Технологическая карта урока технологии 4 класс
план-конспект урока по технологии (4 класс) на тему

Технологическая карта урока технологии по ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh_karta_uroka_tehnologii.docx50.83 КБ

Предварительный просмотр:


Технологическая карта урока технологии в соответствии с требованиями ФГОС (учитель Парамзина Татьяна Петровна)

УМК

«Школа России»

Учитель:

Парамзина Татьяна Петровна

Класс:

4

Дата урока:

22.12.2017 г.

Дидактическое обоснование:

Тема урока: 

Новогодняя игрушка

Тип урока: 

урок систематизации знаний

Межпредметные связи:

литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы урока, оборудование:

цветная бумага, простой карандаш, клей, компьютер; мультимедийный проектор,экран

Цель урока: 

Деятельностная: создание новогодней игрушки через совершенствование  приёмов работы с бумагой.

Содержательная: развивать умение строить план действия, содействовать развитию навыков сотрудничества

Задачи урока: 

Предметные:

Способствовать формированию и развитию знаний о возможностях бумагопластики

Метапредметные:

Личностные:

Воспитание аккуратности, трудолюбия, добросовестного отношения к работе  и способность радоваться успехам одноклассников.

Регулятивные:

Осуществлять пошаговый контроль по результату.

Познавательные:

Систематизировать и расширять представления детей о новых приёмах бумагопластики и  использовать их при создании новых форм игрушек; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

Уметь договариваться, находить        общее решение; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

Формы и методы обучения: 

Методы: наглядные, словесные, практические,  ИКТ – иллюстрация способов деятельности через презентацию.

Формы: работа в группах

Основные термины и понятия:

Творчество, труд, мастерство, бумагопластика

Планируемые образовательные результаты

Научатся:

определять наиболее рациональные способы выполнения изделия; формулировать и удерживать учебную задачу;  организовывать самостоятельно рабочее место для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов, аккуратность;

Получат возможность научиться:

учитывать разные мнения в рамках учебного диалога; осуществлять взаимопроверку при работе в группе

                                                         

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия

1.Самоопределение к деятельности (организационный момент)

- Прозвенел звонок. Красиво встали, выпрямили спинки, улыбнулись, поприветствовали гостей. Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть! Присаживайтесь.

Подготовка класса к работе.

Настрой на дальнейшую работу.

Регулятивные: настрой на работу

2.Мотивационный этап.

Я вижу, что все готовы к уроку. Проверим, всё ли у вас готово. Я буду читать стихотворение, а вы внимательно слушаете и проверяете , все ли у вас есть на партах.

Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела,
Будем клеить, мастерить – 
Все должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш – 
Он в труде помощник наш.

Молодцы! Все готовы, приступим к работе.

Демонстрируют готовность к уроку

Познавательные:

формирование учебных мотивов

3.Актуализация знаний и пробного учебного действия

Ребята, прочитали хором записанные слова.

Творчество, труд, мастерство

 Как понимаете?

А есть ещё одно слово – бумагопластика. Что это такое?

Ответы детей:

то, что человек делает своими руками, радует окружающих, приносит ему уважение окружающих. Его называют мастером. Чтобы сделать вещь, человек должен приложить немало труда, проявить фантазию и творчество.

Бумагопластика – это моделирование из бумаги поделок, композиций.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Познавательные: построение логической цепи рассуждения

4.Постановка учебной задачи, целей урока

Что интересного вы узнали про бумагопластику? Что мы конструировали на  прошлом уроке? А что на ней не хватает? Предположите, какая будет тема урока. Правильно, мы будем изготавливать новогоднюю игрушку.

На прошлом уроке вам было задано провести исследовательскую работу по теме «Новый год шагает по планете». Представьте свои сообщения. (1 группа, 2 группа, 3 группа).

Какой обычай вам понравился? Как готовятся к Новому году в России?

Сформулируйте ещё раз тему нашего урока. А какую цель поставим?

А какая игрушка ценная: та, что куплена в магазине или сделана своими руками?

Отвечают на вопросы. Формулируют предполагаемую тему.

Представляют свои сообщения. Формулируют тему и цель урока.

