ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ВЫРАЩИВАНИЕ ЛУКА»
план-конспект занятия по технологии (2 класс) на тему

Технологическая карта урока технологии. 2 класс . УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx29.86 КБ

Предварительный просмотр:

КЛАСС: 2

ПРЕДМЕТ: ТЕХНОЛОГИЯ

УМК: «ШКОЛА РОССИИ»

УЧИТЕЛЬ: КАЛЬНИЦКАЯ Л.А.

ТЕМА УРОКА: ЗЕМЛЕДЕЛИЕ. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА «ВЫРАЩИВАНИЕ ЛУКА»

Цели 
деятельности
педагога

Познакомить учащихся с технологией выращивания лука; показать, как можно самостоятельно вырастить овощи; формировать знания о значении, применении и пользе лука в жизни человека, о профессиях, связанных с земледелием; на практическом уровне научить проводить наблюдение, воспитывать бережное отношение к результатам своего труда

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Садовод, овощевод, витамины

Образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы:

 http://www.bylba.ru/history.html

 http://lojechka.ru/novosti/nemnogo_o_polze_luka.html

Наглядно-демонстрационный материал

Рисунки или иллюстрации разных видов лука; баночка, луковица, ножницы; материалы для игры «Овощи и фрукты» (картинки с изображениями овощей и фруктов, магнитики), кусочки овощей и фруктов

Оборудование

Учебник, рабочая тетрадь; баночка, луковица; ножницы, цветные карандаши

Планируемые
образовательные результаты

Личностные: понимают значимость профессиональной деятельности садовода и овощевода, сориентированы на уважительное отношение к их труду.

Предметные: получат опыт самостоятельной посадки луковицы, проведения наблюдения; научатся оформлять дневник наблюдений, проводить анализ выполненной работы (с занесением в дневник наблюдений).

Метапредметные: 

 регулятивные – овладеют способностью планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

 коммуникативные – научатся составлять рассказ о профессиях садовода и овощевода;

 познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,
задания и упражнения

Деятельность учителя

Универсальные
учебные действия

I. Подведение

к цели урока

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Сообщает тему урока.

– Откройте учебник (с. 7) и прочитайте название раздела учебника, к изучению которого мы приступаем сегодня. И первая наша работа будет непосредственно связана с землей. Сегодня мы приступим к выращиванию лука

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

II. Повторение изученного материала

Проверка домашнего задания

Заслушивает сообщения учащихся о поделках, украшающих дома, материалах и инструментах, из которых они изготовлены

Познавательные: умеют строить осознанное и произвольное речевое высказывание; осуществляют поиск информации из разных источников.

Коммуникативные: умеют составлять рассказ

III. Открытие

нового знания

Работа с учебником (с. 8–9)

Прочитайте в учебнике (с. 8–9), о чем нам рассказывают Аня и Ваня.

– Какие овощи выращивали наши предки?

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя

Игра «Знаете

ли вы овощи?»

На доске магнитиками прикреплены картинки овощей и фруктов. Предлагает учащимся убрать картинки с изображением фруктов

Практические задания

Предлагает кусочки продуктов (лук, яблоко, капуста, морковь, редис, груша) и просит назвать их. 

– Найдите среди картинок рисунки с изображением овощей.

– С завязанными глазами определите овощи среди предложенных продуктов (по вкусу)

Словесно-иллюстративный рассказ «История возделывания овощей».

– Разводить полезные растения человек стал очень давно, еще в каменном веке. Сначала люди собирали то, что давала природа и что можно было употребить в пищу, – плоды, листья, семена. Затем стали сохранять отдельные виды деревьев, кустарников, трав, которые им давали пищу.

Просмотр рисунков или мультимедийной презентации по теме

Потом возникло примитивное земледелие, когда люди стали разбрасывать семена полезных растений и собирать урожай. Древние земледельцы отбирали растения с вкусными плодами, с высокой урожайностью и другими полезными свойствами. Все овощные растения имеют свои многовековые истории. Мы совершим небольшую экскурсию, чтобы узнать об истории овощей. Родина капусты – Средиземноморье. Здесь люди стали выращивать листовые формы капусты, а позднее от нее появились другие формы растения. Сведения о выращивании листовой капусты можно отыскать в девятитомной «Истории растений» известного ботаника древности Теофраста. Они относятся к III веку до нашей эры. Одной из самых любимых у наших народов стала капуста белокочанная, ей по праву принадлежит первое место среди всех капуст. Ведь не случайно, когда говорят о капусте, то в первую очередь вспоминают именно ее, потом уже цветную капусту. Лук известен человеку также давно. Родиной его считаются Средняя Азия и Афганистан. Репчатый лук выращивали в Древней Греции, Египте, Индии. Гиппократ, знаменитый врач древности, использовал лук для лечения больных. Лук обязательно должны были есть римские легионеры. Считалось, что пища с большим

количеством лука придает храбрость, энергию и силу. Простые люди Франции, Испании, Португалии в X–XII веках лук ели каждый день – это была их пища. На Руси лук появился в XII–XIII веках, в основном его ели бедные люди. (См. продолжение в дополнительном материале к уроку.)

