Методическая разработка: календарно-тематическое планирование по предмету Ручной Труд для надомного обучения 4 класс школы VIII вида.
календарно-тематическое планирование по технологии (4 класс)
Методическая разработка:
Календарно-тематическое планирование по предмету Ручной Труд для надомного обучения 4 класс школы VIII вида.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ruchnoy_trud.docx | 39.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Принято Педагогическим советом Протокол № ___ от «____»_______ 20___ г. | Утверждено Приказом № ____ от «____» ______ 20___ г. Директор ________________ Г.С. Смирнова |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РУЧНОЙ ТРУД» для обучающейся на дому
Абрамова Святослава (4 «Г» класс)
на 2018-2019 учебный год
Учитель: Шургин Михаил Андреевич
С рабочей программой ознакомлен(-а) ________________ /___________________/
Подпись ФИО
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
2.3. Лист корректировки рабочей программы
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
2.5. Задачи индивидуальной работы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Главное место в коррекционно-воспитательной работе с обучающимися, имеющими умеренную умственную отсталость, отводится трудовому обучению. Ручной труд - это так называемые ручные занятия, взятые из области ремесленных работ, но отличающиеся от них своими задачами, которые состоят не в подготовке к какому-либо виду ремесла, а в повышении ловкости рук вообще, а косвенно - в развитии эмоциональных и эстетических качеств обучающихся. В наиболее общем виде ручной труд определяется как составляющий компонент психофизического развития и воспитания. Именно поэтому учебный предмет «Ручной труд» рассматривается в образовательном процессе с позиций психотерапевтических технологий, направленных на воспитание трудолюбия, развития мышц рук, глазомера, ознакомление со свойствами материалов и различными инструментами. Основное внимание при этом обращается на то, что обучающиеся систематически, в течение всех лет обучения активно взаимодействуют с предметами труда и средствами труда, а также с окружающей средой.
Программа разработана с учетом индивидуальных особенностей ученика.
Необходимым является воспитание положительного отношения обучающегося к труду. Поэтому важно на уроках постоянно подчеркивать значимость труда на доступном восприятию обучающихся уровне. Это возможно, только учитывая индивидуальные особенности развития эмоционально-волевой сферы ребенка с умеренной умственной отсталостью.
Рабочая программа по учебному предмету «Ручной труд» для 4 класса (учащиеся с умеренной умственной отсталостью) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
2. Федерального базисного учебного плана, утвержденного приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
3. Образовательной программы ГБОУ школы № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга на период 2013-2018 гг..
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ школы № 499 на 2018-2019 уч. год.
6. Положения «О разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 499 Красногвардейского района Санкт-Петербурга»
Цель программы: формирование умений выполнять практические задания по ручному труду в доступной для ученика форме.
Задачи программы:
- Организовать речевую среду
- Формировать и обогащать сенсорный
- опыт
- Пробудить интерес к предметному миру, трудовой деятельности.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года у обучающихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:
- Понимать порядок расположения одного или нескольких изображений на листе;
- с помощью учителя отрезать по прямым линиям полоски и геометрические фигуры;
- рвать цветную бумагу на мелкие кусочки;
- пользоваться клеем для приклеивания (склеивания) деталей поделки;
- из пластилина: скатывать круговыми движениями между ладонями шарики, раскатывать пальцами обеих рук на поверхности дощечки колбаски.
- работать с природными материалами (шишки, желуди, камни, скорлупа и т.д.).
Система оценки достижений планируемых результатов
Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года).
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Работа с пластилином | 8 |
2 | Работа с природными материалами | 5 |
3 | Работа с бумагой, картоном, линейкой | 12 |
4 | Работа с нитками, тканью | 7 |
Итого | 32 |
Содержание тем учебного курса
Работа с пластилином (8 часов)
- Техники размазывания, раскатывания, обработки
- Изготовление объемных фигур различной формы
- Выбор подходящего цвета материала
- Лепка на плоскости
- Организация рабочего места, использование стеков, досок и т.д.