Ответы детей: ставят ёлку и украшают игрушками.

Научиться делать различные новогодние игрушки из бумаги.

Ответы детей.

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности.

построение логической цепи рассуждения;

Регулятивные:

постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

Коммуникативные:

участие в учебном диалоге

5. Реализация выбранного проекта.

1.Каждая группа получает задание по своей проектируемой игрушке: Сердечко, снежинка - цветочек, подвеска с применением техники декупаж.

Представители от каждой группы возьмите необходимые материалы для работы.

Составим план действий:

  1. Договориться об идее.
  2. Распределить работу.
  3. Подготовить детали изделия.
  4. Изготовить продукт.
  5. Обсудить результаты своей работы

2.Какие материалы  и инструменты будете использовать?

- Какие правила безопасного труда должен соблюдать каждый ученик?

Вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем.

Правила безопасной работы с ножницами:
1. Не держи ножницы концами вверх.
2. Не оставляй ножницы в открытом виде.
3. Передавай ножницы только в закрытом виде, кольцами в сторону товарища.
4. При работе следи за пальцами руки.

Правила безопасной работы с клеем:
1. Не допускать попадания клея в глаза.
2. Передавать клей  только в закрытом виде.
3. После окончания работы клей закрыть и убрать в безопасное место.

-Пожалуйста, во время своей работы не забывайте про самые важные  правила технологии:  - безопасность; аккуратность; эстетичность.  

Работайте дружно, не теряя времени.

Получают памятки с заданием. (не зная продукта) и получают необходимые материалы для работы.

Обсуждают выбранный продукт.

Отвечают на поставленные вопросы по группам

Вспоминают правила безопасной работы на уроке

Коммуникативные:

участие в учебном диалоге

Познавательные:

самостоятельное создание алгоритмов деятельности;

построение логической цепи рассуждения;

Регулятивные:

умение действовать по плану и планировать свою деятельность

6.Физкульминутка

Физкультминутка

Выполняют физические упражнения

Личностные:

умение применять правила охраны своего здоровья

7.Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Применение знаний и умений в новой ситуации

Осуществление контроля за работой в группах. Показ работ.

- Подумайте, где и как сможем использовать наши изделия?

Самостоятельная практическая работа в группах

 Коммуникативные:

эмоционально позитивное отношение к        процессу сотрудничества;

Регулятивные:

умение планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:

умение ориентироваться в своей системе знаний

8. Этап рефлексии деятельности (подведение итогов)

- Что научились создавать своими руками?

- Красиво получилось?

- Какое чувство вы испытываете после? Что еще можно сделать, овладев этими приемами бумагопластики?

- Что не совсем получилось? Почему не получилось?

- А теперь оцените работу своей группы.

Оценка работы группы

Показатели для оценивания-3,2,1 балл

2

3

4

5

Обсуждали вежливо

Распределили задания

Говорили по очереди

Старались понять мнение товарища

Результат изобразили аккуратно

- Какую цель мы перед собой ставили? Посмотрите, какие у нас получились новогодние игрушки.

Молодцы! Урок окончен.

Ответы детей

Оранжевый  кружок -3 балла        

Жёлтый – 2 балла

Зелёный – 1 балл

Украшение ёлки

Личностные:

способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности

Приложение № 2 к Положению о технологической карте урока.

Примерная структура каждого типа урока в рамках реализации ФГОС

   1. Структура урока открытия нового знания

Цели:

Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины.

Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивационный этап.
  3. Актуализация знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия.
  4. Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия
  5. Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.
  6. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.
  7. Первичное закрепление новых знаний.
  8. Самостоятельная работа и проверка по эталону.
  9. Включение в систему знаний и умений.
  10. Оценки за работу на уроке.
  11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  12. Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций (подведение итогов занятия)

ВИДЫ УРОКОВ-

лекция, рассказ, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, лабораторная работа, урок-эврика, межпредметный интегрированный урок, путешествие, инсценировка, экспедиция, проблемный урок, экскурсия, беседа, конференция, мультимедиа-урок, игра, уроки смешанного типа.

2. Структура урока рефлексии

Цели:   

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта.

Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости.

