Рабочая программа по технологии
рабочая программа по технологии (3 класс) на тему
Рабочая программа по технологии с метапредметным модулем "Город мастеров" УМК "Перспектива" 3 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 44.11 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 30
Рабочая программа
«Технология»
базовый уровень, 3 класс
/адаптированная на основе Примерной программы «Технология»; под редакцией
Н. И. Роговцевой Н. В. Богдановой;
УМК Перспектива/
Составитель: Бугаева О.О., учитель начальных классов МАОУ СОШ № 30, Первая квалификационная категория |
Калининград 2017
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии составлена на основе:
1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (пункт 2.7, статья 32)
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
3. Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
4. Планируемых результатов начального общего образования;
5. Базисного учебного плана МАОУ СОШ № 30;
6. Устава МАОУ СОШ № 30
7. Примерной образовательной программы «Технология»; под редакцией Н. И. Роговцевой Н. В. Богдановой; М. Просвещение, 2016 год.
Трудовое обучение в начальных классах – органическая составная часть единой системы обучения, воспитания и развития обучающихся.
Цель:
- саморазвитие и развитие личности каждого ребенка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.
Задачи:
- Развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
- Знакомство с видами материалов, их свойствами;
- Формирование умений выполнения заданий на воспроизведение образа;
- Формирование умений выстраивать последовательность создания поделки;
- Знакомство с народными ремеслами, видами декоративно-прикладного творчества;
- Развитие творческих способностей учащихся, элементов технического и художественного мышления, конструкторских способностей.
- Развитие способностей ориентироваться в информации разного вида;
- Овладение умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией в учебной деятельности и повседневной жизни.
Воспитание трудолюбия, уважительного отношения к окружающему миру, людям и результатам их труда, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности
Место курса в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение предмета «Технология» в 3 классе отводится 1 час в неделю. Всего 34 часа, в т.ч. межпредметный модуль «Город мастеров» - 3 часа.
Содержание тем учебного курса
Учебник разделен на пять основных частей, каждая из которых для удобства ориентирования имеет свой цвет:
«Давай познакомимся!» — желтый (1 час);
«Человек и земля» — зеленый (21 час);
«Человек и вода» — синий (4 часа);
«Человек и воздух» — голубой (4 часа);
«Человек и информация» — розовый(5 часов).
В каждой части материал рассматривается с трёх сторон: материя, энергия, движение. Все темы уроков разбиты на рубрики:
• название темы урока;
• краткая вводная беседа;
• основной материал, который включает упражнения, технологические задания, практические работы, обобщения и выводы, сопровождается значками «Читаем вместе со взрослыми», «Учимся новому, делаем сами»; «Проводим опыт, наблюдаем, делаем вывод», «Работа с тетрадью»;
• информация к размышлению, сопровождается значком «Ищем информацию» (ссылки на дополнительные информационные ресурсы);
• итоговый контроль, сопровождается значком «Проверяем себя» (вопросы на закрепление материала, тестовые задания).
В начале каждого урока учитель проводит беседу с детьми по теме урока, читает вместе с ними вводный текст и предлагает практическую работу по изготовлению того или иного изделия. Перед каждой технологической картой изготовления изделия или самостоятельным практическим заданием следует обратить внимание на необходимые для работы материалы и инструменты. Подробные инструкции по изготовлению того или иного изделия представлены в учебнике и рабочей тетради.
Памятки по работе с различными материалами и инструментами даны в соответствующих темах учебника. Дети четко должны знать их и уметь применять на практике.
Трудовая деятельность на уроках технологии должна вызывать положительные эмоции у детей. В рабочей тетради для удобства даны развертки деталей изделий, шаблоны, описания экспериментов и проектов, картинки, с которыми ребенок должен работать, и задания, дополняющие тему учебника. В учебнике есть значок «Работа с тетрадью», который показывает, в какой момент урока необходимо обратиться к рабочей тетради.
В 3 классе учащиеся знакомятся с технологиями, материалами, инструментами, профессиями, которые они могут встретить в городе. Изучают свойства материалов, способы выполнения чертежа, приёмы технического моделирования и конструирования. Окружающая среда в данном курсе рассматривается как способ получения информации.
Основными материалами для работы по-прежнему остаются бумага и картон. Но в 3 классе учащиеся получают новые знания об общих свойствах различных видов бумаги: толщина, или объёмная масса; гладкость; белизна; прозрачность. Добавляются сведения о сопротивлении разрыву, излому, продавливанию. Исследуется прочность поверхности, деформация при намокании, скручиваемость, впитывающая способность. Формируются навыки использования особенностей бумаги для изготовления изделий из папье-маше; умения под руководством учителя подбирать бумагу для работы над такими изделиями.
