Главные вкладки

    рабочая программа по технологии 1 кл. "Начальная школа 21 века"
    рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

    Жигулина Наталья Павловна

     

    Рабочая программа разработана в соответствии с программой  «Технология. Ступеньки мастерства» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Е.А. Луцева, Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rabochaya_programma_po_tehnologii.rar29.82 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа №16»

    «Согласовано»

    Руководитель МО

    _________Батурина Е.А.

    Протокол № ___   от

    «__15__»___июня__2011 г.

    «Согласовано»

    Заместитель директора школы по УВР

    МОУ СОШ № 16 г. Губкина

    ___________ Курчина Е.В.

    «____»____________2011 г.

    «Утверждаю»

    Директор МОУ СОШ № 16 г. Губкина

    _______________  Гаврилова Р.П.

    Приказ № ___ от «___»_____________2011г.

    Рабочая программа

    по технологии

    1 «А» класс

    2011-2012 учебный год

    УМК «Начальная школа 21 века»

                                                                            Учитель:

                                                                                                             Жигулина Наталья Павловна

    Губкин

    2011

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Рабочая программа разработана в соответствии с программой  «Технология. Ступеньки мастерства» - концепция «Начальная школа XXI века», руководитель проекта Н.Ф. Виноградова (автор Е.А. Луцева, Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века». –3-е издание, доработанное и дополненное. – М.: Вентана-Граф, 2010. – 176 с.

    В начальной школе закладываются основы технологического образования, позволяющие, во-первых, дать детям первоначальный опыт преобразовательной художественно-творческой и технико-технологической деятельности, основанной на образцах духовно-культурного содержания и современных достижениях науки и техники, во-вторых, создать условия для самовыражения каждого ребенка в его практической творческой деятельности, через активное изучение простейших законов, создания предметной среды посредством освоения технологии преобразования доступных материалов и использования современных информационных технологий.

    Изучение технологии в начальной школе направлено на решение следующих задач:

    -  развитие личностных качеств (активности, инициативности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (внимания, памяти, восприятия, образного и образно-логического мышления, речи) и творческих способностей (основ творческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

    -  формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира (от открытия способов удовлетворения элементарных жизненных потребностей до начала технического прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой (как источника не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов);

    -     воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой деятельности предшествующих поколений

    -  овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

    -  расширение и обогащение личного жизненно- практического опыта, их представлений о профессиональной деятельности людей в различных областях культуры, о роли техники в жизни человека.

    Особенности представления материала:

    • исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;

     преобразующая деятельность человека рассматривается в единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрицательное, в том числе обсуждаются проблемы экологии;

    • показано, что технологии практических работ из века в век остаются почти неизменными, особенно ручных, ремесленнических (разметка, вырезание, соединение деталей, отделка изделия);

    • осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в том числе рассматриваются причины и закономерности разделения труда, необходимость повышения производительности труда, этапы развития техники в помощь человеку и т. д.;

    • подчёркивается, что творческая деятельность — естественная, сущностная потребность человека в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изобретательстве, стимулирующем развитие производства или наук (физики, химии, астрономии, биологии, медицины).

    Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, –продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления, обсуждения, открытия новых знаний, опытные исследования предметной среды и т.п. Деятельность учащихся на уроках первоначально носит в основном индивидуальный характер с постепенным увеличением доли групповых и коллективных работ обобщающего характера, особенно творческих.

    Личностными результатами изучения технологии является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, трудолюбие, желание трудиться, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

    Метапредметными результатами изучения технологии является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

    Предметными результатами изучения технологии являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне труда мастера, художника, об основах культуры труда; элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, умения ориентироваться в мире профессий, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

    Основные требования к уровню подготовки учащихся.

    иметь представление:

    -о роли и месте человека в окружающем ребенка мире;

    -о созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;

    -о человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;

    -о некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека.

    знать:

    -что такое деталь;

    -что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальные и многодетальные;

    -виды соединения деталей;

    -виды материалов;

    -последовательность изготовление несложных изделий;

    -способы разметки: сгибание по шаблону;

    -способы соединения с помощью клейстера, клея;

    -виды отделки

    -название и назначение ручных инструментов и приспособлений, правила работы с ними;

    уметь:

    -наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;

    -различать материалы и инструменты по их назначению;

    -различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;

    -качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий;

    -использовать для сушки плоских изделий пресс;

    -безопасно использовать и хранить в режущие и колющие инструменты;

    -выполнять правила культурного поведения в общественных местах;

    под контролем учителя:

    -рацонально организовывать рабочее место в соответствии с используемым материалом;

    при помощи учителя:

    -проводить анализ образца, планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ними готовое изделие;

    Учебно-тематический план

    п/п

     

    Наименование раздела и тем

    Часы учебного времени

    Плановые сроки прохождения

    Характеристика основной деятельности ученика

    1

    Человек в окружающем мире

     (7 часов).

