Конспект урока по технологии 2 класс на тему : "Народный костюм.Работа с волокнистым материалом"
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Предмет:технология

Класс:2г

Тема урока:Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение.

Цели урока: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; обучать составлению технологической карты изделия.

Планируемые результаты:

  • предметные:выполнять аппликацию и оформлять ее с учетом национальных традиций; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем; выполнять прием плетения в три нити.

  • Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность на основе слайдового и

текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;

Познавательные УУД:  искать и отбирать информацию о национальном костюме (из учебника, собственных наблюдений и др. источников);

определять под руководством учителя особенности национального костюма;  выделять детали праздничного женского (девичьего) головного убора

и прически;

Коммуникативные УУД: составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений;

вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания,

задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

Личностные: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное

отношение к культурно-историческому наследию страны.

Тип урока:изучения нового

У учащихся: заготовки для композиции (кокошник из картона, личико из цветной бумаги), пайетки, бисер для украшения, шерстяные нитки, ножницы, клей, салфетка.

У учителя: мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, готовое изделие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

  технологии

             

Предмет:технология

Класс:2г

Тема урока:Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. 

Цели урока: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составления композиции с использованием различных материалов; обучать составлению технологической карты изделия. 

Планируемые результаты:

  • предметные:выполнять аппликацию и оформлять ее с учетом национальных традиций; использовать приемы работы с бумагой; применять правила безопасной работы с ножницами и клеем; выполнять прием плетения в три нити. 
  • Метапредметные:

Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу при выполнении изделия; контролировать свою деятельность на основе слайдового и текстового плана; ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить оценку своих действий и корректировать их;

Познавательные УУД:  искать и отбирать информацию о национальном костюме (из учебника, собственных наблюдений и др. источников); определять под руководством учителя особенности национального костюма;  выделять детали праздничного женского (девичьего) головного убора и прически;

Коммуникативные УУД: составлять рассказ об особенностях национального костюма на основе иллюстраций и собственных наблюдений; вести диалог на заданную тему, использовать средства общения для решения простейших коммуникативных задач; формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;

Личностные: формировать представление о себе как о гражданине России; проявлять интерес к предмету; формировать бережное и уважительное отношение к культурно-историческому наследию страны.

Тип урока:изучения нового

У учащихся: заготовки для композиции (кокошник из картона, личико из цветной бумаги), пайетки, бисер для украшения, шерстяные нитки, ножницы, клей, салфетка.

У учителя: мультимедийная презентация, проектор, компьютер, экран, готовое изделие.

Этапы урока

Время (мин)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

0

Подготовка к уроку

перемена

У вас на партах до начала урока лежат:

Заготовки для композиции (кокошник из картона, личико из цветной бумаги), пайетки, бисер для украшения, шерстяные нитки, ножницы, клей, салфетка.

Подготовка материалов и инструментов, самоконтроль

Р:организация рабочего места

1

Орг. момент

1

Мы ладонь к ладошке положили

И всем дружбу предложили.

Будем дружно мы играть,

Чтобы умными, добрыми стать!

Мы друг друга обижаем? Нет, нет, нет!

Мы друг друга уважаем? Да, да, да!

Мы друг друга обзываем? Нет, нет, нет!

Мы друг другу помогаем? Да, да, да!

Размыкают руки.

- Тихонько садитесь.

Ответное приветствие

Мотивация учения. (Л)

Сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

2

Формулировка темы и целей урока, актуализация знаний

2

- Послушайте стихотворение.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

(В. Степанов)

- О чем это стихотворение? (о родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу России. (Москва)

- Мы с вами живем в современном мире, смотрим телевизор, играем на компьютере. Но очень интересно знать, как жили наши предки в давние времена, во что одевались, чем занимались.

- Кто знает, как называлось наше государство в давние времена? (Русь)

-Кто такие предки? (люди, которые жили раньше, прабабушки, прадедушки)

- как и где мы можем узнать, как жили наши предки? (из книг, фильмов, музеев)

- Какую одежду носили на Руси? Как украшали себя красны девицы? Как создавались костюмы?

-Вы догадались, чему будет посвящен наш урок? Какова его тема? (народный костюм)

- Что мы узнаем на уроке? (познакомимся с народным костюмом, узнаем о его изготовлении и украшении)

- формулировка темы урока

-формулировка целей урока

-усвоение новых понятий

-ответы на вопросы в беседе

Извлечение необходимой информации из текста (П)

Выражение своих мыслей и аргументирование своего мнения (К)

3.

