Адаптированная рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Хайретдинова Ляйсан Тагировна

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл технология44.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Куяново»

муниципального района Краснокамский район

Республики Башкортостан

Рассмотрено

на заседании МО

Руководитель МО

Согласовано

Заместитель

директора по УВР

Утверждаю

Директор

МБОУ СОШ с. Куяново

_________  Г.В. Тимиргазина 

 ___________Р.Г. Миназетдинова

      _____________ И.Н. Хайдарова

Протокол № 1 от 26.08. 2016г.

29.08.2016г.

       Приказ № 172 от 29.08.2016г.

АДАПТИРОВАННАЯ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по технологии

для 1-4 классов

        на 2016-2018 годы        

Хайретдиновой  Ляйсан Тагировны,

учителя начальных классов

Программа разработана на основе  авторской программы по технологии 1-4 классы Е.А.  Лутцевой «Технология».  Москва. «Вентана – Граф», 2012 г.

2016г

Пояснительная записка

      Адаптированная рабочая программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. (Федеральный Закон "Об образовании в Российской Федерации " от 29.12. 2012 г. № 273п.28 статья 2).

        

    Рабочая программа разработана на основе авторской программы по технологии 1-4 классы Е.А.  Лутцевой «Технология».  Москва. «Вентана – Граф», 2012 г.

               Программа учебного предмета «Технология » рассчитана на обучение с 1 по 4 класс по 1 часу в неделю: в 1 классе  - 33 учебных недели (33 часа в год), 2 - 4  на 34  учебных недели (34 часа в год)

         В связи с тем, что в авторской программе во 2 - 4 классах отводится 70 часов при проведении в неделю 2 часов, а в базисном учебном плане школы- 1 час,   то возникает необходимость составления рабочей программы.

Адаптированная рабочая программа    для обучающихся с ОВЗ направлена на формирование у них общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственное, эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое) в соответствии с принятыми в семье и обществе нравственными и социокультурными ценностями; овладение учебной деятельностью.

Адаптированная рабочая программа адресована обучающимся с ОВЗ, которые характеризуются уровнем развития несколько ниже возрастной нормы, отставание проявляется в целом или локально в отдельных функциях (замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности). Отмечается нарушение внимания, памяти, восприятия и др. познавательных процессов, умственной работоспособности и целенаправленности деятельности, несформированность мыслительных операций анализа; синтеза,  сравнения, обобщения, бедность словарного запаса, трудности произвольной саморегуляции.

Обучающиеся с ОВЗ занимаются по АООП вместе с обучающимися, занимающимися по общеобразовательной программе.

Учитывая контингент детей, обучающихся по данной программе, школа использует учебные программы по предметам и УМК массовой общеобразовательной школы.

Список детей в приложении.

Личностные, метапредметные и предметные результаты

освоения учебного предмета

В сфере личностных универсальных учебных действий:

     - широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

      - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

      - ориентация на понимание причин успеха-неуспеха в учебной деятельности;

      - понимание оценок учителей, товарищей, родителей;

      - способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

     - основы экологической культуры – готовность следовать нормам природоохранного поведения.

В сфере познавательных универсальных учебных действий:

     - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

     - использовать знаково-символические средства, в том числе модели  и схемы для решения задач;

     - ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

     - выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

      - осуществлять анализ объектов;

      - осуществлять синтез как составление целого из частей;

      - проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

      - устанавливать аналогии;

        - владеть рядом общих приёмов решения  задач.

В сфере регулятивных универсальных учебных действий:

      - планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач);

      - прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия);

      - формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

     - принимать и сохранять учебную задачу;

     - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

      - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

     - адекватно воспринимать оценку учителей, товарищей, родителей;

     - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учёта характера сделанных ошибок.

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий:

    -  развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

    -  формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

     - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

    - строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;

    - формулировать собственное мнение и позицию;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

    - строить понятные для партнёра высказывания;

    - задавать вопросы.

Содержание учебного предмета

1 класс (33 ч.)

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (6ч.)

