Урок творчества "Жаворонки из теста"
план-конспект занятия по технологии (2 класс) на тему

Каймакова Ольга Анатольевна

Урок творчества "Жаворонки из теста»

Данный урок может быть использован как на уроке технологии, так и во внеурочной деятельности «Страна здоровья».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок творчества

«Жаворонки из теста»

Данный урок может быть использован как на уроке технологии, так и во внеурочной деятельности «Страна здоровья».

Учитель: Каймакова Ольга Анатольевна

Цель урока: формирование навыков работы с тестом как поделочным материалом.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с тестом как поделочным материалом и способами его
 художественной обработки;

- обучить технике работы с  тестом;

Развивающие:

- развитие умения наблюдать,  анализировать форму;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие самостоятельного творчества детей при изготовлении поделки

Воспитательные:

- приобщение к русским национальным традициям;

- формирование потребности в творческой деятельности;

- воспитание аккуратности;

- воспитание трудолюбия

Технические средства: проектор, презентация, фонограмма "Пение жаворонка".

Материалы и инструменты: тесто, ножичек, мука, клеёнки.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: 

Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки различных изделий. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники и т. д.

Кулинарные рецептуры, сформированные за годы в результате многовековой эволюции, многие из них являются прекрасными образцами правильного сочетания продуктов по вкусу, а с физиологической точки зрения - по содержанию пищевых веществ.

Учитель: Ребята, хочу загадать вам загадку, а вы отгадайте, о  каком  времени  года  в ней говорится:

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

     Надели сады.

2. Подготовительная работа

Вступительная беседа.

-   В давние времена старые люди говорили, что с 22 марта «зима кончается, а весна начинается». Наступает весна, но робкими и неуверенными бывают её первые шаги: то и дело зима даёт о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом. И вот чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали один обряд - закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая её поскорее растопить зимний снег.

Знакомство с народными традициями встречи весны (сообщения учащихся)

1 ученик. Считалось, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Бытовало поверье: на чье поле птицы опустятся первыми, тому боги непременно пошлют в этот год удачу и урожай. Предки славян считали: чтобы весна пришла, ее нужно позвать, попросить прийти, выкликать (отсюда и слово "заклички"). В стремлении приблизить весну хозяйки пекли из теста фигурки птиц. И называли их "грачами", "жаворонками", "птюшками".

2 ученик: Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали их вверх и кричали: "Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!" Взрослые кликали весну на пригорках, пели веснянки. Закличек было много.

3 ученик: Жаворонки,
Жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето тёплое,
Унесите от нас
Зиму холодную;
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги
Отморозила.

4 ученик: 

Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое — коровье.
Второе — овечье,
Третье — человечье.

Учитель: Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь сороки белобоки, а в честь сорока мучеников, которые погибли за веру Христову, их было ровно 40 человек. И потому стали печь именно 40 жаворонков. Остались и пословицы « На сороки прилетел кулик из заморья, принес весну из неволья».

Печенье в виде птиц  готовили из разного теста: и ржаного, и овсяного, и пшеничного. Тесто готовилось дрожжевым, песочным или пряничным. Так как празднование Сороков (Жаворонков) приходилось на Великий пост, то тесто делали постным. То есть, готовилась выпечка без яиц и без сливочного масла. Вы можете испечь жаворонков или других птичек из любого теста: и постного, и обычного, со сливочным маслом и яйцами, даже из готового дрожжевого, купленного в кулинарии.

- Кто из вас видел жаворонка? 

- Жаворонки прилетают очень рано - как только возникают проталины. Иногда жаворонок поднимается так высоко (до 150 м), что его не видно, и кажется, будто чудесные звуки вместе с лучами солнца льются из голубого неба.

- Давайте послушаем пение жаворонка.

- А сколько стихотворений разных поэтов есть о жаворонке.

«Жаворонок»
Автор: С.Е.Раич

Светит солнце, воздух тонок,
Разыгралася весна,
Вьётся в небе жаворонок –
Грудь восторгами полна!

Житель мира – мира чуждый,
Затерявшийся вдали, –
Он забыл, ему нет нужды,
Что творится на земли.

Он как будто и не знает,
Что не век цвести весне,
И беспечно распевает
В поднебесной стороне…

Нет весны, не стало лета…
Что ж? Из грустной стороны
Он в другие страны света
Полетел искать весны.

И опять под твердью чистой,
На свободе, без забот,
Жаворонок голосистый
Песни радости поёт.

Не поэта ль дух высокий,
Разорвавший с миром связь,
В край небес спешит далёкий,
В жаворонке возродясь?

Жаворонок беззаботный,
Как поэт, всегда поёт
И с земли, как дух бесплотный,
К небу правит свой полёт.

3. Сообщение темы и цели урока 

- Посмотрите на своё рабочее место и скажите, какие материалы и инструменты вы приготовили к уроку? 

