Доклад по теме " Решение проблемных задач на материале сказки как синтез проблемного обучения, игровых технологий и проектной задачи"
методическая разработка по технологии (4 класс) на тему

Доклад на тематическом педсовете "Аукцион педагогических идей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx51.8 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад по теме «Решение проблемных задач на материале сказки как синтез проблемного обучения, игровых технологий и проектной деятельности»

I. Причина возникновения идеи.

В процессе профессиональной деятельности у любого учителя возникает проблема повышение мотивации ребёнка.

 Вначале  детям   нравилось сидеть за партой,  носить форму, портфель, т.е. только внешняя сторона. Затем возникает интерес к первым результатам своего учебного труда (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам учителя) и лишь после этого к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее — к способам добывания знаний.  А бывает учебный материал и задания нередко быстро надоедают ученику, вызывают у него утомление. Поэтому в 3—4 классах  обучение  должно быть подкреплено интересом к самому содержанию учебного процесса, к способам добывания знаний. Там, где учителю удается это сделать, снижения учебной мотивации к окончанию начальной школы не происходит.

II. Проблема в обучении

 И тогда начала создавать на уроке проблемные ситуации.  

Но столкнулась с проблемой. В классе хороший ученик вдруг перестал работать, постепенно успеваемость стала снижаться. Оказалось, ученик боится допустить ошибку в обосновании целей, при этом не уверен в себе, боится критики, плохой оценки  и чтобы избежать спрятался, ушёл в себя, даже сутулиться стал, чтобы только не обращали на него внимание. Тогда вот что сделала:

III. Выход из проблемы. (предлагаю коллегам узнать какие технологии используются на уроке )

1) Актуализация знаний. СЛАЙД1

Кроссворд 

а) Тот, кого проучил Балда. (поп)
б) То, где весит златая цепь, по которой ходит кот ученый. (дуб)
в) Тот, кто предупреждал Дадона об опасности. (петушок)
г) Персонаж, который грызет не простые орешки (белка)
д) Персонаж, у которого есть необычное зеркальце (царица)
е) Имя дядьки, который возглавил чудесное войско(Черномор) 

 Применение игровых технологий  способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более четкими, собранными, быстрыми

 Одним из видов игровой деятельности на уроке является предметное погружение в сказку.                               СЛАЙД 2

Так, на этапе актуализации знаний на уроке русского языка рассказываю:

В некотором царстве, в некотором государстве, называется оно «Морфология» жил- был царь. И было у него 6 сыновей. Проводим минутку красивого письма  И Р Д В Т П (минутка красивого письма) . Попробуйте догадаться, что это за сыновья. Жили они дружно, весело. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи.

Однажды принцам захотелось посмотреть мир, и они отправились в путешествие. Заглянули они и к нам. Давайте встретим их на вокзале. Какие ещё слова по этой теме вам знакомы? (перрон, пассажир, билет, багаж).

Стали принцы хвастаться как хорошо они разыгрывают придворных,  потому что их часто путали и не могли различить. И решили нас обмануть, думают, что мы их не различим. Поможем придворным различать близнецов

 ( постановка проблемы)

Разно уровневые карточки (слайд3) – возникновение проблемной ситуации, осознание противоречий, решение проблемы. Как мы будем распознавать падежи? (составление алгоритма):

Вопросы –слова-помощники –предлоги –роль в предложении.

2. Это технология проблемного обучения. Или вот пример на уроке математики по теме « Вычитание с заниманием единицы через несколько разрядов», показываю сказку….( слайд 4) Этап урока: самоопределение к деятельности (читаю)

По русскому языку на этапе выявления места и причины затруднения по теме «Упражнение в распознавании имён существительных» рассказываю и показываю: На чудесной поляне живут существительные. Живут они в симпатичных домиках. А чтобы каждое существительное знало своё склонение, вход в домики охраняют волшебные слова. Эти слова всегда имеют ударные окончания. Они помогают проверить правописание окончаний существительных в разных падежах. В сказке скрывается проблема.

3. Проекто –исследовательское обучение. (на примере рус. языка : безударные окончания имён существительных в Творительном падеже)

- Ребята, вы любите сказки?

Давайте просклоняем это слово. Вспомните! Окончание в Р, Д. падежах.

Как вы думаете какая тема урока? ( тема проекта) Будем исследовать объекты русского языка. Значит, будем исследователями. Сейчас я расскажу вам сказку.

Жил – был король Король. У него было две дочери – принцессы. И как-то раз решили они отправиться в зоопарк, который находиться около дворца. Сначала принцессы любовались слоном, зеброй, медведем. И вот они подошли к террариуму и стали разглядывать их обитателей. Кого они могут там увидеть? ( змею, ужа, удава, крокодила). Старшая принцесса просунула руку в террариум. Король удивился смелостью дочери. Но вдруг она погладила ужа. Король то страха закричал. Это хорошо, что ты встретилась с ужом. Будь умницей, отойди от террариума, я угощу тебя сливой. Мл. сестра в это время стояла за елью, потому что очень боялась змей. Король повёл принцесс домой и обещал пойти с ними в цирк. Что вы заметили? На какие группы можно разделить эти слова?

1 ряд -выписывает слова 1 склонения, 2 ряд -2 склонения, 3 – 3 склонения -распределение задач по группам

 Поставить ударение, выделить окончания - Самостоятельная работа участников проекта по заданиям.

Обсуждение полученных результатов. Составление таблицы на доске  ученик каждого ряда выходит к доске и вписывает окончания.

IV Вывод. Можно увидеть , что на одном уроке применяется системно- деятельностный подход, который включает в себя активные формы обучения через сказку.

В результате у детей расширяется  словарный  запас, кругозор, происходит развитие познавательной активности, любознательности,  творческого мышления и других личностных значимых качеств. А мой ученик теперь выпрямил спину, активно работает на уроке. И  сам сочинил сказку.

 (показ сказки)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Решение простых задач в 1-ом классе"

1. Виды простых задач на сложение и вычитание.2. Простые задачи на сложение.3. Простые задачи на вычитание.4. Последовательность знакомства учеников с простыми задачами.5. Методические приёмы работы н...

Курсовая "Проектная задача для формирования фонетических навыков на уроках обучения грамоте"

ВведениеАктуальность проблемы исследования. Человек всю жизнь совершенствует свою речь. Уроки обучения грамоте содержат огромные возможности языкового развития, воспитания внимательного и бережного от...

Доклад на тему: "Формирование УУД и система оценки достижений планируемых результатов в обучении младших школьников"

Данное сообщение очень актуально в настоящее время, когда общеобразовательные школы работают по ФГОС. Оно может стать докладом на педагогическом совете, сообщением на ШМО учителей начальной школы....

Доклад на тему: «Развитие диалоговой речи у обучащихся с ОВЗ с помощью инновационных игровых технологий.»

Что такое прогулки?Современный толковый словарь русского языка Т.В. Ефремовой «Прогулки-пребывание,  хождение на открытом воздухе или поездка на недалёкое расстояние для отдыха , развлечени...

Доклад на тему: «Создание ситуации успеха на уроке как необходимое условие процесса обучения школьника»

Константин Дмитриевич Ушинский в своем педагогическом сочинении «Труд в его психическом и воспитательном значении» пришел к выводу, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. ...

Доклад на тему «Создание ситуации успеха для учащихся на уроках математики с применением игровых технологий»

laquo;Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пыт...