Тема: «Изготовление поделки из бросового материала»
методическая разработка по технологии (2 класс) на тему

Красных Татьяна  Ивановна

Актуальность: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.

Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить потребности ребенка данного возраста, а именно:

¾   Желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;

¾   Желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и чтобы вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по – разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представлении я прочны потому, что как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике и по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того. Что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать материалы между собой. Находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie.docx29.7 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект

практического занятия на группе 1 – 2 классов

Тема: «Изготовление поделки из бросового материала»

Педагог: Красных Татьяна Ивановна

Дата проведения: 13.04.2017 г.

Время проведения: 16.00

Место проведения: Государственное казенное общеобразовательное  учреждение Владимирской области «Специальная (коррекционная общеобразовательная школа-интернат г. Киржача»

Актуальность: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем, ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления.

Конструирование и ручной труд, так же как игра и рисование, особые формы собственно детской деятельности.

Интерес к ним у детей существенно зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить потребности ребенка данного возраста, а именно:

  • Желание практически действовать с предметами, которое уже не удовлетворяется простым манипулированием с ними, как это было раньше, а предполагает получение определенного осмысленного результата;
  • Желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и чтобы вызвать одобрение окружающих.

Развивать творчество детей можно по – разному, в том числе работа с подручными материалами, которая включает в себя различные виды создания образов предметов из ткани, природного и бросового материалов. В процессе работы с этими материалами дети познают свойства, возможности их преобразования и использования их в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представлении я прочны потому, что как писал Н.Д. Бартрам: «Вещь, сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике и по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того. Что пойдет по чужому, фабричному и часто очень бездарному измышлению, каким является большинство наглядных учебных пособий».

Дети учатся сравнивать материалы между собой. Находить общее и различия, создавать поделки одних и тех же предметов из бумаги, ткани, листьев, коробок, бутылок и т.д. создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются и великое огорчение, если образ не получился. В то же время воспитывается у ребенка стремление добиваться положительного результата. Необходимо заметить тот факт, что дети бережно обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Новизна: Отличительной особенностью таких практических занятий, является развитие у детей творческого и исследовательского характера, пространственных представлений, некоторых физических закономерностей, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, приобретение ручной умелости и появление созидательного отношения к окружающему.

Цель практического занятия: научить создавать поделки из бросового материала.

Задачи:

Образовательные:

  1. учить детей различным приемам преобразования бросового материала;
  2. расширять знания о природе вещей;

Воспитывающие:

  1. воспитывать умение работать в паре, команде;
  2. воспитывать трудолюбие и самостоятельность, через выполнение заданий и игровых моментов;
  3. стимулировать коллективное творчество детей;

Коррекционно – развивающие:

  1. развивать и координировать работу мелкой моторики через игровые моменты занятия;
  2. развитие воображения через умение видеть необычное в обычных предметах;
  3. развитие внимательности на всех этапах работы (коррегировать и развивать произвольное внимание через выполнение заданий и игровых моментов);
  4. совершенствовать навыки работы с ножницами;
  5. узнавать и называть предметы через игру «Живая и неживая природа».

Ожидаемый результат:

  1. разовьется поисковая деятельность;
  2. освоят умение анализировать поделку;
  3. сформируется положительное отношение к труду;
  4. разовьются, конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности.

Необходимость проведения таких занятий существует, так как они рассматриваются как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творчески способностей, фантазии, мелкой моторики рук, внимания, логического мышления и усидчивости.

Оборудование: ТСО, раздаточный материал (основа для поделки, прищепки, цветная бумага, ножницы, плакат по технике безопасности при работе с ножницами).

Вводная часть

  1. Оформить класс (расставить полукругом парты).
  2. Организационный момент

Ребята, у нас сегодня гости, давайте подружимся с ними:

Вправо – влево повернитесь

Всем соседям улыбнитесь

Мы занятие начинаем

Всем хорошего настроения желаем!

Мы с вами  в очередной раз будем заниматься изготовлением поделки из бросового материала. А название поделки ваза.

Ребята посмотрите у вас на столах лежат детали необходимые для изготовления вазы. Посмотрите внимательно и  скажите, что относится к бросовому материалу. (Ответы учащихся).

Да действительно ребята, бросовый материал это то, что практически каждый день мы выбрасываем – пластиковые бутылки, одноразовую посуду, упаковку от продуктов, всевозможные коробки, трубочки, старые фломастеры, бутылочные пробки и т.д. И врядли задумываемся о том, что многое из этого мусора может получить новое применение, став основой для оригинальной поделки или увлекательной игрушки.

Тема нашего занятия «Изготовление поделки (вазы) из бросового материала».

Основная часть

Я загадаю вам загадку, а отгадка у вас на столах найдется…

Чтоб ветер не унес бельё с веревки,

Большой ненадобно сноровки,

Бельё прижму отдельными зубами,

Они, наверное, встречались уже с вами (прищепка)

Посмотрите у вас на рабочем месте лежат детали для нашей необычной вазы. Назовите мне эти детали (Ответы учащихся: коробка, упаковка, прищепки). Правильно! Из этих деталей мы и будем делать нашу поделку – вазу.