Мир профессий. Профессии близких; профессии, знакомые детям; профессии мастеров.

Разнообразные предметы рукотворного мира (быта и декоративно-прикладного искусства).

Роль и место человека в окружающем мире. Созидательная, творческая деятельность человека и природа как источник его вдохновения. Элементарные общие правила создания рукотворного мира (эстетическая выразительность – цвет, форма, композиция); гармония предметов и окружающей среды (сочетание цветов и основы композиции).

Бережное отношение к природе как к источнику сырьевых ресурсов, природные материалы.

Самообслуживание: организация рабочего места (рациональное использование материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы; уход за инструментами и их хранение. Гигиена труда.

Организация рабочего места (рациональное размещение материалов и инструментов) и сохранение порядка на нём во время и после работы.

Простейший анализ задания (образца), планирование трудового процесса.

Работа с доступной информацией в учебнике, рабочей тетради (приложении) – рисунки, схемы, инструкционные карты; образцы изделий.

Самоконтроль в ходе работы по инструкционной карте, соотнесение промежуточного и конечного результата (детали, изделия) с образцом. Самоконтроль качества выполненной работы – соответствие результата (изделия) предложенному образцу.

Выполнение коллективных работ.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (17 ч.)

Знакомство с материалами (бумага, картон, нитки, ткань) и их практическим применением в жизни. Основные свойства материалов: цвет, пластичность, мягкость, твёрдость, прочность, гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сравнение материалов по их свойствам: декоративно-художественные и конструктивные. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая, газетная и др.). Тонкий картон, пластичные материалы. Свойства этих материалов.

Подготовка материалов к работе. Сбор и сушка природного материала. Экономное расходование материалов.

Инструменты и приспособления для обработки доступных материалов: ножницы, игла, стека, шаблон, булавки (знание названий используемых инструментов). Выполнение приёмов рационального и безопасного пользования ими.

Знакомство с графическими изображениями: рисунок, схема (их узнавание). Обозначение линии сгиба на рисунках, схемах.

Общее понятие о технологии. Элементарное знакомство (понимание и название) с технологическим процессом изготовления изделия из материалов: разметка деталей, их выделение, формообразование, сборка. Разметка деталей на глаз, по шаблону. Выделение деталей отрыванием, резанием ножницами. Формообразование деталей сгибанием, складыванием, вытягиванием. Клеевое соединение деталей изделия. Отделка деталей изделия рисованием, аппликацией, прямой строчкой. Сушка изделий под прессом.

Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов.

Связь и взаимообусловленность свойств используемых учащимися материалов и технологических приёмов их обработки.

Приёмы выполнения различных видов декоративно-художественных изделий (в технике аппликации, мозаики, лепки, оригами, бумажной пластики и пр.)

  1. Конструирование и моделирование (10 ч.)

Элементарное понятие конструкции. Изделие, деталь изделия.

Конструирование и моделирование изделий из природных материалов и бумаги складыванием, сгибанием, вытягиванием по образцу и рисунку. Неразборные (однодетальные) и разборные (многодетальные) конструкции (аппликации, изделия из текстиля, комбинированных материалов), общее представление. неподвижное соединение деталей.

  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере).

Демонстрация учителем готовых материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.

  1. класс (34 ч.)

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (8 ч.)

Значение трудовой деятельности в жизни человека – труд как способ самовыражения человека. История приспособляемости первобытного человека к окружающей среде. Реализация потребностей человека в укрытии (жилище), питании (охота, примитивная кулинарная обработка добычи), одежде. Объективная необходимость разделения труда. Ремёсла и ремесленники. Названия профессий ремесленников. Современное состояние ремёсел. Ремесленные профессии, распространённые в месте проживания детей (крае, регионе). Технологии выполнения работ во времена Средневековья и сегодня.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (прочность, удобство, эстетическая выразительность – симметрия, ассиметрия, композиция); гармония рукотворных предметов и окружающей среды (городской и сельский ландшафты).

Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта и декоративно-прикладного искусства, архитектуры и техники).