Работа с природными материалами (5 часов)
- Различение природных материалов, выбор подходящего материала для работы
- Заготовка природных материалов
- Изготовление игрушек и поделок из желудей, шишек, скорлупы
- Аппликации из сухих листьев
Работа с бумагой, картоном, линейкой (12 часов)
- Правила поведения и работы на уроках ручного труда
- Организация безопасного рабочего места
- Подготовка материалов и инструментов для работы
- Работа с шаблонами
- Изготовление поделок, фигурок, композиций из бумаги и картона
Работа с нитками, тканью (7 часов)
- Правила поведения и работы на уроках ручного труда
- Организация безопасного рабочего места
- Связывание ниток в пучок
- Сматывание ниток в клубок
- Изучение свойств и назначения тканей, инструментов для работы.
2.2. Календарно - тематическое планирование
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Отрабатываемые умения и навыки |
I четверть | ||||
1 | 1 | 6.09 | Материалы и инструменты для работы с пластилином. Правила организации рабочего места. | Уметь приготовить рабочее место. Безопасное поведение на уроке. |
2 | 1 | 13.09 | Техники работы с пластилином. | Умение работать с пластилином в разных техниках. |
3 | 1 | 20.09 | Лепка «Ворота». Лепка «Инструменты» | Уметь резать пластилин, изготавливать бруски. |
4 | 1 | 27.09 | Материалы и инструменты для работы с природным материалом. Правила организации рабочего места. Изготовление игрушек из шишек. | Уметь приготовить рабочее место. Безопасное поведение на уроке. Формирование умений работать с природным материалом. |
5 | 1 | 04.10 | Изготовление игрушек из скорлупы ореха. Материалы и инструменты для работы с бумагой и картоном. Правила организации рабочего места. | Формирование умений работать с природным материалом. Уметь приготовить рабочее место. Безопасное поведение на уроке. |
6 | 1 | 11.10 | Аппликация из мятой бумаги «Дерево». Складывание фигурок из бумаги. | Формирование умений работать с ножницами, бумагой. |
7 | 1 | 18.10 | Работа с шаблонами. Нитки. Свойства, виды работы с нитками. | Умение аккуратно обводить простые шаблоны. Навыки безопасной работы с нитками. |
8 | 1 | 25.10 | Связывание ниток в пучок. Пришивание пуговиц. | Навыки безопасной работы с нитками и пуговицами. |
II четверть | ||||
9 | 1 | 8.11 | Лепка из пластилина «Чашка». Лепка из пластилина «Чайная посуда». | Умение работать с пластилином в разных техниках. |
10 | 1 | 15.11 | Лепка «Блюдца» Аппликация в технике «размазывания» | Умение работать с пластилином в разных техниках. |
11 | 1 | 22.11 | Материалы и инструменты для работы с природным материалом. Правила организации рабочего места. | Уметь приготовить рабочее место. Безопасное поведение на уроке. |
12 | 1 | 29.11 | Аппликация из засушенных листьев. | Формирование умений работать с природным материалом. |
13 | 1 | 6.12 | Шаблоны. Разметка бумаги и картона по шаблонам простой конфигурации. Аппликация из обрывной бумаги «Яблоко». | Формирование умений работать с ножницами, бумагой, картоном. |
14 | 1 | 13.12 | Нитки. Виды. Применение. Сматывание ниток в клубок. | Навыки безопасной работы с нитками. |
15 | 1 | 20.12 | Намотка ниток на основу. Изготовление фигур из связанных пучков ниток. | Навыки безопасной работы с нитками. |
16 | 1 | 27.12 | Игрушка из бумаги «Шар». Игрушка из бумаги «Полосатый шар». | Формирование умений аккуратно работать с ножницами, бумагой. |
III четверть | ||||
17 | 1 | 17.01 | Лепка из пластилина «Медвежонок». | Умение работать с пластилином в разных техниках. |
18 | 1 | 24.01 | Лепка из пластилина «Рыбка». | Умение работать с пластилином в разных техниках. |
19 | 1 | 31.01 | Изготовление игрушек из шишек «Фигурки» | Формирование умений работать с природным материалом. |
20 | 1 | 07.02 | Композиция из природного материала и пластилина. | Формирование умений выполнять композиции из различных материалов. |
21 | 1 | 14.02 | Композиция «Пальма». Линейка. Проведение прямых линий. | Формирование умений выполнять композиции из различных материалов. Навыки работы с линейкой. |
