Конспект урока по технологии на тему "Мартинички"
план-конспект урока по технологии (3 класс) на тему

Елена Рифовна Воротникова

Цель: изготовление куклы-оберега с пожеланием счастья и благополучия.

Задачи:

- знакомство с миром народных кукол, обрядами;

- овладение технологией изготовления куклы-оберега;

- развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с традициями своего народа;

- развитие глазомера, чувства цвета, ритма и пропорций, эстетического вкуса;

- приобщение к традиционной культуре России.

Оборудование и материалы:

Пряжа красного и белого цвета;

Шаблон из картона

Ножницы

Технологические карты

Образец кукол-оберегов  Мартиничков

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Мартинички

Не запрещай себе творить, пусть иногда выходит "криво",

твои чудесные мотивы никто не сможет повторить!

Цель: изготовление куклы-оберега с пожеланием счастья и благополучия.

Задачи:

- знакомство с миром народных кукол, обрядами;

- овладение технологией изготовления куклы-оберега;

- развитие творческого начала, воображения, фантазии на основе ознакомления с традициями своего народа;

- развитие глазомера, чувства цвета, ритма и пропорций, эстетического вкуса;

- приобщение к традиционной культуре России.

Оборудование и материалы:

Пряжа красного и белого цвета;

Шаблон из картона

Ножницы

Технологические карты

Образец кукол-оберегов  Мартиничков

Дозволь, Лада-Мати
Весну закликати!
Весну закликати,
Лето открывати.
Помогайте, деды
На холме взыграть,
Весну кликать,
Лето отмыкать,
Зиму закрывать!
Пусть вернется
Летнее тепло -
Будет в доме
Радость и добро!

Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными нитяными куколками Мартиничками. Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – Мартинички. Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца.

Дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого маленьких куколок-обережков дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия.

Мартинички прикалывали к одежде, привязывали к пояскам, носили на шее, вплетали в волосы, развешивали в доме и во дворе, на сбруе лошади и на повозках. Люди в первую декаду марта дарили Мартинички друг другу и хранили этот оберег долгие годы на память. Обережный подарок был способом сказать человеку, что он тебе дорог. Девушки и юноши обменивались Мартиничками в знак любви. А новая западная традиция дарить «Валентинки» не такая уж нам и чужая - она лишь перевоплощение старой родной, забытой.

По традиции, мартинички прикалывали на одежду близким людям с пожеланиями Счастья и Благополучия - 1 марта и носили до тех пор, пока не удастся увидеть первого аиста. После чего или пускали по воде, или повязывали на ветку дерева, загадав желание.

А в южных районах, встретив первого аиста, Мартинички бросали в небо, «чтоб счастье было крылатым».

В некоторых местностях было принято класть мартиничек под камень, а через некоторое время смотреть, что там рядом с мартиничками завелось. Если муравьи — овцы принесут хороший приплод, крупные жуки сулили процветание крупному скоту. В городских условиях это гадание несколько неактуально, да и гораздо веселее выглядят мартинички на ветке деревца, чем придавленные камнем.

В наше время, когда аиста увидеть проблематично даже в сельской местности, мартинички просто носят до конца марта, а потом привязывают на ветку дерева, где они "пляшут", раскачиваемые ветром.

Но не только для весеннего праздника вязали нитяных куколок.

Они имели и второе ритуальное значение: всегда после рождения ребенка в семье делалась очередная нитяная куколка, это действие имело большой символический смысл. Висевшая в красном углу свадебная пара кукол Неразлучников раздвигалась немного в стороны и на общую крепкую родительскую руку, вешался маленький ребенок-куколка, сделанный из ниток. Этот своеобразный символический обряд повторялся после каждого прибавления в семействе.

Сколько было детей, столько и куколок висело на общей руке кукол Неразлучников. На первый взгляд куклята так, пучок ниток, но для семьи они имели особый смысл. Красовалась неразлучная пара со своим потомством в красном углу избы под иконами.

В 19 в. в возрасте до 5 лет как девочки так и мальчики носили только длинную полотняную рубаху, поэтому и куколки эти изготавливались без обозначения пола, имея только общие признаки человека: голову, руки, туловище.
Цвет куколок тут уже не имел никакого значения.

В 60-х гг. 20 в., когда символическое значение заместилось декоративно-художественным восприятием образов, стали делать куколку-девочку и куколку-мальчика. Они различаются так: косы и платья с фартучками у девочек и короткая прическа и ноги (штаны) у мальчиков. Конечно и цвета ниток стали намного разнообразнее.

Мартинички вяжут парами. Белый цвет одной куклы символизирует зиму, красный цвет другой - весну. Есть немного иная трактовка цветов.
Сочетание белого цвета (цвет мира) и красного (цвет войны, крови), означают контраст между жизнью и смертью, любовью и враждой. 

Практическая часть

Легенда с этой куклой:
"В первый день марта вышла на опушку леса красавица Весна, огляделась и увидела как на проталинке, в зарослях терновника пробивается из-под снега подснежник. Она решила помочь ему и начала расчищать вокруг землю, освобождая его от колючих ветвей. Зима увидела это и рассвирепела. Взмахнула руками, призвала холодный ветер со снегом, чтобы уничтожить первоцвет. Слабый цветок поник под жестоким ветром. Но Весна прикрыла руками росток и укололась терновником. Из её пораненной руки упала капля горячей крови, и цветок ожил. Так Весна победила Зиму, и цвета мэрцишора символизируют её красную кровь на белом снегу."