    1.1 Что нас окружает?

    3

    5.09-28.09

    Наблюдать связи человека с природой и предметным миром; предметный мир ближайшего окружения, конструкции и образы объектов природы и окружающего мира, традиции и творчество мас теров родного края. Уметь классифицировать предметы по признакам – природные и рукотворные; знать какое значение имеет природа в жизни человека; уметь различать, что сделано руками человека, а что создано природой. Знать правила повеления в природе, уметь их соблюдать.

    1.2 КТО ГДЕ ЖИВЕТ

    4

    3.10-17.10

    Знать,  какое животное, какое жилище строит, для чего людям и животным нужны жилища. Уметь выполнять общественно важные поручения по благоустройству города.  Уметь работать в коллективе, организовывать рабочее место.

    2

    Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (26 часов).

    2.1 Организация рабочего места при работе с разными материалами

    2.2 АЗБУКА МАСТЕРСТВА

    (время распределяется внутри соответствующих тем)

    6

    24.10-5.12

    Знать, что сделано руками человека, для чего, из какого материала. Уметь классифицировать, исследовать свойства различных материалов. Знать термин «конструкция», уметь разбирать  на детали способом развинчивания и свинчивания. Уметь подбирать инструмент и материалы, знать этапы работы. Уметь классифицировать материалы по видам. Анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизве стного, прогнозировать получение практических результатов в зависи мости от характера  выполняемых действий, находить и использовать в соответствии с этим оптимальные средства и способы работы. Оценивать правильность выполнения заданий.

    2.3 РАБОТАЕМ С БУМАГОЙ

    3

    12.12-26.12

    Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) до ступные материалы: их виды, фи зические свойства (цвет, фактуру, форму и др.). Планировать последователь ность практических действий для реализации замысла, поставлен ной   задачи. Уметь  выполнять обрывочную аппликацию, действовать с опорой на памятку.

    2.4ПОМОЩНИКИ МАСТЕРА

    4

    16.11-6.02

    Знать свойства бумаги, способы наклеивания, технику безопасности  при работе с ножницами, клеем. Уметь вырезать детали из бумаги по собственному вымыслу. Создавать мысленный образ конструкции с учетом поставлен ной конструкторско-технологичес-кой задачи или с целью передачи определенной художественно-эсте тической информации; воплощать мысленный образ в материале с опорой (при необходимости) на графические изображения, соблю дая приемы безопасного и рацио нального труда.

    2.5 СНАЧАЛА НАРИСУЕМ

    3

    20.02-5.03

    Уметь различать  и чертить  линии различной конфигурации, выполнять аппликацию из ниток. Знать приемы плетения ниток на бумажной основе.

    2.6 МНОГО И РОВНО

    4

    12.05-9.04

    Знать термин «шаблон», приемы наклеивание, приемы сгибания как способ разметки. Уметь  различать геометрические фигуры и наклеивать их, работать в технике «оригами» Организовывать свою деятель ность: подготавливать свое рабо чее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблю дать приемы безопасного и ра ционального труда; работать в малых группах, осуществлять со трудничество, исполнять разные социальные роли (уметь слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, про дуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми).

    РАБОТАЕМ С ТКАНЬЮ

    5

    16.06-21.05

    Знать различные виды игл и их строение, способы ремонта книг. Уметь соединять детали разными приемами, вдевать нитку в иголку, делать прямую строчку. Оценивать результат деятельности: проверять изделие в действии, корректировать при необходимости его конструкцию и технологию изготовления.

    Программа рассчитана на 33 ч. в год (1 час в неделю). Изменения в программу не внесены.

    Количество часов в год – 33.

    Количество часов в неделю – 1.

    Количество часов в I четверти – 8.

    Количество часов во II четверти – 8.

    Количество часов в III четверти – 9.

    Количество часов в IV четверти – 8.

    Содержание программы

    1. Технико-технологические знания и умения, основы технологической культуры (26 часов).