22 | 1 | 21.02 | Работа с линейкой. Измерение отрезков. Разметка бумаги и картона по линейке. | Навыки работы с линейкой. |
23 | 1 | 28.02 | Аппликация «Грузовик». Аппликация «Утенок». | Формирование умений аккуратно работать с ножницами, бумагой. |
24 | 1 | 07.03 | Ткани. Применение и назначение. Свойства и виды тканей. | Формирование представлений о тканях. |
25 | 1 | 14.03 | Изготовление деталей из ткани. Работа с ножницами. | Навыки безопасной работы с тканью. |
26 | 1 | 21.03 | Шитье по картону. | Навыки безопасной работы с иглой и картоном. |
IV четверть. | ||||
27 | 1 | 4.04 | Лепка из пластилина композиции «Теремок». | Формирование умений выполнять композиции из пластилина. |
28 | 1 | 11.04 | Аппликация из пластилина «Ракета». | Формирование умений выполнять композиции из пластилина. |
29 | 1 | 18.04 | Композиция из бумаги «Колобок» | Формирование умений выполнять композиции из бумаги. |
30 | 1 | 25.04 | Композиция из бумаги «Пешеходный переход». | Формирование умений выполнять композиции из бумаги. |
31 | 1 | 16.05 | Шитье по картону. | Навыки работы с безопасной иглой и картоном. |
32 | 1 | 23.05 | Плетение из ленточек. | Навыки работы с безопасной иглой и картоном. |
ИТОГО: 32 ч.
2.3. Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение) | |
По плану | По факту | ||||||
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
Предмет | Количество часов по плану | Выполнение | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия | |||
Четверть | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Ручной труд» по индивидуальному учебному плану ГБОУ школы № 499 в 4 классе отводится 1 час в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 32 часа в год (1 ч в неделю), с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)
Форма работы на уроке: индивидуальная работа.
Методы обучения: практические, наглядные, словесные.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия
Демонстрационные:
Предметные картинки,макеты, образцы.
Раздаточные: Шаблоны из картона, природные материалы, канцелярские принадлежности, пластилин, стеки, ножницы, бумага, картон, ткани, безопасные иглы.
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер, магнитофон.
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
Презентации к урокам по темам.
3.4. Учебно-методический комплекс
Л. А. Кузнецова, Я. С. Симукова. «Технология: Ручной труд». 1 класс. СПб.: филиал изд-ва «Просвещение», 2015. – 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по учебному предмету "Письмо и развитие речи". 2 класс. Школа VIII вида.
Программа включает три раздела:1. Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место предмета в учебном плане, цели изучения.2. Основное содержание с распределением учебных часов по отдельным ...
Использование наглядного метода обучения на уроках ручного труда в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида
Доклад для педагогического совета...
Календарно -тематическое планирование по предмету " Ручной труд" 4 класс.
Календарно -тематическое планирование по предмету " Ручной труд" 4 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Календарно - тематическое планирование по предмету "Ручной труд " 1 класс.
Календарно - тематическое планирование по предмету "Ручной труд " 1 класс для обучающихся с интеллектуальными нарушениями ( вариант 1)....
Календарно-тематическое планирование по предмету «Ручной труд» во 2 классе
Календарно-тематическое планирование по предмету "Ручной труд" во 2 классе...
Планирование индивидуальной работы по коррекции звукопроизношения учащихся начальных классов школ VIII вида (из опыта работы)
Статья для сборника "Здоровьесберегающие и логопедические технологии в образовании (традиции, поиск, новаторство) ГОУ ВПО "Магнитогорский государственный университет".Институт педагогик...
Методическая разработка календарно-тематического планирования уроков надомного обучения в 3 классе для детей с ОВЗ.
В методической разработке представлено календарно-тематическое планирование уроков надомного обучения за 3 класс....