- А как вы думаете, зачем на уроке  тесто?

- Весна пришла! Только ручейки зажурчат, сразу небо пташками загудит - первыми вестниками тепла. Что же мы сегодня будем с вами лепить?

- Давайте и мы с вами сделаем "жаворонков" - чтобы и у нас в доме поселились счастье и весна!

4. Работа по теме урока

Правила работы 

- Прежде чем мы приступим к работе, вспомним правила, которые помогут сделать нашу работу результативной, безопасной, а поделка получится аккуратной и красивой.

Практическая работа.

Из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки, чечевицу или изюм – вот и глаза. Сбоку делаем крылышки, сплющив тесто и сделав надрезы.

Самостоятельная работа. Индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в помощи.

Выставка работ 

- Посмотрите, какие хорошие жаворонки у нас получились, потому что мы вложили в них свой труд и большое желание ускорить приближение весны

5.  Итог урока. Рефлексия

- Кого мы сегодня лепили? Почему именно жаворонка?

- Вы сегодня хорошо поработали. А я хочу узнать, понравилось ли вам сегодняшнее наше занятие? Что бы вы ещё хотели слепить из теста?



Предварительный просмотр:

Урок творчества

«Жаворонки из теста»

Данный урок может быть использован как на уроке технологии, так и во внеурочной деятельности «Страна здоровья».

Учитель: Каймакова Ольга Анатольевна

Цель урока: формирование навыков работы с тестом как поделочным материалом.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с тестом как поделочным материалом и способами его
 художественной обработки;

- обучить технике работы с  тестом;

Развивающие:

- развитие умения наблюдать,  анализировать форму;

- развитие мелкой моторики пальцев рук;

- развитие самостоятельного творчества детей при изготовлении поделки

Воспитательные:

- приобщение к русским национальным традициям;

- формирование потребности в творческой деятельности;

- воспитание аккуратности;

- воспитание трудолюбия

Технические средства: проектор, презентация, фонограмма "Пение жаворонка".

Материалы и инструменты: тесто, ножичек, мука, клеёнки.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: 

Ещё со времён средневековой древности в нашей стране возделываются рожь, овёс, пшеница, ячмень, просо, давно наши предки заимствовали навыки изготовления муки, овладели "тайнами" выпечки различных изделий. Вот почему в пище наших предков существенное значение имеют пироги, расстегаи, блины, пирожки, кулебяки, оладьи, блинчики и др. Многие из этих изделий издавна стали традиционными для праздничных столов: курники — на свадьбах, пироги, блины — на масленицу, "жаворонки" из теста — в весенние праздники и т. д.

Кулинарные рецептуры, сформированные за годы в результате многовековой эволюции, многие из них являются прекрасными образцами правильного сочетания продуктов по вкусу, а с физиологической точки зрения - по содержанию пищевых веществ.

Учитель: Ребята, хочу загадать вам загадку, а вы отгадайте, о  каком  времени  года  в ней говорится:

Пришла, улыбнулась,

Утихли метели.

Позванивать стал

Колокольчик капели.

Река пробудилась,

Растаяли льды,

Наряд белоснежный

     Надели сады.

2. Подготовительная работа

Вступительная беседа.

-   В давние времена старые люди говорили, что с 22 марта «зима кончается, а весна начинается». Наступает весна, но робкими и неуверенными бывают её первые шаги: то и дело зима даёт о себе знать, не желая расставаться с былым могуществом. И вот чтобы приблизить радостную пору весеннего обновления, люди придумали один обряд - закликание весны. О весне складывали стихи, пели песни, ей посвящали хороводные гулянья, призывая её поскорее растопить зимний снег.

Знакомство с народными традициями встречи весны (сообщения учащихся)

1 ученик. Считалось, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них - жаворонок. Бытовало поверье: на чье поле птицы опустятся первыми, тому боги непременно пошлют в этот год удачу и урожай. Предки славян считали: чтобы весна пришла, ее нужно позвать, попросить прийти, выкликать (отсюда и слово "заклички"). В стремлении приблизить весну хозяйки пекли из теста фигурки птиц. И называли их "грачами", "жаворонками", "птюшками".

2 ученик: Дети бегали по улицам с испеченными птицами, подбрасывали их вверх и кричали: "Жаворонки, прилетите, красно лето принесите, зима надоела, весь хлебушек поела!" Взрослые кликали весну на пригорках, пели веснянки. Закличек было много.

3 ученик: Жаворонки,
Жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Лето тёплое,
Унесите от нас
Зиму холодную;
Нам холодная зима
Надоскучила,
Руки, ноги
Отморозила.

4 ученик: 

Ой вы, жаворонки,
Жавороночки,
Летите в поле,
Несите здоровье:
Первое — коровье.
Второе — овечье,
Третье — человечье.