Учащиеся осваивают технологию создания объёмных изделий из бумаги с использованием особенностей этого материала, технологию создания оригами; знакомятся с новым материалом — бисером, видами изделий из бисера, свойствами лески; учатся создавать украшения из бисера.
Текстильные и волокнистые материалы в 3 классе изучаются на основе обобщения знаний о видах работы с тканью, изучения свойств тканей, используемых для вышивания и шитья игрушек. Учащиеся сравнивают свойства хлопчатобумажных и шерстяных ниток, осваивают новый вид работы с нитками — вязание крючком.
В ходе работы с природными материалами закрепляются умения использовать знания о различных свойствах природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.
В 3 классе проходит знакомство с новым природным материалом — соломкой, её свойствами и особенностями использования данного природного материала в декоративно-прикладном искусстве; осваиваются приёмы работы с соломкой; технология её подготовки к использованию.
В ходе работы с пластичными материалами проводится систематизация знаний о свойствах пластичных материалов, учащиеся осваивают правила подбора пластичного материала в зависимости от назначения изделия, для создания которого он будет использован.
Школьники проводят наблюдения над использованием пластичных материалов в жизни человека.
В 3 классе активно осваиваются способы использования металлического конструктора и мягкой проволоки в работе над изделием, а также использования пластмассы для создания подвижного соединения при работе с конструктором.
Учащиеся на практическом уровне осваивают правила безопасной работы различными инструментами; знакомятся с понятием «универсальность инструмента»; изучают правила работы новыми инструментами: острогубцы, плоскогубцы, крючок; закрепляют навыки работы ножом, ножницами, иглами и другими инструментами; учатся выбирать необходимый инструмент в зависимости от используемого материала; осваивают приёмы работы с угольником.
Основы культуры труда в 3 классе прививаются в процессе формирования умения самостоятельно применять в новых условиях полученные знания и приобретённые навыки, следовать правилам технолога.
Проектная деятельность учащихся в 3 классе осуществляется на основе технологической карты как средства реализации проекта. Выполнение изделия в рамках проекта по заданному алгоритму происходит под руководством учителя. Учащиеся находят общие закономерности в выполнении изделий из различных материалов и самостоятельно составляют алгоритмы выполнения работы над изделиями с опорой на эскиз и технический рисунок. Школьники осмысливают понятие стоимости изделия и его значение в практической и производственной деятельности.
В работе над проектом деятельность учителя направлена на создание практической ситуации, в которой ученик будет выполнять работу над проектом, на создание условий для успешной реализации проекта. Важно отработать навыки составления плана изготовления изделия, приобретённые в 1 и 2 классах; научить оценивать работу по разным критериям, проводить презентацию проекта; обеспечить взаимодействие учащихся между собой и с учителем, развивать коммуникативные навыки школьников.
Деятельность ученика при этом направлена на закрепление умений ставить цель, определять задачи, соотносить поставленную цель и условия её достижения; планировать действия в соответствии с собственными возможностями; использовать предметные знания для реализации цели. Школьники учатся различать виды ответственности внутри своей учебной работы, оформлять результаты проекта и проводить его презентацию.
Требования к уровню подготовки:
- Учащиеся должны знать:
- роль трудовой деятельности в жизни человека;
- влияние технологической деятельности человека на окружающую среду и здоровье;
- область применения и назначение различных машин, технических устройств и инструментов;
- Учащиеся должны уметь:
- сравнивать и выделять особенности содержания различных профессий;
- осуществлять организацию и планирование собственной трудовой деятельности, осуществлять контроль за ее ходом и оценивать ее результаты;
- моделировать несложные объекты из деталей конструктора и различных материалов по собственному замыслу;
- соотносить на основе сравнения свойства материалов и области их применения;
- получать необходимую информацию об объекте деятельности, используя рисунки, схемы эскизы;
Планируемые результаты освоения предмета.
Личностные результаты изучения курса:
а) Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
б) Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
в) Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
г) Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
д) Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
е) Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
ж) Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
з) Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты изучения курса:
Познавательные:
а) Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
б) Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
в) Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
г) Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
д) Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
е) Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами
Регулятивные:
а) Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
б) Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Коммуникативные:
а) Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Предметные результаты изучения курса:
а) Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
б) Формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
в) Приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности.
г) Использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и
организационных задач.
д) Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умения применять их для выполнения учебно- познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.
Учебно-тематический план
курса «Технология 3 КЛАСС»
Наименование разделов/тем | Всего часов | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||
Здравствуй, дорогой друг! | 1 | - | 1 | Выставка поделок, проекты |
Человек и земля | 22 | - | 22 | |
Человек и вода. | 4 | - | 4 | |
Человек и воздух. | 3 | - | 3 | |
Человек и информация. | 4 | - | 4 | |
ИТОГО, в т.ч. МПМ «Город мастеров» | 34 3 | - | 34 |
Тематическое календарно-тематическое планирование
курса «Технология 3 КЛАСС»
3 класс, базовый уровень, 2017-2018 учебный год
УМК Перспектива, 34 часа, 1 час в неделю.
