Рабочая программа "Волшебный мир бумаги"
рабочая программа по технологии (1, 2, 3 класс) на тему

Чернышова Юлия Андреевна

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников предназначена для работы с детьми 1-3 классов, обучающихся по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma.docx36.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Программа кружка  «Волшебный мир бумаги»

                                                                                                                                                                                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                                                                                                                                                                                                                                                                                   

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников  предназначена для работы с детьми 1-3 классов, обучающихся по УМК «Школа России»  и является  механизмом  интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

                 В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой  личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Задача  развития личности ребёнка привела к необходимости организации, в начальной школе регулярных занятий развивающей направленности, где дети с разным уровнем готовности к обучению, решая нетиповые и нестандартные задачи, не связанные с учебным материалом,                                                совершенствовать свои интеллектуальные возможности.

        Цели и задачи дополнительного образования направлены  на то, чтобы развивать творческие способности, формировать навыки самореализации личности. Следуя этим задачам, была составлена данная программа. Она разработана на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и программ, представленных в общеобразовательных областях «искусство» и «технология», наряду с общими  идеями: формирования  у учащихся целостной картины мира, умение найти свое место в жизни,  развития общей способности к творчеству.

           Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.

Таким образом, творчество –  создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, этого явно недостаточно для развития детского творчества.
            Кружковая  деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных  с изготовлением вначале простейших,  затем более сложных изделий и их художественным оформлением.

            В ходе занятий  происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют,  выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.

Кружок «Волшебный мир бумаги» развивает творческие способности – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

    Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.

           Данная программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие  у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

                                                              Цели кружковой работы

 1.  Формирование  у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры.

 2.   Развитие художественно-творческой активности.

 3.   Овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.

 4.   Развитие творческих способностей младших школьников,  эстетического вкуса.

 5.    Обеспечение дополнительных знаний по трудовому обучению.

 6.  Воспитание интереса к искусству, наблюдательности, интереса познания нового и понимания прекрасного.

 7.   Развитие детского сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.

Задачи кружковой работы

Обучающие задачи:

·закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии, изобразительного искусства, математики, литературы  и способствовать их систематизации;

·знакомить с основами знаний в области композиции, формообразования, цветоведения, декоративно – прикладного искусства;

·раскрыть истоки народного творчества;

·формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;

·совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов;

·приобретение навыков учебно-исследовательской работы.

  Развивающие задачи: 

· развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения. 

· развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей. 

· развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер. 

· развивать пространственное воображение. 

· пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного искусства, технической эстетики, архитектуры;

·  развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;

· формирование творческих способностей, духовной культуры;

·  развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

·  развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.

Воспитывающие задачи:

·  осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание школьников;

·  воспитывать в детях любовь к своей Родине, к традиционному народному искусству;

· добиться максимальной самостоятельности детского творчества.

Структура программы

      Программа кружка  основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.

      Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном уровне. Все задания соответствуют по сложности детям 7-9 летнего возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.

       Выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

      Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же занятий дети приучаются работать по плану:

1)   эскиз,

2)   воплощение в материале,

3)   выявление формы с помощью декоративных фактур.

      Программа ориентирует обучающихся на самостоятельность в поисках композиционных решений, в выборе способов приготовления поделок.

       Программой предусмотрен творческий проект по теме декоративно-прикладного искусства, а также в нее включены посещение выставок и участие в конкурсах.

Принципы построения программы:

  • от простого к сложному.
  • связь знаний, умений с жизнью, с практикой.
  • научность.
  • доступность.
  • системность знаний.
  • воспитывающая и развивающая направленность.
  • всесторонность, гармоничность   в содержании знаний, умений, навыков.
  • активность и  самостоятельность.
  • учет возрастных и  индивидуальных особенностей.

Организация деятельности кружка

     Кружок комплектуется из учащихся 1х -3х классов. Оптимальное количество детей в группе для успешного освоения программы  - 15человек.

Режим работы кружка – 2 занятия в неделю.

Форма контроля.

Форма контроля –  наблюдение, педагогическая диагностика, рефлексия.

      Диагностика определяет уровень сформированности навыков. Диагностические задания носят игровой характер и могут проводиться во время занятий кружка.                                                                                                     

    В конце каждого полугодия проводится выставка работ учащихся, для проверки умения выполнять задания индивидуально, в парах, группах.

                                                    Содержание программы

  Содержание программы представлено различными видами работы с бумагой и направлена на овладение школьниками элементарными приемами ручной работы.

  Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.

Программа кружка «Волшебный мир бумаги»

 Вводная беседа. Просмотр презентаций. (1занятие).

  • Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в кружке.
  • Требования к поведению учащихся во время занятия.
  • Соблюдение порядка на рабочем месте.
  • Соблюдение правил по технике безопасности.
  • Из истории происхождения  ножниц. Беседа.

Аппликация (3 занятия)

  • Аппликация с сердечками.
  • Бабочка, летящая на цветок.
  • Собачки из кругов.

Торцевание (вид мозаики) (4 занятия)

  • Изучение техники выполнения.
  • Изготовление панно.

Квиллинг (24 занятия)

  • Знакомство с техникой квиллинга.
  • Изготовление деталей в данной технике.
  • Поздравительная открытка (спиральные розочки)
  • И зеленый попугай…
  • Изготовление панно «Жар-Птица»
  • Изготовление панно по замыслу детей(групповая работа).
  • Дерево из цветов.
  • Изготовление пасхального яйца.

