Рабочая программа по технологии. 2 класс.
рабочая программа по технологии (2 класс) на тему

Данная рабочая программа составлена на основе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii.doc503.5 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\user\Desktop\img038.jpg

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с Основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СШ №2 г. Сычевки, с основными положениями и требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного воспитания и развития личности гражданина России, а также на основе авторской программы по технологии Н. М. Конышевой, 2013 г.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Закон об образовании РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015);
  • Приказ Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373 (ред. от 22.09.2011) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (измен. 31.12.2015г.,18.05.2015г.);
  • ООП НОО МБОУ СШ №2 г. Сычевки
  • Учебный план МБОУ СШ №2 г. Сычевки
  • Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных МБОУ СШ№2 г. Сычевки
  • СанПиН 2.4.2.2821-10

         Основная цель изучения данного предмета заключается в углублении общеобразовательной подготовки школьников, формировании их духовной культуры и всестороннем развитии личности на основе интеграции понятийных (абстрактных), наглядно-образных и наглядно-действенных компонентов познавательной деятельности. Его изучение способствует развитию созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции, а также творческой самореализации и формированию мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности.

В качестве результата изучения данного предмета предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных.

Задачи изучения дисциплины:

  • формирование представлений о материальной культуре как продукте творческой предметно-преобразующей деятельности человека, о наиболее важных правилах дизайна, которые необходимо учитывать при создании предметов материальной культуры;
  • формирование представлений о гармоничном единстве природного и рукотворного мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;
  • расширение культурного кругозора, обогащение знаний о культурно-исторических традициях в мире вещей, формирование представлений о ценности предшествующих культур и понимания необходимости их сохранения и развития;
  • расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; формирование практических умений использования различных материалов в творческой преобразовательной деятельности;
  •  развитие созидательных возможностей личности, творческих способностей, изобретательности, интуиции; создание условий для творческой самореализации и формирования мотивации успеха и достижений на основе предметно-преобразующей деятельности;
  •  развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи) и приёмов умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.);
  •  развитие сенсомоторных процессов, руки, глазомера и пр. через формирование практических умений;
  • развитие регулятивной структуры деятельности (включающей целеполагание, прогнозирование, планирование, контроль, коррекцию и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью);
  • формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации, отбирать, анализировать и использовать информацию для решения практических задач;
  •  формирование коммуникативной культуры, развитие активности, инициативности;
  • духовно-нравственное воспитание и развитие социально ценных качеств личности: организованности и культуры труда, аккуратности, трудолюбия, добросовестного и ответственного отношения к выполняемой работе, уважительного отношения к человеку-творцу и т. п.

Отбор содержания курса определяется рядом принципов.

Согласно принципу гуманитаризации и культуросообразности содержание получаемого образования не ограничивается практико-технологической подготовкой, а предполагает освоение на доступном уровне нравственно-эстетического и социально-исторического опыта человечества, отраженного в материальной культуре. В процессе изучения программного содержания учащиеся знакомятся с традициями в развитии предметного мира, изучают традиционные ремесла и приемы работы.

Принцип интеграции и комплексности содержания предполагает органичное включение нового материала в изучение последующего содержания и решение творческих задач; кроме того, согласно данному принципу в содержании изучаемого материала учитывается личный опыт учащихся, направленность предметного содержания на комплексное развитие всех структур личности и установление межпредметных связей с курсами других учебных дисциплин, что обеспечивает углубление общеобразовательной подготовки учащихся.

Принцип вариативности содержания предусматривает возможность дифференциации изучаемого материала с целью индивидуального подхода и разноуровневого освоения программы; этот принцип реализуется за счет выделения в содержании изучаемых тем основной (инвариантной) составляющей и вариативной (дополнительной) части;

Инвариантная часть содержания обеспечивает освоение предметных знаний и умений на уровне обязательных требований на момент окончания начальной школы; вариативная часть включает задания, дифференцированные по уровню сложности и объему, материал на расширение и углубление знаний по теме, задания на реализацию индивидуальных интересов, на применение полученных знаний в новых ситуациях, для решения нестандартных практических задач.

Принцип концентричности и спиралевидности предполагает, что продвижение учащихся в освоении предметного, культурологического и духовно-эстетического содержания курса происходит последовательно от одного блока к другому, но в то же время оно не является строго линейным. Изучение наиболее важных вопросов, с целью достижения необходимой глубины их понимания, строится таким образом, чтобы школьники могли осваивать их постепенно, обращаясь к тем или иным темам на разных ступенях единого курса.

В соответствии с принципом целостности развития личности в ходе освоения учебного предмета предполагается целенаправленное стимулирование интеллектуальной, эмоционально-эстетической, духовно-нравственной, психофизиологической сфер личности, что обеспечивается побором содержания материала и организацией деятельности учащихся по его усвоению.

При составлении программы также учтены принципы классической дидактики (прежде всего научности, доступности, систематичности, последовательности).

 Общая характеристика учебного предмета

В системе общеобразовательной подготовки учащихся начальной школы курс технологии играет особую роль в силу своей специфики. Особенность уроков технологии состоит в том, что в них понятийные (абстрактные), образные (наглядные) и практические (действенные) компоненты познавательной деятельности занимают равноправное положение. В связи с этим данный учебный предмет, построенный на основе интеграции интеллектуальной и практической деятельности, составляет ощутимый противовес тотальному вербализму в обучении, который захлестнул современную школу и наносит колоссальный ущерб здоровью детей.

Отбор содержания и построение учебной дисциплины определяются возрастными особенностями развития младших школьников, в том числе функционально-физиологическими  и интеллектуальными возможностями, спецификой их эмоционально-волевой сферы, коммуникативной практики, особенностями жизненного, сенсорного опыта и необходимостью их дальнейшего развития.

Учебный материал каждого года имеет системную блочно-тематическую структуру, предполагающую постепенное продвижение учащихся в освоении выделенных тем, разделов одновременно по таким направлениям, как: практико-технологическая (предметная) подготовка, формирование метапредметных умений и целостное развитие личности.

Содержательные акценты программы сделаны на вопросах освоения предметного мира как отражения общей человеческой культуры (исторической, социальной, индивидуальной) и ознакомления школьников с законами и правилами его создания на основе доступных им правил дизайна. Дизайн соединяет в себе как инженерно-конструкторский (т.е. преимущественно рациональный, рассудочно-логический) аспект, так и художественно-эстетический (во многом эмоциональный, интуитивный), что позволяет осуществить в содержании курса более гармоничную интеграцию различных видов учебно-познавательной и творческой деятельности учащихся.

Методической основой организации деятельности школьников на уроке является система репродуктивных, проблемных и поисково-творческих методов. Проектно-творческая деятельность при дизайнерском подходе к программному материалу составляет суть учебной работы и является неотделимой от изучаемого содержания. В соответствии с этим программа органично вписывает творческие задания проектного характера в систематическое освоение содержания курса. Помимо этого в учебниках 2–4 классов предусмотрены специальные темы итоговых проектов, однако данное направление работы не ограничено их локальным выполнением; программа ориентируется на системную проектно-творческую деятельность учащихся; основные акценты смещаются с изготовления поделок и овладения отдельными приемами работы в сторону проектирования вещей на основе сознательного и творческого использования материалов и технологий.