Объяснение нового материала: анализ образца

3-5

- Рассмотрите женский народный костюм. Как вы думаете, какие части одежды входят в национальный костюм? (рубаха, сарафан, передник, епанечка, платок, кокошник)

- Посмотрите внимательно. Где изображен повседневный костюм, а где праздничный?

- Почему вы так считаете?

- Какие русские народные праздники вы знаете? (масленица, рождество, святки, пасха)

- По праздникам на Руси люди надевали самую лучшую и красивую одежду. Устраивали гуляния, игры, водили хороводы, пели песни. Праздничную одежду хранили в сундуках. Нередко ее передавали из поколения в поколение. Такую одежду старались шить из дорогой ткани, украшали яркими вышитыми орнаментами. И это не удивительно, ведь по народным поверьям, вышитые узоры приносили счастье, здоровье, удачу и достаток в дом. Раньше в деревнях женщины пряли, ткали и вышивали с самого раннего детства.

- Рассмотрите иллюстрации. Попробуйте определить, где изображена пряха, ткачиха и вышивальщица? (пряха – крутит нить из волокон на прялке; ткачиха – женщина, которая работает на станке, пропуская уток через основу, тем самым создавая ткань; вышивальщица - вышивает)

Кроме того русские красавицы носили украшения. Посмотрите на иллюстрацию. Какие? Из чего изготавливали ожерелья, серьги, монисту? (драгоценные камни, жемчуг, металл, янтарь и т.д.)

- Каждому человеку необходима обувь. Как называется обувь, которую носили на Руси? (лапти) Их плели из лыка или бересты.

- Головной убор на Руси играл огромную роль. По нему можно было определить возраст женщины и семейное положение. Девушки носили косы или распущенные волосы, одевая лишь повязку, а замужней женщине строго запрещалась ходить с непокрытой головой. Поэтому женщины прятали волосы под кокошник. Этот головной убор бережно хранили и даже передавали по наследству. Это не удивительно, ведь на изготовление кокошника уходило много времени. Его расшивали жемчугом и разноцветными камнями, вышивали узоры золотыми и серебряными нитями. Свисающие нити жемчуга, бусы, ожерелья символизировали струи, капли росы.

- С незапамятных времен художники и поэты восхищались красотой русской женщины.

Всё в ней гармония, всё диво,

Всё выше мира и страстей;

Она покоится стыдливо

В красе торжественной своей;

Она кругом себя взирает:

Ей нет соперниц, нет подруг;

Красавиц наших бледный круг

В ее сияньи исчезает.

Куда бы ты ни поспешал,

Хоть на любовное свиданье,

Какое б в сердце ни питал

Ты сокровенное мечтанье, —

Но, встретясь с ней, смущенный, ты

Вдруг остановишься невольно,

Благоговея богомольно

Перед святыней красоты.

-Ответы на вопросы. Правило ответов: один вопрос — один ученик!

Включайте как можно больше учеников в обсуждение образца, но не увлекайтесь.

Смыслообразование (Л)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками (К)

Формулирование познавательной цели (П)

Планирование предстоящей деятельности (Педпоказ)

5-7

- Посмотрите какую красавицу мы сегодня изготовим. Какие материалы нам понадобятся для работы? (картон, нитки, бумага, пайетки)

- Какие инструменты и приспособления нам понадобятся? (ножницы, клей, салфетка)

- Вспомните правила работы с ножницами и клеем.

  1. Ножницы — это НЕ игрушка;
  2. НЕЛЬЗЯ  оставлять ножницы раскрытыми;
  3. НЕ подходить  к товарищу во  время работы;
  4. С ножницами нужно работать, сидя за столом;
  5. Класть  ножницы кольцами к себе;
  6. Следить за движением лезвий во время резания;
  7. Передавать ножницы только закрытыми: кольцами вперед, взяв за сомкнутые лезвия;
  8. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе;
  9. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

План работы:

  1. Сделаем красавице челку.
  2. Сплетем косичку из ниток.
  3. Приклеим кокошник.
  4. Украсим готовое изделие.

Учитель демонстрирует учащимся слайдовый план работы, в котором указана последовательность операций.