Учитель: Праздник Жаворонки стал называться еще и «Сороками». Не в честь сороки белобоки, а в честь сорока мучеников, которые погибли за веру Христову, их было ровно 40 человек. И потому стали печь именно 40 жаворонков. Остались и пословицы « На сороки прилетел кулик из заморья, принес весну из неволья».

Печенье в виде птиц  готовили из разного теста: и ржаного, и овсяного, и пшеничного. Тесто готовилось дрожжевым, песочным или пряничным. Так как празднование Сороков (Жаворонков) приходилось на Великий пост, то тесто делали постным. То есть, готовилась выпечка без яиц и без сливочного масла. Вы можете испечь жаворонков или других птичек из любого теста: и постного, и обычного, со сливочным маслом и яйцами, даже из готового дрожжевого, купленного в кулинарии.

- Кто из вас видел жаворонка? 

- Жаворонки прилетают очень рано - как только возникают проталины. Иногда жаворонок поднимается так высоко (до 150 м), что его не видно, и кажется, будто чудесные звуки вместе с лучами солнца льются из голубого неба.

- Давайте послушаем пение жаворонка.

- А сколько стихотворений разных поэтов есть о жаворонке.

«Жаворонок»
Автор: С.Е.Раич

Светит солнце, воздух тонок,
Разыгралася весна,
Вьётся в небе жаворонок –
Грудь восторгами полна!

Житель мира – мира чуждый,
Затерявшийся вдали, –
Он забыл, ему нет нужды,
Что творится на земли.

Он как будто и не знает,
Что не век цвести весне,
И беспечно распевает
В поднебесной стороне…

Нет весны, не стало лета…
Что ж? Из грустной стороны
Он в другие страны света
Полетел искать весны.

И опять под твердью чистой,
На свободе, без забот,
Жаворонок голосистый
Песни радости поёт.

Не поэта ль дух высокий,
Разорвавший с миром связь,
В край небес спешит далёкий,
В жаворонке возродясь?

Жаворонок беззаботный,
Как поэт, всегда поёт
И с земли, как дух бесплотный,
К небу правит свой полёт.

3. Сообщение темы и цели урока 

- Посмотрите на своё рабочее место и скажите, какие материалы и инструменты вы приготовили к уроку? 

- А как вы думаете, зачем на уроке  тесто?

- Весна пришла! Только ручейки зажурчат, сразу небо пташками загудит - первыми вестниками тепла. Что же мы сегодня будем с вами лепить?

- Давайте и мы с вами сделаем "жаворонков" - чтобы и у нас в доме поселились счастье и весна!

4. Работа по теме урока

Правила работы 

- Прежде чем мы приступим к работе, вспомним правила, которые помогут сделать нашу работу результативной, безопасной, а поделка получится аккуратной и красивой.

Практическая работа.

Из куска теста раскатываем шарик, шарик раскатываем в жгут. Жгут завязываем в узелок, оставляя короткие концы. Один конец сплющиваем и делаем надрезы – хвост. Из другого вытягиваем клюв, берём горошинки, чечевицу или изюм – вот и глаза. Сбоку делаем крылышки, сплющив тесто и сделав надрезы.

Самостоятельная работа. Индивидуальная работа с детьми, нуждающимися в помощи.

Выставка работ 

- Посмотрите, какие хорошие жаворонки у нас получились, потому что мы вложили в них свой труд и большое желание ускорить приближение весны

5.  Итог урока. Рефлексия

- Кого мы сегодня лепили? Почему именно жаворонка?

- Вы сегодня хорошо поработали. А я хочу узнать, понравилось ли вам сегодняшнее наше занятие? Что бы вы ещё хотели слепить из теста?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по математике.Тесты по литературному чтению 3класс

Тестирование обучающихся 3класса по математике...

Тест по окружающему миру (1 тест-1четверть 3 класс, 2тест- год 2 класс)

Тест создан для проверки знаний учащихся 3 класса за 1 четверть....

Тест по произведению Лии Гераскиной "В стране невыученных уроков"; Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей", Тест по произведению "Королевство кривых зеркал"

Дать возможность учителю узнать насколько внимательно учащиеся работают с книгой, внимательно читают, понимают прочитанное....

Урок технологии в 4 классе Тема урока. Чудо-тесто. Панно «Земляничка»

Познакомить учащихся с профессией гончара; вспомнить известные  центры народного творчества; научить выполнять панно «Земляничка» из солёного теста....

Работа с текстом. 1 класс.. (Тест №1 "Лисята", Тест №2 "В чужой клетке", Тест №3 "Самые быстрые крылья", Тест №4 "Белка и волк", Тест №5 "Тропа", Тест №6 "Хлеб растёт")

        В 4 классе учащимся предстоит выполнять ВПР. Многие дети испытывают затруднения при работе с текстом. Сегодня в книжных магазинах можно найти  много методически...