рабочая программа по технологии 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему

Панкратовская Елена Александровна

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с программой Роговцевой Н.И. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                 1.Пояснительная записка

Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, Примерной образовательной программы начального общего образования, на основе авторской   программы  «Технология» Роговцевой Н. И., 2011г, М.: «Просвещение».

                                                    Цели и задачи курса.

Цели изучения технологии в начальной школе:

  • овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями.
  • освоение продуктивной проектной деятельности.
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

 Основные задачи курса:

- духовно-нравственное развитие учащихся, освоение нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре;

 - развитие эмоционально-ценностного отношения   к социальному миру и миру природы через формирование позитивного отношения к труду и людям труда, знакомство с современными профессиями;

- формирование умения  осуществлять  личностный  выбор способов деятельности, реализовать их  в практической деятельности,  нести ответственность за результат своего труда;

- формирование идентичности гражданина России в поликультурном многонациональном обществе на основе знакомства с ремеслами народов России;

- развитие способности к равноправному сотрудничеству на основе уважения личности другого человека; воспитание толерантности к мнению и позиции других;

- формирование целостной картины мира (образа мира) на основе  познания мира через осмысление духовно-психологического содержания предметного мира и его единства с миром природы,  освоения трудовых умений и навыков, осмысления технологии  процесса выполнения изделий в проектной деятельности;

-  развитие познавательных мотивов, инициативности, любознательности и познавательных интересов  на основе  связи  трудового и технологического образования  с жизненным опытом и системой ценностей ребенка;

- формирование  мотивации успеха, готовности к действиям в новых условиях и нестандартных ситуациях;

- гармоничное развитие понятийно-логического и образно-художественного мышления в процессе реализации проекта;

- развитие творческого потенциала личности в  процессе изготовления изделий при замене различных видов материалов, способов выполнения отдельных операций;

- формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений на основе обучения работе с технологической картой, строгого выполнение технологии  изготовления любых изделий;

- развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

- формирование на основе овладения культурой проектной деятельности внутреннего плана деятельности, включающего целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предсказание будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

- обучение умению самостоятельно оценивать свое изделие, свой труд, приобщение к пониманию обязательности оценки качества продукции,   работе над изделием в формате и логике проекта;

- формирование умения переносить освоенные в проектной деятельности теоретические знания о технологическом процессе  в практику изготовления изделий  ручного труда,  использовать технологические знания при изучении предмета «Окружающий мир» и других школьных дисциплин;

-  обучение приемам работы с  природными,  пластичными материалами, бумагой, тканью, работе с  конструктором, формирование  умения подбирать   необходимые  для выполнения изделия инструменты;

- формирование привычки неукоснительно соблюдать  технику безопасности и правила работы с инструментами, организации рабочего места;

- формирование первоначальных умений  поиска необходимой информации в словарях, каталогах, библиотеке,  умений проверки, преобразования, хранения, передачи имеющейся информации, навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных умений  в процессе реализации проектной деятельности (выслушивать и  принимать разные точки зрения и мнения, сравнивая их со своей; распределять обязанности, приходить к единому решению в процессе обсуждения (договариваться), аргументировать свою точку зрения, убеждать в правильности выбранного способа и т.д.);

- формирование потребности в общении и осмысление его значимости для достижения положительного конечного результата;

- формирование потребности  в сотрудничестве, осмысление и соблюдение правил взаимодействия при групповой и парной работе, при общении с разными возрастными группами.

                                         2. Общая характеристика учебного предмета.

Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как совокупности применяемых при изготовлении какой-либо  продукции процессов, правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении практических заданий).

Теоретической основой данной программы являются:

  • Системно-деятельностный подход: обучение  на основе реализации в образовательном процессе теории деятельности, которое  обеспечивает переход внешних действий во внутренние умственные процессы и   формирование психических действий субъекта из внешних, материальных (материализованных) действий с последующей их интериоризацией (П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина и др.).
  • Теория развития личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности: понимание процесса учения не только как усвоение системы знаний, умений, и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

                                   3. Место предмета в учебном плане

         В Федеральном базисном образовательном плане на изучение технологии  в 3 классе начальной школы отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.

                      4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Технология по своей сути является комплексным и интегративным учебным предметом. В содержательном плане он реально предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

         Математика – моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде,мысленная трансформация объектов и пр.),выполнение расчётов, вычислений,построение форм с учётом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

         Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно – прикладного искусства и дизайна.

          Окружающий мир –рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно – художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учётом экологических проблем, деятельности человека как создателя материально – культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

          Родной язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов  практической деятельности.  

          Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

5. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета  3 -й класс

      Личностные результаты.

  • Объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности человека-мастера;
  • уважительно относиться к чужому мнению, к результатам труда мастеров;

понимать исторические традиции ремесел, положительно относиться к труду людей ремесленных профессий;

         _      оценивать жизненные ситуации с точки зрения собственных ощущений. Соотносить их с общепринятыми нормами и ценностями.