Природа – источник сырья. Природное сырьё, природные материалы.

Мастера и их профессии. Традиции творчества мастеров в создании предметной среды (общее представление).

Развёрнутый анализ заданий (материалы, конструкция, технология изготовления). Составление плана практической работы.

Работа с доступной информацией (тексты, рисунки, простейшие чертежи, эскизы, схемы).

Введение в проектную деятельность. Выполнение с помощью учителя доступных простых проектов (разработка предложенного замысла, поиск доступных решений, выполнение и защита проекта). Результат проектной деятельности - изделия, оформление праздников.

Работа в малых группах. Осуществление сотрудничества.

Самоконтроль в ходе работы (точность разметки с использованием чертёжных инструментов).

Самообслуживание. Самостоятельный отбор материалов и инструментов для урока.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (15ч.)

Материалы природного происхождения: природные материалы (встречающиеся в регионе), натуральные ткани, нитки (пряжа). Строение ткани. Продольное и поперечное направление нитей ткани. Основа, уток. Общая технология получения нитей и тканей на основе натурального сырья. Проволока (тонкая), её свойства: гибкость, упругость. Сравнение свойств материалов. Выбор материалов по их декоративно-художественным и конструктивным свойствам.

Чертёжные инструменты: линейка, угольник, циркуль. Канцелярский нож, лекало. Их названия, функциональное назначение, устройство. Приёмы безопасной работы и обращения с колющими и режущими инструментами.

Технологические операции, их обобщённые названия: разметка, получение деталей из заготовки, сборка изделия, отделка.

Элементарное представление о простейшем чертеже и эскизе. Линии чертежа (контурная, линия надреза, выносная, размерная, осевая, центровая). Чтение чертежа разметка по линейке, угольнику, циркулем с опорой на простейший чертёж. Экономная рациональная разметка нескольких деталей с помощью чертёжных инструментов. Построение прямоугольных и круглых деталей с помощью чертёжных инструментов. Деление окружности и круга на части с помощью циркуля, складыванием.

Сборка изделия: проволочное подвижное и ниточное соединение деталей.

Отделка аппликацией (с полиэтиленовой прокладкой), ручными строчками (варианты прямой строчки).

  1. Конструирование и моделирование (9 ч.)

Конструирование из готовых форм (упаковки). Композиционное расположение деталей в изделии. Получение объёмных форм сгибанием. Виды соединения деталей конструкции. Подвижное соединение деталей изделия. Способы сборки разборных конструкций (винтовой, проволочный). Соответствие материалов, конструкции и внешнего оформления назначению изделия.

Транспортные средства, используемые для передвижения по земле, воде, в воздухе. Виды, названия, назначение. Макет, модель. Конструирование и моделирование изделий из разных материалов; транспортных средств по модели, простейшему чертежу или эскизу. Биговка.

  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (2 ч.)

Демонстрация учителя с участием учащихся готовых материалов на цифровых носителях (CD) по изучаемым темам.

  1. класс (34 ч.)

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч.)

Непрерывность процесса деятельностного освоения мира человеком и создания культуры. Материальные и духовные потребности человека как движущие силы прогресса. Отражение жизненной потребности, практичности, конструктивных и технологических особенностей, национально-культурной специфики в жилище, его обустройстве, убранстве, быте и одежде людей. Ключевые технические изобретения от Средневековья до начала XX в. Использование человеком энергии сил природы (воды, ветра, огня) для повышения производительности труда. использование человеком силы пара, электрической энергии для решения жизненно важных проблем в разные исторические периоды. Зарождение наук. Взаимовлияние наук и технических изобретений в процессе развития человечества.

Энергия природных стихий: ветра, воды (пара). Электричество, простейшая электрическая цепь и её компоненты. Простейшая схема электрической цепи с различными потребителями (лампочкой, звонком, электродвигателем).

Гармония предметов и окружающей среды – соответствие предмета (изделия) обстановке.