Беседа о пользе лука

– Чем же полезен лук? Что вы об этом знаете?

О пользе лука известно с давних времен. Лук мы добавляем практически во все блюда: в супы, салаты, гарниры. Делаем мы это автоматически, следуя рецептам, и часто не задумываемся о пользе лука в блюдах нашего стола. А между тем этот продукт очень полезен по своим свойствам. По подсчетам специалистов питания, каждый человек в год должен съедать около 8 кг лука, тогда польза лука будет максимальна и здоровье человека будет в наилучшем состоянии. Лук содержит целый комплекс витаминов: серу, фтор, железо, магний и кальций. Лук идеален при авитаминозе, простудных заболеваниях. Он прекрасно улучшает иммунитет, обладает противомикробным действием. Используйте в блюдах всю пользу лука – и вы будете всегда здоровы

Личностные: имеют познавательный интерес, выражают удивление.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: умеют анализировать информацию с выделением их существенных признаков.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания

Словарная работа по учебнику (с. 9)

– Как называются профессии людей, занимающихся выращиванием фруктов и овощей?

Заслушивает ответы.

– Сравните ответы учащихся с объяснением терминов «садовод» и «овощевод»

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, участвовать в общей бе-

седе, соблюдая правила речевого поведения; высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

IV. Твор-

ческая практическая деятельность

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места

Познавательные: умеют подготовить рабочее место к работе; знают о гигиене учебного труда и организации рабочего места.

Личностные: имеют знания

о гигиене труда

Беседа «Что

и как мы будем делать?».

Работа с учебником (с. 8–9)

– Как вы думаете, можно ли выращивать овощи осенью, зимой? Вот и мы попробуем вырастить лук. Откройте учебник (с. 8) и прочитайте последовательность наших действий. А теперь расскажите план работы, а я в это время буду показывать приемы посадки лука.

Демонстрирует приемы работы. Повторяют правила безопасной работы с ножницами

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют обобщать, делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения.

Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике, проговаривать последовательность действий.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Практическое задание

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

– Выполните посадку лука, заполните дневник наблюдений, зарисуйте луковицу в день посадки

Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике, при выполнении практической работы следуют ранее оговоренному плану.

Личностные: имеют желание работать, понимают значимость правильной организации рабочего места, знают правила поведения на уроке

V. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Выставка работ учащихся. Обобщение

полученных

на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ.

Организует беседу по вопросам.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

– Как вы думаете, нужно ли будет ухаживать за нашими посадками? Что нужно будет делать?

– Где можно использовать выращенный таким способом лук?

Личностные: обладают первичными умениями оценки работ и ответов одноклассников на основе заданных критериев.

Регулятивные: оценивают свою работу; умеют адекватно

воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Домашнее

задание

Объясняет домашнее задание.

– На с. 9 учебника найдите вопросы под рубрикой «Проверим себя», а также информацию для ответов на эти вопросы.

ИСТОРИЯ ВОЗДЕЛЫВАНИЯ ОВОЩЕЙ

В Средние века чеснок являлся амулетом. Считалось, что он может спасти людей от всяких бедствий и невзгод. Знаком он был древним грекам и древним римлянам. Археологи находили его в египетских пирамидах. В нашей стране он также считается «старым» растением.

Помидор, или томат, – выходец из тропических районов Южной и Центральной Америки. В Европу попал в XVI веке, его привезли испанцы. Но сразу любимым и популярным не стал. В некоторых странах его выращивали как лекарственное и декоративное растение. В России выращивается с XVIII века.

Родина перца – Америка, точнее Мексика и Гватемала. Появление перца в Европе связывают с именем Христофора Колумба. В Европе перец долгое время применяли как пряность, потом были выделены сладкие сорта перца, пригодные в пищу. В России выращивается с XVII века.

У огурца тоже солидный стаж. Это одно из растений, плоды которого используются в пище в недозрелом виде. Ученые считают, что огурцу более шести тысяч лет. Родина его – Юго-Восточная Азия.