  1. Организационный этап.
  2. Мотивационный этап.
  3. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
  4. Постановка цели и задач урока.
  5. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
  6. Первичное закрепление
  • в знакомой ситуации (типовые)
  • в изменённой ситуации (конструктивные)
  1. Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).
  2. Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.
  3. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.
  4. Оценки за работу на уроке.
  5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  6. Осуществление рефлексии (подведение итогов занятия)

ВИДЫ УРОКОВ-

сочинение, практикум, диалог, ролевая игра, деловая игра, комбинированный урок, тренинг, практикум, лабораторная работа, практическая работа; экскурсия, семинар, урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль или концерт, урок – дидактическая игра (хоккей, морской бой, волшебный конверт, соревнование, КВН и т.д.), урок – аукцион знаний

3. Структура урока систематизации знаний (общеметодологической направленности)

Цели:

Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, повторить изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы.

Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения.

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
  3. Самоопределение.
  4. Актуализация знаний и фиксирование затруднений.
  5. Постановка учебной задачи, целей урока.
  6. Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.
  7. Реализация выбранного проекта.
  8. Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону. Применение знаний и умений в новой ситуации
  9. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
  10. Оценки за работу на уроке.
  11. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
  12. Этап рефлексии деятельности (подведение итогов)
  13. Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

ВИДЫ УРОКОВ-

Конкурс, конференция, экскурсия, консультация, урок-игра, диспут, обсуждение, обзорная лекция, беседа, урок-суд, урок-откровение, урок-совершенствование. урок – творческий отчет, круглый стол, урок провокаций, урок – круговая тренировка

4. Структура урока развивающего контроля

   Цели:

Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль.

Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников.

  1. Организационный этап.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Актуализация знаний и осуществление пробного действия. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).
  5. Фиксирование локальных затруднений.
  6. Создание плана по решению проблемы.
  7. Реализация на практике выбранного плана.
  8. Обобщение видов затруднений.
  9. Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.
  10. Решение задач творческого уровня.
  11. Рефлексия деятельности (подведение итогов урока)

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

ВИДЫ УРОКОВ-

письменные работы, устные опросы, викторина, смотр знаний, творческий отчет, защита проектов, рефератов, тестирование, конкурсы, урок-зачет, практическая работа, устная контрольная работа, письменная контрольная работа, устный опрос, урок – «ищи ошибку»


На комбинированном уроке необходимо реализовать все этапы усвоения знаний, что практически неосуществимо в силу ограниченности времени (всего 40 мин.). Следовательно, такой урок бывает перегружен дидактическими задачами, которые учитель часто не успевает выполнить. Отсюда возникает вопрос об эффективности комбинированного урока. 

  1. Восприятие – предполагает отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, действующих в этот момент на органы чувств, и требует сосредоточенности внимания учащихся на познавательном объекте. В восприятии большое значение имеет субъектный опыт школьников.

Педагогические задачи учителя:

  • актуализировать субъектный опыт учащихся;
  • новый материал давать законченными в смысловом отношении частями-блоками;
  • в новом материале обратить внимание учащихся на самое главное (выделить главное);
  • повторить содержание основного блока.
  1. Осмысление – предполагает понимание учащимися изучаемого учебного материала.

В процессе осмысления устанавливаются разнообразные связи между ранее изученным материалом и новым, выясняются причины изучаемых событий, мотивы отдельных поступков литературных героев и др.

Педагогические задачи учителя:

  • проанализировать с учащимися воспринятое;
  • выделить алгоритм – строгую логическую последовательность действий в определении сути изучаемого;
  • дать возможность учащимся сформулировать существенные признаки нового самостоятельно с учетом ориентации на определенные содержательные признаки;
  • содействовать развитию у школьников умений анализировать, синтезировать, сравнивать, выделять главное в познавательных объектах;
  • провести рефлексию познавательных действий школьников.

Запоминание — предполагает сохранение знаний в памяти учащихся.