Техника «Оригами» (7 занятий)

  • Знакомство с «Оригами».
  • Сказочные образцы в технике оригами.
  • Объемная композиция из деталей оригами.(Коллективная работа)

Модульное оригами (19 занятий)

  • Знакомство с техникой изготовления модулей.
  • Изготовление различных модулей и изделий из них.

Кусудама (6 занятий)

  • Волшебные шары кусудама.
  • Знакомство с техникой изготовления.
  • Изготовление шаров по образцу.

Работы  в смешанной технике (4 занятия)

  • Цветы из кругов.
  • Мышка-коробочка.
  • Цветы из салфеток.
  • Итоговое занятие. Выставка работ.

Характеристика ожидаемых результатов

К концу  года обучения учащиеся должны знать:

  • название изученных материалов и инструментов, их назначение;
  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
  • правила планирования и организации труда;
  • применение различных видов бумаги;
  • способы и приемы обработки бумаги.

Учащиеся должны получить знания:

  • о месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
  • в области композиции, формообразовании, цветоведения;
  • об оригами, квиллинге, кусудаме, торцевании,аппликации.
  • о проектной деятельности.

К концу  года обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать инструменты в работе;
  • строго соблюдать правила безопасности труда;
  • самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
  • самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
  • экономно и рационально расходовать материалы;
  • выполнять работу в любой изученной технике;
  • контролировать правильность выполнения работы.

 

 

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН  (68ч.)

Кол-во часов

Тематика занятий

Дата

по плану

фактически

1

1

Вводная беседа. Просмотр презентаций

3

Аппликация.

2

1

Аппликация с сердечками

3

1

Бабочка, летящая на цветок.

4

1

Собачки из кругов.

4

                             Торцевание.

5

1

Изучение техники выполнения.

6-8

3

Изготовление панно.

24

                                Квиллинг.

9

1

Знакомство с техникой квиллинга.

10-11

2

Изготовление деталей в данной технике.

12-13

2

«Спиральные розочки» поздравительная открытка.

14-15

2

«И зеленый попугай…»

16-17

2

Снежный квиллинг.

18-21

4

Изготовление панно «Жар-Птица»

22-24

3

Изготовление панно по замыслу детей.

25-28

4

Дерево из цветов.

29-32

4

Пасхальное яйцо.

7

                               Оригами.

33

1

Знакомство с техникой оригами.

34-36

3

Сказочные образцы в технике оригами.

37-39

3

Объёмная композиция из деталей оригами. Коллективная работа

19

                      Модульное оригами.

40

1

Знакомство с техникой изготовления модулей.

41-43

3

Классное дерево. Коллективная работа.

44-45

2

Стрекоза.

46-48

3

Фрукты из модулей.

49-50

2

Аквариум с рыбками. Групповая работа.

51-56

6

Радужный лебедь. Длительный проект.

57-58

2

Выставка работ. Защита проектов.

6

Техника кусудама.

59

1

Волшебные шары кусудама. ( Из истории возникновения). Просмотр презентаций.

60

1

Знакомство с техникой изготовления.

61-64

4

Изготовление шаров по образцу. Длительный проект.

4

Работы в смешанной технике.

65

1

Цветы из кругов.

66

1

Мышка- коробочка.

67

1

Цветы из салфеток.

68

1

Итоговое занятие. Выставка работ.

Примечание: Учебно-тематический план является примерным и корректируется в зависимости от интересов детей, участия в конкурсах и проектах разного уровня (школьного, городского)


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Проснякова  Т. Н  Программа «Художественное творчество»  http://stranamasterov.ru
  2. Проснякова  Т. Н  Забавные фигурки. Модульное оригами»,. М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011. -104 с.: ил.- (Золотая библиотека увлечений)
  3. Проснякова  Т. Н  Книги серии «Любимый образ» М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА

Интернет ресурсы.

http://stranamasterov.ru

http://www.encyclopedia.ru/

http://www.nachalka.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Волшебный мир бумаги"

Данная рабочая программа составлена в соответствии с новым ФГОС. Расчитана для внеклассной деятельности с  учащимися 1 класса....

Рабочая программа кружка "Волшебный мир бумаги" (2год обучения)

Рабочая программа кружка составлена на основе авторской программы Т.Н. Просняковой «Художественное творчество»  и дополнительной образовательной программы кружка «Волшебный мир бумаги».  Пр...

Рисуем бумагой на бумаге в технике Айрис - фолдинг

Методическая разработка занятия по технологии для учащихся начальной школы. Позволяет учителю разнообразить форму учебной работы и познакомить детей с новой техникой работы с бумагой Айрис - фолдинг, ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Работа с цветной бумагой»

Данная программа разработана  в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования, отражая духовно-нравственное и социальное направления.Содержание программы представлен...

Работа с бумагой. Прямое плетение из полос бумаги.

Данный урок осуществлен на  4-м этапе проекта «Украшение класса к празднику». Урок способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать воп...

Киригами — вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги.

Художественное ажурное вырезание в наше время почти забыто. Но в последние годы начало постепенно возрождаться. Сейчас в основном вырезанные мотивы используются для украшения своего жилища к Новому го...