Таким образом, программа и созданный на ее основе авторский учебно-методический комплект позволяют учителю избежать вербального подхода в освоении курса технологии и направить главное внимание и силы учащихся на реальное развитие творческого созидательного потенциала личности.

В целом курс технологии в начальных классах представлен как система формирования предметных и надпредметных знаний, умений и качеств личности учащихся, основанная на творческой предметно-преобразовательной деятельности. Программа курса обеспечивает результаты, необходимые для дальнейшего обучения в среднем звене школы, для усвоения социального опыта, нравственно-эстетического развития и творческой деятельности.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Базовыми ценностными ориентирами содержания общего образования, положенными в основу данной программы, являются:

  • формирование у ученика широких познавательных интересов, желания и умения учиться, оптимально организуя свою деятельность, как важнейшего условия дальнейшего самообразования и самовоспитания;
  • формирование самосознания младшего школьника как личности: его уважения к себе, способности индивидуально воспринимать окружающий мир, иметь и выражать свою точку зрения, стремления к созидательной деятельности, целеустремлённости, настойчивости в достижении цели, готовности к преодолению трудностей, способности критично оценивать свои действия и поступки;
  • воспитание ребёнка как члена общества, во-первых, разделяющего общечеловеческие ценности добра, свободы, уважения к человеку, к его труду,  принципы нравственности и гуманизма, а во-вторых, стремящегося и готового вступать в сотрудничество с другими людьми, оказывать помощь и поддержку, толерантного в общении;
  • формирование самосознания младшего школьника как гражданина, основ гражданской идентичности;
  • воспитание в ребёнке чувства прекрасного, развитие его эстетических чувств, вкуса на основе приобщения к миру отечественной и мировой культуры, стремления к творческой самореализации;
  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей среды, к себе и своему здоровью.

Направленность образовательного процесса на достижение указанных ценностных ориентиров обеспечивается созданием условий для становления у учащихся комплекса личностных и метапредметных учебных действий одновременно с формированием предметных умений.

Место курса в учебном плане

В соответствии с учебным планом МБОУ СШ №2 г. Сычевки на изучение технологии отводится 1 час в неделю: 1класс – 33 ч (33 недели), 2, 3, 4 класс – по 34 ч (34 недели); всего 135 часов.

Содержание учебного предмета «Технология»

1 класс (33 часа)

Узнаём, как работают мастера (1 час)

Что изучают на уроках технологии. Материалы и инструменты для уроков технологии. Правила поведения и организации работы на уроках технологи.

Учимся работать с разными материалами (12 часов)

Лепка из пластилина. Инструменты и приспособления для работы с пластилином, подготовка пластилина к работе, приемы обработки пластилина. Изготовление простых форм из пластилина: лепка по образцу, по памяти и по представлению.

Работа с бумагой. Простые приемы обработки бумаги: сгибание, складывание, разрезание. Правила техники безопасности при работе с ножницами. Изготовление простых форм из бумаги способом складывания. Работа со схемой, графической инструкцией. Изготовление квадрата из прямоугольной полосы.

Особенности работы с природными материалами. Аппликация из засушенных листьев.

Работа с яичной скорлупкой. Создание образа по ассоциации с исходной формой.

Фольга как поделочный материал. Лепка из фольги.

Поднимаемся по ступенькам мастерства (12 часов)

Шаблон, его назначение; разметка деталей по шаблону. Приемы рациональной разметки. Разметка форм по линейке и сгибанием (комбинированный способ). Новые приемы работы с пластилином. Создание форм и образов разными способами: из отдельных частей и из целого куска пластилина. Крепированная бумага как поделочный материал; приемы обработки крепированной бумаги для создания различных форм.

Новые приемы обработки бумаги; сгибание картона и плотной бумаги, обработка сгибов. Простые приемы работы с нитками и иглой. Изготовление кисточки, рамки из ниток; пришивание пуговиц. Отмеривание ниток для изготовления кисточки и для шитья. Завязывание узелка. Правила безопасной работы с иглой.

Поролон как поделочный материал; особенности разметки деталей на поролоне, обработка поролона. Использование вторичных материалов для поделок.

Конструируем и решаем  задачи (8 часов)

Конструирование на плоскости по образцу, по модели и заданным условиям. Аппликации из геометрических и других фигур. Конструирование объемных форм путем простых пластических трансформаций бумажного листа. Создание художественного образа на основе воображения и творческого использования материалов. Декоративно-художественные аппликации.

Работа с набором «Конструктор». Основные детали и способы сборки конструкций из набора «Конструктор» (любого вида). Анализ устройства образца, отбор необходимых деталей, воссоздание конструкции по образцу.

2 класс (34 часа)

Новые приемы работы и средства выразительности в изделиях[1]1 (8 часов).

Свойства материалов, их изменение и использование в работе над изделиями. Изготовление квадрата. Оригами. Композиция. Общее понятие о композиции. Ошибки при составлении композиции.

Простые симметричные формы. Разметка и вырезание симметричных форм. Симметрия и асимметрия в композиции. Использование симметрии и асимметрии  в изделии.

Особенности свойств природных материалов и их использование в различных изделиях для создания образа. Приемы работы с различными природными материалами. Композиция из засушенных растений. Создание изделий из природных материалов на ассоциативно-образной основе («Превращения»; «Лесная скульптура»).

Разметка прямоугольника от двух прямых углов. Конструирование и оформление изделий для праздника (9 часов)

Привила и приемы разметки прямоугольника от двух прямых углов. Упражнения. Что такое развертка объемного изделия. Получение и построение прямоугольной развертки. упражнения в построении прямоугольных разверток. Решение задач на мысленную трансформацию форм, расчетно-измерительных и вычислительных. Использование особенностей конструкции и оформления в изделиях для решения художественно-конструкторских задач. Изготовление изделий для встречи Нового года и Рождества (поздравительная открытка, коробочка, упаковка для подарка, фонарик, ёлочка).

Изделия по мотивам народных образцов (4 часа)

Особенности изготовления и использования вещей в отдельных сферах народного быта; отражение культурных традиций в бытовых изделиях. Весеннее печенье «Тетерки». Раньше из соломки – теперь из ниток. Народная глиняная игрушка. Птица-солнце из дерева и щепы. Изготовление изделий из различных материалов на основе правил и канонов народной культуры.

Обработка ткани. Изделия из ткани (7 часов)

Разметка деталей на ткани по шаблону. Вырезание деталей из ткани. Полотняное переплетение нитей в тканях. Разметка способом продергивания нити. Выполнение бахромы. Шов «вперед иголку», вышивка швом «вперед иголку». Изготовление изделий из ткани с использованием освоенных способов работы (дорожная и декоративная игольницы, салфетка).