  • Известно, что можно понять то или иное явление, но через некоторое время уже испытывать затруднения в его объяснении. Поэтому так необходимо запоминание.
  • Педагогические задачи учителя:
  • выяснить, что учащиеся еще не поняли;
  • выявить имеющиеся пробелы в знаниях учащихся и организовать деятельность по их устранению;
  • определить, что учащиеся должны запомнить;
  • организовать деятельность учащихся, направленную на поиск своих примеров, комментирующих сущность изучаемого материала;
  • выявить индивидуальные способы запоминания учащимися информации.

Применение – предполагает овладение школьниками умениями применять знания на практике.

Педагогические задачи учителя:

  • определить систему упражнений и заданий на применение учащимися полученных знаний в разнообразных ситуациях;
  • обеспечить постепенное нарастание сложности в выполнении упражнений и заданий;
  • использовать разнообразные индивидуальные дидактические карточки, обеспечивающие работу учащихся с разными познавательными стилями.

Обобщение и систематизация – предполагают сведение изученного в единую систему.

Педагогические задачи учителя:

  • связать полученные ранее знания с новым учебным материалом;
  • обеспечить формулирование учащимися философских выводов;
  • использовать классификационные и систематизирующие схемы и таблицы;
  • инициировать рефлексию учащихся по поводу своей деятельности и своего субъектного опыта.

Виды уроков по ФГОС: традиционные и унифицированные определения.

Вид урока

Традиционное определение

Унифицированное определение

Рассказ

Рассказ учителя – это живое, образное, эмоциональное изложение явлений, событий, содержащее преимущественно фактический материал

Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме

Беседа

Беседа – подача информации в виде диалога учителя с учеником по комплексу вопросов темы. Учитель ведет учеников к усвоению понятий, теорий, законов серией вопросов

Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме

Семинар

Форма организации урока, состоящая в обсуждении результатов самостоятельной работы, учащихся с дополнительными источниками информации. Иногда на таких занятиях зачитываются доклады, рефераты

Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и глобальных целей развития через передачу укрупненной или ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме

Практикум

Форма организации урока, на котором учащиеся класса выполняют задания практического характера и докладывают о результатах работы в конце урока

Форма организации урока, предназначенная для достижения локальных целей воспитания и развития через передачу ограниченной дидактической единицы в интерактивном информационном режиме

Лекция

Лекция – форма учебного занятия, где учитель излагает учебный материал систематически, одновременно руководя записями учеников, их работой

Форма организации урока, предназначенная для достижения глобальных целей воспитания и локальных целей развития через передачу укрупненной дидактической единицы в экстраактивном информационном режиме

Лабораторная работа

Занятие, где учащиеся самостоятельно воспроизводят явления, всесторонне наблюдают их ход и из своих наблюдений выводят законы, явления или определенные константы

Практикум по работе с аналоговыми моделями реальных объектов

Интерактивный режим – все информационные потоки замкнуты внутри множества обучаемых или направлены от них вовне. Ученики выступают здесь как субъекты учения, то есть учащиеся.  Этот режим характерен для самостоятельной учебной деятельности.

Второй вариант работы в интерактивном режиме – информационные потоки двусторонние (диалог), ученик выступает в постоянно флуктуирующем субъектно-субъектном отношении относительно обучающей системы, периодически становясь ее автономным элементом. Режим характерен для таких форм организации обучения, как беседа или консультация.

Экстраактивный режим – все информационные потоки циркулируют вне объекта обучения или направлены к нему. Ученик выступает в роли обучаемого. Этот режим характерен для лекции. Иногда такой режим называют пассивным, так как научение имплицируется активностью обучающей среды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии 3 класс Тема: «Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии.»

Цели деятельности учителя:  изготовить эскиз карнавального костюма в технике коллажа Планируемые результатыПредметные:-знать: познакомятся с понятиями «карнавал», &la...

Технологическая карта урока технологии "Работа с пластичными материалами" Изделие: пейзаж "Деревня" (УМК: "Перспектива", учебник Технология 2 класс)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умений работать с пластичными материалами и создать изделие пейзаж «Деревня» в технике пластилинография.Задачи урока:...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ Класс: 3 Тема урока: «Конструирование. Макет парка»

Тип урока: «Открытия» новых знанийЦель урока: Формирование у обучающихся представлений о парке, его разновидностяхЗадачи урокаДидактические: 1 Формирование умения работать по плану; 2 Изуч...