Учитель Бугаева О.О.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата | Стандарт/содержание | Оснащение | Тип урока | Тип и форма контроля |
I раздел «Здравствуй, дорогой друг!» (1 час) | |||||||
1. | Как работать с учебником. | 1 | Уметь нарисовать маршрутную карту | УМК | КУ | Выставка поделок | |
II раздел «Человек и земля» (22 часа) | |||||||
2 | Архитектура. Изделие: дом. МПМ «Город мастеров» | 1 | Научиться выполнять чертёж фигуры в масштабе, читать чертёж, выполнять чертёж развёртки; сконструировать макет дома из бумаги | УМК | КУ | Выставка поделок | |
3 | Городские постройки. Изделие: телебашня. | 1 | Уметь различать плоскогубцы и кусачки, резать, сгибать, и соединять проволоку, выполнять технический рисунок; сконструировать модель телебашни из проволоки | УМК | ОНЗ | Выставка поделок | |
4 | Парк. Изделие: городской парк. | 1 | Уметь грамотно сочетать различные материалы в работе над одной композицией; выполнять эскиз; составлять план работы над изделием; создать макет городского парка из природных материалов | УМК | Р | Выставка поделок | |
5 | Детская площадка. | 1 | Научиться работать в мини-группе под руководством учителя; использовать алгоритм работы над проектом; представить результат своей деятельности; анализировать свою работу по заданным критериям | УМК | КУ | Выставка поделок | |
6 | Ателье мод. Украшение платочка монограммой. Стебельчатый шов. Кроссворд. Ателье мод. | 1 | Украсить платочек монограммой, уметь различать виды швов, тканей. | УМК | КУ | Выставка поделок | |
7 | Ателье мод. Украшение платочка монограммой. Стебельчатый шов. Кроссворд. Ателье мод. | 1 | |||||
8 | Аппликация из ткани. Украшение фартука. Петельный шов. | 1 | Овладеть технологией выполнения аппликации из ткани; различать виды аппликации; самостоятельно составлять композицию для выполнения аппликации; выполнять аппликацию по алгоритму; украсить фартук аппликацией из ткани с помощью петельного шва | УМК | КУ | Выставка поделок | |
9 | Изготовление тканей. Гобелен. | 1 | Уметь размечать лист по линейке, отличать гобелен от других форм ткачества, создать изделие «Гобелен» | УМК | Р | Выставка поделок | |
10 | Вязание. Воздушные петли. | 1 | Уметь создать цепочку из «воздушных петель» с помощью вязания крючком, применять правила работы при вязании крючком, составлять план работы; создать композицию «Воздушные петли» | УМК | КУ | Выставка поделок | |
11 | Одежда для карнавала. Изделие: кавалер, дама. МПМ «Город мастеров» | 1 | Уметь работать с выкройкой, изготавливать карнавальный костюм | УМК | ОНЗ | Выставка поделок | |
12 | Бисероплетение. Изделие: браслетик «Цветочки». | 1 | Уметь работать с леской и бисером, уметь подбирать необходимые материалы и инструменты для выполнения изделий из бисера, изготовить изделие «Браслетик «Цветочки»». | УМК | КУ | Выставка поделок | |
13 | Кафе «Кулинарная сказка». Изделие: весы. Тест. Кухонные принадлежности. | 1 | Уметь пользоваться таблицей мер веса продуктов, самостоятельно составлять план работы над изделием, собирать конструкцию из бумаги с помощью дополнительных приспособлений; сконструировать изделие «Весы» | УМК | ОНЗ | Выставка поделок | |
14 | Фруктовый завтрак. | 1 | Уметь пользоваться ножом и разделочной доской, пользоваться рецептом, смешивать ингредиенты, применять правила поведения при приготовлении пищи; приготовить салат «Фруктовый завтрак» | УМК | Р | Выставка поделок | |
15 | Работа с тканью. Колпачок для яиц. Изделие: цыплята. | 1 | Уметь размечать детали по линейке, Работать с выкройкой, использовать швы «вперёд иголку» и «через край»; уметь определять свойства синтепона, самостоятельно придумывать элементы оформления и декорировать изделие; изготовить изделие «Цыплята» | УМК | КУ | Выставка поделок | |
16 | Кулинария. Бутерброды. | 1 | Уметь распределять работу с товарищами в группе; приготовить бутерброды и закуску «Радуга на шпажке» | УМК | КУ | Выставка поделок | |
17 | Сервировка стола. Салфетница. | 1 | Закрепить навыки разметки по линейке, использования принципа симметрии; уметь различать виды симметриичных изображений, самостоятельно придумывать декоративные элементы и оформлять изделие; сделать салфетницу из бумаги и картона. | УМК | ОНЗ | Выставка поделок | |
18 | Магазин подарков. Лепка. Изделие: брелок для ключей. | 1 | Уметь отличать солёное тесто от других пластичных материалов (пластилина и глины), применять новый способ окраски солёного теста, самостоятельно замешивать солёное тесто и использовать различные приёмы лепки из теста; сделать брелок из солёного теста | УМК | КУ | Выставка поделок | |
