рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"
рабочая программа по технологии (1 класс)

Юртайкина Ольга Александровна

Рабочая программа по технологии 1 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya.docx34.81 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа учебного предмета «Технология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и на основе авторской программы Т.М.Рагозиной.

     Место учебного предмета в учебном плане

     На изучение предмета «Технология» согласно учебному плану МОУ «СОШ №28» отводится в 1 классе 33 ч (1 ч в неделю).

     Духовно-нравственное развитие на уроках технологии предполагает воспитание ценностного отношения к предметам материальной культуры как продукту творческой предметно-преобразующей деятельности человека, к природе как источнику сырьевых ресурсов, а также воспитание трудолюбия, организованности, добросовестного и ответственного отношения к делу, инициативности, любознательности, потребности помогать другим, уважение

к труду и его результатам.

     Решение конструкторских, художественно-конструкторских и технологических задач обеспечивает развитие конструктивного мышления и пространственного воображения школьников. Физическое развитие обеспечивается тем, что работа учащихся сочетает в себе как умственные, так и физические действия. Выполнение технологических операций связано с определенной мускульной работой, в результате которой активизируются обменные процессы в организме, а вместе с ними — рост клеток и развитие мускулов.

     Эмоционально-эстетическое развитие на уроках технологии происходит под воздействием разных факторов: это и состояние рабочего места, и культура организации труда обучающихся, и качество материалов, инструментов и приспособлений, а также сами поделки, отвечающие основным требованиям и законам декоративно-прикладного искусства.

     Технология как учебный предмет является комплексной и интегративной по своей сути, что предполагает тесную взаимосвязь практически со всеми предметами начальной школы.

     С математикой — моделирование (преобразование объектов из чувственной формы в модели, воссоздание объектов по модели в материальном виде, мыслительная трансформация объектов и пр.), выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

     С изобразительным искусством — использование средств художественной выразительности с целью гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов декоративно-прикладного искусства и дизайна.

     С окружающим миром — рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы — как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека — как создателя материально-культурной среды обитания, изучение этнокультурных традиций.

     С русским языком — развитие устной речи в процессе использования различных видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов: анализ заданий и обсуждение результатов практической деятельности (описание конструкции изделия, материалов и способов их обработки; обсуждение последовательности действий и построение плана деятельности; формулирование логически связанных высказываний, выводов).

     С литературным чтением — работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

     Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

— стимулирование и развитие любознательности, интереса к технике, миру профессий, потребности познавать культурные традиции своего региона, России и других государств;

— формирование картины материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

— формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации, интереса к предметно-преобразующей, художественно-конструкторской деятельности;

— формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

— развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения, творческого мышления;

— формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий, включающих целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения учебных задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

— овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования и хранения информации, использования компьютера; поиска (проверки) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Учебный курс «Технология» является составной частью развивающей личностно-ориентированной системы «Перспективная начальная школа».

В соответствии с концептуальными положениями системы учебный курс учитывает опыт ребенка и тот образ мира, который определяется его природно-предметной средой. Это не только опыт городской жизни с развитой инфраструктурой, но и опыт сельской жизни, связанный с естественно-природным ритмом, с удаленностью от крупных культурных объектов. Этот опыт учитывается в содержании учебных заданий, в выборе технологических приемов и поделочных материалов, естественных и доступных для учащихся не только городских, но и сельских школ.

     Деятельностный подход к процессу обучения осуществляется путем формирования у школьников представлений о взаимодействии человека с окружающим миром, осознания обучающимися роли трудовой деятельности людей в развитии общества, формирования универсальных учебных действий (УУД), способствующих усвоению начальных технологических знаний, простейших трудовых навыков и овладению первоначальными умениями проектной деятельности.