- Прежде чем приступить к работе в парах, вспомните, как нужно работать вместе. Об этом мы говорили в начале нашего урока (работаем дружно, договариваемся, прислушиваемся к мнению друг друга).

-Участие в обсуждении, вопросы и ответы на вопросы.

На этом этапе ученики могут принять активное участие только в том случае, если учитель задает вопросы во время демонстрации педпоказа.

Если применяется объяснительно-иллюстративный метод, ученики слушают.

Кратко сформулировать этапы практической работы

На повторении на один вопрос отвечает один ученик

Смыслообразование (Л)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П)

Смыслообразование (Л)

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П)

4

Физминутка

1-2

 Мы работали, устали,

Дружно все мы тихо встали.

Ручками похлопали – раз, два, три!

Ножками потопали – раз, два, три!

Сели, встали, встали, сели

И друг друга не задели.

Мы немного отдохнем

И работать вновь начнем.

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней!

Выполнение упражнений

Р.

5

Постановка творческой задачи

1-2

- Вы можете приступать к выполнению композиции «Русская красавица». Вам поможет в этом план, который мы вместе составили. Желаю вам успехов.

Во время выполнения работы звучит песня «Во поле березка стояла».

Вопросы по заданию

6.

Самостоятельная  работа

25-30

Ребята,если у вас что-то не получается или не выходит,вы можете поднять руку и я подойду к вам.

-подготовка рабочего места к работе (правильно расположить на рабочем столе инструменты и материалы)

-повторить технику безопасности по работе с инструментами

-самостоятельно изготовить изделие согласно плану (разметка, заготовка, сборка, оформление)

-взаимопомощь

Выполнение задания по составленному под контролем учителя плану.

7.

Итог урока

1-2

Проводится выставка работ учащихся.

- Придумайте имя своей красавице.

- Какой кокошник выбрали? Почему? Кто предложил идею? Какой костюм мог бы подойти вашей красавице?

- Давайте составим технологическую карту изделия.

  1. Как называется изделие? (Русская красавица)
  2. Какие материалы использовали? (картон, нитки, бумага, пайетки)
  3. Какие инструменты и приспособления понадобились? (ножницы, клей, салфетка)
  4. Какую технику выполнения изделия использовали? (плетение, аппликация)
  5. Укажите способ украшения. (аппликация)

- Давайте оценим работы. Какие работы заслуживают оценки 5, какие 4? Почему? Прокомментируйте свое мнение.

- Продолжите предложения:

  1. Сегодня на уроке мы узнали …
  2. Сегодня на уроке мы научились …
  3. Мне помогал(а) … делать ….
  4. У нас получилось …
  5. У нас не получилось …
  6. Можно сделать лучше …

-самоанализ

-взаимоанализ

-самооценка

-взаимооценка

-ответы на вопросы для закрепления материала

-анализ урока с точки зрения достижения поставленных целей

внутренняя позиция школьника.(Л)

Л.:

-объективно оценивать свою работу;

-внутренняя позиция школьника.

8.

Уборка рабочих мест

перемена

Приберите свои рабочие места и можете быть свободны.

-уборка рабочих мест

-Самоконтроль

Р:самооргпнизованность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок технологии во 2 кл. "Народный костюм. Работа с волокнистым материалом и картоном. Плетение. Композиция: Русская красавица"

Открытый урок, полностью соответствует ФГОС.Цели: Образовательные: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составления композици...

Урок технологии во 2 кл. "Народный костюм. Работа с волокнистым материалом и картоном. Плетение. Композиция: Русская красавица"

Открытый урок, полностью соответствует ФГОС.Цели: Образовательные: познакомить с особенностями национального костюма; обучить плетению в три нитки (косичка); закрепить навык составлени...

Тема: Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликационные работы.

Тема: "Народный костюм. Работа с бумагой. Аппликация работы.изделие: Костюм для Вани и Ани...

2 класс технология Тема: НАРОДНЫЙ КОСТЮМ. РАБОТА С БУМАГОЙ. АППЛИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ «КОСТЮМЫ ДЛЯ АНИ И ВАНИ»

2 класс технология Тема:  Народный костюм. Работа с бумагой.Аппликационные работы «Костюмы для Ани и Вани»...

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие «Русская красавица» (композиция)"

Учебно- методический комплект по изобразительному искусству на тему:"Народный костюм. Работа с волокнистыми материалами и картоном. Плетение. Изделие  «Русская красавица» (композиция)" 2 класс...