19 | Работа с природными материалами. Золотистая соломка. | 1 | Уметь обрабатывать соломку холодным способом; сделать картину «золотая соломка» | УМК | КУ | Выставка поделок | |
20 | Упаковка подарков. | 1 | Умение составлять план работы, упаковывать подарок, учитывая его форму и назначение, уметь сочетать цвета в композиции; изготовить изделие «Упаковка подарков» | УМК | ОНЗ | Выставка поделок | |
21 | Автомастерская. Изделие: фургон «Мороженое» | 1 | Умение составлять композицию для оформления изделия, чертить развёртку геометрического тела, создавать объёмную модель предмета; сконструировать фургон «Мороженое» | УМК | КУ | Выставка поделок | |
22 | Работа с металлическим конструктором. Изделие: грузовик, автомобиль. Тест. Человек и земля. | 1 | Умение на основе готового изделия и иллюстраций к каждому этапу работы над изделием составлять план его сборки, определять количество деталей и виды их соединений; распределять работу в группе | УМК | КУ | Выставка поделок | |
23 | Конструирование. Изделие: мост. | 1 | Умение подбирать материалы для выполнения изделия; умение различать виды мостов, соединять детали натягиванием нитей; конст-руирование изделия «Мост» | УМК | КУ | Выставка поделок | |
III раздел «Человек и вода» (4 часа) | |||||||
24 | Водный транспорт. Изделие: яхта. | 1 | Умение различать суда, выполнение работы по самостоятельно составленной технологической карте, конструирование яхты | УМК | ОНЗ | Выставка поделок | |
25 | Океанариум. Работа с текстильными материалами. Шитьё. Изделие: осьминоги и рыбки. | 1 | Умение находить новое применение старым вещам; научиться различать виды мягких игрушек; создание изделия «Осьминоги и рыбки» | УМК | ОНЗ | Выставка поделок | |
26 | Работа с пластичными материалами. Пластилин. Изделие: фонтан. Тест. Человек и вода. | 1 | Виды фонтанов; умение применять правила работы с пластичными материалами; конструирование изделия «Фонтан» | УМК | КУ | Выставка поделок | |
27 | Зоопарк. Складывание. Оригами. Изделие: птицы. | 1 | Чтение условных обозначений техники оригами, складывание фигурки оригами по схеме; выполнение работы над изделием «Птицы» | УМК | Р | Выставка поделок | |
IV раздел «Человек и воздух» (3 часа) | |||||||
28 | Вертолётная площадка. Конструирование. Изделие: вертолёт «Муха». МПМ «Город мастеров» | 1 | Умение конструировать изделия из группы разных материалов; работа над вертолётом «Муха» | УМК | КУ | Выставка поделок | |
29 | Папье–маше. Изделие: воздушный шар. Тест. Человек и воздух. | 1 | Умение применять технологию изготовления изделий из папье-маше; выполнение работы над изделием «Воздушный шар» | УМК | КУ | Выставка поделок | |
30 | Работа с тканью. Шитьё. Изделие: кукольный театр. | 1 | Умение работать над проектом в группе; изготОвление пальчиковых кукол. | УМК | КУ | Выставка поделок | |
V раздел «Человек и информация» (4часа) | |||||||
31 | Работа с различными материалами. Конструирование и моделирование. Изделие: сцена и занавес. Кроссворд «Театр». | 1 | Умение различать виды занавесов; работа над изделием «Сцена и занавес» | УМК | ОНЗ | Выставка поделок | |
32 | Переплётная мастерская. | 1 | Учимся выполнять работу над простым видом переплёта при изготовлении изделия «Переплётные работы» | УМК | ОНЗ | Выставка поделок | |
33 | Почта. | 1 | Умение заполнить бланк телеграммы | УМК | КУ | проект | |
34 | Интернет. Итоговый тест. | 1 | Умение проводить презентацию, нахождение адресов в Интернете | УМК | КУ | проект | |
Итого по программе, в т.ч. МПМ «Город мастеров» | 34 3 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список обязательной литературы:
1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Технология 3 класс: учебник с прил. на электрон. носителе. – М.: Просвещение, 2013. – 144 с
2. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В.Технология 3 класс: Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2016. – 80 с
Список дополнительной литературы:
1. Программа «Технология 1-4» Н.И.Роговцева, С.В. Анащенкова. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.
Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»
Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...
Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».
Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...