Урок 21. Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Гладышева Марина Владимировна

Цели: познакомить учащихся со способами обработки воло­кон натурального происхождения, с особенностями националь­ных костюмов; обучить приему плетения в три нити (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием раз­личных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 21. Народный костюм.

Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)

Цели: познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов; обучить приему плетения в три нити (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; воспитывать стремление создавать своими руками красивые вещи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать национальные костюмы разных народностей, составлять композицию русской тематики, извлекать нужную информацию из учебника; узнают принципы обработки волокон натурального происхождения; освоят прием плетения в три нити.

Оборудование: рисунки растений, из которых делают волокна ткани, рисунок тутового шелкопряда, схема плетения в три нити, рисунки национальных костюмов разных народов, учебник, рабочая тетрадь, клей, краски или цветные карандаши, бисер, стразы, бахрома, цветная бумага, картон, тряпочка, кисть, листочки с шифром для работы в группах, циркуль, на доске записана тема урока (закрыта).        

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Проверка домашнего задания
  • Ребята, расскажите о том, как вы работали над созданием фигурок семьи для своей комнаты крестьянской избы, поделитесь друг с другом полученным опытом, «сходите в гости» друг к другу.

(Можно предложить поработать сначала в парах, затем выслушать 1—2 пары. Можно послушать сразу желающих учеников.)

  1. Самоопределение к деятельности

Работа в группах

  • Попробуйте расшифровать слова.

15, 1, 18, 16, 5, 15, 29, 11 12, 16, 19, 20, 32, 14

  • (Каждой группе учитель предлагает листочек с шифром и дает время для расшифровки. Числа соответствуют порядку букв в алфавите.) Что у вас получилось? (Народный костюм.)
  • Может быть, кто-то уже догадался, что мы будем делать на уроке? (Наверное, народный костюм.)
  • Прочитайте на доске тему урока. (Изделие «Русская красавица» (композиция).)

IV. Работа по теме урока

  1. Беседа

На прошлых уроках мы с вами познакомились с особенностями строения русской избы и ее внутреннего убранства. Сегодня мы начнем знакомство с русским народным костюмом. Народный костюм является частью культуры и отражает ее особенности.

  • Каждый костюм, как и любая другая одежда, выполняется из ткани. А помните ли вы, из чего делают ткань? (Из нитей, которые тесно переплетаются между собой, нити представляют собой волокна.)

Волокна получают разными способами. Существуют натуральные ткани растительного и животного происхождения и химические — искусственные, синтетические. Большая часть волокон относится к натуральным.

  • Как вы думаете, какие растения используют для выработки волокон? (Лен-долгунец, текстильные бананы, текстильные агавы, торфяной мох, хлопчатник, крапиву.)

Из волокон животного происхождения получают шелк и шерсть.

(См.: Дополнительный материал к данному уроку.)

Из волокон люди создают различные ткани, из которых шьют костюмы, и народные в том числе. Рассмотрим, что же представляет собой народный костюм.

  • Как вы думаете, какие части одежды должны составлять народный костюм? (Предположения детей.)
  • Откуда мы еще можем получить информацию об этом? (Из энциклопедии, справочного издания, учебника, Интернета, у взрослых и т. д.)
  1. Работа по учебнику
  • Откройте учебник на с. 58. Прочитайте текст, рассмотрите иллюстрации.

(Дети читают текст.)

  • Как проводили праздники на Руси?
  • Где хранили одежду?
  • Как к ней относились? (Бережно, передавали ее из поколения в поколение.)
  • Как украшали одежду? (Одежду старались шить из дорогой ткани, украшали вышитыми орнаментами. По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, здоровье, удачу и достаток в дом.)

Раньше в деревнях женщины пряли, ткали и вышивали с самого раннего возраста.

  • Рассмотрите иллюстрации в учебнике на с. 58 и попробуйте определить, где изображены пряха (женщина, которая крутит нить из волокон на прялке), ткачиха (женщина, работающая на станке) и вышивальщица (женщина, которая делает шитьем узор на ткани). Ниже представлены иллюстрации результатов их работы, которые могут вам помочь в этом. (Слева направо: пряха, ткачиха, вышивальщица.)

Разнообразие нарядов, украшений, головных уборов, национальных костюмов отражает многонациональность нашей страны.

  • Рассмотрите иллюстрации на с. 60. Попробуйте догадаться, какому народу принадлежит каждый национальный костюм.

(Дети рассматривают фотографии, определяют принадлежность костюма (русский, татарский, дагестанский, ненецкий), аргументируя свой ответ.)

