно клеенку, поролон, фольгу, птичьи перья, вату, яичную скорлупу, пластиковые трубочки.

2.2. Технологические приемы обработки материалов.

Разметка: на глаз, по шаблону, с помощью линейки, копированием.

Сборка и соединение деталей: клеем, сшиванием, пластилином, скручиванием, закручиванием ниткой, переплетением, с помощью узлов, сцеплением ворса бархатной бумаги и ниток, скотчем.

Отделка: налепные украшения, рамочка в технике мозаики из кусочков ткани, рамочки из тесьмы, украшение кружевом.

Виды художественной техники

Лепка

Выполнение с помощью стеки узора или рисунка на тонком слое пластилина, нанесенного на плоскую или объемную основу.

 Вылепливание предмета из нескольких частей путем примазывания одной части  к другой (конструктивный способ лепки  - обрубовка).

Лепка из целого куска путем вытягивания (пластический способ лепки).

Лепка из теста.

Аппликация

Обрывная аппликация из бумаги на бумажной основе. Плоская аппликация из ткани на бумажной основе. Объемная аппликация из бумаги, природных материалов или ткани на бумажной или картонной основе. Комбинирование в одной работе разных материалов (коллаж).

Мозаика

Заполнение всего контура элементами, вырезанными из бумаги или полученными с помощью обрывания. Объемная мозаика. Выполнение мозаики из разных материалов.

Художественное складывание

Складывание приемом гофрирования («гармошкой») деталей из круга, овала, квадрата, треугольника. Объединение деталей в одном изделии. Оригами из бумажного квадрата по схеме. Складывание квадратной льняной салфетки и сравнение свойств бумаги и ткани.

Плетение

Косое плетение в четыре пряди из текстильных материалов или бумажного шпагата, проволоки, соломы. Прямое плетение из полосок бумаги (разметка по линейке). Узелковое плетение (макраме) из текстильных материалов (узлы морские и декоративные).

Шитье и вышивание

Вышивание по криволинейному контуру швом «вперед иголку». Пришивание пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами.

2.3. Приемы безопасной работы с инструментами (ножницами, иглой, стекой).

Работа с технической документацией (рисунок, схема, эскиз, простейший чертеж). Линии чертежа (контур, сгиб, размерная). Условные знаки оригами: сложить «долиной», сложить «горой», складка, вогнуть внутрь, выгнуть наружу, перевернуть. Изготовление плоскостных и объемных изделий по рисункам, эскизам, схемам, простейшим чертежам.

3. Конструирование и моделирование

Выделение деталей изделия. Виды соединения деталей. Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу и заданным условиям.

Плоскостное моделирование и конструирование из геометрических фигур. Аппликация и мозаика из геометрических фигур

Объемное конструирование и моделирование из готовых форм

Более сложные (по сравнению с первым классом) технические модели из готовых форм.

Более сложные художественные образы из готовых геометрических форм (в том числе из цилиндра и конуса).

Объемное моделирование и конструирование из бумаги

Поделки из одной или нескольких полосок, полученные приемами складывания, сгибания.

Летающие модели.

Моделирование несложных моделей  из деталей конструктора

На изучение основных тем данного курса отводится следующее количество часов, представленное в таблице:

№ п/п

Название раздела

Количество часов,

отведенных на изучение раздела

авторская программа

рабочая программа

1

Лепка

4 ч

4 ч

2

Аппликация

4 ч

4 ч

3

Мозаика

4 ч

4 ч

4

Художественное складывание

4 ч

4 ч

5

Плетение

4 ч

4 ч

6

Шитьё и вышивание

4 ч

4 ч

7

Моделирование и конструирование

10 ч

10 ч

ИТОГО:

34 ч

34 ч

               

                      Расхождение Авторской и рабочей программы

Распределение часов по разделам в рабочей программе соответствует распределению часов в Авторской программе в полном объеме.

                         Планируемые результаты изучения предмета

Личностными результатами изучения технологии являются воспитание и развитие социально значимых личностных качеств, индивидуально – личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, систему норм и правил межличностного общения, обеспечивающую успешность совместной деятельности.

Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых, как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно – преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях и умения ориентироваться в мире профессий. Элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения обучающимися программы по технологии

Данная программа обеспечивает формирование универсальных учебных действий, а также достижение необходимых предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

– внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и занятиям  

   предметно-практической деятельностью;

– интерес к предметно-исследовательской деятельности предложенной в учебнике;

– ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

– понимание причин успеха в учебе;

– ориентация на оценку результатов собственной предметно-практической деятельности;

– умение оценивать работы одноклассников на основе заданных критериев успешности  

   учебной деятельности;

– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа собственных поступков и

   поступков одноклассников;

– интерес к различным видам конструкторско-технологической деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

– первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной деятельности;

– понимания значения предметно-практической деятельности в жизни;

– ориентации на анализ соответствия результатов труда требованиям конкретной учебной  

  задачи;

– способности к самооценке  на основе заданных критериев успешности учебной

  деятельности;

– представления о себе как гражданине России;

– уважения к культурным традициям своей страны, своего народа;

– ориентации в поведении на принятые моральные нормы;

– понимания чувств одноклассников и учителей.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– принимать и сохранять учебную задачу;

– учитывать выделенные учителем ориентиры действия  в новом учебном материале;

– принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

– в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи;

– под руководством учителя осуществлять пошаговый контроль по результату;

– принимать роль в учебном сотрудничестве;

– умению проговаривать свои действия после завершения работы.

