«Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД»
материал по технологии

Технология примменения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ДМИТРОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №10

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Выступление на заседании

 ШМО учителей начальных классов.

Тема:  «Личностно-ориентированный урок как средство

развития основных видов УУД»

Подготовила: Куликова Е.Н.

учитель начальных классов.

МАРТ 2018 г.

«Личностно-ориентированный урок как средство

развития основных видов УУД»

        Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Обучающийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря фoрмированию системы универсальных учебных действий (УУД). УУД-это универсальные учебные действия не только ученика, но соответственно и учителя. Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова.      Oвладение универсальными учебными действиями дает учащимся

возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:                          

 1) личностные (позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают ученику значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выработать свою жизненную позицию в отношении мира, людей, самого себя и своего будущего. В начальной школе формирование личностных универсальных действий должно реализоваться путём развития у школьника задач самоопределения: «Я знаю...»; «Я умею...»; «Я создаю...»; «Я стремлюсь...».

Где же идёт развитие личностных УУД?  На основе анализа текста организуется обсуждение нравственного содержания и система поступков героя, что способствует развитию этических чувств, как регуляторов морального поведения);

2) регулятивные (обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения);

3) познавательные (включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания логические действия и операции, способы решения задач.);                Где же идёт развитие познавательных УУД?                                               Осуществление поиска информации для выполнения учебных заданий.

4) коммуникативные (обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять сoвместную деятельность, распределять роли, взаимно  действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками).

Урок в начальной школе – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, на которой не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особенности, а также складываются, оформляются и развиваются основные виды универсальных учебных действий учащихся. Объединению и реализации этих задач и должен служить личностно-ориентированный урок

     Критерии успешности личностно ориентированного урока:

1. Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.

2. Позиция учащегося: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).

3. Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.

4. Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.

5. Учебное действие – действие по созданию образа.

6. Образ – слово, рисунок, схема, план.

7. Оценочное действие – я умею! У меня получится!

8. Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю … (формирование мировоззрения)

     Личностно – ориентированный урок - это не только ориентация на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие его личности, его познавательной и созидательной способности, создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, определяющих становление психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. При личностно – ориентированном обучении образование становится активным, обладающим большим потенциалом возможностей. Учитель при этом выполняет роль наставника, помощника, советчика, организатора. Зная своих учеников и владея учебным материалом, он получает возможность выстраивать индивидуальные учебные траектории, позволяющие достичь каждому учащемуся наилучшего для него результата.

Организация личностно-ориентированного урока

Основной замысел личностно-ориентированного урока состоит в том, чтобы раскрыть содержание субъективного опыта учеников по рассматриваемой теме, согласовать его со знанием и тем самым добиться усвоения материала.

Учитель на уроке помогает обучающемуся преодолеть ограниченность его субъективного опыта, существующего часто в виде разрозненных представлений, относящихся к различным областям знания. Профессиональная позиция учителя должна состоять в том, чтобы знать и уважительно относиться к любому высказыванию обучающегося по содержанию изучаемой темы. Важна при этом и форма обсуждения детских «версий». Она не должна быть жёсткой, в виде оценочных ситуаций (правильно-неправильно). Это должен быть равноправный диалог (полилог), где каждый обучающийся может высказать своё мнение по обсуждаемой теме, не боясь ошибиться. Задача учителя – выявить и обобщить эти «версии», выделить и поддержать те, которые более адекватны научному содержанию, соответствуют уроку в целом.

Личностно-ориентированный урок изменяет

  1. Тип взаимодействия учителя и ученика ( от команды к сотрудничеству).
  2. Ориентацию учителя в ходе урока на анализ не столько результативной, сколько процессуальной стороне учения.
  3. Позицию ученика: от прилежного исполнителя к активному творцу, рефлексирующему свои интеллектуальные действия при решении задач, а не только при выполнении стандартных заданий.
  4. Характер складывающихся в процессе урока учебных ситуаций, которые должны гибко варьироваться учителем, выбираться им в зависимости от активности учеников.

Личностно – ориентированный урок можно представить в виде схемы:

       1.Актуализация жизненного опыты

       2.Мотивация и целеполагание

       3.Изучение нового материала

       4.Отработка умений и навыков              

       5.Подведение итого в урока

Если в начальной школе у учащихся универсальные учебные действия будут сформированы в полной мере, то есть учащиеся научатся контролировать свою учебную деятельность, то им будет несложно учиться на других этапах.

Действия учителя, позволяющие сформировать универсальные учебные действия

        Актуализация жизненного опыта.  

Учитель создает проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний,

 Мотивация и целеполагание

Создание атмосферы заинтересованности. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

    Изучение нового материала.

Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.   Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных

        Отработка умений и навыков        

Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией - пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.  Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.  Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.  Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.   Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

     Подведение итого в урока

Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.  Учитель оценивает при опросе на уроке не только правильность ответа ученика, но и анализирует , как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему ошибся и в чём. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.   Обсуждение с детьми в конце урока не только того, что «мы узнали» (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему, что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

Организация обучения на уроках, ориентированная на психологические      и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, а главное – то желание, с которым многие малыши идут в школу, у них не тольк


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на ШМО "Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД"

Выступление из опыта работы о подготовке и проведении уроков с использованием технологии личностно-ориентированного обучения....

Доклад. Тема: «Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД»

Доклад на тему "Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД"...

Личностно-ориентированный урок как средство развития основных видов УУД

Выступление на заседании кафедры учителей начальных классовСовременный школьный урок стал более гибким по целям и задачам, вариативным по формам и методам проведения, разнообразным по техническим сред...

Личностно- ориентированный урок как средство развития основных видов УУД

Урок в начальной школе – это та учебная ситуация, та «сценическая» площадка, на которой не только излагаются знания, но и раскрываются, формируются и реализуются личностные особеннос...