Конспект урока "Малахитовая шкатулка" (4 класс, УМК "Школа России")
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Лукиных Надежда Николаевна

Вашему вниманию предоставляю конспект урока по технологии на тему: "Полезные ископаемые. Изделие "Малахитовая шкотулка". Данный конспект предназначен для учащихся 4 класса УМК "Школа России".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malahitovaya_shkatulka.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 3.10.17                                                                                                                Учитель: Симинихина Ю.А.

Школа: 148                                                                                                                Методист: Жир Н.А.

Класс: 4 «г»                                                                                                                Студентка: Лукиных Н.Н., 46 гр.

Кабинет: 203        

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ТЕХНОЛОГИИ

Тема: «Полезные ископаемые. Изделие «Малахитовая шкатулка»»

Цели деятельности учителя: повторить основные сведения о полезных ископаемых (понятие, транспортировка, группы); познакомить с новой техникой работы с пластилином – лепкой слоями;

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся использовать прием смешивания пластилина разных цветов для получения новых оттенков;
  • Познакомятся с новым способом создания изделия в технике мозаики;
  • Познакомятся с видами пластических материалов, их свойствами;
  • Научатся выполнять мозаику из пластилина.

Личностные:

  • Разовьют творческие способности, фантазию, аккуратность;
  • Сформируют потребность к творчеству и реализации собственных навыков.

Тип урока: урок открытия нового знания

Оборудование: Учебник, рабочая тетрадь, пластилин, стека, клеёнка, коробка, нитка для резания пластилина.


Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формирование УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Николаевна, и сегодня, я проведу у вас урок технологии. Спину держим ровно. Молодцы! Мы начинаем урок.

Приветствовать учителя

Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.

II.Актуализация знаний и мотивация

Словесный, беседа

Все сумели мы собраться,

За работу дружно взяться.

Будем думать, рассуждать,

Можем мы урок начать.

Прежде чем приступить к новому материалу, давайте вспомним, что вы делали на прошлом занятии? Вы изучали полезные ископаемые. Давайте вспомним, что такое полезные ископаемые? (Полезные ископаемые – это природные образования, которые человек добывает и использует для различных целей.) Как же их добывают? (из недр или с поверхности земли) А кто скажет как их транспортируют? (по нефтепроводам и в цистернах) На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (твердые, жидкие, газообразные)

Какие полезные ископаемые вы знаете? Назовите.

Воспринимать информацию

Выполнять задания учителя

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы); Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.

III. Постановка учебной задачи

Практический, работа со скороговоркой

А теперь отгадайте загадки:

1)На кухне у мамы помощник отличный-

Он синим цветком расцветает от спички.

                                          (Природный газ.)

Очень прочен и упруг.

Строителям надёжный друг-

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны.

(Гранит.)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

Чтобы сделать миску, вазу,

Она понадобится сразу.

(Глина.)

Белый камешек растаял -

На доске следы оставил.

                                          (Мел)

Покрывают им дороги,

Улицы в селении.

А ещё он есть в цементе

Или в удобрении.

(Известняк)

Он очень нужен детворе.

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

(Песок)

Сегодня мы познакомимся более подробно с одним из видов полезных ископаемых – это поделочные камни, которые широко используют для создания предметов декоративного характера.

Выполнять задания учителя

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы); коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.

IV. Открытие нового знания

Словесный, беседа

Практический, выполнение упражнения

Динамическая пауза

Поделочными называют камни, которые используют в качестве украшения, и для производства камнерезных изделий. Иногда поделочными называют менее ценные или непрозрачные камни.

Откройте учебник на стр. 24 и прочитайте новую информацию о полезных ископаемых. Посмотрите, пожалуйста, на экран, здесь представлены изделия из поделочных камней.

Давайте заполним таблицу « Поделочные камни» В первой колонке укажем какой поделочный камень представлен, во второй колонке – цвет, в третьей – предметы с этим камнем.

Итак, давайте сделаем вывод. Скажите, часто ли встречаются поделочные камни в нашей жизни?

А сейчас давайте встанем и немного отдохнем. Встаем на разминку.

 Выполнять задания учителя

Анализировать информацию

Участвовать в работе

Участвовать в обсуждении

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно- следственные связи, делать обобщения, выводы); регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу);

V. Анализ задания

Организация рабочего места: беседа, наблюдение

Ребята, что такое шкатулка? Для чего она используется?