Тыкву разводили мексиканцы на своих огородах более пяти тысяч лет назад. После открытия Америки португальцы завезли тыкву из Бразилии в Индию, потом она попала в Европу. В России известна с XVI века.

Родоначальником культурного салата ученые считают салат компасный, который в диком виде растет в Западной и Южной Европе, Передней Азии и Северной Африке. У нас в стране дикие формы его встречаются в Сибири, Средней Азии и Закавказье.

Укроп был известен древним грекам и древним римлянам. Они использовали некоторые его лечебные свойства, с его помощью избавлялись от насекомых – паразитов.

Из зелени петрушки греки и римляне плели венки. Она у них считалась символом горя и печали, ее также использовали против насекомых и различных болезней. В Средние века петрушка «становится» овощной культурой. Но сначала использовали только ее корни и лишь потом решили использовать в качестве пряной зелени.

Сельдерей в диком виде можно отыскать по всей Европе, в Передней Азии, Северной и Южной Америке.

Свеклу люди знают с глубокой древности. В III веке до нашей эры древнегреческий ботаник Теофраст описал свеклу, которая росла дико на побережье Средиземного моря. Первым растением, которое стал выращивать человек, была листовая свекла мангольд. Древние выращивали свеклу в основном как лечебное растение. Древние римляне с удовольствием ели свекольные листья. В Средние века появляются корнеплодные свеклы. На территории нашей страны, в Армении, свекла была известна за две тысячи лет до нашей эры. В Киевской Руси ее возделывали в X–XI веках. Сейчас красная корнеплодная свекла – одно из самых популярных растений.

Морковь была знакома людям еще за 2 тысячи лет до нашей эры. Римляне ее употребляли как лакомство. В европейских странах морковь появляется в XVI веке. Ее применяли в лечебных целях.

Родина репы – Средиземноморье. В Древней Греции ее употребляли в пищу, на корм скоту и как лечебное растение. У древних римлян печеная репа считалась большим лакомством. На Руси она была самым любимым и самым распространенным овощем. С ней связано много обычаев и поверий. До сих пор одной из самых любимых сказок для малышей считается «Репка».

Редька в культуру введена задолго до нашей эры. Гиппократ упоминал ее как лекарственное растение, Теофраст называл в числе пищевых растений. Сейчас выращивают ее во многих странах мира.

О редисе упоминает Геродот. Он сообщал, что строителей пирамид Хеопса (2900 лет до нашей эры) кормили редисом, луком и чесноком. В культуру он введен не менее 5 тысяч лет назад.

Родина картофеля – Южная и Центральная Америка. В Европу его завезли испанцы, потом он распространился в других странах. Но в Европе картофель признали не сразу. В 1765 году в России сенат издал специальный указ о «заведении» картофелеводства в стране. В некоторых странах, в том числе и в России, культуру приходилось внедрять силой. Широкое распространение картофель получил в России с середины XIX века.

Горох возделывали в каменном веке вместе с пшеницей, ячменем и просом. Сеяли и в Древней Руси.

Фасоль, родственница гороха, – одно из главных растений древнего земледелия Перу, Мексики и других стран Южной Америки. Она появилась после путешествия Колумба, а в Россию попала в XVII–XVIII веках.

Таковы краткие истории появления известных всем овощей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Выращивание лука на подоконнике"

Выращивание лука на подоконникеДанная  работа проведена на основе опыта исследовательской деятельности. Она актуальна, т.к. исследовательская работа занимает важное место в обучении младших школь...

Проект "выращивание лука на перо в комнатных условиях"

Проектная работа выполнена учащимися, родителями и классным руководителем 1 класса. Дети были в роли историков, литераторов, исследователей, наблюдателей....

Выращивание лука, 2 класс

Презентация к уроку технологии, 2 класс...

Проектная работа "Выращивание лука на перо"

Мои ученики 2 класса зимой 2014 выполнили проектную работу на тему: "Выращивание лука на перо".Мы с детьми посадили луковицы на почву в полиэтиленовые коробки и поместили их на подоконник. Зелёные пер...

Исследовательская работа "Выращивание лука"

ВЫРАЩИВАНИЕ ЛУКАРаботу выполнили ученицы 3 «б» класса Фролова Дарья, Мамонтова Елизавета руководитель работы: учитель начальных классов Честикова Ирина СергеевнаМуниципальное общеобразовательное казен...

Практическая работа «Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука»

Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки. Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Д...

Детско-родительский проект «Выращивание лука на перо» по окружающему миру для учащихся 2 класса

Актуальность проекта: Поисково-познавательная деятельность развивает личность ребенкаПрограмма действий: закладка опыта.  Задачи проекта:Сформировать представления у детей...