Декоративно-прикладные изделия различного назначения (6 часов)

Конструирование игрушек из шаровидных форм (клубков, помпонов). Способы соединения деталей; отделка изделий. Мозаика. Использование мозаики в украшении зданий; материалы для мозаики. Особенности мозаики как художественной техники. Основные правила изготовления мозаики. Технология изготовления барельефа. Сюжеты для барельефов. Переработка форм природы и окружающего мира в декоративно-художественные формы в барельефе. Изготовление декоративной пластины в технике барельефа. Декоративная ваза. Связь формы, размера, отделки вазы с букетом. Различные способы изготовления и отделки изделия. Лепка вазы из пластилина и декорирование (барельеф, мозаика, роспись).

Декоративная книжка-календарь. Связь образа и конструкции книжки с назначением изделия. Изготовление записной книжки. Разметка, изготовление деталей и сборка изделия с использованием освоенных способов и приемов работы.

3 класс (34 часа)

Формы и образы природы – образец для мастера (8 часов)

Рукотворный мир – мир «второй природы». Компьютерные технологии на службе человека, возможности их использования в создании рукотворного мира.

Образы природы в изделиях мастеров. Передача наиболее характерных деталей в условных формах оригами. Новые приемы изготовления изделий из бумаги способом складывания. Силуэт: красота линий и форм. Особенности силуэтных изображений, их разновидности и способы вырезания из бумаги. Выразительность силуэтных изображений. Изготовление узоров-силуэтов в квадрате и в полосе. Переработка образов природы при изготовлении бытовых вещей: в посуде, изделиях из бисера и пр. Технология изготовления декоративных изделий из бисера.

Характер и настроение вещи (8 часов)

Зависимость выбора формы, цвета, деталей отделки в изделии от его назначения. Конструирование изделий определенного назначения (передача «характера и настроения» в вещах): пригласительных билетов и поздравительных открыток, настольных карточек, упаковок для подарков, елочных украшений.

Новые приемы построения форм и разметки деталей изделия. Разметка на листе неправильной формы с помощью угольника. Бумажная пластика. Конструирование объемных изделий из бумаги. Приемы работы с циркулем. Разметка деталей, построение форм с помощью циркуля. Конструирование и изготовление изделий с использованием циркуля.

Красота и уют нашего дома. Гармония стиля (10 часов)

Общее понятие о стилевой гармонии в комплектах вещей. Конструирование и изготовление вещей с учетом требований стилевой гармонии; новые приемы обработки ткани. Изготовление простейшей выкройки из бумаги. Разметка и раскрой парных деталей. Синтепон; разметка деталей на синтепоне. Сборка и отделка изделий из ткани.

Стилевые особенности записных книжек разного назначения. Конструирование записной книжки в мягкой обложке.

От мира природы – к миру вещей (8 часов)

Чудесный материал – соломка. Конструирование изделий из соломки. Использование человеком конструктивных особенностей природных объектов в рукотворных изделиях. Неподвижные и подвижные соединения и их использование в конструкциях. Конструирование изделий с неподвижными и подвижными соединениями деталей.

4 класс (34 часа)

Из глубины веков – до наших дней (8 часов)

Керамика в культуре народов мира. Особенности керамической посуды у разных народов; отражение в посуде образа жизни и обычаев; форма и роспись сосудов. Архитектурная керамика; изразец.

Плетение из лозы, бересты, щепы; имитация этих материалов в плетении из бумажных полос.

Украшения в культуре народов мира. Использование древних традиций в современных изделиях. Изготовление изделий на основе народных традиций.

Традиции мастеров в изделиях для праздника (8 часов)

Гофрированная подвеска из бумаги. Традиционные приемы выполнения складок и конструирования изделий.  Раскладная открытка; особенности конструкции раскладных открыток, композиция изделий. Упаковка для подарка; связь упаковки с подарком, зависимость конструкции и отделки от назначения упаковки. Карнавал. Традиции разных народов в организации карнавалов, их культурно-исторический и современный смысл. Праздничный пряник. Традиционное праздничное угощение в народной культуре. Творческое использование традиционных канонов в современной жизни.

Декоративная рамка для фото. Зависимость формы, декора рамки от особенностей обрамляемой фотографии или картины. Приемы изготовления декоративной рамки в технике барельефа. Изготовление праздничных сувениров и подарков к Новому году и Рождеству.

Мастера и подмастерья. Зимнее рукоделие (10 часов)

Вязание крючком; материалы, инструменты, технология вязания. Изготовление простых изделий. Петельный шов; технология выполнения петельного шва, его функциональное и декоративное назначение. Изготовление изделий с использованием петельного шва; декоративные кармашки. Жесткий переплет, его составные части и назначение. Технология выполнения простых переплетных работ. Обложка для проездного билета. Ремонт книги. Изготовление подарков, сувениров с использованием освоенных технологий.

В каждом деле – свои секреты (8 часов)

Соломенных дел мастера; декоративно-художественные свойства соломки. Обработка и использование соломки как поделочного материала в различных видах изделий. Отражение культурно-исторических традиций в изделиях из соломки. Замена соломки другими волокнистыми материалами. Игрушки из соломки и ниток. Аппликация из соломки.

Металл в руках мастера. Ремесла, связанные с обработкой металла; чеканка. Тиснение по фольге как упрощенный аналог чеканки по металлу. Подготовка материалов и инструментов, способы работы. Изготовление декоративной пластины способом тиснения по фольге.

Секреты бумажного листа. Технологии и культурные традиции в искусстве оригами. Новые виды складок и приемы работы.

Традиционные ремесла как отражение особенностей национальной культуры народов мира.

                                    Планируемые результаты обучения

Планируемые предметные результаты

освоения программы по технологии 1-го класса

Учащиеся будут знать:

  •  основные требования культуры и безопасности труда:
  • о необходимости своевременной подготовки и уборки рабочего места, поддержания порядка на рабочем месте в течение урока;
  • правила безопасной работы с ножницами и иглой;
  • приемы разметки деталей на бумаге различными способами (сгибанием, по шаблону, на глаз, от руки);
  • правила рациональной разметки (разметка на изнаночной стороне материала; экономия материала при разметке);
  • правила аккуратной работы с клеем;
  • названия и назначение основных инструментов и приспособлений для ручного труда (линейка, карандаш, ножницы, шаблон, стека, гладилка, дощечка для лепки);
  • наименования отдельных материалов (бумага, картон, фольга, пластилин, природные материалы и пр.) и способы их обработки (сгибание, обрывание, сминание, разрезание, лепка и пр.);
  • наименования основных технологических операций (разметка, заготовка, сборка) и приёмов обработки материалов в художественно-конструкторской деятельности  (разрезание, вырезание, выкраивание, наклеивание, обрывание, сгибание, вытягивание, сплющивание и пр.);
  • названия отдельных техник, используемых в художественно-конструкторской деятельности (аппликация, лепка);
  • назначение простейшей графической инструкции и организацию работы в соответствии с ней.

