Дидактическое описание "Ажурные бабочки"в технике художественного вырезания
учебно-методический материал по технологии (4 класс) на тему

Башарина Любовь Николаевна

Данное описание рекомендовано педагогам дополнительного образования для выполнения работ по вырезанию из бумаги различных фигурок. Научившись вырезать ножницами и макетным ножом сюжетные композиции, можно создавать панно или открытки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_razrabotka_azhurnye_babochki.docx688.66 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Центр образования
«Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных»
Городской центр развития дополнительного образования

Дидактическая разработка

на тему:

«Ажурные бабочки»

В технике вырезания из бумаги

Автор:  педагог дополнительного образования

 Башарина Любовь Николаевна

2018 год

Введение в тему занятия. Мотивация деятельности.

1.Беседа - диалог «Знакомство с историей  вырезки. Техника выполнения.

 С древности это искусство очень любят в Китае, зародилось оно в 9 столетии   одновременно с изобретением и распространением бумаги.
Бумажные фонарики, драконы, другие декоративные изделия народных мастеров китайских провинций продают на ярмарках, базарах. Они служат украшением жилищ: их наклеивают на окна или фонари, на подарки, а также используют как трафареты для вышивок.

       Вытынанка (от — «витинати» — «выцінаць» — «вырезать») - древний славянский вид декоративно-прикладного искусства.( Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа народов, связанных родственным происхождением, общностью территории проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне - русские, украинцы и белорусы; западные славяне - поляки, чехи, словаки ; южные славяне - болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы и боснийцы)        Это ажурное вырезание из бумаги, бересты, ткани, кожи, даже дерева. Каждому народу присущи свои мотивы и символы, но в основном это сюжетные и орнаментальные композиции. С помощью ножниц стали украшать интерьер дома. Поделки из бумаги вешали на стены, на окна в качестве занавесок. Мебель вместо вязаных салфеток тоже покрывали вытинанкой. Вырезанные кружевом из белой или цветной бумаги цветы, деревья, птицы, животные, казаки и девчата - и вообще всякие различные по сюжету и содержанию изоражения издавна украшали украинские хаты - печи, окна, божницы, стены и т.д. Выполняли они как декоративную так и обереговую функцию.

     В Беларуси - выцiнанка (чит. выцинанка), в Украине - витинанка (чит. вытынанка),в Литве –karpiniai (чит.карпиняй) в Польше - wycinanka (выцинанка), в России – вырезка

Но вырезание присуще не только славянской культуре, на родине бумаги Китае, это искусство называется «цзяньчжи», в Европе - силуэтное вырезание.

Цель:  Приобщать учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной.

Задачи:

1.Обучающие.

Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства –  вырезании.. Ознакомить учащихся с техникой выполнения .

 2.Развивающие. 

Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;     навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

 3.Воспитательные.

Воспитывать коммуникабельность в творческой группе, аккуратность, поощрять творческую активность, культуру труда.

Материально-техническое оснащение занятия:

- раздаточный материал: фото и рисунки с изображением бабочек, инструкционные карты;

-белая бумага для ксерокса, цветной картон;

- карандаши, ластики, ножницы, резаки, коврики для вырезания,

-клей, кисточки для клея или зубочистки, салфетки.

Тип занятия: познавательно-репродуктивный.

Форма занятия: традиционная, комбинированная, практическая.

План занятия:

1. Организационный момент-5 минут

2. Основная часть    - теоретическая часть-20 минут

                                   - практическая часть-50 минут

       3. Проверка готовности учащихся к уроку.

3.Через 45 минут делается перерыв – 10 минут

3.Уборка рабочего места-5 минут

4. Заключительная часть. Анализ работы-10 минут

Ход занятия:

       1.Организационный момент.

-Взаимное приветствие.

-Проверка отсутствующих.

-Организация внимания.

 2. Основная часть занятия.

     

     Техника безопасности:

Напоминаю вам, что прежде чем приступить к работе, каждый из вас должен:

-соблюдать на рабочем столе порядок;

-аккуратно пользоваться резаком и ножницами.

  1. Самостоятельная работа

Проговаривается поэтапно техника вырезания.

Изучается инструкционная карта.

      Педагог показывает технику вырезания.

Далее дети действуют самостоятельно:

  1. Определяется  композиция.
  2. Складывается  бумага вдвое. Наносятся контуры рисунка простым карандашом.
  3. Выполнится рисунок (можно заштриховать те части, которые будут вырезаться).
  4. Прорезаются детали внутри композиции резачком, затем ножницами по контуру, а когда раскрывается сложенный листок – получается симметричный рисунок.
  5. Для того, чтобы сделать вырезку на плотной бумаге, нужно перевести на нее трафарет. Далее вырезать канцелярским ножом.

    4.Заключительная часть занятия.

В конце занятия проводится мини-выставка, отмечаются наиболее аккуратные и без ошибок сделанные работы, ребята, справившиеся с заданием быстрей и успевшие помочь своим товарищам, Разбираются наиболее трудные этапы выполнения работы.

Использованная литература:

1.Пищикова Н.Т. «Работа с бумагой в нетрадиционной технике– 2»М: «Издательство скрипторий, 2003»,2007 г.

2.Румянцева, Е.А. Праздничные открытки  - М.: Айрис-п

3.Магия бумаги. Идеи для художественного вырезания/ Бумажная панда; пер. с англ. Юлии Змеевой. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2017.

Образцы выполненных работC:\Users\юрий\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P80513-185731.jpg

C:\Users\юрий\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P80513-185738.jpgC:\Users\юрий\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P80513-185717.jpgC:\Users\юрий\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P80513-185706.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания. 3 класс

Урок технологии. Тема: Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания....

Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания. 3 класс

Урок технологии. Тема: Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания....

Технологическая карта урока технологии 3 класс Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания

Технологическая карта урока технологии 3 класс. Конструирование елочной гирлянды с помощью техники симметричного вырезания...

Конспект занятия по теме: «Интересное рядом» Изготовление картины «Сова» в технике силуэтного вырезания.

Данное занятие разработано для кружка "Вырезанка" для учащихся начальной школы....

Технологическая карта урока технологии "Художественное вырезание. Изделие: снежинка" (4 класс)

Тип урока: “открытие” нового знания Цель урока: освоение технологии художественного вырезания, посредством изготовления снежинок. Задачи урока Планируемые результаты Дидактические:1.Познак...

Технологическая карта урока изобразительного искусства по теме «Вырезанки зимы (пейзаж в технике художественного вырезания)» - 1 класс

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для формирования углубленных представление об изобразительных и выразительных возможностях белого цвета на чёрном фоне; форм...

Технологическая карта урока изобразительное искусство по теме "Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания" - 1 класс

Тема урока: «Вытынанки зимы. Пейзаж в технике художественного вырезания» Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Создание условий по формированию углублённых ...