Обучающийся получит возможность научиться:

– контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и

  одноклассниками;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить

  необходимые коррективы в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– пользоваться знаками, символами, таблицами, схемами, приведенными в учебной литературе;

– строить небольшие сообщения в устной форме;

– находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

– ориентироваться на возможное разнообразие способов выполнения задания;

– осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

– осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации;

– сравнивать между собой два объекта, выделяя существенные признаки;

– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;                                             – обобщать: выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно;

– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения;

– устанавливать аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Обучающийся получит возможность научиться:

– строить небольшие сообщения в устной форме;

– выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии  с  

  учебной задачей;

– проводить сравнение изучаемых объектов по самостоятельно выделенным критериям;

– описывать по определенному алгоритму объект наблюдения;

– под руководством учителя ,осуществлять синтез как составление целого из частей;

–осуществлять поиск дополнительного познавательного материала, используя  

  соответствующие возрасту словари, энциклопедии;

– под руководством учителя в сотрудничестве с одноклассниками осуществлять выбор

  эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

– договариваться с партнерами, в т. ч. в ситуации столкновения интересов;

– строить понятные для партнера высказывания;

– контролировать действия партнеров в совместной деятельности;

– воспринимать другое мнение и позицию;

– формулировать собственное мнение и позицию;

–задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения;

– проявлять инициативу  в коллективных работах.

Обучающийся получит возможность научиться:

– учитывать в сотрудничестве позицию других людей, отличную от собственной;

– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

– продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех

  участников;

– оценивать действия партнера и соотносить со своей точкой зрения;

– адекватно использовать средства устной речи для решения коммуникативных задач.

Предметные результаты    

                                                                                                                                                              Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда

Обучающийся научится:

– воспринимать предметный мир как основную среду обитания современного человека;

– называть и описывать наиболее распространенные в своем регионе профессии;

– понимать правила создания рукотворных предметов;

– использовать эти правила в своей деятельности;

– организовывать свое рабочее место в зависимости от вида работы;

– отбирать необходимые материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

– соблюдать гигиенические нормы пользования инструментами.

Обучающийся получит возможность научиться:

– использовать полученные умения для работы в домашних условиях;

называть традиционные народные промыслы или ремесла своего края.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Обучающийся научится:

– узнавать и называть освоенные материалы, их свойства;

– называть новые свойства изученных ранее материалов;

– подбирать материалы по декоративно-художественным свойствам в соответствии с

  поставленной задачей;

– узнавать и называть технологические приемы ручной обработки материалов;

– экономно расходовать используемые материалы;

– применять приемы рациональной и безопасной работы с инструментами: чертежными

  (линейка), режущими (ножницы), колющими (швейная игла);

– распознавать простейшие чертежи и эскизы;

– изготавливать плоскостные и объемные изделия по рисункам, схемам, эскизам.

Обучающийся получит возможность научиться:

– изготавливать изделия по простейшим чертежам;

– выстраивать последовательность реализации собственного замысла.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

– выделять детали конструкции изделия, называть их форму, взаимное расположение, вид,

  способ соединения;

– изменять вид конструкции  с целью придания ей новых свойств;

– анализировать конструкцию изделия по рисунку, простейшему чертежу или эскизу;

– изготавливать конструкцию по рисунку, простейшему чертежу.

Обучающийся получит возможность научиться:

– решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению способа соединения

  деталей;

– создавать мысленный образ конструкции и самостоятельно воплощать его в материале.