Основой для вазы будет служить коробка (упаковка), бросовый материал. «Основа – опорная часть предмета (поделки), на которой укрепляются остальные части».

Делаем вывод: поделка, которую предстоит выполнить на нашем занятии, состоит из деталей – основы (бросового материала) и прищепок, а так же элементов декорирования.

Опрос учащихся: Из какого материала сделаны детали? Детали основы из картона, детали прищепок из дерева. Молодцы!

Самые простые вещи таят в себе столько интересного, что диву даешься! Стоит только посмотреть на них по другому – мир, преображается. Я, ребята, говорю о прищепке. Да, да именно она, всем известная деревянная простушка станет сегодня королевой нашего занятия. Прищепка – это предмет быта. Прищепка – специальный вид зажима, обычно использующийся для крепления предметов (например, одежды) к веревке (например, к бельевой). Сегодня большинство прищепок создаются очень дешево: создают два блокировочных деревянных зубца, которые часто перехвачены маленькой пружиной. Когда два рычага зажаты кончиками пальцев, зубцы открываются. Давайте сейчас это проверим, как работает прищепка (берем в руки прищепки и работаем с прищепкой).

А знаете ребята, что люди создали «памятник» прищепке? Необычный «памятник» бельевой прищепке выполнил в деревне на Алтае известный скульптор Владимир Войчишин. (Демонстрация показа «памятника»).

Вдохновением к созданию необычного объекта послужила сказка о том, как обычная прищепка стала ласточкой. Сказка о том¸ как на бельевой веревке болталась старая прищепка, грустила и мечтала летать, как ласточки, которые кружили вокруг нее и дразнились. Но появилась фея, взмахнула волшебной палочкой и обычная прищепка стала настоящей ласточкой.

Свою работу скульптор Владимир Войчишин так и назвал «прищепка желаний»: хочется пожелать, чтобы любая мечта, даже самая несбываемая, стала реальностью – рассказывает автор работы.

Арт-объект – это гигантская деревянная прищепка, на которой разместились две миниатюрные ласточки, созданные также из дерева вручную Владимиром Войчишиным. Рядом – телега с возом прищепок, которые олицетворяют то, что много еще желаний могут осуществляться. Памятник расположен на территории Таёжной заимки «Лесная сказка». Такой же «памятник» прищепки находится в такой стране, как США.

Прослушав сообщение о «памятниках» прищепки, пришло время приступить к нашей работе по изготовлению поделки, нашей вазы.

Посмотрите, как будет выглядеть наша поделка – ваза. (Демонстрация изделия).

Для того, чтобы начать нашу работу, проведем с вами пальчиковую гимнастику, которая поможет выполнить нашу работу. (Проведение пальчиковой гимнастики «Кус – кус» с проговариванием стихотворения).

«Если что-то с места сдвинется,

То, за ним Котёнок кинется,

Если что-то вдруг покатится,

За него Котёнок схватится!

Прыг – скок! Цап – царап!

Не уйдёшь из наших лап!»

Молодцы, ребята! У вас так здорово всё получилось и пальчики наши теперь готовы к работе.

Итак, ребята, посмотрите, что лежит перед вами? (Ответы учащихся: основа, прищепки). Верно! Для изготовления нашей поделки ровно 30 штук прищепок. Посмотрите, сколько прищепок лежит у вас на рабочем месте (Ответы учащихся: много). Верно, много. Вот такое вам теперь задание:

  • 1 класс раскладывает по 10 прищепок в ряд (д.б. 3 ряда);
  • 2 класс, раскладывает прищепки в первый ряд 20 штук, а в следующий ряд всё, что осталось.

Теперь 1 класс мне скажет, сколько рядов у вас получилось /3 ряда/; 2 класс сосчитает, сколько рядов у вас получилось и сколько прищепок во втором ряду?

Итак, на вашем рабочем месте лежат прищепки в количестве 30 штук. Этого количества хватит, чтобы сделать нашу вазу.

Приступаем к практической работе.

I этап

Берём нашу основу (упаковку), опорную часть и на ней начинаем прикреплять, прищипывать прищепки. Берём по 1 прищепке и прищепляем к основе, стараясь, чтобы прищепки плотно прилегали друг к другу. Нашу работу будем выполнять парами, и в этом нам помогут взрослые из числа гостей. Молодцы ребята и товарищи взрослые! Вы справились с этой работой и ваза получилась необычной. Вы потрудились хорошо и наверное устали. Давайте сейчас немного  поиграем с вами. Проводится игра «Точно в цель». Для игры нам понадобится пластиковое ведерко и бумажная тарелка, по краю которой укреплены прищепки.

У вас находится тарелка с прищепками, она похожа на ромашку, не правда ли? От этой «ромашки» надо отщеплять прищепку и бросать ее в ведро. Это не такая уж и простая задача, ведь, чтобы всё получилось, нужно иметь не только хороший глазомер, но и ловкие пальчики. Молодцы!