Элементарная проектная деятельность (обсуждение предложенного замысла, поиск доступных средств выразительности, выполнение и защита проекта). результат проектной деятельности: изделия, подарки малышам и взрослым, пожилым (социальный проект), макеты.

Распределение ролей в проектной группе и их исполнение.

Самоконтроль качества выполненной работы (соответствие результата работы художественному или техническому замыслу).

Самообслуживание – правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, электричеством.

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (10 ч.)

Некоторые виды искусственных и синтетических материалов (бумага, металлы, ткани, мех и др.), их получение, применение.

Разметка развёрток с опорой на простейший чертёж. Линии чертежа (осевая, центровая). Преобразование развёрток несложных форм (достраивание элементов).

Выбор способа соединения и соединительного материала в зависимости от требований конструкции. Выполнение рицовки с помощью канцелярского ножа. Приёмы безопасной работы им. Соединение деталей косой строчкой. Отделка (изделия и деталей) косой строчкой и её вариантами (крестиком, росписью, стебельчатой строчкой и др.), кружевами, тесьмой, бусинами и т.д.

  1. Конструирование и моделирование (5 ч.)

Полезность, прочность и эстетичность как общие требования к различным конструкциям. Связь назначения изделия и его конструктивных особенностей: формы, способов соединения, соединительных материалов. Простейшие способы достижения прочности конструкций (соединение деталей внахлёст, с помощью крепёжных деталей, щелевого замка, различными видами клея, сшиванием и др.).  Использование принципов действия представителей животного мира для решения инженерных задач (бионика).

Конструирование и моделирование изделий из разных материалов по заданным декоративно-художественным условиям.

Техника как часть технологического процесса, технологические машины. Общий принцип работы ветряных и водяных мельниц. Паровой двигатель.

        

  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (5 ч.)

Информационная среда, основные источники (органы восприятия) информации, получаемой человеком. Сохранение и передача информации. Источники информации, используемые человеком в быту: телевидение, радио, печатные издания, персональный компьютер и др.

Современный информационный мир. Персональный компьютер (ПК) и его назначение. Правила безопасного пользования ПК. Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода и обработки информации. Работа с доступными источниками информации (книги, музеи, беседы с мастерами (мастер-классы), сеть Интернет, видео, DVD).

  1. класс (34 ч.)

  1. Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание (14 ч.)

Преобразовательная деятельность человека в ХХ – начале ХХI в. Научно-технический прогресс: главные открытия, изобретения, современные технологии (промышленные, информационные и др.), их положительное и отрицательное влияние на человека, его жизнедеятельность и на природу Земли в целом. Угроза экологической катастрофы и роль разума человека в её предотвращении.

Сферы использования электричества, природных энергоносителей (газа, нефти) в промышленности и быту.

Общие представления об авиации и космосе, энергии и энергетике, информационно-компьютерных технологиях.

Самые яркие изобретения начала ХХ в. (в обзорном порядке). Начало ХХI в.- использование компьютерных технологий во всех областях жизни человека. Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Причины и пути предотвращения экологических и техногенных катастроф.

Дизайн-анализ (анализ конструкторских, технологических и художественных особенностей изделия). Распределение времени при выполнении проекта.

Коллективные проекты.

Самообслуживание: пришивание пуговиц, сшивание разрывов по шву. Правила безопасного пользования бытовыми приборами.

 

  1. Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты (8 ч.)

Изобретение и использование синтетических материалов с определёнными заданными свойствами в различных отраслях и профессиях.

Нефть как универсальное сырьё. Материалы, получаемые из нефти (пластмассы, стеклоткань, пенопласт и др.). Подбор материалов и инструментов в соответствии с замыслом. Синтетические материалы – полимеры (пластик, поролон). Их происхождение, свойства.

Влияние современных технологий и преобразующей деятельности человека на окружающую среду. Комбинирование технологий обработки разных материалов и художественных технологий.

Дизайн (производственный, жилищный, ландшафтный и др.). его роль и место в современной проектной деятельности. Основные условия дизайна – единство пользы, удобства и красоты. Дизайн одежды в зависимости от её назначения, моды, времени. Элементы конструирования моделей, отделка петельной строчкой и её вариантами (тамбур, петля вприкреп, ёлочки и др.), крестообразной строчкой. Дизайн и маркетинг.

