Основы технологических умений, навыков и знаний в начальных классах
учебно-методический материал по технологии на тему

        Технология – это учебный предмет, который учит, как правильно изготавливать изделия из разных материалов с использованием инструментов и приспособлений, а также экономно расходовать материалы, силы и время человека.

      Дети с дошкольного возраста осваивают свойства различных материалов. С 1 класса учащиеся знают материалы, необходимые для создания поделок: пластилин, природный материал, ткань, бумага и картон, нитки, проволока, фольга.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_umeniy_po_tehnologii.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

 Основы технологических умений, навыков и знаний

 в начальных классах

     Технология – это учебный предмет, который учит, как правильно изготавливать изделия из разных материалов с использованием инструментов и приспособлений, а также экономно расходовать материалы, силы и время человека.

      Дети с дошкольного возраста осваивают свойства различных материалов. С 1 класса учащиеся знают материалы, необходимые для создания поделок: пластилин, природный материал, ткань, бумага и картон, нитки, проволока, фольга.

      Важно овладеть умением работать с инструментами и приспособлениями: линейкой, ножницами, кисточкой для клея и для рисования, карандашом, ластиком, точилкой, скрепками, различного вида стеками, клеем, скотчем, дощечкой для работы, салфеткой, иголкой и шилом.

      Для того чтобы освоить элементарные технологические приёмы и навыки, а в дальнейшем раскрыть секреты ручного мастерства, можно воспользоваться советами и памятками для начинающих любителей прикладного творчества.

Памятка №1. Организация рабочего места

   Рабочее место всегда должно быть чистым, свободным и просторным. Материалы, инструменты и приспособления для общего пользования положи посередине стола.

Памятка №2.Подготовка к работе

1)Убери со стола лишние вещи.

2)Подготовь всё необходимое для работы.

3)Подготовь нужные инструменты и приспособления для работы.

4)Расположи материалы так, чтобы он не мешали работать.

Памятка №3. Процесс работы

1)Поддерживай порядок во время работы.

2)Соблюдай правила работы с инструментами, материалами и технику безопасности.

3)Следи за последовательностью технологических операций.

4)Экономно расходуй материалы для работы, сохраняй остатки материала для дальнейшего использования.

Памятка №4.Окончание работы

1)Рассортируй и собери отходы.

2)Убери инструменты и материалы на место.

3)Собери мусор со стола и вокруг него.

4)Вымой руки с мылом.

Памятка №5.  Работа с пластилином

      С пластилином мы работаем руками. Чтобы пластилин стал мягким, его нужно согреть в руках и размять. Работать с пластилином нам помогают инструменты – стеки. Ими можно отрезать кусочек пластилина или сделать на нём узор.

Приёмы работы с пластилином

1)Отрезать

2)Размять

3)Раскатать

4)Слепить

5)Сплющить

6) Вдавить

7)Скатать

8)Перекрутить

9)Прищипнуть

10)Вытянуть

Памятка №6. Правила работы с шаблоном

1)Расположи шаблон так, чтобы экономно использовать материал.

2)Левой рукой плотно прижми шаблон к заготовке, а в правую возьми карандаш. Приготовься обводить шаблон.

3)Начинай обводить шаблон, не сдвигая его с места.

4)Закончи обводить шаблон в той же точке, где начал.

5)Вырежи заготовку по линии.

Разметка бумаги приёмом сгибания

1)Сгибай лист бумаги на столе.

2)Сгибай лист в направлении от себя.

3)Выровняй углы и стороны сгибаемого листа бумаги.

4)Линию сгиба пригладь от середины к краям сначала ребром ладони, потом при помощи гладилки.

Приёмы работы с бумагой

1)Надрываем

2)Отрезаем

3)Склеиваем

4)Рисуем

5)Вырезаем

6)Складываем

7)Проглаживаем гладилкой

8)Прокалываем

9)Нарезаем

10)Отрываем

Приёмы работы с конструктором

1)Завинчивание

2)Развинчивание

Советы при выполнении поделки

      При выполнении любой поделки необходимо внимательно рассмотреть образец и проанализировать, из чего и как он изготовлен. Очень важно правильно спланировать свои действия.

Анализ образца

1)Рассмотри иллюстрацию готовой поделки или готовую поделку.

2)Разберись, из каких деталей она состоит (форма, размер, цвет).

3)Определи материалы и инструменты, с помощью которых она сделана.

4)Постарайся определить способ и приёмы изготовления поделки, понять её конструкцию. Подумай, какова была последовательность технологических операций.

5)Подумай, какими свойствами материалов обоснован их выбор для поделки. Можно ли заменить их другими материалами.

Работа со схемой и инструкцией

1)Рассмотри рисунки этапов работы и прочитай инструкции.

2)Подумай, какие этапы работы пропущены.

3)Оцени трудоёмкость работы, чтобы правильно рассчитать рабочее время.

      Каждый ребёнок не сразу, сначала под руководством учителя, а потом самостоятельно объективно, сможет оценить уровень сложности, оригинальность, аккуратность и композицию своих работ, зафиксировать количество деталей или поделок. Научиться оценивать свою деятельность можно по следующим критериям.

Сложность выполнения изделия

-очень легко

- легко

-трудно освоить новые приёмы работы

Затраты времени:

-менее одного урока

- один урок

-поделку надо доделать дома

Оценка своего изделия:

- над изделием надо ещё потрудиться

- изделие сделано аккуратно

Информационные ресурсы:

1) Учебник «Технология» для 1 класса, УМК «Перспектива» под ред. Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой, И.П.Фрейгат, 2013 г.

2)Учебник «Технология» для 2 класса, УМК «Планета знаний» под ред. О.В.Узоровой, Е.А. Нефёдовой, 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики и графических навыков у учащихся начальных классов.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучени...

Совершенствование навыков чтения учащихся начальных классов.

Как научить детей читать быстро, выразительно и в то же время правильно и сознательно? Этот вопрос волнует многих учителей. Процесс совершенствования техники чтения чрезвычайно трудный.Предлагается в ...

Формирование навыков письма обучающихся начальных классов средствами изобразительного искусства

Понимание родителями значимости уроков изобразительного искусства в школе поможет ребенку не только сформировать навык письма, но и оградит его от дополнительных трудностей обучения, сохранит физическ...

Открытый урок по математике в 1 классе Тема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.» Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина Анатольевна Дата проведения: 23 апреля 2014 года.

Открытый урок по математике в 1 классеТема урока: «Совершенствование вычислительных и измерительных навыков учащихся.»Учитель начальных классов АНО Прогимназии «Гармония» Чальцева Марина АнатольевнаДа...

Требования к заниям, умениям, навыкам к концу 1 класса

Разработка классного часа по теме: "Требования к заниням, умениям, навыкам к концу 1 класса...

Требования к заниям, умениям, навыкам к концу 1 класса

ТРЕБОВАНИЯ  К  ЗНАНИЯМ  И  УМЕНИЯМУЧАЩИХСЯ  К  КОНЦУ  I  КЛАССА       К концу I класса учащиеся должны знать: все звуки и буквы ру...