Учащиеся будут уметь:

  • подготавливать рабочее место и поддерживать на нем порядок в течение урока;
  • соблюдать культуру труда и технику безопасности при работе над изделиями;
  • выполнять разметку сгибанием, по шаблону, на глаз и от руки;
  • использовать правила и приемы рациональной разметки;
  • аккуратно и ровно сгибать плотную бумагу и картон, пользоваться гладилкой;
  • аккуратно вырезать детали из бумаги по прямолинейному и криволинейному контуру;
  • аккуратно и точно выкраивать детали из бумаги способом обрывания;
  • аккуратно, равномерно наносить клей и приклеивать детали из бумаги;
  • аккуратно наклеивать засушенные листья и цветы на плотную бумагу;
  • изготавливать простые формы и конструкции из пластилина, пользоваться стекой;
  • пришивать пуговицы;
  • выполнять комбинированные работы из разных материалов;
  • воспринимать инструкцию (устную или графическую) и действовать в соответствии с инструкцией;
  • внимательно рассматривать и анализировать простые по конструкции образцы и использовать адекватные способы работы по их воссозданию;
  • выполнять работу по изготовлению изделий на основе анализа несложного образца.

Учащиеся могут знать:

  • свойства отдельных материалов и зависимость выбора поделочного материала для работы от его свойств;
  • происхождение отдельных поделочных материалов и способы их приготовления для работы;
  • разные виды деталей из набора «Конструктор», способы сборки изделий из разнообразных наборов.

Учащиеся могут уметь:

  •  самостоятельно подбирать материалы для поделок, выбирать и использовать наиболее подходящие приемы практической работы, соответствующие заданию;
  • устанавливать несложные логические взаимосвязи в форме и расположении отдельных деталей конструкции и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  • на основе образца или модели анализировать несложные закономерности, в соответствии с которыми создана или изменяется конструкция, и находить адекватные способы работы по ее созданию;
  • мысленно трансформировать несложные формы и комбинировать из них новые конструкции в соответствии с условиями задания;
  • создавать в воображении несложный художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и находить адекватные способы его практического воплощения;
  • пользоваться схемами, графическими инструкциями, справочной литературой;
  • устанавливать сотрудничество и выполнять совместную работу;
  • осуществлять элементарный самостоятельный уход за своими вещами (в школе и в условиях домашнего быта).

Планируемые предметные результаты

освоения программы по технологии 2-го класса

Учащиеся должны знать:

  • простейшие виды технической документации (чертеж, эскиз, рисунок, схема);
  • способ использования линейки как чертежно-измерительного инструмента для выполнения построений и разметки деталей на плоскости;
  • способ построения прямоугольника от двух прямых углов с помощью линейки;
  • что такое развертка объемного изделия (общее представление), способ получения развертки[2]1;
  • условные обозначения, используемые в технических рисунках, чертежах и эскизах разверток;
  • способы разметки и вырезания симметричной формы из бумаги (по половине и ¼ формы);
  • что такое композиция (общее представление), об использовании композиции в изделии для передачи замысла;
  • что такое барельеф, технику выполнения барельефа;
  • как выглядит полотняное переплетение нитей в ткани;
  • что разметку деталей на ткани можно выполнять по шаблону и способом продергивания нити;
  • как сделать бахрому по краю прямоугольного изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
  • швы «вперед иголку» и «через край», способы их выполнения;
  • о технологических и декоративно-художественных различиях аппликации и мозаики, способах их выполнения;
  • о символическом значении народной глиняной игрушки, ее основных образах;

Учащиеся должны уметь:

  • правильно использовать линейку как чертежно-измерительный инструмент для выполнения построений на плоскости;
  • с помощью линейки строить прямоугольник от двух прямых углов;
  • читать технический рисунок и схему с учетом условных обозначений и выполнять по ним работу;
  • выполнять несложные расчеты размеров деталей изделия, ориентируясь на образец или технический рисунок;
  • чертить простые прямоугольные развертки (без соблюдения условных обозначений);
  • выполнять разметку квадрата на прямоугольном листе бумаги способом сгибания;
  • выполнять разметку по предмету;
  • выполнять изображения в технике барельефа;
  • лепить круглую скульптуру из целого куска, пользоваться специальной палочкой и стекой;
  • изготавливать несложные фигуры из бумаги в технике оригами;
  • создавать простые фронтальные и объемные композиции из различных материалов;
  • выполнять разметку на ткани способом продергивания нитей;
  • выполнять разметку на ткани по шаблону; выкраивать из ткани детали простой формы;
  • выполнять бахрому по краю изделия из ткани с полотняным переплетением нитей;
  • выполнять швы «вперед иголку» и «через край»;
  • выполнять несложные изображения в технике мозаики (из бумаги и природных материалов);
  • анализировать конструкцию изделия и выполнять работу по образцу;
  • придумать и выполнить несложное оформление изделия в соответствии с его назначением.

Учащиеся могут знать:

  • что поделочные материалы (бумага, ткань, пластилин) могут менять свои  конструктивные и декоративные свойства в результате соответствующей обработки (намачивания, сминания, разогревания и пр.);
  • что вещи должны подходить к окружающей обстановке и к характеру и облику своего хозяина;
  • что в разных условиях использования одна и та же по своей функции вещь будет иметь разное устройство и разный внешний вид;
  • что в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;
  • о символическом значении образов и узоров в некоторых произведениях народного искусства;
  • что такое симметрия (асимметрия) и ритм в форме предметов, в композиции изделий и каков их конструктивный и эстетический смысл;
  • что такое проектная деятельность, требования к выполнению и защите проектов.

Учащиеся могут уметь:

  • планировать предстоящую практическую работу, выстраивать технологическую последовательность изготовления простых изделий по образцу или собственному замыслу;
  • выполнять несложные эскизы разверток изделий с использованием условных обозначений;
  • вносить несложные изменения и дополнения в конструкцию и оформление изделия  в соответствии с поставленными условиями;
  • создавать творческие фронтальные и объемные композиции по собственному замыслу в соответствии с художественно-конструкторской задачей; подбирать материалы и способы их обработки;
  • расписывать изделия из пластилина красками (гуашью);
  • выполнять проектные задания в соответствии с содержанием изученного материала на основе полученных знаний и умений.