            Требования к уровню подготовки  учащихся

К концу второго класса обучающиеся должны

иметь представление:

– об истории возникновения лепки из глины и плетения для бытовых нужд;

– о возникновении аппликации, мозаики, оригами как видов искусства;

знать:

– новые термины, данные в учебнике;

– свойства новых материалов;

– новые свойства уже встречавшихся материалов;

– новые приемы разметки деталей из бумаги: с помощью копировальной бумаги, линейки, на глаз, на просвет;

– новые приемы разметки ткани: с помощью шаблонов, копировальной бумаги;

– новые способы соединения деталей: с помощью ниток, проволоки;

– новые виды лепки, аппликации, мозаики, плетения;

уметь:

– лепить из пластилина способом вытягивания;

– вырезать из бумаги по криволинейному контуру;

– вырезать из бумаги полоски на глаз;

– обрывать бумажные детали по намеченному контуру;

– плести разными способами из различных материалов;

– выполнять шов «вперед иголку» по криволинейному контуру;

– пришивать пуговицы с четырьмя отверстиями разными способами;

– экономно размещать детали на бумаге и ткани разными способами;

– соединять детали разными способами;

– ориентироваться в задании, данном в виде натурального образца, рисунка;

– ориентироваться в задании, где ученику предоставляется возможность выбора материалов и способов выполнения задания;

– планировать последовательность выполнения действий по образцу;

– контролировать свои действия в процессе выполнения работы и после ее завершения;

– создавать образы по собственному замыслу.

                    Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Тема раздела, урока

Кол-во часов

Дата

Примечание

  1 четверть – 9 часов

4 ч

Лепка

1

Вводный инструктаж по ТБ.

Рисунок на пластилине «Подводный мир». Беседа № 1 «История возникновения лепки»

03.09.

2

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Тропический цветок»

10.09.

3

Лепка конструктивным способом из разных частей. Обрубовка. «Жираф»

17.09.

4

Лепка из целого куска пластилина путем вытягивания «Собачка»

24.09.

Аппликация

4 ч

5

Обрывная аппликация из бумаги «Ветка с листьями и цветами»

01.10.

6

Объёмная аппликация из скрученной бумаги (по выбору)

08.10.

7

Объёмная аппликация из цветной бумаги «Парикмахер»

15.10.

8

Плоская аппликация из ткани на бумажной основе «Цветочная поляна»

22.10.

Мозаика

4 ч

9

Мозаика из обрывных кусочков «Ваза с цветами». Беседа № 2 «История возникновения мозаики»

29.10.

2 четверть – 7 ч

10-11

Мозаика из обрывных кусочков «Собачка»

12.11.

12

Мозаика из газетных комков «Барашек»

26.11.

Художественное складывание

4 ч

13

Складываем «гармошкой» - «Бабочка»

03.12.

14-15

Оригами из бумажного квадрата по схеме

10.,17.12.

16

Складывание квадратной льняной салфетки, сравнение свойств бумаги и ткани

14.01.

3 четверть – 10 ч

Плетение

4 ч

17

Повторный инструктаж по ТБ.

Беседа № 3 «Из истории плетения». Объёмное косое плетение в четыре пряди «Закладка»

21.01.

18

Плоское прямое плетение из полосок бумаги «Плетень»

28.01.

19

Узелковое плетение. Макраме

04.02.

20

Декоративные узлы «Турецкий узел»

11.02.

Шитьё и вышивание

4 ч

21

Как получают ткани. Шов «вперёд иголку» - «Уточка»

18.02.

22

Вышивание по криволинейному контуру. Двойной шов «вперёд иголку». Инициалы на носовом платке

25.02.

23-24

Пришивание пуговиц с четырьмя отверстиями (разными способами)

03.,10.03.

Моделирование и конструирование

10 ч

25

Мозаика из частей квадрата, прямоугольника и ромба. «Кошка»

17.03.

26

Аппликация из геометрических фигур по своему замыслу (портрет)

07.04.

4 четверть – 8 часов

27-28

Игрушки из бумажных полосок

14.,21.04.

29-30

Летающие модели, выполняемые по чертежам

28.04.

31

Беседа № 4 «знакомство с видами бытовой техники». Технические модели, выполняемые из готовых форм - «Стол и стулья»

05.05.

32

Макет многоэтажного дома из готовых форм

12.05.

33

Макет гаража из готовых форм

19.05.

34

Выставка работ за год «Мои лучшие работы

26.05.

                               

                         Учебно-методические средства обучения

  1. Т.Н. Проснякова, Е.А.Мухина. Методические рекомендации к учебникам «Технология» для 2 класса.  Самара,  «Учебная литература», издательский дом «Федоров»,  2011
  2. Н.А.Цирулик , Т.Н. Проснякова. Технология. Умные руки. Учебник для 2 класса.  Самара, «Учебная литература», издательский дом «Федоров», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочая программа1 класс. Русский язык. Литературное чтение.

Рабочая пограмма составлена на основе базисной программы общеобразовательного учреждения начальная школа. В основе программы лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражда...

Рабочие программы2 класс "Школа России" ФГОС

Представлены планировки по русскому языку, литературному чтению, метематике, окружающему миру, технологии, физической культуре для 2 класса по программе 2ШКОЛА рОССИИ" фгос 2 ПОКОЛЕНИЯ НА 2016-2017 УЧ...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы1 класс (2022-2023 уч.год)

Рабочие программы  1 класс...

рабочая программа3 класс

рабочая программа Школа России 3 класс...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...