рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по технологии (1 класс)
Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы Т.М.Рагозиной.
Место учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета «Технология» согласно учебному плану МОУ «СОШ №28» отводится в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю).
Духовно-нравственное развитие на уроках технологии предполагает воспитание ценностного отношения к предметам материальной культуры как продукту творческой предметно-преобразующей деятельности человека, к природе как источнику сырьевых ресурсов, а также воспитание трудолюбия, организованности, добросовестного и ответственного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважение
к труду и его результатам.
Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач обеспечивает развитие конструктивного мышления и пространственного воображения школьников. Физическое развитие обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе как умственные, так и физические действия. Выполнение технологических операций связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними — рост клеток и развитие мускулов.
Эмоционально-эстетическое развитие на уроках технологии происходит под воздействием разных факторов: это и состояние рабочего места, и культура организации труда обучающихся, и качество материалов, инструментов и приспособлений, а также сами поделки, отвечающие основным требованиям и законам декоративно-прикладного искусства.
Технология как учебный предмет является комплексной и интегративной по своей сути, что предполагает тесную взаимосвязь практически со всеми предметами начальной школы.
С математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мыслительная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.
С изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности с целью гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов декоративно-прикладного искусства и дизайна.
С окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы — как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека — как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.
С русским языком — развитие устной речи в процессе использования различных видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов: анализ заданий и обсуждение результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; обсуждение последовательности действий и построение плана деятельности; формулирование логически связанных высказываний, выводов).
С литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.
Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:
— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;
— формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;
— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;
— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;
— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;
— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;
— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования и хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Учебный курс «Технология» является составной частью развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».
В соответствии с концептуальными положениями системы учебный курс учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни, связанный с естественно-природным ритмом, с удаленностью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.
Деятельностный подход к процессу обучения осуществляется путем формирования у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознания обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формирования универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.
Цели обучения и значение предмета выходят далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании УУД. В нем все элементы учебной деятельности — целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т. д. — предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.
Основные виды учебной деятельности обучающихся:
— простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, приемов их обработки;
— анализ конструкций, условий и способов их создания;
— моделирование, конструирование из различных материалов;
— решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.
В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.
Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, детским садам, ученикам младших классов.
Программа позволяет осуществлять пропедевтическую проф-ориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения за природой и заготовки природных материалов), посещать музеи декоративно-прикладного искусства, выставки.
Для успешной реализации программы следует сочетать эвристические беседы с поисковой исследовательской деятельностью детей (при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств материалов, поиске рациональных способов их обработки, правильного выполнения технологического приема, операции, конструкции).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ
Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:
— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважение к результатам труда других людей;
— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;
— формирование психологических условий для продуктивного общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству, готовности оказания помощи тем, кто в ней нуждается; формирование уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого иметь свое мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностными результатами изучения предмета «Технология» являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающей успешность совместной деятельности.
Метапредметными результатами изучения предмета является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.
Предметными результатами изучения предмета являются доступные возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 1-го года обучения
Обучающиеся научатся:
• рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;
• различать предметы рукотворного мира;
• выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать его по окончании работы; пришивать пуговицы с двумя отверстиями);
• использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;
• анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;
• организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);
• понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;
• экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;
• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;
• анализировать устройство изделия, определять его назначение;
• выполнять практические задания с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя;
• конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• бережно относиться к природе как источнику сырья;
• выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);
• анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя) изделие;
• работать в коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1 класс (33 ч)
1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.
Основы культуры труда, самообслуживания
Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта, произведения художественного и декоративно-прикладного искусства, архитектура). Природа как источник сырья. Технология — знания о способах переработки сырья в готовое изделие. Технологический процесс — последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.
Организация рабочего места для работы с бумагой, пластическими, природными и текстильными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).
Анализ устройства и назначения изделия.
Самообслуживание: сохранение порядка на рабочем месте во время работы и уборка рабочего места по окончании работы; выполнение мелкого ремонта одежды — пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
2. Технология ручной обработки материалов.
Элементы графической грамоты
Природные материалы. Растительные природные материалы родного края, используемые на уроках: листья, семена растений, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.
Правила поведения на природе во время сбора природных материалов. Способы заготовки, хранения и подготовки материалов к работе.
Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, подкладная дощечка.
Приемы рационального и безопасного использования ножниц. Приемы работы с природными материалами: разрезание ножницами, капельное склеивание, сушка.
Практические работы: украшение открыток, изготовление аппликаций, орнаментальных композиций.
Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе.
Инструменты и приспособления для обработки пластилина:
стека, подкладная дощечка, чашка для воды, салфетка.
Приемы работы с пластилином: отщипывание и отрезание от бруска кусочков, скатывание шариков, раскатывание шариков в форме конуса и жгутика, вытягивание, заглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание, сворачивание жгута в спираль.
Практические работы: лепка овощей, фруктов, блюда, фигурок животных, фишек для уроков математики.
Бумага. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная (для аппликаций), копирка, калька, писчая, газетная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, влагопроницаемость. Наблюдения и опыты по выявлению волокнистого строения бумаги и влияния на нее влаги. Экономное расходование бумаги.
Виды условных графических изображений — рисунок, схема. Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаши простые (твердость ТМ, 2М), ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист, салфетка для снятия лишнего клея. Приемы безопасного использования ножниц.
Приемы работы с бумагой: разметка по шаблону, через копирку, кальку; вырывание, разрезание и вырезание ножницами по контуру; многослойное складывание, гофрирование, склеивание деталей за всю поверхность и фрагмент, капельное склеивание; переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.
Практические работы: изготовление аппликаций, пригласительных билетов, конвертов, новогодних подвесок и снежинок, закладок для книг, открыток по рисунку, схеме.
Текстильные материалы. Виды используемых на уроках тканей: хлопчатобумажные, льняные. Сравнение свойств тканей.
Экономное расходование тканей при раскрое. Виды используемых на уроках ниток: швейные, мулине. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приемы безопасного использования игл и булавок.
Приемы работы с текстильными материалами: отмеривание длины нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, разрезание и вырезание ножницами, продергивание бахромы, разметка через копирку, вышивание швом «вперед иголку», связывание ниток в пучок, наклеивание деталей из ткани и ниток на картонную основу, пришивание пуговиц с двумя отверстиями.
Практические работы: изготовление аппликаций, игольниц, подвесок из лоскутков, вышитых салфеток, цветочных композиций.
3. Конструирование и моделирование
Общее представление о конструировании как способе создания конструкции технических, бытовых, учебных предметов. Изделие, деталь изделия (общее представление). Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов по схеме и рисунку.
Практические работы: создание моделей парусника, лодочки, городского транспорта (автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай), конструирование куклы Баба-яга.
СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ
НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД
Личностные УУД
1. Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.
2. Действия, характеризующие уважительное отношение к труду и к продукту, производимому людьми разных профессий.
3. Проектная деятельность.
4. Контроль и самоконтроль.
Регулятивные УУД
1. Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.
2. Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.
3. Самоконтроль и корректировка практической работы.
4. Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).
5. Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.
Познавательные УУД
1. Поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.
2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.
3. Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).
4. Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.
5. Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.
6. Сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта, установление связи с выполняемыми ими функциями.
7. Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки.
8. Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.
9. Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.
10. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.
11. Поиск необходимой информации в Интернете.
Коммуникативные УУД
1. Учет позиции собеседника (соседа по парте).
2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ, реализации проектов.
3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).
4. Взаимоконтроль и взаимопомощь при реализации проектной деятельности.
Описание материально-технического учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса
Учебно-методический комплект:
Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.
Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.
Учебное оборудование
Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25—30 см, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не «козья ножка»!), шило, игла швейная, игла для вышивания с удлиненным ушком и для вышивания по канве, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки.
Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, калька, копирка, писчая, альбомная, газетная, ватманская, гофрированная, самоклеящаяся, крепированная); картон (цветной, гофрированный); лоскутки хлопчатобумажной, льняной, шерстяной ткани (сукно, драп), вельвет; нитки швейные, мулине, пряжа для вязания; узкая и широкая тесьма, тонкий шнур; фурнитура (пуговицы, бусинки, бисеринки); пластилин, масса для моделирования, глина, пластическая масса из соленого теста; фольга, цветная проволока в изоляции, природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, яичная скорлупа); утилизированные материалы
(пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емкости, банки из жести, упаковочная тара из пенопласта); наборы «Конструктор».