Планируемые предметные результаты

освоения программы по технологии 3-го класса

Учащиеся должны знать:

  • о предметном мире как основной среде обитания современного человека;
  • о ценности и значении изучения объектов природы для создания гармоничного предметного мира (человек многое заимствует у природы в формах, устройстве изделий);
  • общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство в использовании, эстетическая выразительность;
  • наиболее распространенные виды соединения деталей в изделиях (неподвижное и подвижное), способы создания некоторых разновидностей неподвижных и подвижных соединений в конструкциях из различных материалов;
  • правила безопасной работы с циркулем, шилом и канцелярским ножом;
  • о выполнении построения и разметке деталей соответствующих форм (круг, равносторонний треугольник, вписанный в круг) с помощью циркуля;
  • о построении прямоугольных фигур на листе неправильной формы с помощью угольника;
  • о персональном компьютере как техническом средстве и возможностях его использования для решения простых художественно-конструкторских задач[3]1;
  • об особенностях силуэтных изображений, их художественной выразительности и способах вырезания силуэтов различных видов из бумаги;

Учащиеся должны уметь:

  • оценивать целесообразность конструкции и внешнего вида изделия с точки зрения его утилитарной функции;
  • решать простые задачи конструктивного характера, связанные с изменением вида и способов соединения деталей (доконструирование или частичное переконструирование изделия) в соответствии с новыми требованиями и условиями использования изделия;
  • выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля;
  • выполнять построение прямоугольника на листе неправильной формы с помощью угольника и линейки;
  • соблюдать безопасные приемы работы с новыми инструментами – циркулем и канцелярским ножом, правильно их использовать;
  • соблюдать безопасные приемы работы на компьютере;
  • выполнять шов «назад иголку» и использовать его при  изготовлении изделий;
  • изготавливать изделия из бисера по простым схемам; целенаправленно вносить изменения в схемы в соответствии с простыми задачами конструктивного и декоративного плана;
  • изготавливать изделия из различных пластических материалов;
  • использовать комбинированные техники при изготовлении изделий в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей.

Учащиеся могут знать:

  • о первичности мира природы по отношению к искусственно созданному миру вещей;
  • о бионике как науке, использующей для решения технико-технологических задач «конструктивные изобретения» природы;
  • об отдельных законах механики, используемых при конструировании предметной среды (на уровне общих представлений);
  • о необходимости изменения и творческой переработки  (стилизации) природных форм в бытовых вещах в соответствии с их функцией, о приемах стилизации[4]1  природных форм в вещах;
  • о том, что вычурность в конструкции и отделке вещи сужает область ее применения; универсальные вещи отличаются строгостью и простотой.

Учащиеся могут уметь:

  • осознанно подбирать материалы для изделий на основе полученных представлений об их конструктивных и декоративно-художественных свойствах и в соответствии с поставленной задачей;
  • придумывать и изготавливать несложные комплекты изделий по принципу стилевой гармонии;
  • выполнять стебельчатый шов и использовать его при изготовлении изделий;
  • конструировать простые изделия (или дорабатывать конструкции) с учетом некоторых требований и законов механики.

Планируемые предметные результаты

освоения программы по технологии 4-го класса

Учащиеся научатся:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы, декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

В результате изучения курса технологии по данной программе у учащихся начальной школы будут сформированы математические (предметные) знания, умения,  навыки и представления, предусмотренные  программой курса, а также  личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

В сфере личностных универсальных действий у учащихся будут сформированы:    

  • положительное отношение и интерес к творческой преобразовательной предметно-практической деятельности;
  • осознание своих достижений в области творческой преобразовательной предметно-практической деятельности; способность к самооценке;
  • уважительное отношение к труду, понимание значения и ценности труда;
  • понимание культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире;
  • представления об общности нравственно-эстетических категорий (добре и зле, красивом и безобразном, достойном и недостойном) у разных народов и их отражении в предметном мире;
  • понимание необходимости гармоничного сосуществования предметного мира с миром природы;
  • чувство прекрасного, способность к эстетической оценке окружающей среды обитания;
  • устойчивое стремление к творческому досугу на основе предметно-практических видов деятельности;
  • установка на дальнейшее расширение и углубление знаний и умений по различным видам творческой предметно-практической деятельности;
  • привычка к организованности, порядку, аккуратности;
  • адекватная самооценка, личностная и социальная активность и инициативность в достижении поставленной цели, изобретательность;
  • чувство сопричастности с культурой своего народа, уважительное отношение к культурным традициям других народовэ

Предметные результаты:

  • использовать в работе приемы рациональной и безопасной работы с разными инструментами: чертежными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы, нож), колющими (швейная игла, шило);
  • правильно (рационально, технологично) выполнять геометрические построения деталей простой формы и операции разметки с использованием соответствующих инструментов и приспособлений: линейки, угольника, шаблона, трафарета, циркуля и др., осуществлять целесообразный выбор инструментов;
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно их подбирать по декоративно-художественным и конструктивным свойствам, экономно расходовать;
  • отбирать в зависимости от свойств материалов и поставленных целей оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки при разметке деталей, их выделении, формообразовании, сборки и отделки изделия;
  • работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них;
  • изготавливать плоскостные и объемные изделия по образцам, простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам, по заданным условиям;
  • решать простые задачи конструктивного характера по изменению вида и способов соединения деталей (достраивание, переконструирование) с целью придания новых свойств изделию;
  • понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), эстетическая выразительность - и уметь руководствоваться ими в собственной практической деятельности;
  • определять утилитарно-конструктивные и декоративно-художественные возможности различных материалов, осуществлять их целенаправленный выбор в соответствии с характером и задачами предметно-практической творческой деятельности;
  • творчески использовать освоенные технологии работы,  декоративные и конструктивные свойства формы, материала, цвета для решения нестандартных конструкторских или художественных задач;
  • понимать, что вещи заключают в себе историческую и культурную информацию (т.е. могут рассказать о некоторых особенностях своего времени и о людях, которые использовали эти вещи);
  • понимать наиболее распространенные традиционные правила и символы, которые исторически использовались в вещах (упорядоченность формы и отделки, специальные знаки в декоре бытовых вещей).

Метапредметные результаты изучения курса (регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия).

Регулятивные:

  • самостоятельно организовывать свое рабочее место в зависимости от характера выполняемой работы, сохранять порядок на рабочем месте;
  • планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с поставленной целью;
  • следовать при выполнении работы инструкциям учителя или представленным в других информационных источниках различных видов: учебнике, дидактическом материале;
  • руководствоваться правилами при выполнении работы;
  • устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами и прогнозировать действия на получение необходимых результатов;
  • осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку хода практической работы;
  • самостоятельно определять творческие задачи и выстраивать оптимальную последовательность действий для реализации замысла;
  • прогнозировать конечный результат и самостоятельно подбирать средства и способы работы для его получения;

Познавательные:

  • находить необходимую для выполнения работы информацию в материалах учебника, рабочей тетради;
  • анализировать предлагаемую информацию, сравнивать, характеризовать и оценивать возможность её использования в собственной деятельности;
  • анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
  • выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;
  • использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной или материализованной форме; выполнять символические действия моделирования и преобразования модели, работать с моделями;
  • осуществлять поиск и  отбирать необходимую информацию из дополнительных доступных источников (справочников, детских энциклопедий и пр.);
  • самостоятельно комбинировать и использовать освоенные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
  • понимать особенности проектной деятельности, выдвинуть несложную проектную идею в соответствии с поставленной целью, мысленно создать конструктивный замысел, осуществить выбор средств и способов для его практического воплощения, аргументированно защищать продукт проектной деятельности;

Коммуникативные:

  • организовывать под руководством учителя совместную работу в группе: распределять роли, сотрудничать, осуществлять взаимопомощь;
  • формулировать собственные мнения и идеи, аргументированно их излагать;
  • выслушать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации собственной деятельности и совместной работы;
  • в доброжелательной форме комментировать и оценивать достижения товарищей, высказывать им свои предложения и пожелания;
  • проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и результатам их работы;
  • самостоятельно организовывать элементарную творческую деятельность в малых группах: разработка замысла, поиск путей его реализации, воплощение, защита.

 Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

УЧЕБНИКИ:

Технология. 1кл. Конышева Н.М. «Ассоциация XXI»  2011 г.

Технология. 2кл. Конышева Н.М.  «Ассоциация XXI»  2013 г.

Технология.3 кл. Конышева Н.М.  «Ассоциация XXI»  2013 г.

Технология.4 кл. Конышева Н.М.  «Ассоциация XXI»  2014  г.

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ: Конышева Н. М. Технология: Методические рекомендации к учебнику. – Смоленск: Ассоциация XXI век.

дополнительная литература для организации внеурочной работы и проектной деятельности учащихся:

  1. Конышева Н. М. Проектная деятельность младших школьников на уроках технологии: Книга для учителя. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009
  2. Петрушина С. В. Вырезаем силуэты. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2009

Материально-техническое обеспечение

Для работы каждому ребенку необходимы:

  1. материалы: наборы цветной бумаги, картон, ткань, пластилин, швейные нитки, нитки для вышивания, пряжа для вязания, природные и утилизированные материалы, гуашь;
  2. инструменты: ножницы (школьные), подрезной нож, простые и цветные карандаши, линейка, угольник, циркуль, швейные и вышивальные иглы, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки, подрезная доска.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  • Компьютер, мультимедийный проектор.
  • Карточки для индивидуальной работы.
  • Ресурсы Интернета

Наглядные пособия:

  1. таблицы
  2.  натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

3) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы),

4)  классная библиотечка (содержащая художественные и познавательные книги, детские журналы, энциклопедии и справочники)

Ресурсы Интернета

- Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)

http://school-collection.edu.ru,

 -     Детские электронные книги и презентации:   http://viki.rdf.ru/

-     Учительский портал: http://www.uchportal.ru/

-     http://www.nachalka.com/

-     http://www.zavuch.info/

-     Методический центр:   http://numi.ru/

- электронные сопровождения к учебникам и тетрадям: http:www//kniga21vek.ru

Календарно-тематическое планирование

на 2016-2017 учебный год

Предмет: технология

Класс:

№ п/п

Тема урока

Основное содержание урока

Виды деятельности обучающихся

Кол-во часов

Дата

1.

Вводный урок

Ознакомление с задачами, содержанием и организацией работы в предстоящем году.

Ознакомление с новыми свойствами материалов и особенностями их обработки на уроках технологии. Формирование умения работать с информацией

(учебником).

Ориентируются в содержании учебника.

Воспринимают и анализируют учебную информацию (условные обозначения, содержание, рубрики, расположение на странице, рисунки, схемы, словарь).

Проводят эксперименты с материалами.

Работают в группе. Вступают в общение, соблюдая правила общения, выражают свою точку зрения, слушают другого.

 Руководствуются правилами при организации рабочего места и выполнении работы. Оценивают свою работу и ее результат.

2.

Разметка деталей из бумаги способом сгибания. Оригами(рыбка)

Ознакомление с технологией получения квадрата нужного размера способом сгибания. Ознакомление с приемами получения базовых форм оригами и изготовления  на их основе разных

фигур. Развитие умения работать по инструкции в виде графической схемы

Развитие тонкой моторики, внимания, творческого воображения, ассоциативно-образного мышления.

Рассматривают образцы изделий, сравнивают их формы с формами объектов природы (природными прототипами).

Читают и анализируют графические схемы изготовления изделий.

Упражняются в изготовлении квадрата из прямоугольного листа бумаги способом сгибания.

Упражняются в изготовлении базовой формы треугольник.

Упражняются в изготовлении различных фигур на основе базовой формы.

Прогнозируют необходимые действия для получения практического результата, планируют работу.

Творчески используют полученные знания и умения в практической работе.

Производят оценку выполненной работы

3.

Новые формы оригами. Композиция с фигурками-оригами.

Формирование понятия и общего представления о композиции, элементарных правилах создания композиций на плоскости.

Рассматривают образцы изделий и композиций.

Читают, слушают новую информацию по изучаемой теме, обсуждают её.

Упражняются  в изготовлении различных фигур на основе базовой формы треугольник.

Обсуждают варианты работы с товарищами.

Работают в паре, группе. Создают коллективные, групповые или индивидуальные композиции на плоскости.

Аргументируют  свою точку зрения, внимательно выслушивать мнения одноклассников.

Творчески используют полученные знания и умения в практической работе.

Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей).

4.

Приемы разметки и вырезания симметричных  форм с зеркальной симметрией (орнамент)

Ознакомление с особенностями симметричных форм. Закрепление приемов разметки и вырезания.

Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного

мышления, художественного вкуса.

Воспитание внимательного отношения к формам и образам природы.

Читают, слушают объяснения, рассматривают  и анализируют симметричные формы (образцы - изделий, формы природы).

Упражняются в разметке и вырезании фигур с одной осью симметрии. Упражняются в использовании различных приёмов дополнительного декорирования симметричных форм .

Создают орнамент из симметричных фигур.

Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей).

Проявляют внимательное и заинтересованное отношение к объектам природы.

5.

Симметрия и ассиметрия в композиции(картина для сказочного героя)

Ознакомление с использованием симметрии и ассиметрии в композиции. Формирование первоначальных представлений о выражении характера человека. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно- образного мышления. Воспитание

 художественного вкуса. Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Читают, слушают объяснения, рассматривают  и анализируют симметричные формы (образцы - изделий, формы природы).

Воображают композицию для сказочного героя, упражняются в использовании новых знаний и освоенных приемов работы для создания выразительной композиции. Подбирают материалы

(белую и цветную бумагу)

для получения декоративно-художественных эффектов. Создают смысловую композицию в технике художественной аппликации.

Аргументируют свою точку зрения, внимательно выслушивают мнения одноклассников.

Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей).

6.

Приемы разметки и вырезания форм с двумя осями симметрии (композиция с лилией)

Ознакомление с приемами разметки и вырезания форм с двумя осями симметрии. Развитие тонкой моторики, глазомера, воображения, ассоциативно-образного

мышления.

Читают, слушают объяснения, рассматривают и

анализирую образцы. Рассматривают и

 анализируют графические схемы и инструкции. Обсуждают приёмы получения симметричных

форм с поворотной симметрией. Анализируют

 информацию, предложенную в графической инструкции. Принимают учебную задачу; понимают предлагаемый план действий, действуют по плану.

