Методическая разработка: календарно-тематическое планирование по предмету Ручной Труд для надомного обучения 4 класс школы VIII вида.
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс)

Шургин Михаил Андреевич

Методическая разработка:

Календарно-тематическое планирование по предмету Ручной Труд для надомного обучения 4 класс школы VIII вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruchnoy_trud.docx39.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Принято

Педагогическим советом

Протокол № ___

от «____»_______ 20___ г.

Утверждено

Приказом № ____ от «____» ______ 20___ г.

Директор ________________ Г.С. Смирнова

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РУЧНОЙ ТРУД» для обучающейся на дому

Абрамова Святослава (4 «Г» класс)

на 2018-2019 учебный год

                                                                Учитель: Шургин Михаил Андреевич

С рабочей программой ознакомлен(-а) ________________ /___________________/

                                                                                                                    Подпись                                          ФИО

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения программы

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Учебно-тематический план
  2. Календарно-тематическое планирование

2.3. Лист корректировки рабочей программы

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

2.5. Задачи индивидуальной работы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Главное место в коррекционно-воспитательной работе с обучающимися, имеющими умеренную умственную отсталость, отводится трудовому обучению. Ручной труд - это так называемые ручные занятия, взятые из области ремесленных работ, но отличающиеся от них своими задачами, которые состоят не в подготовке к какому-либо виду ремесла, а в повышении ловкости рук вообще, а косвенно  - в развитии эмоциональных и эстетических качеств обучающихся. В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в образовательном процессе с позиций психотерапевтических технологий, направленных на воспитание трудолюбия, развития мышц рук, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами. Основное внимание при этом обращается на то, что обучающиеся систематически, в течение всех лет обучения активно взаимодействуют с предметами труда и средствами труда, а также с окружающей средой.

Программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ученика.

Необходимым является воспитание положительного отношения обучающегося к труду. Поэтому важно на уроках постоянно подчеркивать значимость труда на доступном восприятию обучающихся уровне. Это возможно, только учитывая индивидуальные особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка с умеренной умственной отсталостью.

Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для 4 класса (учащиеся с умеренной умственной отсталостью)  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);

3. Образовательной программы ГБОУ школы № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на период 2013-2018 гг..

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5. Учебного плана ГБОУ школы № 499 на 2018-2019 уч. год.

6.  Положения «О разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского  района  Санкт-Петербурга»

Цель программы: формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученика форме.

Задачи программы:

  • Организовать речевую среду
  • Формировать и обогащать сенсорный
  • опыт
  • Пробудить интерес к предметному миру, трудовой деятельности.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

К концу учебного года у обучающихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • Понимать порядок расположения одного или нескольких изображений на листе;
  • с помощью учителя отрезать по прямым линиям полоски и геометрические фигуры;
  • рвать цветную бумагу на мелкие кусочки;
  • пользоваться клеем для приклеивания (склеивания) деталей поделки;
  • из пластилина: скатывать круговыми движениями между ладонями шарики, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности дощечки колбаски.
  • работать с природными материалами (шишки, желуди, камни, скорлупа и т.д.).

Система оценки достижений планируемых результатов

Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и  итоговый (в конце года).

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

Тема              

Кол-во часов

1

Работа с пластилином

8

2

Работа с природными материалами

5

3

Работа с бумагой, картоном, линейкой

12

4

Работа с нитками, тканью

7

Итого

32

Содержание тем учебного курса

Работа с пластилином (8 часов)

  • Техники размазывания, раскатывания, обработки
  • Изготовление объемных фигур различной формы
  • Выбор подходящего цвета материала
  • Лепка на плоскости
  • Организация рабочего места, использование стеков, досок и т.д.

Работа с природными материалами (5 часов)

  • Различение природных материалов, выбор подходящего материала для работы
  • Заготовка природных материалов
  • Изготовление игрушек и поделок из желудей, шишек, скорлупы
  • Аппликации из сухих листьев

Работа с бумагой, картоном, линейкой (12 часов)

  • Правила поведения и работы на уроках ручного труда
  • Организация безопасного рабочего места
  • Подготовка материалов и инструментов для работы
  • Работа с шаблонами
  • Изготовление поделок, фигурок, композиций из бумаги и картона

Работа с нитками, тканью (7 часов)

  • Правила поведения и работы на уроках ручного труда
  • Организация безопасного рабочего места
  • Связывание ниток в пучок
  • Сматывание ниток в клубок
  • Изучение свойств и назначения тканей, инструментов для работы.

2.2. Календарно - тематическое планирование

п/п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Отрабатываемые

умения и навыки

I четверть

1

1

6.09

Материалы и инструменты для работы с пластилином. Правила организации рабочего места.

Уметь приготовить рабочее место. Безопасное поведение на уроке.

2

1

13.09

Техники работы с пластилином.

Умение работать с пластилином в разных техниках.

3

1

20.09

Лепка «Ворота».

Лепка «Инструменты»

Уметь резать пластилин, изготавливать бруски.

4

1

27.09

Материалы и инструменты для работы с природным материалом. Правила организации рабочего места.

Изготовление игрушек из шишек.

Уметь приготовить рабочее место. Безопасное поведение на уроке.

Формирование умений работать с природным материалом.

5

1

04.10

Изготовление игрушек из скорлупы ореха.

Материалы и инструменты для работы с бумагой и картоном. Правила организации рабочего места.

