Технологическая карта урока "История одежды и текстильных материалов"
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Цель урока: создание условий для знакомства с историей возникновения и преобразования одежды, особенностями материалов одежды разных времен.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_odezhdy.doc95 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Русинова Н.В.

Предмет: технология

Тема занятия: История одежды и текстильных материалов

Класс: 4

Цели урока: создание условий для знакомства с историей возникновения и преобразования одежды, особенностями материалов одежды разных времен; формирование умений различать виды тканей натурального и искусственного происхождения; их свойства.

Дата: 19.02.2018

Образовательные ресурсы: учебник (с. 68–69); компьютерная презентация,  лоскутки тканей натурального
и искусственного происхождения; таблицы и карточки, бумажные силуэты балерин, полоски фатина, ножницы, аудиозапись «Вальс цветов».

Тип урока: Открытие новых знаний

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с модой, особенностями материалов одежды разных времен; способствовать формированию умений определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; содействовать развитию навыков выполнять проектное задание по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; совершенствовать умения работать по алгоритму

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с модой, особенностями материалов одежды разных времен;

научатся различать профессии людей, создающих моду и одежду; определять виды тканей натурального и искусственного происхождения; использовать ранее освоенные знания и умения при выполнении проектного задания по поиску информации о стране происхождения разных видов тканей; подбирать образцы тканей для коллекции

Метапредметные:

познавательные – использовать полученные знания и умения об обработке текстиля для выполнения практических работ; исследовать свойства тканей натурального и искусственного происхождения;

регулятивные – организовывать свою деятельность: готовить рабочее место, соблюдать правила безопасного рационального труда; планировать предстоящую практическую деятельность в соответствии с ее целью, задачами, особенностями выполняемого задания; выполнять практическую работу; обсуждать и оценивать свои знания по теме, исправлять ошибки;

коммуникативные – осуществлять сотрудничество в малой группе

Личностные: описывать свои чувства и ощущения от наблюдаемых явлений, событий, изделий декоративно-прикладного характера, уважительно относиться к результатам труда мастеров; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

познавательная

коммуникативная

регулятивная

1.Организационный.

Слайд 1

Здравствуйте, ребята, садитесь. Я рада вновь с вами встретиться и готова провести занятие по технологии.

Проверяют готовность своего рабочего места.

2.Мотивационный

Привлечение внимания обучающихся,.

Чтобы определить, какова тема сегодняшнего урока, я предлагаю вам отгадать загадки.

Слайд 2

Сзади, спереди,
С каждого бока
Зимой - толстая,
Летом - тонкая.

Я из хлопка, льна и кожи,
Шерстяной бываю тоже.
Меня люди одевают
И со мной не замерзают.

Ответы детей (одежда)

 

На основе признаков определяют понятие, отгадывают загадку.

Чётко строят речевое высказывание, выслушивают ответы одноклассников

контролируют себя, поднимают руку, не выкрикивают с места.

3.Актуализация знаний. Постановка цели урока

Актуализация прежних знаний, навыков и умений непосредственно связанных с темой урока; подготовка учащихся к работе на уроке.

Правильно, Тема нашего урока «История одежды и текстильных материалов»  Слайд 3

Что такое одежда? Где мы можем посмотреть значение слова «одежда»?

  (В словаре)

Слайд 3 (щелчок)

Совокупность предметов, которыми покрывают, облекают тело. (Словарь Ожегова Сергей Иванович, лингвист.)

Попробуйте определить цели урока.

(Познакомиться с историей создания одежды, с материалами, из которых она создавалась).

Формулируют цели урока.  Обсуждают тему урока.

Пытаются дать определение понятия «одежда».

Чётко строят речевое высказывание

Воспринимают на слух, визуально контролируют готовность к уроку.

4.Проблемное объяснение нового материала

Изучение оптимального  объема  материала.

Формирование  умения  пользоваться  приобретенными  знаниями на практике

Сейчас я хочу предложить вам стать историками моды, чтобы проследить какой путь прошла одежда, которую мы сейчас носим.

Рассмотрите в учебнике  (с. 68) иллюстрации с изображением одежды разных времен. Когда появилась одежда?

(Одежда появилась еще во времена первобытного человека) Слайд 4

Из чего делали первобытные люди одежду?

(Из шкур животных)

С какой целью люди заворачивались в шкуры?

(чтобы защитить себя от холода, жары, дождя и ушибов).

 Сначала люди просто связывали и обматывали шкуры вокруг тела. Постепенно человек научился обрабатывать шкуры и выделывать их. Одежда стала тоньше и могла закрыть все тело. Слайд 4 (щелчок) Скрепляли люди куски кожи сухожилиями. Вместо игл были кости рыб. 

На доске строим схему «Назначение одежды» (Первое назначение одежды – защита…)

Древнему человеку пришла в голову мысль, что вокруг талии можно прикрепить листья, нанизанные на длинную траву. Слайд 5. Человек также установил, что сплетенная трава долгое время остается прочной, и таким образом появилась ткань.

Давайте посмотрим, из чего состоит ткань.

