технологическая карта урока технологии
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Соловьева Елена Александровна

Познакомить с линейкой как чертежным инструментом, с историей ее изобретения, повторить знания о видах линий, учить приемам работы с линейкой (проведение прямых линий, построение отрезков, их измерение и т. п.), развивать наблюдательность, внимание, пространственные представления, воспитывать аккуратность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razmietka-s-pomoshch-iu-chiertiezhnykh-instrumientov.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 15. РАЗМЕТКА С ПОМОЩЬЮ ЧЕРТЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ (ЛИНЕЙКА)

Цели 
деятельности
педагога

 Познакомить с линейкой как чертежным инструментом, с историей ее изобретения, повторить знания о видах линий, учить приемам работы с линейкой (проведение прямых линий, построение отрезков, их измерение и т. п.), развивать наблюдательность, внимание, пространственные представления, воспитывать аккуратность

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные умения: расширят кругозор; познакомятся с историей линейки и ее видами; овладеют приемами работы с линейкой.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; познавательные – извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; коммуникативные – формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя; личностные – имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, проявляют интерес к новым знаниям

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; практический; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Чертежные инструменты, линейка

Образовательные
ресурсы

 http://www.mammy-pappy.ru/zagadki/527-zagadki-pro-shkolnie-prinadlezhnosti.html

 http://nauchi23.ru/articles/nid6

Наглядно-демонстра-ционный материал

и оборудование

Учебник, рабочая тетрадь, образцы изделий, мультимедийная презентация по теме или образцы линеек разных видов; картон, цветная бумага, клей, ножницы

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты,

задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая

и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Сообщение темы урока

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Сегодня на уроке вы будете учиться работать с одним, хорошо известным, инструментом. Отгадайте, с каким?

Я люблю прямоту,

Я сама прямая.

Сделать новую черту

Вам я помогаю.

Что-нибудь без меня

Начертить сумей-ка.

Угадайте-ка, друзья,

Кто же я? … (Линейка.)

– Да, сегодня главным героем нашего урока будет линейка. Вы скажете: «Ну что тут изучать? Все мы знаем, как с ней работают». Но и у линейки есть свои секреты и своя история

Слушают учителя, отвечают на вопрос

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, понимают  личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

II. Изучение

нового материала

Словесно-иллю-стративный рассказ об истории линейки.

Просмотр тематических картинок или слайдов

– Сегодня для нас линейка – это обычная вещь. Ее используют во многих сферах жизни. Линейка просто незаменима для школьников, студентов, для работников сфер, где часто нужно делать чертежи, строителей и многих других. Линейки бывают разные по форме, величине, отметкам и многих других признакам. Но кто-нибудь задумывался, откуда она появилась, какова история ее происхождения? (См. дополнительный материал к уроку.)

Слушают учителя, смотрят презентацию, анализируют информацию

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя

Устные ответы

Сообщение теоретических сведений. Устройство и виды линеек.

Просмотр мультимедийной презентации или рассматривание линеек

– Так что же такое линейка?

Линейка – это простейший измерительный инструмент, представляющий собой пластину, у которой, как минимум, одна сторона – прямая. Обычно на линейке имеются нанесенные деления (сантиметры, миллиметры). 

Линейка применяется для геометрических построений, линейных измерений и вычислений. На ней, как правило, нанесена шкала (или шкалы) с ценой деления, зависящей от назначения прибора. На некоторых линейках для удобства пользования имеются различные справочные данные (значения единиц физических величин, таблица умножения и многое другое.), а также специального приспособления, например
на линейке, применяемой в картографии, – перемещающиеся вдоль неё лупы. Для геометрических построений и измерений служат прямые, треугольные
, фигурные (например, офицерская, штурманская, трафаретная и др.). Для измерения больших длин и диаметров пользуются рулеткой. При необходимости переводить размеры из одного масштаба в другой применяют масштабную линейку. Для математических вычислений служит логарифмическая линейка

Слушают учителя, смотрят презентацию или рассматривают линейки, рассказывают о том, какие линейки есть у них дома

Фронтальная

Коммуникативные: умеют вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя.

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; умеют наблюдать, сравнивать объекты; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о линейке.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Личностные: положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью

Устные ответы

Беседа «Виды линий». Работа с учебником, с. 63

– Так для чего нам нужна линейка?

(Проводить линии.)

– О каких линиях идет речь? Давайте рассмотрим рисунок в учебнике на с. 63 и вспомним, какие линии существуют в природе и рукотворном мире. Итак, нам известны четыре вида линий: прямая, ломаная, кривая, и спираль. Оглянитесь  вокруг. Какие линии встречаются больше в природе? А в рукотворных предметах?

– В предметах, изготовленных человеком, мы чаще всего встречаем прямые линии. Как вы думаете, почему?

Участвуют в коллективном обсуждении, рассуждают, наблюдают, работают с учебником, анализируют информацию, отвечают на вопросы, делают выводы

Фронтальная

Личностные: проявляют интерес к новым знаниям. 

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя; логические – осуществляют поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о линейке. 

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

Исследование «Как провести прямую линию»

Учитель предлагает на листе бумаги провести разные виды линий без использования приспособлений.

– Какую линию вам было легче всего нарисовать? Вы уверены, что проведенная вами прямая линия является ровной? Как это можно проверить?