     Цели обучения и значение предмета выходят далеко за рамки освоения учащимися конкретных технологических операций. Предмет «Технология» является опорным в проектировании УУД. В нем все элементы учебной деятельности — целеполагание, планирование, ориентировка в задании, преобразование, прогнозирование, умение предлагать способы решения, оценка изделия и т. д. — предстают в наглядном виде и тем самым становятся более понятными для обучающихся.

Основные виды учебной деятельности обучающихся:

— простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, приемов их обработки;

— анализ конструкций, условий и способов их создания;

— моделирование, конструирование из различных материалов;

— решение доступных конструктивно-технологических и творческо-художественных задач, простейшее проектирование, практика работы на компьютере.

     В содержании обучения большое значение имеют социально-нравственные аспекты трудовой деятельности, личностная и общественная значимость создаваемых изделий.

          Готовые изделия используются на других уроках, при организации школьных выставок, конкурсов, ярмарок, при оформлении школьных и домашних помещений, для подарков родителям, детским садам, ученикам младших классов.

     Программа позволяет осуществлять пропедевтическую проф-ориентационную работу, цель которой — формирование у младших школьников интереса к трудовой и профессиональной деятельности. Для решения этой задачи рекомендуется проводить экскурсии на природу (с целью наблюдения за природой и заготовки природных материалов), посещать музеи декоративно-прикладного искусства, выставки.

     Для успешной реализации программы следует сочетать эвристические беседы с поисковой исследовательской деятельностью детей (при обсуждении конструктивных особенностей изделий, определении свойств материалов, поиске рациональных способов их обработки, правильного выполнения технологического приема, операции, конструкции).

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Ценностные ориентиры содержания образования включают в себя:

— развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно: развитие познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества; формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

— развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации: готовности к самостоятельным действиям, ответственности за их результаты; формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей; уважение к результатам труда других людей;

— развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма: формирование эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной и отечественной материальной культурой;

— формирование психологических условий для продуктивного общения, сотрудничества на основе доброжелательности, готовности к сотрудничеству, готовности оказания помощи тем, кто в ней нуждается; формирование уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнера, признавать право каждого иметь свое мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

     Личностными результатами изучения предмета «Технология» являются воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок, раскрывающих отношение к труду, системы норм и правил межличностного общения, обеспечивающей успешность совместной деятельности.

     Метапредметными результатами изучения предмета является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

     Предметными результатами изучения предмета являются доступные возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Технология» к концу 1-го года обучения

Обучающиеся научатся:

• рассказывать о рукотворном мире как результате труда человека;

• различать предметы рукотворного мира;

• выполнять доступные действия по самообслуживанию (сохранять порядок на рабочем месте во время работы и убирать его по окончании работы; пришивать пуговицы с двумя отверстиями);

• использовать приобретенные знания о видах и свойствах природных и текстильных материалов, бумаги при изготовлении изделий;

• анализировать устройство изделия (под руководством учителя), определять его назначение;

• организовывать рабочее место для выполнения практической работы (под руководством учителя);

• понимать приемы безопасного использования ручных инструментов: ножниц, швейных игл, булавок с колечком;

• экономно размечать материалы по шаблону, через копирку, кальку;

• отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов (природных, пластических, текстильных, бумаги) оптимальные и доступные технологические приемы их ручной обработки;

• анализировать устройство изделия, определять его назначение;

• выполнять практические задания с опорой на рисунок, схему и инструкцию учителя;

• конструировать и моделировать несложные технические объекты и учебные предметы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• бережно относиться к природе как источнику сырья;

• выполнять технологический процесс изготовления поделки с опорой на рисунок, схему (под руководством учителя);

• анализировать устройство изделия, определять его назначение и изготавливать (под руководством учителя) изделие;

• работать в коллективе.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

1 класс (33 ч)

1. Общекультурные и общетрудовые компетенции.