У вас на партах – образцы тканей. Рассмотрите их.(Рассматривают образцы марли, мешковины, которые лежат на столах)

(Ткань состоит из нитей)

Нити переплетены.

 А у некоторых тканей – у марли, например, или у мешковины – это чётко видно

– А кто же переплел эти нити?

(Ткач. Нити переплетены на ткацком станке.)

 Слайд 6. 

Раньше, тысячи лет назад, ткач протаскивал поперечную нить между продольными с помощью заостренной палки.

– Отсюда, кстати, и само слово «ткач»: он ведь тыкал палкой с поперечной нитью то в одну сторону, то в другую. Уберите из слова «тыкать» букву «ы»... Какое слово получилось?

Ткань из нитей ткут, а чтобы узнать, откуда берется нить, мы выполним практическую работу.

– Возьмите кусочек ваты, намочите и скручивайте пальцами, а при этом немножко растягивайте. Что получилось?

(У нас получилась нить)

Да, получилась настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок, только очищенный.

– А знаете, чем вы занимались, скручивая короткие волоконца в длинную нить?

(Прядением)

Слайд 7

В древние времена нить тоже скручивали пальцами. Потом изобрели веретено, а затем и прядильный станок. А сейчас нити прядут, то есть скручивают из волокон, огромные прядильные машины. Не только хлопчатобумажные нити, конечно, но и шерстяные, и льняные.

Шерстяные нити прядут из шерсти – больше всего из овечьей. Но не только овцы снабжают людей шерстью. Очень тонкую шерсть дают козы.

Менялись времена, менялась и одежда. Слайд 8. Костюмы отличались большой выдумкой, изобретательностью.

 Перья, банты, кружевные воротники, пышные юбки, сарафаны, шарфы, шляпы, кокошники. 

– Как вы думаете, отличалась ли одежда богатых и бедных? Чем?

Бояре и царь носили по покрою такую же одежду, как и бедные, но сшита она была из дорогих тканей, имела яркую расцветку. Одежду стали украшать золотыми нитями, драгоценностями. Позднее, в 18 веке, у знатных женщин стали появляться очень широкие юбки, необычные шляпы, украшения.

 Мужчины носили шляпы, цилиндры, плащи. Украшали одежду пышными воротниками, манжетами, лентами.

– Для чего люди всё это делали?

На доске продолжают строить схему «Назначение одежды»

– Второе назначение одежды – украшение

Какую одежду носит современный человек? Слайд 9

– Гардероб современного человека разнообразен или однообразен? Слайд 9 (щелчок)

– Отличается ли одежда по временам года?

– Для чего современному человеку нужна разная одежда? слайд 9 (2 щелчок)

Человек использует разную одежду в зависимости от ситуации. Такая зависимость от деятельности называется «функциональность».

На доске заканчивают строить схему  «Назначение одежды»

Третье назначение одежды – функциональность.

– На какие группы можно разделить одежду современного человека в зависимости от ее назначения? Ответы.

Слайд 10

– Что относится к «деловой одежде»? (К деловой одежде относятся: школьная форма, юбка, брюки, жилет, пиджак, галстук, рубашка.)

– Что относится к «спортивной одежде»? (К спортивной одежде относятся: спортивный костюм, футболка, шорты, гетры, майка, спортивные брюки)

– Что относится к «рабочей одежде»? (К рабочей одежде относятся: специальные халаты, фартук, нарукавники, комбинезон, косынка.)

– Что относится к «домашней одежде»? (К домашней одежде относятся: халат, платье, брюки и кофта.)

– Что относится к «специальной одежде»? (Специальную одежду (форму) надевают на работе. Профессию некоторых людей можно определить по их одежде.)

– Долгие столетия люди использовали при производстве ткани те волокна, которые им давала природа, – волокна диких растений, шерсть животных, волокна льна и конопли. С развитием земледелия люди начали выращивать хлопчатник, дающий очень хорошее и прочное волокно.

Ткани натурального происхождения это лен, хлопчатобумажная и шерсть.

Но природное сырье имеет свои недостатки. Натуральные волокна, например, слишком коротки, недостаточно прочны, требуют слишком сложной технологической обработки. И люди стали искать сырье, из которого можно было бы дешевым способом получать ткань теплую, как шерсть, легкую и красивую, как шелк, дешевую и практичную, как хлопок.

Успехи современной химии позволили создать множество искусственных и  синтетических волокон, которые используются для производства тканей. А в лабораториях синтезируются все новые и новые их виды.

Ткани искусственного происхождения это искусственные (вискоза, ацетат) и синтетические (полиэстер, капрон, нейлон и др.)

– Почему модельеры не отказываются от натуральных тканей, хотя синтетические ткани могут быть более красивыми?

( У натуральных тканей лучше гигиенические свойства. Они лучше впитывают влагу (пот), лучше сохраняют тепло)

В создании современной одежды участвуют люди разных профессий: модельеры, закройщики, швеи, декораторы, костюмеры. Слайд 11.

Модельер - специалист по изготовлению моделей реальной одежды, дизайнер одежды, создатель экспериментальных образцов, определяющий образ и стиль.