Метапредметные  результаты. 

Регулятивные УУД:

  • Определять с помощью учителя и самостоятельно цель деятельности на уроке,
  • учиться выявлять и формулировать учебную проблему совместно с учителем (в ходе анализа предлагаемых заданий, образцов изделий);
  • учиться планировать практическую деятельность на уроке;
  • под контролем учителя выполнять пробные поисковые действия (упражнения) для выявления оптимального решения проблемы (задачи);
  • учиться предлагать из числа освоенных конструкторско-технологические приемы и способы выполнения отдельных этапов изготовления изделий (на основе продуктивных заданий в учебнике);
  • работать по совместно с учителем составленному плану, используя необходимые дидактические средства (рисунки, инструкционные карты, инструменты и приспособления), осуществлять контроль точности выполнения операций (с помощью шаблонов неправильной формы, чертежных инструментов);
  • определять в диалоге с учителем успешность выполнения своего задания.
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.
  • Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  • Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).

• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

•  Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.

•Самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

Коммуникативные УУД:

  • Уметь донести свою позицию до собеседника;
  •  уметь оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).

• уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

• совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках технология и следовать им.

• Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе;

б) учиться распределять работу между участниками проекта;

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы.

Предметные результаты. 

К концу 3 класса  обучающиеся  должны:

знать виды изучаемых материалов, их свойств; способ получения объёмных форм – на основе развёртки;

уметь самостоятельно выполнять размётку с опорой на чертёж по линейке, угольнику, циркулю;

под контролем учителя проводить анализ образца (задания), планировать и контролировать выполняемую практическую работу.

                            6. Содержание учебного предмета.

1.Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествие по городу (1ч)

2.Человек и земля (21 ч)

3. Человек и вода (4ч)

4.Человек и воздух (3ч)

5. Человек и информация (5ч)

  1. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

                                 Книгопечатная продукция.

     Роговцева Н.И, Анащенкова С.В. Технология. Рабочие  программы. 1-4 классы. 

      Учебники.

      Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Добромыслова Н.В. Технология: Учебник: 3 класс.

      Рабочие тетради.

      Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В. Технология: Рабочая тетрадь: 3класс 

      Методические пособия  

      Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.  Уроки технологии: 3 класс.

                                                      Технические средства обучения.

     

        Персональный компьютер .Ксерокс.

        Телевизор

        CD / DVD-проигрыватели

        Мультимедийный проектор

        Магнитная доска

                     

                     

                    10. Критерии и нормы оценки знаний и умений  обучающихся .  

                                           Оценка   ЗУНов   по трудовому    обучению

Оценка

   Выполнение изделия в целом

                Отдельные технологические операции

     «5»

   

    За безошибочное и аккуратное выполнение изделия при соблюдении правил ТБ.

(учитывается умение выбрать инструмент в соответствии с используемым материалом, а так же соблюдение порядка на раб. месте)

      1) За точность выполнения разных видов разметки, правильность сгибания, выполнение равномерных стежков, точное выполнение изделия из конструктора по образцу; 2) безошибочное распознавание крупных семян овощных и цветочно-декоративных растений, правильный уход за комнатными растениями, экономное и рациональное использование материалов и инструментов, 3) умение составить план работы по наводящим вопросам (2кл.), самост. составить план после коллективного анализа конструкции изделия (3кл.),  составить план после самост. анализа изделия (4кл.), умение продемонстрировать изделие в действии (2кл.), с объяснением (3-4кл.)

     «4»       

 

С учётом тех же  требований на оценку «4-5» , но допускается исправление без нарушения конструкции изделия.

1) при разметке допускается неточность до 3 мм, при раскрое - отклонение от  линии до 1мм, нерациональное использование материала,  2) при распознавании 4 -5 видов семян допустил не более 1 ошибки, 3) составил план работы по наводящим вопросам учителя (2кл.), вместе с учителем (3кл.), самост. составил план работы с 1 ошибкой (4кл.)

«3»

     Если изделие выполнено недостаточно аккуратно, но без нарушения конструкции изделия.

1) По разметке допущена неточность 3-10мм (2кл.), 2-5мм (3кл.), до 2мм (4кл.), неэкономное использование материала и, 2) порядок на рабочем столе соблюдался только с напоминанием учителя, 3) при распознавании семян, всходов допустил 2-3 ошибки, слабо закручены гайки при работе с конструктором,4) при составлении плана работы по наводящим вопросам допустил 3 логич. ошибки (2кл.), при составлении плана работы вместе с учителем, допустил 3 ошибки (3кл.), 2 логические ошибки (4кл.)

Не подлежит оцениванию

      Изделие с нарушением конструкции, не отвечающей его назначению, оно подлежит исправлению, переделке.

Примечание:1.За проявленную самостоятельность и творчески выполненную работу отметку можно повысить на один балл или оценить это  дополнительной отметкой.

                           2 . Если ученик плохо справляется с заданием, учитель обязан заново показать его ребёнку. Оценка тогда ставится через несколько   уроков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...