Основы культуры труда, самообслуживания

Рукотворный мир как результат труда человека. Разнообразие предметов рукотворного мира (предметы быта, произведения художественного и декоративно-прикладного искусства, архитектура). Природа как источник сырья. Технология — знания о способах переработки сырья в готовое изделие. Технологический процесс — последовательное выполнение работы по изготовлению изделий.

Организация рабочего места для работы с бумагой, пластическими, природными и текстильными материалами (рациональное размещение материалов, инструментов и приспособлений).

Анализ устройства и назначения изделия.

Самообслуживание: сохранение порядка на рабочем месте во время работы и уборка рабочего места по окончании работы; выполнение мелкого ремонта одежды — пришивание пуговиц с двумя отверстиями.

2. Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты

Природные материалы. Растительные природные материалы родного края, используемые на уроках: листья, семена растений, веточки, шишки, скорлупа орехов. Свойства природных материалов: цвет, форма, размер.

Правила поведения на природе во время сбора природных материалов. Способы заготовки, хранения и подготовки материалов к работе.

Инструменты и приспособления для обработки природного материала: ножницы, кисточка для клея, подкладная дощечка.

Приемы рационального и безопасного использования ножниц. Приемы работы с природными материалами: разрезание ножницами, капельное склеивание, сушка.

Практические работы: украшение открыток, изготовление аппликаций, орнаментальных композиций.

Пластические материалы. Пластилин, масса для моделирования. Подготовка пластилина к работе.

Инструменты и приспособления для обработки пластилина:

стека, подкладная дощечка, чашка для воды, салфетка.

Приемы работы с пластилином: отщипывание и отрезание от бруска кусочков, скатывание шариков, раскатывание шариков в форме конуса и жгутика, вытягивание, заглаживание, вдавливание, прижимание, примазывание, сворачивание жгута в спираль.

Практические работы: лепка овощей, фруктов, блюда, фигурок животных, фишек для уроков математики.

Бумага. Виды бумаги, используемые на уроках: цветная (для аппликаций), копирка, калька, писчая, газетная. Свойства бумаги: цвет, прозрачность, влагопроницаемость. Наблюдения и опыты по выявлению волокнистого строения бумаги и влияния на нее влаги. Экономное расходование бумаги.

Виды условных графических изображений — рисунок, схема. Инструменты и приспособления для обработки бумаги: карандаши простые (твердость ТМ, 2М), ножницы, фальцовка, кисточка для клея, шаблон, подкладной лист, салфетка для снятия лишнего клея. Приемы безопасного использования ножниц.

Приемы работы с бумагой: разметка по шаблону, через копирку, кальку; вырывание, разрезание и вырезание ножницами по контуру; многослойное складывание, гофрирование, склеивание деталей за всю поверхность и фрагмент, капельное склеивание; переплетение (соединение в щелевой замок), отделка аппликацией, сушка.

Практические работы: изготовление аппликаций, пригласительных билетов, конвертов, новогодних подвесок и снежинок, закладок для книг, открыток по рисунку, схеме.

Текстильные материалы. Виды используемых на уроках тканей: хлопчатобумажные, льняные. Сравнение свойств тканей.

Экономное расходование тканей при раскрое. Виды используемых на уроках ниток: швейные, мулине. Инструменты и приспособления для обработки текстильных материалов: иглы швейные и для вышивания, булавки с колечком, ножницы, портновский мел, выкройки. Приемы безопасного использования игл и булавок.

Приемы работы с текстильными материалами: отмеривание длины нитки, закрепление конца нитки узелком, раскрой деталей по выкройке, разрезание и вырезание ножницами, продергивание бахромы, разметка через копирку, вышивание швом «вперед иголку», связывание ниток в пучок, наклеивание деталей из ткани и ниток на картонную основу, пришивание пуговиц с двумя отверстиями.

Практические работы: изготовление аппликаций, игольниц, подвесок из лоскутков, вышитых салфеток, цветочных композиций.

3. Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как способе создания конструкции технических, бытовых, учебных предметов. Изделие, деталь изделия (общее представление). Модель. Конструирование и моделирование изделий из бумаги, природных материалов по схеме и рисунку.