Закройщик - мастер в ателье по ремонту и пошиву одежды по индивидуальным заказам. 

Декоратор  – это специалист, в обязанности которого входит художественное оформление.

Костюмер - шьющий костюмы для актеров, сообразно той эпохе, в которую происходит действие

Слушают учителя, анализируют информацию, отвечают на поставленные вопросы. Работают с учебником, с таблицей, со схемой на доске.

Отвечают на вопросы, строят логические цепочки, выстраивают причинно-следственные связи (Назначение одежды).

Знакомятся с новыми словами, понятиями, определениями.

Классифицируют предметы одежды по функциональности.

Словарная работа: одежда, ткань, ткач, модельер, закройщик, декоратор, костюмер.

Делают выводы, обобщают полученные знания.

Чётко строят речевое высказывание. Пополняют словарный запас.

Работают в группах, обсуждают информацию, приходят к единому мнению.

Планируют действия следуют инструкции, прогнозируют результат.

5. Практическая (самостоятельная) работа обучающихся.

Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, освоенным.

Текущий инструктаж

Организация  самостоятельного выполнения каждым учащимся заданий по эталону.

Сейчас я хочу предложить вам стать костюмерами Большого театра. Нам с вами предстоит подготовить костюмы для балерин, которые будут танцевать «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского.

 Слайд 12. Скажите, как называется юбка балерины? (пачка). Ткань с какими свойствами нам нужно использовать, чтобы изготовить такую юбку? (не мнётся, хорошо держит форму, жесткая, красивая).  У меня сегодня есть ткань с такими свойствами. Она называется фатин.

Фатин – ткань из легкой сетки. Бывает различной жесткости. Материал изготавливают из синтетической полиамидной нити — нейлона. Это полупрозрачная воздушная материя с блестящей либо матовой поверхностью.

Именно из него мы будем сегодня творить. Я выбрала наиболее подходящую по цветам ткань для нашей работы.

Но сначала вспомним правила ТБ при работе с ножницами.

У вас на столах лежать заготовки – силуэты балерин, полоски ткани, ножницы.

Давайте определим алгоритм выполнения работы.

Узнают новую информацию (знакомятся с новой тканью, характеризуют её) Выстраивают связи «свойства – назначение» Словарная работа: «пачка», фатин.

Чётко строят речевое высказывание. Обсуждают ход работы, проговаривают дальнейшие шаги. Пополняют словарный запас

Следуют инструкции, соблюдают технику безопасности, работают по алгоритму. Осуществляют самоконтроль и взаимоконтроль при выполнении практической работы. Сравнивают результат с образцом.

6. Итог урока. Рефлексия

Вспомнить, осознать, обобщить изученное на уроке. Самооценка своих действий.

Предлагает провести самоанализ выполненной работы, осуществить самооценку и обосновать ее.

Наш урок подходит к завершению.

Наши костюмы готовы. (музыка)

Я думаю, наши балерины и мы с вами заслужили бурные аплодисменты.

Проводит беседу по вопросам:

– Что особенно заинтересовало вас во время урока?

– Что нового узнали на уроке?

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться дома?

– Какое задание понравилось больше всего?

– Что вызвало затруднение?

– Как появилась одежда?

– Из каких тканей шьют одежду?

– Оцените свои достижения на уроке. Кто доволен своей работой, поднимите зеленый смайлик; поднимите красный, если некоторые вопросы вызвали затруднения.

Одежда была разная. Она зависела от времени, в котором жили люди. Для пошива какой-либо вещи используют ткань с определёнными свойствами, в зависимости от того, какую функцию будет выполнять вещь.

Приберите свои рабочие места.

Домашнее задание: рассмотрите вещи из своего гардероба.  Из каких тканей они изготовлены?

Знакомятся с музыкальным произведением «Вальс цветов» П.И.Чайковского

Самооценка своих действий

Оценивают результаты своей работы (самооценка и взаимооценка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Одежда на разные случаи жизни"

Технологическая карта урока составлена для обучающихся 3 класса общеобразовательной школы, изучающих английский язык по УМК Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Костина И.П., Кузнецова Е.В. «Английский язык. ...

Технологическая карта. Технология. "Одежда. Кисточка из ниток"

Технологическая карта урока  по тхнологии " Одежда. Кисточка из ниток" с применнеием игровых, личностно - ориентированных, здоровьесберегающих технологий...

Конспект урока по технологии "История одежды и текстильных материалов. Проект" 4 класс.

Конспект урока по технологии в 4 классе. Проектная деятельность как средство повышения функциональной грамотности учащихся, суть метода которой - стимулировать интерес учащихся к определённым проблема...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на материале рассказа Н. Сладкова «Осенняя ёлочка».

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия на материале рассказа Н. Сладкова «Осенняя ёлочка». Класс 4 классПредмет.  Коррекционно-развивающее занятие...

Технологическая карта урока "Одежда для карнавала"

Цели деятельности учителя:  Познакомить учащихся с понятием «карнавал», особенностями проведения этого праздника, разными карнавальными костюмами; со способами создания карнавального ...