Осуществляют мысленную трансформацию формы.6

Упражняются в разметке и вырезании фигур с

поворотной симметрией. Создают композицию с

симметричными фигурами.

Аргументируют свою точку зрения, внимательно выслушивают мнения одноклассников.

Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей).

7-8

Композиции на плоскости из засушенных растений(аппликация)

Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в декоративно-прикладных изделиях.  Освоение различных способов работы

и создания различных видов композиции в

зависимости от целей и декоративно- художественных качеств материала.

Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления, творческого  воображения. Воспитание эстетического отношения к окружающему

миру.

Читают, слушают объяснения, рассматривают анализировать, сравнивают особенности формы, фактуры, окраски природных материалов.

Отбирают материал для работы. Осваивают новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы. Создают композиции на плоскости.

Аргументируют свою точку зрения, внимательно выслушивают мнения одноклассников.

Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей).

9.

Объемно-пространственные композиции из природных материалов(скульптуры из природных материалов)

Ознакомление с особенностями использования форм и образов природы в объемно-пространственных композициях.

Освоение новых способов работы.

Расширение сенсорного опыта, развитие сенсомоторной сферы. Развитие наблюдательности, образного мышления, творческого воображения. Воспитание эстетического отношения к окружающему

миру.

Читают, слушают объяснения, рассматривают анализировать, сравнивают особенности формы, фактуры, окраски природных материалов.

Отбирают материал для работы. Осваивают новые знания (о способах создания композиции) и приёмы работы. Проектируют  декоративно-художественную

композицию в объёме; создают в воображении выразительный художественный образ. Работают в паре, в группе. Создают композиции на плоскости.

Аргументируют свою точку зрения, внимательно выслушивают мнения одноклассников.

Производят оценку выполненной работы (своей и товарищей).

10.

Построение прямоугольника от двух прямых углов

Ознакомление с построением прямоугольника от двух прямых углов. Развитие внимания, памяти, мышления.

 Воспитание аккуратности, точности в работе.

Читают, слушают объяснения учителя, рассматривают графическую инструкцию в учебнике о правилах построения прямоугольника от двух прямых углов.

Воспринимают и анализируют графическую инструкцию в учебнике и объяснение учителя. Упражняются в построении прямоугольника от двух прямых углов.

Самостоятельно планируют умственные и практические действия.

Оценивают результаты выполненной работы.

11.

Развертка(подставка для кисти)

Ознакомление с понятием «развертка». Закрепление построения прямоугольника от двух прямых углов.

 Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, точности в работе.

Рассматривают графическую техническую документацию: чертёж, технический рисунок, эскиз; читают, слушают объяснения учителя об их назначении. Знакомятся с условными обозначениями, принятыми в простейшей технической документации.

Решают задачи на мысленную трансформацию

объёмной формы в плоскую развёртку. Выполняют расчётно-измерительные и вычислительные задания.

Выполняют построение прямоугольной развёртки

от двух прямых углов в соответствии с чертежом.

Планируют  умственные  и практические действия.

Оценивают результаты выполненной работы.

12.

Образ и конструкция открытки (новогодняя открытка)

Закрепление построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование представлений об использовании в новогодних открытках отдельных средств художественной выразительности. Развитие внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Воспитание аккуратности, художественного вкуса.

Развитие дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Рассматривают и обсуждают образцы изделий.

Обсуждают возможные варианты выполнения работы. Подбирают материалы

в соответствии с решаемой декоративно-художественной задачей. Выполняют построение

прямоугольных деталей и разметку деталей декора.

Выполняют работу по созданию декоративной композиции в заданном формате.

Анализируют и оценивают полученные результаты.

13-14.

Конструирование прямоугольной развертки объемного изделия(коробка- упаковка для подарков)

Закрепление понятия «развертка», совершенствование приемов построения прямоугольника от двух прямых углов. Формирование представления о функции упаковки, единстве упаковки и вещи.

Закрепление умения читать чертёж и технический рисунок изделия и работать по ним. Развитие внимания,

памяти, мышления, воображения, речи.

 Воспитание аккуратности, художественного вкуса.

Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Рассматривают и обсуждают образцы изделий.

Решают задачи на мысленную трансформацию развёртки в объёмное изделие, на построение развёрток. Подбирают материалы в соответствии с решаемой конструктивной и декоративно-художественной задачей. Обсуждают возможные

варианты выполнения работы. Выполняют построение прямоугольных деталей.

Подбирают детали декора и изготавливать их, используя известные способы работы.

Выполняют работу по изготовлению коробочки –

упаковки для подарка.

Аргументируют свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей.

Оценивают результаты выполненной работы.

15-17

Конструирование объемных изделий из бумаги. Новые приемы бумажной пластики (фонарик, елочка –елочное украшение)

Формирование новых приемов обработки и пластической трансформации бумажных заготовок. Закрепление понятия «развертка». Развитие тонкой моторики, аккуратности и точности действий. Развитие внимания, воображения и пространственного мышления.

Развитие конструкторских умений, дизайнерского мышления, формирование предпосылок проектной деятельности.

Рассматривают образцы изделий. Упражняются в выполнении разметки с помощью линейки, в выполнении разметки сгибанием бумаги, мысленно трансформировать объемные изделия в двухмерные заготовки. Мысленно трансформируют объёмные изделия в двухмерные заготовки. Изготавливают фонарик по образцу и по собственному замыслу.

Аргументируют свою точку зрения, выслушивать мнение своих товарищей. Оценивают результаты выполненной работы.

18

Изделия по мотивам народных образцов(печенье «Тетерки»)

Ознакомление с новым поделочным материалом – соленым тестом. Обучение новым приемам обработки материала. Развитие сенсомоторной сферы, воображения, художественно-творческих способностей, эстетического восприятия и оценки.

Читают, слушают и обсуждают информацию о

народных традициях и их отражении в вещах.

Упражняются в обработке материала, осваивать но-

вые приёмы работы.

Работают в паре. Сочиняют узор для печенья на основе традиционной символики.

Изготавливают печенье по мотивам народных образцов.

Анализируют и оценивают полученные результаты.6

Проявляют внимательное и уважительное отношение

к народной культуре и традициям.

19.

Изделия по мотивам народных образцов(кукла из ниток)

Ознакомление с технологическими и декоративно-художественными свойствами волокнистых материалов. Обучение приему отмеривание ниток с помощью шаблона. Расширение культурного кругозора (знаний о

народных традициях); воспитание внимательного и уважительного

отношения к традициям. Развитие сенсомоторной сферы, воображения,

художественно-творческих способностей,

вкуса.

Рассматривают и анализируют образцы изделия. Читают, слушают и обсуждают информацию о народных традициях и их отражении в вещах.

Осваивают  новые приёмы работы.

Изготавливают куклу из ниток по мотивам народных образцов.

Анализируют и оценивают полученные результаты.6

Проявляют внимательное и уважительное отношение

к народной культуре и традициям.

20.