  • Каковы различия национальной одежды? Какие цвета и орнамент используются в русском народном костюме? (Ответы детей.)
  • А как называется обувь, которую носили на Руси? (Лапти.)
  • Из чего плели лапти? (Высказывания детей.)
  • Давайте сверим ваши ответы с материалом учебника.

(Дети читают текст в учебнике на с. 61.)

Головной убор на Руси играл очень важную роль, особенно в женском костюме. По нему можно было определить возраст его владелицы, ее семейное положение. Девичьи повязки скреплялись сзади, оставляя косу или распущенные волосы открытыми. С момента замужества ходить с непокрытой головой запрещалось. Женщины прятали волосы под кокошник, который расшивали жемчугом, золотыми нитями или украшали свисающими нитями бисера. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорной ткани или платок. Головные уборы нередко украшали изображениями солнца, звезд, дерева, птиц. Свивающие нити жемчуга, бусы, ожерелья, височные украшения символизировали дождевые струи, капли росы, падающие на землю-матушку.

  • Рассмотрите украшения — ожерелье, серьги, монисту — в учебнике на с. 61.

(Ученики рассматривают иллюстрации в учебнике, делятся своими впечатлениями.)

Мы много узнали о народных костюмах и на следующем уроке сделаем костюмы для Ани и Вани, а сегодня поработаем над кокошником для русской красавицы.

  1. Физкультминутка

На лужайке поутру

Мы затеяли игру.

Ты — ромашка, я — вьюнок.

Становитесь в наш венок.

(Взялись за руки, построились в круг.)

Раз, два, три, четыре,

Раздвигайте круг пошире.

(Ходьба по кругу.)

А теперь мы — ручейки,

Побежим вперегонки,

(Бег по кругу.)

  1. Продолжение работы по теме урока
  1. Анализ образца изделия

(Ученики заполняют технологическую карту в рабочей тетради на с. 24.)

Технологическая карта

Название изделия

Русская красавица

Материалы

Цветной картон, нитки, материалы для украшения (на выбор): бисер, стразы, бахрома

Инструменты

Карандаш, циркуль, ножницы, клей, краски, кисть

Техника выполнения

Аппликация и плетение

Методы разметки

По шаблону и циркулем

Способы украшения

С помощью красок, бисера, блесток, бахромы

(После выполнения следует коллективная проверка.)

  1. Знакомство с планом работы

(Работа в парах. По плану работы в учебнике на с. 62 дети объясняют друг другу этапы работы.

Повторение правил техники безопасности при работе с циркулем и ножницами.)

  1. Творческая работа

(Ученики самостоятельно изготавливают изделие. Учитель оказывает индивидуальную помощь.)

  1. Рефлексия
  • Какое задание было интересным?
  • Что было для вас трудным?
  • Оцените свое изделие:

У — над изделием надо еще потрудиться; W — изделие сделано хорошо;

WV - изделие сделано отлично.

  1. Выставка работ учащихся
  • Придумайте имя своей красавице. Попробуйте описать костюм, который мог бы ей подойти.
  1. Подведение итогов урока
  • Что вы запомнили о национальном костюме?

(Уборка рабочего места.)

Домашнее задание

Найти дополнительный материал про головной убор женщин на Руси, поместить результаты своей работы в «Папку достижений». На следующий урок принести кусочки ткани разных цветов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии во 2 кл. "Народный костюм. Работа с волокнистым материалом и картоном. Плетение. Композиция: Русская красавица"

Открытый урок, полностью соответствует ФГОС.Цели: Образовательные: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составления композици...

Урок технологии во 2 кл. "Народный костюм. Работа с волокнистым материалом и картоном. Плетение. Композиция: Русская красавица"

Открытый урок, полностью соответствует ФГОС.Цели: Образовательные: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составлени...

Конспект урока по технологии. "Работа с волокнистыми материалами и картоном. Народный костюм. Плетение." УМК Перспектива. 2 класс

Класс          2     .    Предмет   ___технология__Автор УМК  _____Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н...

Конспект урока технологии "Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение" 2 класс Школа России

Предмет: ТехнологияКласс: 2Тема урока: Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. ПлетениеЦели урока:-  познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального п...

Конспект урока по технологии 2 класс на тему : "Народный костюм.Работа с волокнистым материалом"

Предмет:технологияКласс:2гТема урока:Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Цели урока: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитк...

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)"

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие  «Русская красавица» (композиция)" 2 класс...

Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение

Цели урока:-  познакомить учащихся со способами обработки волокон натурального происхождения, с особенностями национальных костюмов;- обучить приему плетения в три нитки (косичка)....