Практические работы: создание моделей парусника, лодочки, городского транспорта (автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай), конструирование куклы Баба-яга.

СИСТЕМА ЗАДАНИЙ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ

НА ФОРМИРОВАНИЕ УУД

Личностные УУД

1. Действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий.

2. Действия, характеризующие уважительное отношение к труду и к продукту, производимому людьми разных профессий.

3. Проектная деятельность.

4. Контроль и самоконтроль.

Регулятивные УУД

1. Планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи.

2. Отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий.

3. Самоконтроль и корректировка практической работы.

4. Самоконтроль результата практической деятельности путем сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом).

5. Оценка результата практической деятельности путем проверки изделия в действии.

Познавательные УУД

1. Поиск необходимой информации в учебнике, словарях, справочниках, в том числе на электронных носителях.

2. Сохранение информации на бумажных и электронных носителях в виде упорядоченной структуры.

3. Чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы).

4. Моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями.

5. Конструирование объектов с учетом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов.

6. Сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта, установление связи с выполняемыми ими функциями.

7. Сравнение различных видов конструкций и способов их сборки.

8. Анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий.

9. Выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач.

10. Проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла.

11. Поиск необходимой информации в Интернете.

Коммуникативные УУД

1. Учет позиции собеседника (соседа по парте).

2. Умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при выполнении практических работ, реализации проектов.

3. Умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте).

4. Взаимоконтроль и взаимопомощь при реализации проектной деятельности.

Описание материально-технического учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса

Учебно-методический комплект:

Рагозина Т.М., Гринева А.А. Технология. 1 класс: Учебник. — М.: Академкнига/Учебник.

Рагозина Т.М. Технология. 1 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник.

Учебное оборудование

Инструменты и приспособления для ручной обработки материалов и решения конструкторско-технологических задач: ножницы школьные со скругленными концами, нож канцелярский макетный с металлической направляющей лезвия, линейка пластмассовая или металлическая 25—30 см, линейка с бортиком (для работ с ножом), угольник пластмассовый с углами 90 градусов, простые карандаши марки ТМ и 2М, циркуль (не «козья ножка»!), шило, игла швейная, игла для вышивания с удлиненным ушком и для вышивания по канве, булавки с колечком, нитевдеватель, пустой стержень шариковой ручки, кисти для работы с клеем и красками, стека, подставка для инструментов, дощечка для выполнения работ с ножом и шилом, дощечка для лепки.

Материалы для изготовления изделий: бумага (цветная мелованная двухсторонняя, офисная для аппликаций, калька, копирка, писчая, альбомная, газетная, ватманская, гофрированная, самоклеящаяся, крепированная); картон (цветной, гофрированный); лоскутки хлопчатобумажной, льняной, шерстяной ткани (сукно, драп), вельвет; нитки швейные, мулине, пряжа для вязания; узкая и широкая тесьма, тонкий шнур; фурнитура (пуговицы, бусинки, бисеринки); пластилин, масса для моделирования, глина, пластическая масса из соленого теста; фольга, цветная проволока в изоляции, природные материалы (засушенные листья, цветущие растения, стебли, веточки, семена и плоды растений, шишки, желуди, скорлупа грецких орехов, яичная скорлупа); утилизированные материалы

(пластмассовые разъемные упаковки-капсулы, емкости, банки из жести, упаковочная тара из пенопласта); наборы «Конструктор».

Материальные условия: специальные приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и подготовки обучающихся к урокам технологии (коробки, укладки, подставки, папки и пр.)

Список литературы:

Сборник примерных рабочих программ 1-4 «Перспективная начальная школа» - М.: Академкнига, 2011.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ

Дата

Тема

Характеристика деятельности учащихся

По плану

По факту

1

Мир изделий

Анализировать предметы рукотворного мира, приводить при-

меры изделий, из которых они сделаны.