Формирование умений работать с природным материалом.

Уметь приготовить рабочее место. Безопасное поведение на уроке.

6

1

11.10

Аппликация из мятой бумаги «Дерево».

Складывание фигурок из бумаги.

Формирование умений работать с ножницами, бумагой.

7

     1

18.10

Работа с шаблонами.

Нитки. Свойства, виды работы с нитками.

Умение аккуратно обводить простые шаблоны.

Навыки безопасной работы с нитками.

8

1

25.10

Связывание ниток в пучок.

Пришивание пуговиц.

Навыки безопасной работы с нитками и пуговицами.

II четверть

9

1

8.11

Лепка из пластилина «Чашка».

Лепка из пластилина «Чайная посуда».

Умение работать с пластилином в разных техниках.

10

1

15.11

Лепка «Блюдца»

Аппликация в технике «размазывания»

Умение работать с пластилином в разных техниках.

11

1

22.11

Материалы и инструменты для работы с природным материалом. Правила организации рабочего места.

Уметь приготовить рабочее место. Безопасное поведение на уроке.

12

1

29.11

Аппликация из засушенных листьев.

Формирование умений работать с природным материалом.

13

1

    6.12

Шаблоны. Разметка бумаги и картона по шаблонам простой конфигурации.

Аппликация из обрывной бумаги «Яблоко».

Формирование умений работать с ножницами, бумагой, картоном.

14

1

13.12

Нитки. Виды. Применение.

Сматывание ниток в клубок.

Навыки безопасной работы с нитками.

15

1

20.12

Намотка ниток на основу.

Изготовление фигур из связанных пучков ниток.

Навыки безопасной работы с нитками.

16

1

27.12

Игрушка из бумаги «Шар».

Игрушка из бумаги «Полосатый шар».

Формирование умений аккуратно работать с ножницами, бумагой.

III четверть

17

1

17.01

Лепка из пластилина «Медвежонок».

Умение работать с пластилином в разных техниках.

18

1

24.01

Лепка из пластилина «Рыбка».

Умение работать с пластилином в разных техниках.

19

1

31.01

Изготовление игрушек из шишек «Фигурки»

Формирование умений работать с природным материалом.

20

1

07.02

Композиция из природного материала и пластилина.

Формирование умений выполнять композиции из различных материалов.

21

1

14.02

Композиция «Пальма».

Линейка. Проведение прямых линий.

Формирование умений выполнять композиции из различных материалов.

Навыки работы с линейкой.

22

1

   21.02

Работа с линейкой. Измерение отрезков.

Разметка бумаги и картона по линейке.

Навыки работы с линейкой.

23

1

28.02

Аппликация «Грузовик».

Аппликация «Утенок».

Формирование умений аккуратно работать с ножницами, бумагой.

24

1

07.03

Ткани. Применение и назначение.

Свойства и виды тканей.

Формирование представлений о тканях.

25

1

14.03

Изготовление деталей из ткани. Работа с ножницами.

Навыки безопасной работы с тканью.

26

1

21.03

Шитье по картону.

Навыки безопасной работы с иглой и картоном.

IV четверть.

27

1

4.04

Лепка из пластилина композиции «Теремок».

Формирование умений выполнять композиции из пластилина.

28

1

11.04

Аппликация из пластилина «Ракета».

Формирование умений выполнять композиции из пластилина.

29

1

18.04

Композиция из бумаги «Колобок»

Формирование умений выполнять композиции из бумаги.

     30

1

25.04

Композиция из бумаги «Пешеходный переход».

Формирование умений выполнять композиции из бумаги.

31

1

16.05

Шитье по картону.

Навыки работы с безопасной иглой и картоном.

32

1

23.05

Плетение из ленточек.

Навыки работы с безопасной иглой и картоном.

   ИТОГО: 32 ч.


2.3. Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение)

По плану

По факту

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

Предмет

Количество часов по

плану

Выполнение

Отставание

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

Четверть

1

2

3

4

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

          На изучение предмета «Ручной труд» по индивидуальному учебному плану ГБОУ школы № 499 в 4 классе отводится 1 час в неделю.

         Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 32 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)

Форма работы на уроке: индивидуальная работа.

Методы обучения: практические, наглядные, словесные.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия

Демонстрационные:

Предметные картинки,макеты, образцы.

Раздаточные: Шаблоны из картона, природные материалы, канцелярские принадлежности, пластилин, стеки, ножницы, бумага, картон, ткани, безопасные иглы.

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер, магнитофон.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

Презентации к урокам по темам.

3.4. Учебно-методический комплекс

Л. А. Кузнецова, Я. С. Симукова. «Технология: Ручной труд». 1 класс. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2015. – 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.

Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...

Календарно -тематическое планирование по предмету " Ручной труд" 4 класс.

Календарно -тематическое планирование по предмету " Ручной труд" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Календарно - тематическое планирование по предмету "Ручной труд " 1 класс.

Календарно - тематическое планирование по предмету "Ручной труд " 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....

Календарно-тематическое планирование по предмету «Ручной труд» во 2 классе

Календарно-тематическое планирование по предмету "Ручной труд" во 2 классе...

Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)

Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...

Методическая разработка календарно-тематического планирования уроков надомного обучения в 3 классе для детей с ОВЗ.

В методической разработке представлено календарно-тематическое планирование уроков надомного обучения за 3 класс....