Другая легенда
В далекие времена, когда Болгария была еще совсем молодым государством и имела много врагов, хан Аспарух готовился к решительной битве с ними. У хана была любящая сестра, которая жила далеко от него, в Бессарабии. Однажды ей приснился сон, что ее брат в опасности. Она решила предупредить хана об этом и написала ему письмо, привязала его белой шелковой нитью к лапке ласточки. В дороге птичка ранила лапку, и кровь покрасила нить в красный цвет. Но хан все-таки получил письмо и победил. А бело-красную нить он оставил себе на память. С тех пор и появилась традиция даровать мартиницы с пожеланиями здоровья, счастья и добра.

В Болгарии 1 марта – день Бабы Марты, и все болгары c этого дня носят мартинички. 
Баба Марта - персонаж болгарского фольклора. Обычай праздновать день Бабы Марты появился еще у у древних фракийцев ещё до нашей эры. 
Баба Марта - символ женского начала.
Куклу прикрепляют на одежде, ее изображение есть на открытках. Дарят мартинички и желают здоровье, долгие года жизни, плодородие. Это- и показатель симпатии к 
противоположному полу. 
Лучше сделать мартиничку самому. Это - вплетение мыслей, желаний тому, кому подарок предназначен. 
Делать ее надо на рассвете 1 марта. Убрать чисто дом, одеть красно- белую одежду. 
Мартиничку дарят со словами: "Честита баба Марта! ". Невесты носят мартинички справа, а старые девы – слева. Холостяки носят с разделенными концами ниток, а женатые изрезанные до узла (чтобы не засматривались на других женщин).
А вот снимать куклы просто так нельзя. Надо дождаться первого аиста))) Или хотя бы первых весенних цветов. Можно найти ручей и отправить куклу по течению. 

 



Предварительный просмотр:

Мастер-класс по изготовлению Мартиничек

Весну на Руси встречали славянским обрядом «закликания весны» вместе с традиционными нитяными куколками Мартиничками. Праздник приходился на начало марта, отсюда и название кукол – Мартинички. Это композиция из пары куколок разного цвета: белого – символа уходящей зимы и красного – символа весны и жаркого солнца. Мартиничек развешивали на ветвях деревьев, а дети привязывали куколок на длинные шесты, бегали с ними по деревне и закликали весну. Кроме этого маленьких куколок-обережков дарили друг другу с пожеланием счастья и благополучия.

Понадобится:

- пряжа красного и белого цвета;

- нитки;

- шаблон из картона 6х7 см (размер можно взять любой)

.

Подготавливаем необходимые материалы

Наматываем нитки на картонку по длинной стороне.

 

Под верхний сгиб пропускаем нить и завязываем.

 

Нижний сгиб разрезаем.

 

Наматываем нитки на картонный шаблон по ширине, разрезаем с двух сторон.

 

Обвязываем концы пучка ниток с каждой стороны. Получились ручки.

 

Оформляем головку куколки. Отступаем немного вниз от узла и обвязываем ниткой. Под узел можно подложить небольшой шарик из шерсти или ветоши, можно горошинку или бусинку, тогда головка получится круглей. Под головку вкладываем ручки.

Перевязываем куколку по талии. Мартиничка готова. Аналогично делаем еще одну куколку белого цвета. Затем из двух нитей белого и красного цвета делаем витой шнурок и на его концы привязываем куколки.

Получилась парная композиция обрядовых куколок Мартиничек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по технологии на тему "Осеннее панно в технике пластилиновая живопись"4 класс(конспект+презентация)

Конспект урока по технологии на тему "Осеннее панно в технике пластилиновая живопись"4 класс(конспект+презентация)...

Конспект урока по технологии на тему:"Тюльпан» в технике оригами"3 класс(конспект +презентация)

Конспект урока по технологии на тему:"Тюльпан» в технике оригами"3 класс...

Конспект урока по технологии для 2 класса по теме "Технология изготовления композиции из яичной скорлупы». Изделие: «Крепость»" (УМК "Перспектива") + презентация

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИТема: «Технология изготовления композиции из яичной скорлупы».Изделие: «Крепость».Цели деятельности учителя: усвоение технологии создания композиции...

Конспект урока по технологии «Зоопарк. Работа с бумагой. Изделие: «Птицы» в технологии оригами» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: закрепление знаний и умений в технике оригами, научить технологии изготовления птицы из бумаги.Планируемые результатыПредметные: - знать условные обозначения техники оригами...

Конспект урока по технологии 3 класс, программа: «Перспектива»; Учебник: Роговцева Н.И. Технология. 3 класс.

Цели: - Формирование  умений и навыков работы с бумагой;- Расширение представлений  о видах аппликации и технологии её изготовления из бумаги...

Конспект урока по технологии: "Работа с бумагой. "Птица счастья" в технологии оригами" 2кл.

Цель деятельности учителя: расширение знаний у учащихся о способах обработки бумаги, приёмах складывания изделий в технике оригами; формирование знаний об основных понятиях и приемах.Планируемые...