Наблюдать связи предметов рукотворного мира с природой как

источником сырья.

2

Приемы работы с пластилином

3

Приемы работы с пластилином

4

Изделия из пластилина для школьной выставки (фрукты)

Анализировать с помощью учителя предлагаемые задания:

понимать поставленную цель, анализировать конструкторско-тех-

нологические и декоративно-художественные особенности пред-

лагаемых изделий, выделять известное и неизвестное, читать гра-

фические изображения (рисунки, схемы).

5

Изделия из пластилина для школьной выставки (овощи)

6

Изделия из пластилина для школьной выставки (домашние животные)

7

Фишки из массы для моделирования

8

Аппликации из засушенных листьев

Планировать с помощью учителя предстоящую практическую

работу в соответствии с ее целями, задачами, особенностями

выполняемого задания.

Организовывать под руководством и контролем учителя свою

деятельность: подготовить рабочее место, рационально разме-

стить материалы, инструменты и приспособления, сохранять поря-

док на рабочем месте во время работы и убирать рабочее место по

окончании работы; участвовать в коллективном обсуждении.

9

Пейзажи из природных материалов

10

Узоры из семян

11

Декоративная композиция из сухих листьев и семян

12

Аппликации из бумаги для школьной выставки «Природа

нашего края»

13

Аппликации из бумаги для школьной выставки «Природа

нашего края»

14

Обрывные аппликации из бумаги

15

Новогодняя открытка

Моделировать и конструировать с помощью учителя несложные

изделия с разными конструктивными особенностями.

Планировать с помощью учителя последовательность практических действий для реализации поставленной задачи.

16

Пригласительный билет на елку

17

Конверт для пригласительного билета

18

Гофрированные новогодние подвески

19

Новогодние снежинки

Участвовать под руководством учителя в совместной творче-

ской деятельности при выполнении практических работ, практиче-

ской реализации окончательного образа объекта.

20

Мозаика из бумаги

Исследовать с помощью

учителя:

1) свойства материалов: физические (цвет, фактура, форма, прозрачность), механические (влагопроницаемость), технологические (строение);

2) приемы обработки

бумаги (разметка по шаблону, через копирку, кальку, вырывание,

разрезание и вырезание ножницами по контуру, многослойное

складывание, гофрирование, склеивание деталей за всю поверх-

ность и фрагмент, капельное склеивание, переплетение [соединение в щелевой замок], отделка аппликацией, сушка),

3) приемы работы с приспособлениями (шаблон, лекало) и

инструментами (стека, ножницы, карандаш, кисть для клея).

21

Модели из бумаги

22

Плетение из полосок бумаги

23

Открытка в подарок маме

24

Модели городского транспорта

25

Аппликация из ткани

Осуществлять с помощью учителя самоконтроль: сравнивать

способ действия и его результат с эталоном с целью обнаружения

отличий от эталона.

Обобщать с помощью учителя (осознавать и формулировать)

новое знание, открытое и освоенное на уроке.

26

Аппликация из ткани

27

Игольница

Создавать с помощью учителя мысленный образ будущего изде-

лия с учетом поставленной конструкторско-технологической задачи

и воплощать его в материале с опорой на рисунки. Соблюдать под

контролем учителя приемы безопасного и рационального труда.

Участвовать под руководством учителя в совместной творче-

ской деятельности при выполнении практических работ: создание

и практическая реализация окончательного образа объекта, опре-

деление своего места в общей деятельности.

Осуществлять с помощью учителя самоконтроль: сравнить спо-

соб действия и его результат с эталоном с целью обнаружения

отличий от эталона.

Обобщать (осознавать и формулировать) с помощью учителя

новое знание, открытое и освоенное на уроке.

28

Подвески из лоскутков ткани

29

Вышитая салфетка

30

Вышитая салфетка

31

Вышитая салфетка

32

Цветочная композиция из ниток

33

Баба-яга в ступе