  1. Конструирование и моделирование (5 ч.)

Поиск оптимальных и доступных новых решений конструкторско-технологических проблем на основе элементов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач).

Техника ХХ – начала ХХI в. Её современное назначение (удовлетворение бытовых, профессиональных, личных потребностей, исследование опасных и труднодоступных мест на земле и в космосе и др.). современные требования к техническим устройствам (экологичность, безопасность, эргономичность и др.)

  1. Использование информационных технологий (практика работы на компьютере) (7 ч.)

Современный информационный мир. Использование компьютерных технологий в разных сферах жизнедеятельности человека. Персональный компьютер (ПК) и дополнительные приспособления (принтер, сканер, колонки и др.). знакомство с текстовым редактором. Поиск информации в компьютере и Интернете. Работа с простейшими информационными объектами (тексты, рисунки): создание, преобразование, сохранение, удаление, печать (вывод на принтер). Программа Word, Power Point.

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоения каждой темы

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Авторская  программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл

2кл

3 кл

4 кл

1.

Раздел I.Общекультурные и общетрудовые компетенции. Основы культуры труда, самообслуживание

42

42

6

8

14

14

1.1

Тема 1. Рукотворный мир как результат труда человека

6

1

1

2

2

1.2

Тема 2. Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда

9

1

2

4

2

1.3

Тема 3. Природа в художественно-практической деятельности человека

7

2

1

2

2

1.4

Тема 4. Природа и техническая среда

10

1

2

3

4

1.5

Тема 5. Дом и семья. Самообслуживание

10

1

2

3

4

2.

Раздел II.Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

50

50

17

15

10

8

2.1

Тема 1. Материалы, их свойства, происхождение и использование человеком

6

2

2

1

1

2.2

Тема 2. Инструменты и приспособления для обработки материалов

5

2

1

1

1

2.3

Тема 3. Общее представление о технологическом процессе

7

2

1

2

2

2.4

Тема 4. Технологические операции ручной обработки материалов (изготовление изделий из бумаги, картона, ткани и др.)

20

7

7

4

2

2.5

Тема 5. Графические изображения в технике и технологии

12

4

4

2

2

3.

Раздел III. Конструирование и моделирование

29

29

10

9

5

5

3.1

Тема 1. Изделие и его конструкция

4

1

1

1

1

3.2

Тема 2.Элементарные представления о конструкции

5

2

1

1

1

3.3

Тема 3. Конструирование и моделирование несложных объектов

20

7

7

3

3

4.

Раздел IV. Использование информационных технологий

14

14

-

2

5

7

4.1

Тема 1. Знакомство с компьютером

6

-

2

1

3

4.2

Тема 2. Работа с информацией

8

-

-

4

4

Общее количество часов:

135

135

33

34

34

34




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по технологии 1 класс для детей с РАС вариант 8.2

Рабочая программа разработана для ......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования...

Адаптированная рабочая программа по технологии 3 класс вариант 7.1 УМК "Перспектива"

Адаптированная рабочая программа  составлена для обучающегося третьего класса общеобразовательной четырехлетней начальной школы в соответствии с вариантом 7.1 Федерального государственного образо...

Адаптированная рабочая программа по технологии 1-4 классы. VII вид.

Адаптированная рабочая программа по технологии 1-4 классы VII вида предназначена для учителей, работающих по программе "Школа России". Она состоит из трех частей: планируемых результатов, ос...

Адаптированная рабочая программа по технологии 3 класс 2019-2020 учебный год

Адаптированная рабочая программа по технологии 3 класс 2019-2020 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по технологии 4 класс 2017-2018 учебный год

Адаптированная рабочая программа по технологии 4 класс 2017-2018 учебный год...

Адаптированная рабочая программа по технологии. 4 класс. УМК "Школа России"

Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и сборника рабочих программ «Технология. 1-4 классы»...