    Элементы материаловедения. Материалы, из которых сделаны окружающие ребенка предметы (на уровне названий): бумага, картон, пластилин, глина, металл, стекло, пластмасса, песок, ткань и др. Виды бумаги (рисовальная, цветная тонкая), тонкий картон, пластические материалы (глина, пластилин), природные материалы. Их свойства: цвет, пластичность,  мягкость, твердость, прочность; гладкость, шершавость, влагопроницаемость, коробление (для бумаги и картона). Сбор и сушка природного материала. Разнообразие тканей, их использование. Основные свойства: толщина, прочность, эластичность. Использование свойств материалов в различных изделиях.

    Инструменты и приспособления. Ножницы, шаблон, иглы, булавки, стека. Их функциональное назначение, устройство. Рациональные приемы работы ими. Безопасное обращение с колющими и режущими инструментами.

    Организация рабочего места при работе с разными материалами: пластическими, бумагой, тканью. Эстетика рабочего места и рациональное размещение материалов, инструментов, приспособлений.

    Основы конструкторских знаний и умений. Деталь как составная часть изделий. Однодетальные и многодетальные изделия, неподвижное соединение деталей.

    Основы  технологических знаний и умений. Основные технологические операции: разметка, разделение заготовки на части, формообразование детали, соединение деталей, отделка, и приемы.

    1. Разметка сгибанием, свободным рисованием, по шаблону, трафарету, на глаз (пластилин). Использование предметной инструкции. Экономная разметка материала.
    2. Разделение заготовки на части отрыванием, разрыванием по линии сгиба, резанием ножницами.
    3. Формообразование детали сгибанием
    4. Сборка изделия: клеевое соединение деталей (наклеивание мелких и средних по размеру деталей).
    5. Отделка (изделия, деталей) рисованием, аппликацией, прямой строчкой.
    6. Сушка плоских изделий под прессом.
    7. Единообразие технологических операций (как последовательности выполнения изделия) при изготовлении изделий из разных материалов Связь свойств используемых учащимися материалов и технологических приемов их обработки.
    8. Профессии людей из ближайшего окружения ребенка.

    Человек в окружающем мире. 7 часов.

    Мир природный и рукотворный. Роль и место человека в окружающем ребенка мире. Гармония сосуществования человека и окружающего мира. Уязвимость и хрупкость природы и роль человека в разумном и неразумном ее освоении. Влияние неразумной деятельности человека на его существование. Человеческая деятельность утилитарного и эстетического характера. Мастер и мастерство.

     Деятельность человека (учащихся) по созданию и сохранению красоты (эстетики) окружающего мира: поддержание чистоты во внешнем виде, на рабочем месте, в помещениях и во дворе; бережное, доброжелательное и внимательное отношение к близким, окружающим,  животным; стремление быть полезным окружающим. Эмоциональное и словесное выражение своего отношения к позитивным и негативным явлениям действительности.

    Формы организации учебного процесса:

    1. индивидуальные;
    2. индивидуально-групповые;
    3. фронтальные;

    Формы контроля

    1. наблюдение;
    2. беседа;
    3. фронтальный опрос;
    4. опрос в парах.

    Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

    1. Лутцева Е. А. Технология: Ступеньки к мастерству: Учебник для общеобразовательных учреждений, издание 3, переработанное  – М.: Вентана - Граф, 2011.
    2. Лутцева Е. А. Технология: Ступеньки к мастерству: 1 класс: Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2008.  
    3. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века», 3 изд., доработанное и дополненное  – М.: Вентана - Граф, 2010.-   176.    

    Дополнительные обучающие материалы:

    1. Материалы сайта www.stranamasterov.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Технология

    Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС...

    рабочая программа по математике класс Начальная школа века

    Рабочая программа соответствует ФГОС НОО....

    Рабочая программа по технологии УМК " Начальная школа XXI века " 2 класс

    Данная программа входит в УМК «Начальная школа XXI века» под ред. Виноградовой Н.Ф. и рекомендована для использования Министерством образования и науки РФ....

    Рабочая программа по технологии УМК "Начальная школа 21 века"

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основании Основной образовательной программы начальн...

    Рабочая программа по технологии УМК "Начальная школа 21 века"

    Рабочая программа     по технологии разработана  на основе программы Е.А.Лутцкой. -  М.: Планета, 2014. УМК «Начальная школа 21 века» и в соответствии с основными положен...

    Рабочая программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века")

    Рабочая  программа по технологии для начальной школы (УМК "Начальная школа 21 века") рекомендована педагогам начальных классов....