Учащиеся проверяют, используя разные предметы

Выполняют задание, наблюдают, рассуждают, анализируют информацию, отвечают на вопросы

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Коммуникативные: умеют вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя

Проведение исследования

Беседа «Для чего нужна линейка»

– Конечно, можно использовать для этого любые предметы, но удобней всего пользоваться линейкой. Как вы думаете, почему этот инструмент назвали линейкой? Расскажите, как устроена линейка (какую имеет форму, что означают черточки, нанесенные между цифрами). Умеете ли вы работать с линейкой? Продемонстрируйте то, что вы умеете делать

Участвуют в коллективном обсуждении, рассказывают об устройстве инструмента, демонстрируют известные им приемы работы

с линейкой

Фронтальная

Познавательные: осуществляют  поиск информации из разных источников, расширяющей и дополняющей представление о назначении линейки,

ее использовании. 

Коммуникативные: умеют вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя

Устные ответы

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

III. Творческая практическая деятельность

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места

Организуют свое рабочее место в зависимости от вида работы

Фронтальная

Познавательные: общеучебные – умеют организовать творческое пространство, подготовить рабочее место.

Личностные: имеют знания о гигиене труда

Организация рабочего места

Выполнение заданий (учебник,

с. 64–66)

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания, демонстрирует приемы работы с линейкой

Ориентируются

на разнообразие способов выполнения задания; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы

Индивидуальная

Познавательные: умеют на основе полученной информации принимать несложные практические решения.

Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике, под руководством учителя осуществлять констатирующий контроль по результату

Выполнение задания

Выполнение задания в рабочей тетради (с. 27–29)

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания

Ориентируются

на разнообразие способов выполнения задания; наблюдают за действиями учителя, показывающего приемы работы

Индивидуальная

Познавательные: общеучебные – ориентиру-ются в задании; логические – осуществляют поиск необходимой информации из разных источников о приемах работы с линейкой.

Личностные: положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью

Выполнение задания

IV. Итоги деятельности. Рефлексия

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы

Организует беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Для чего необходима мастеру линейка?

– Какие линии можно провести с помощью линейки?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Фронтальная

Регулятивные: умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе на уроке.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы

Оценивание работы учащихся

на уроке.

Устные ответы

Домашнее

задание

Учебник, с. 63–66

Объясняет домашнее задание

Слушают учителя

Индивидуальная

Дополнительный материал к уроку 15

История происхождения линейки

Доказательством существования линейки еще в древние времена стало ее нахождение на раскопках на территории древней Помпеи. Она представляла собой тщательно отструганную дощечку, которая помогала архитекторам в планировании сооружений.

Есть факты, что в Средние века немецкими монахами также были изобретены своего рода линейки. Они были в виде разметок линий и колонок на листах, которые делались при помощи специальных свинцовых пластинок. Во многих странах Европы линейки имели несколько иной вид. Это были железные прутья – «шильца». У русских писцов также существовал свой вид линеек, который они назвали «правильца».

Линейка, которой сейчас широко пользуемся мы, появилась в послереволюционной Франции. Тогда лучшим академикам было поставлено задание разработать новый улучшенный вид линейки с новой системой мер.

Как же была придумана такая система мер? Оказалось все очень просто. Лучшие умы подсчитали и поделили ее на сантиметры и миллиметры. Сантиметр – это сорокамиллионная часть географического меридиана, который проходит через Париж, а миллиметр – это десятая часть сантиметра.

Сначала французскими академиками было изготовлено две линейки. Они были сделаны из платины и имели длину 1 метр, а ширину 25 миллиметров. Такое размеры сразу же получили название «республиканский метр». Дальше началось изготовление линеек из дерева, но они были доступны только ученым, а затем постепенно – и широким массам. Линейки начали производить для студентов. Только с начала XIX века эта полезная вещь входит в обиход школ.

В 1812 году такие «республиканские» линейки попали в Россию как военный трофей. Но их производство в нашей стране было налажено только начиная с 1899 года. Инициатором такого хода стал Дмитрий Иванович Менделеев. Именно этот великий химик посодействовал тому, чтобы в России была внедрена метрическая система мер, а с нею и линейка. С этого времени линейка и вошла в широкий обиход многих в нашей стране и по всему миру. Знакомясь с линейкой в детстве за школьной партой, мы на протяжении всей жизни прибегаем к ее помощи как на работе, так и в быту.

Примерный видеоряд. Виды линеек и их устройство.

http://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=602808808-26-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=111819364-39-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=197344396-20-72&n=21

http://im5-tub-ru.yandex.net/i?id=469782998-47-72&n=21

http://www.kostyo.ru/images/8626.jpg

http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=448177476-00-72&n=21

http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=521463225-42-72&n=21

http://www.кнопка1.рф/catalog/images/big/130481.jpg

http://www.farmat-nn.ru/images/22229.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии 3 класс Тема: «Одежда для карнавала. Изготовление карнавального костюма для девочек и мальчиков с использованием одной технологии.»

Цели деятельности учителя:  изготовить эскиз карнавального костюма в технике коллажа Планируемые результатыПредметные:-знать: познакомятся с понятиями «карнавал», &la...

Технологическая карта урока технологии "Работа с пластичными материалами" Изделие: пейзаж "Деревня" (УМК: "Перспектива", учебник Технология 2 класс)

Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: формирование умений работать с пластичными материалами и создать изделие пейзаж «Деревня» в технике пластилинография.Задачи урока:...

Технологическая карта урока технологии УМК «Школа России», 2 класс. Тема урока Тема урока: «Строчка прямых стежков»

Цель урока: формирование у обучающихся знаний о видах швов; умений изготовления закладки для книги, в технике вышивка, строчка прямых стежков с зигзагом.Задачи урокаПланируемые результатыДидактич...

Технологическая карту урока технологии - 1 класс "Обрывная аппликация" (УМК "Технология" Е.А.Лутцева)

Тема урока: «Обрывная аппликация»Изделие : «Открытка ко дню матери»  Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: совершенствование умений работ навыков &laq...