Игрушка по мотивам народных образцов (игрушка-свистулька)

Обучение новым приемам лепки из глины и пластилина. Расширение культурного кругозора (знаний о

народных традициях); воспитание внимательного и уважительного

отношения к традициям. Развитие сенсомоторной сферы, воображения,

художественно-творческих способностей,

вкуса.

Рассматривают и анализируют образцы изделия. Читают, слушают и обсуждают информацию о народных традициях и их отражении в вещах.

Осваивают  новые приёмы работы.

Изготавливают игрушку по мотивам народных образцов.

Анализируют и оценивают полученные результаты.6

Проявляют внимательное и уважительное отношение

к народной культуре и традициям.

21-22.

Работа с тканью (дорожная игольница)

Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств изделия. Освоение приема разметки деталей из ткани. Развитие проектных

умений, формирование предпосылок проектной деятельности.

Развитие речи и пространственного мышления.

Выполняют эскизы вариантов изделия.

Определяют выбор наиболее целесообразных мате-

риалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией.

Обсуждают и аргументируют свой выбор.

Изготавливают игольницу.

Производят контроль и оценку результатов работы.

23.

Работа с тканью. Полотняное переплетение(салфетка с бахромой)

Ознакомление с тканями полотняного переплетения. Освоение приема разметки ткани продергиванием нити. Обучение выполнению бахромы в изделиях из

ткани. Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.

Воспринимают информацию о переплетении нитей в тканях, упражняются в разметке тканей способом продергивания нитей, в изготовлении бахромы по краю ткани.

Упражняются  в выкраивании ткани по прямолинейной разметке. Проявляют терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдать культуру труда.

Упражняются в изготовлении бахромы по краю ткани. Изготавливают салфетку

из ткани.

Производят контроль и оценку результатов работы.

24-25.

Шов «вперед иголку»(завершение салфетки с бахромой)

Развитие тонкой моторики, глазомера. Воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.

Рассматривают и анализируют образцы изделия. Воспринимают информацию о взаимосвязи формы

изделия и расположения вышивки.

Упражняются в разметке ткани способом продёргивания нитей.

Упражняются  в выполнении прямых стежков и шва «вперед иголку». Изготавливают салфетку

из ткани с вышивкой.

Производят контроль и оценку результатов работы.

26-27.

Работа с тканью. Разметка деталей с припуском  Обтягивание деталей простой формы. Шов «через край» (игольница)

Формирование представлений о единстве функциональных и декоративных качеств

изделия. Закрепление приема разметки деталей из ткани по шаблону. Обучение разметки с припуском. Развитие проектных умений, воспитание аккуратности, усидчивости и культуры труда.

Рассматривают, изучают, обсуждают образцы изделия.

Определяют выбор наиболее целесообразных материалов и конструкции изделия в соответствии с его функцией.

 Обсуждают и аргументируют свой выбор с учётом единства функциональных и декоративных

качеств изделия.

Упражняются в разметке деталей из ткани с припуском.

Изготавливают декоративную игольницу по вариативным образцам.

Производят контроль и оценку результатов работы.

28-30.

Мозаика: технология, декоративно-художественные особенности, композиция.

Повторение и закрепление различных приёмов выкраивания деталей из бумаги, приёмов работы с клеем. Обогащение63 сенсорного опыта, впечатлений от предметов и явлений окружающего мира.

 Формирование представлений о выразительном художествен-

ном образе и возможных путях его создания из разных материалов.

Развитие вариативности и гибкости мышления. Развитие сенсомоторной

сферы.

Читают, слушают, обсуждают информацию о мозаике как особой художественной технике и технологии её изготовления.

Воспринимают и усваивают новую информацию.

Анализируют и сравнивают художественные про-

изведения, образцы изделий.

Рассматривают образцы художественных произведений в технике мозаики.

Подбирают необходимые материалы для работы.

Работают в паре. Изготавливают декоративно-художественную композицию в технике мо-

заики.

Творчески используют приобретенные знания и

умения в собственной деятельности.

Производят контроль, корректировку работы и

оценку её результатов.

31.

Барельеф. Композиция, стилизация.

Ознакомление с барельефом ,его декоративно-художественными особенностями. Обучение технике выполнения барельефа. Формирование представлений о сюжетах декоративного

барельефа, о переработке природных форм в композиции барельефа (стилизации).

 Обогащение сенсорного опыта.

Развитие тонкой моторики, внимания, воображения. Воспитание

художественного вкуса.

Читают, слушают, обсуждают информацию о

барельефе (горельефе) и технологии изготовления

барельефа.

Рассматривают и обсуждают образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных

произведений, предметов окружающего мира.

Изготавливают декоративную пластину – барельеф из пластилина.

Проявляют терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдают культуру труда.

Оценивают результаты выполненной работы.

32.

Предмет и среда: декоративная ваза как предмет интерьера.

Формирование первоначальных представлений о связи предмета со средой, о единстве функции предмета и его внешней формы. Формирование

представлений о гармонии формы, развитие чувства формы. Обучение приёмам лепки сосуда. Обучение приёмам

декорирования поверхности сосуда в соответствии с его формой. Развитие проектных умений, формирование

предпосылок проектной деятельности.

Читают, слушают, обсуждают информацию

о связи предмета с окружающей обстановкой, о различных способах и технологиях изготовления декоративной вазы.

Рассматривают и обсуждают образцы-аналоги, репродукции и фотографии художественных произведений. Изготавливают вазу на

основе вариативных образцов и по собственному замыслу.

Проявляют терпение, старательность, добросовестное отношение, аккуратность, усидчивость, соблюдают культуру труда.

Оценивают результаты выполненной работы.

33.

Итоговая самостоятельная работа (книжка-календарь)

Проверка и анализ сформированности основных предметных и метапредметных  результатов у учащихся по итогам второго года обучения.

Читают  информацию и инструкции в учебнике.

Рассматривают образцы изделий.

Читают чертежи деталей изделия. Выполняют расчёты и эскизы деталей изделия.

Самостоятельно планируют  этапы работы над изделием. Выполняют  разметку, заготовку деталей и сборку изделия в соответствии с инструкцией и общей учебной информацией по теме.

Производят  контроль и оценку результатов работы.

34.

Подведение итогов года. Итоговая выставка.

Анализ результатов работы за учебный год.

Систематизация полученных знаний.

Рассматривают и анализируют экспонаты выставки.

Делают краткие сообщения (для родителей и других посетителей выставки) об отдельных работах.

Обмениваются впечатлениями об экспонатах выставки и учебных достижениях.

Оценивают свои достижения.


[1]1Названия  разделов в данной программе и в учебнике могут не совпадать; отдельные заголовки в учебнике адаптированы с учетом возрастных особенностей учащихся.

[2]1Здесь и далее имеется в виду, что ученик может объяснить и своими словами раскрыть смысл понятия; заучивание определений не требуется.

[3]1На уровне общих представлений.

[4]1Без обязательного знания этого термина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...