II этап

Размялись и теперь, ребята, мы приступаем к следующему этапу нашей работы – оформление нашей вазы. Мы придадим красоту вазе, и для этого нам необходима цветная бумага и ножницы. Давайте вспомним правила работы с ножницами.

Правила безопасной работы с ножницами.

  1. Не оставляйте ножницы на столе с раскрытыми лезвиями;
  2. Ножницы во время работы кладите справа, кольцами к себе;
  3. Передавайте ножницы, кольцами вперед, держа их за сомкнутые лезвия;
  4. Не размахивайте ножницами и не отвлекайтесь во время работы с ними.

/Раздаем цветную бумагу/.

Посмотрите, перед вами цветная бумага. Обратите внимание на то, что на ней начерчены линии. По этим линиям мы должны сделать разрезы. Приступаем к выполнению. Смотрите, что у нас получилось…, а получилась травка и эту травку мы поместим во внутрь вазы. Смотрите, как красиво получилось! Наша ваза стала нарядной. Такая поделка может служить оригинальным сувениром, подарком.

Мы много потрудились, устали и заслужили отдых. Поиграем в занимательную игру, а помогать нам будут наши знакомые прищепки – обучалки, которые вы только что использовали, выполняя работу.

Перед вами ребята, круг, который тоже – сделан из бросового материала (коробки). На нем вы видите картинки, на которых изображены предметы, относящиеся к живой и неживой природе. Я сейчас посмотрю как вы различаете предметы. Для этого, прищепками красного цвета отмечаем картинку с живой природой, а синей – с неживой.

Молодцы ребята! Вы хорошо справились с этой задачей.

Заключительная часть

 А теперь давайте подойдем к выставке наших поделок. Смотрите, какие замечательные вазы получились! Одна из ваз стала подсвечником, остальные вазы декорированы травками и цветами.

Итак, ребята! Чем мы сегодня занимались? Чему вы научились на этом занятии? Из чего мы делали вазу? Что мы использовали при изготовлении вазы?

ВЕЩИ  САМИ  НЕ  РАСТУТ,   СДЕЛАТЬ  ВЕЩИ – НУЖЕН  ТРУД!

Я считаю, что вы замечательно потрудились. Вы все справились с заданием и всё у вас получилось. Вы все молодцы! А сейчас вас ждет сюрприз, эта ваза с угощением для вас. Благодарю всех кто принимал участие в нашей работе.

Самоанализ: Тип моего занятия стандартный, в своем занятии использовала такие формы работы, как групповая, индивидуальная, игровая. А так же методы и приемы, такие, как словесный, наглядный, практический – методы  и рассказ, объяснение, беседа – приемы. В ходе занятия мной были реализованы следующие задачи:  развитие и координирование работы мелкой моторики через игровые моменты занятия; развитие воображения через умение видеть необычное в обычных предметах; развитие внимательности на всех этапах работы (коррегирование и развитие произвольного внимания через выполнение заданий и игровых моментов); совершенствование навыков работы с ножницами; узнавание и называние предметов через игру «Живая и неживая природа». Использовала различные технологии такие, как, игровые, здоровьесберегающие и индивидуальные, а так же дифференцированный подход. Все дети были вовлечены в работу, активно участвовали во всех моментах занятия, с работой справлялись удовлетворительно, с желанием выполняли все действия, активно отвечали на все поставленные вопросы, выражали свои положительные эмоции при виде выполненной работы, микроклимат занятия был положительный, дети проявили все свои творческие способности. Я считая, что занятие прошло удачно. Поставленные цель и задачи мной реализованы в полном объеме.

Список итернет – ресурсов:

http://skazkapro.net/publ/40-1-0-1594

http://www.numana.ru/blogs/kopilka-detskih-stihov/stihi-pro-popugay

визиталтай.рф

инфоурок «урок технологии» FokinaLida.75@mail.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов и родителей "Вторая жизнь предмета. Поделки из бросового материала"

Данный мастер-класс предназначен для педагогов и родителей.  ...

Утилизация мусора. поделки из бросового материала.

Урок разработан педагогом дополнительного образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Усть-Илимска Пархоменко Е. А.Разработка занятия по дополнительной образовательной программе "Игровая экология" на ...

Поделки из бросового материала

Проектная деятельность в группе продленного дня "Поделки из бросового материала" с учениками 2 и 4 классов....

Поделки из бросового материала

Мастер -класс " Чудо -дерево",...

Авторская программа "Поделки из бросового материала"

Авторская  программа внеурочной деятельности «Фантазии из бросового материала»...

Конспект урока по технологии на тему "Изготовление кормушки из бросового материала"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения. Урок проводится при изучении раздела "Работа с бумагой и картоном" в 3 классе во 2 четверти....

Мастер-класс Развитие личностных УУД во внеурочной деятельности путём изготовления поделки из бросового материала

В материале говорится о том, что овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит не только в контексте разных учебных предметов, но особую роль в формировании личностных УУД играют в...