Материальные условия: специальные приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и подготовки обучающихся к урокам технологии (коробки, укладки, подставки, папки и пр.)
Список литературы:
Сборник примерных рабочих программ 1-4 «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига, 2011.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ
№ | Дата | Тема | Характеристика деятельности учащихся | |
По плану | По факту | |||
1 | Мир изделий | Анализировать предметы рукотворного мира, приводить при- меры изделий, из которых они сделаны. Наблюдать связи предметов рукотворного мира с природой как источником сырья. | ||
2 | Приемы работы с пластилином | |||
3 | Приемы работы с пластилином | |||
4 | Изделия из пластилина для школьной выставки (фрукты) | Анализировать с помощью учителя предлагаемые задания: понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-тех- нологические и декоративно-художественные особенности пред- лагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, читать гра- фические изображения (рисунки, схемы). | ||
5 | Изделия из пластилина для школьной выставки (овощи) | |||
6 | Изделия из пластилина для школьной выставки (домашние животные) | |||
7 | Фишки из массы для моделирования | |||
8 | Аппликации из засушенных листьев | Планировать с помощью учителя предстоящую практическую работу в соответствии с ее целями, задачами, особенностями выполняемого задания. Организовывать под руководством и контролем учителя свою деятельность: подготовить рабочее место, рационально разме- стить материалы, инструменты и приспособления, сохранять поря- док на рабочем месте во время работы и убирать рабочее место по окончании работы; участвовать в коллективном обсуждении. | ||
9 | Пейзажи из природных материалов | |||
10 | Узоры из семян | |||
11 | Декоративная композиция из сухих листьев и семян | |||
12 | Аппликации из бумаги для школьной выставки «Природа нашего края» | |||
13 | Аппликации из бумаги для школьной выставки «Природа нашего края» | |||
14 | Обрывные аппликации из бумаги | |||
15 | Новогодняя открытка | Моделировать и конструировать с помощью учителя несложные изделия с разными конструктивными особенностями. Планировать с помощью учителя последовательность практических действий для реализации поставленной задачи. | ||
16 | Пригласительный билет на елку | |||
17 | Конверт для пригласительного билета | |||
18 | Гофрированные новогодние подвески | |||
19 | Новогодние снежинки | Участвовать под руководством учителя в совместной творче- ской деятельности при выполнении практических работ, практиче- ской реализации окончательного образа объекта. | ||
20 | Мозаика из бумаги | Исследовать с помощью учителя: 1) свойства материалов: физические (цвет, фактура, форма, прозрачность), механические (влагопроницаемость), технологические (строение); 2) приемы обработки бумаги (разметка по шаблону, через копирку, кальку, вырывание, разрезание и вырезание ножницами по контуру, многослойное складывание, гофрирование, склеивание деталей за всю поверх- ность и фрагмент, капельное склеивание, переплетение [соединение в щелевой замок], отделка аппликацией, сушка), 3) приемы работы с приспособлениями (шаблон, лекало) и инструментами (стека, ножницы, карандаш, кисть для клея). | ||
21 | Модели из бумаги | |||
22 | Плетение из полосок бумаги | |||
23 | Открытка в подарок маме | |||
24 | Модели городского транспорта | |||
25 | Аппликация из ткани | Осуществлять с помощью учителя самоконтроль: сравнивать способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. Обобщать с помощью учителя (осознавать и формулировать) новое знание, открытое и освоенное на уроке. | ||
26 | Аппликация из ткани | |||
27 | Игольница | Создавать с помощью учителя мысленный образ будущего изде- лия с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи и воплощать его в материале с опорой на рисунки. Соблюдать под контролем учителя приемы безопасного и рационального труда. Участвовать под руководством учителя в совместной творче- ской деятельности при выполнении практических работ: создание и практическая реализация окончательного образа объекта, опре- деление своего места в общей деятельности. Осуществлять с помощью учителя самоконтроль: сравнить спо- соб действия и его результат с эталоном с целью обнаружения отличий от эталона. Обобщать (осознавать и формулировать) с помощью учителя новое знание, открытое и освоенное на уроке. | ||
28 | Подвески из лоскутков ткани | |||
29 | Вышитая салфетка | |||
30 | Вышитая салфетка | |||
31 | Вышитая салфетка | |||
32 | Цветочная композиция из ниток | |||
33 | Баба-яга в ступе |