Вам известно словосочетание «малахитовая шкатулка»? Из какой книги? Верно, сказ Бажова «Малахитовая шкатулка». Посмотрите на экран, давайте прочитаем описание этой самой «малахитовой шкатулки».

Откройте учебник на стр. 24, прочитайте текст.

 Какое изделие мы сегодня будем делать на уроке?

Малахитовую шкатулку.

Какой приём будем использовать?

Мы будем использовать прием мозаика. Верно, но мозаика из пластилина – это новый прием для нас. Техника создания изделий из настоящего малахита называется «русская мозаика».

Как вы думаете это простое изделие или сложное? Почему?

Из какого материала выполнено изделие?

Почему взят именно этот материал?

Из какого количества материала состоит изделие?

Вот по такому примеру, сегодня мы сделаем малахитовую шкатулку.

У вас есть основа для ваших шкатулок, Наша задача украсить шкатулку мозаикой.

Поскольку работаем мы с пластилином, давайте, вспомним правила работы с пластилином.

Выполнять задания учителя

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы); регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу)

VI. Пед. показ

 Для начала нам нужно внимательно изучить план работы над изделием на странице 26-27 учебника.

Назовите этапы работы.

Эскиз, разметка, раскрой, сборка.

Заполним технологическую карту на стр. 18 рабочей тетради.

Сравните последовательность изготовления имитации малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

Малахит – распиливают, пластилин – разрезают на тонкие пластинки.

Малахит наклеивают на металл, пластилин – прикрепляют к коробке.

Из малахита подбирают единый рисунок, из пластинок пластилина тоже.

Как можно получить различные оттенки цвета?

Необходимо смешать зеленый пластилин с белым, черным и синим.

Как придать законченность изделию?

Нужно так облепить шкатулку готовыми заготовками так, чтобы они плотно прилегали друг к другу, края украсить рамочкой из жгутиков.

К чему теперь мы можем приступить?

Мы можем приступить к выполнению изделия.

Подготовьте рабочее место.

Итак: для начала вам нужно выбрать пластилин. Чтобы получилась имитация малахита вам нужно смешать несколько цветов: зеленый, белый, черный.

От каждого бруска пластилина отрезать небольшой кусок при помощи стеки или нитки.

Раскатать отрезанные куски.

Сложить раскатанные пласты друг на друга.

Плотно скрутить их в трубочку и сдавить, чтобы получился брусок.

Из полученного бруска нарезать тонкие пластинки, которые и станут деталями мозаики.

Плотно прикрепить их к стенками крышке коробки, а также друг к дугу.

Выполнять задания учителя

Участвовать в обсуждении

Познавательные (осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы); регулятивные (принимать и сохранять учебную задачу)

VI. Практическая работа, изготовление изделия:

Самостоятельная практическая работа; Наблюдение за практической работой учащихся; объяснение

Пожалуйста, приступайте к работе. У вас должны получиться очень красивые шкатулки.

Анализировать свою деятельность

Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.

VIII. Подведение итогов урока. Оценка проделанной работы: беседа.

Ребята, вы большие молодцы, у вас получились очень хорошие работы, все выполнено аккуратно и красиво. Давайте, проведем выставку ваших работ и выясним, у кого получилась самая аккуратная шкатулка и, кто выполнил изделие по необходимой технологии.

Оцените свои достижения на уроке: кто доволен своей работой?

Что показалось вам интересным?

Что вызвало затруднения?

Молодцы! Спасибо за урок! До свидания!

Проводить выставку, оценивать свою работу

Коммуникативные (общение и взаимодействие) – умение представлять и сообщать в устной и письменной форме; формулировать собственное мнение и позицию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деиметр. Конспект урока. 1 класс. Школа России

Конспект урока для 1 класса. Дети знакомятся с новой единицей измерения "Дециметр", при помощи мерки учатся измерять длину предметов. Пейдя по ссылке, можно скачать презентацию к уроку....

конспект урока 2 класс "Школа России" литературное чтение

конспект урока 2 класс "Школа России" тема: "Ермолаев Юрий Иванович "Два пирожны"" + задания, презентация и биография автора для учеников...

Конспект урока 4 класс ОРКСЭ "Россия - наша Родина"

ОРКСЭ "Россия - наша Родина" 4 класс...

конспект урока 3 класс " Школа России" по теме " Имя прилагательное"

Данный конспект направлен на закрепление ранее изученного материала....