Рабочие программы 1 класс УМК "Начальная школа XXI века" Технология
рабочая программа по технологии (1 класс) по теме

Андреева Юлия Николаевна

Рабочие программы для 1 класса УМК "Начальная школа 21 века" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya-1.doc193.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

__________Андреева Ю.Н.


Протокол № ______ от

«_____»___________2013г.

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________  Горох Н.Г.


«_____»____________2013г.

«Утверждено»

Директор МБОУ СОШ села Ключи

_________   Н.В.Богданова

Приказ № _______ от

«_____»___________2013г.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Андреевой Юлии Николаевны

Вторая  категория

Технология

1  класс

Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа села Ключи»

2013 - 2014 учебный год

Пояснительная записка.

Рабочая программа по технологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального образования 2004 года и авторской программы по технологии Е.А. Лутцевой.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сторонами материального мира, объединенными общими закономерностями, которые обнаруживаются в способах реализации человеческой деятельности, в технологиях преобразования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологичность» и «технология», отражаются в отдельных видах деятельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

В связи с этим задачами курса являются:

  1. развитие личностных качеств, интеллекта, творческих способностей;
  2.  развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, схем, чертежей), творческого мышления;
  3. развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекцию и оценку;
  4. развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;
  5. формирование общих представлений о мире, созданном умом и руками человека, об истории деятельностного освоения мира, о взаимосвязи человека с природой - источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;
  6. воспитание экологически разумного отношения к природным ресурсам, умения видеть положительные и отрицательные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию - результатам трудовой деятельности предшествующих поколений;
  7. овладение детьми элементарными обобщенными технико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;
  8. расширение и обогащение личного жизненно-практического опыта учащихся,   ознакомление с миром профессий и их социальным значением;

Данный курс закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образования, которое должно обеспечить учащимся широкий культурный кругозор, творческое мышление, максимальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно- нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразовательной, проектной деятельности человека и овладения элементарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками.

Содержание курса рассматривается не как самоцель, а, прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования элементарных технико-технологических умений, основ проектной деятельности.    

Содержание курса отобрано и целенаправленно структуированно в двух основных разделах: «Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии». Первый раздел включает информационно-познавательную и практические части и построен в основном по концентрическому принципу. Второй раздел отражает познавательную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды.

Данный курс является опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальном звене. В этом курсе все элементы учебной деятельности (планирование, преобразование, оценка продукта, умение распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата) предстают в наглядном плане и становятся более понятными для детей.

Занятия детей на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности. Они отвечают возрастным особенностям психического развития детей младшего школьного возраста.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Методическая основа курса - организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с первого класса. Основные методы, реализующие развивающие идеи курса,- продуктивные (включают в себя наблюдения, размышления обсуждения и т.д.)

Курс реализует следующие типы уроков и их сочетания: информационно- теоретической, урок-экскурсия, урок-практикум, урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с постепенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера - творческих проектов.

Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим критериям:

  1. качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;
  2. степень самостоятельности;
  3. уровень творческой деятельности

Предпочтение следует отдавать качественной оценке деятельности каждого ребенка на уроке, его творческим находкам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Рабочая программа рассчитана на 33 часа, что соответствует 1 часу в неделю.

Учебно-тематический план.

Тема раздела

Количество часов

комбинир

экскур

1

Человек в окружающем мире. Мир, созданный руками человека

8

2

3

2

Обобщенные технико-технологические знания и умения

5

5

3

Технология обработки бумаги          

16

16

4

Технология обработки ткани

4

4

Итого

33

30

3

Содержание программы.

Тема раздела

Кол -во часов


Планируемые результаты

Универсальные учебные деятельности


Предметные знания


Знать


Уметь

1.

Что нас окружает

3

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • поиск необходимой информации;
  • произвольное построение речевого высказывания;
  1. Логические:
  • анализ;
  • синтез;
  • классификация объектов.

  Коммуникативные

  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
  • владение монологической и диалогической речью.

Личностные

  • Самоопределение
  • Смыслообразование

Нравственно-этическая ориентация

  • Наблюдать

сравнивать, делать простейшие обобщения;













  • передавать

смысловые связи между предметами; выражать  свои  чувства, настроение

2.

Кто где живет

6

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • осознанное, произвольное построение речевого высказывания в устной форме;
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • рефлексия; контроль и оценка результатов деятельности.
  1. Логические:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение объектов.

Коммуникативные

  • умение слушать и вступать в диалог;
  • планирование учебного сотрудничества
  • владение диалогической и монологической речью

Личностные

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • нравственно-этическая ориентация

Регулятивные

  • прогнозирование
  • планирование
  • контроль
  • коррекция
  • оценка
  • о роли и месте

человека в окружающем ребенка мире;

  • о созидательной,

творческой деятельности человека и природе как   источнике его вдохновения;

  • о человеческой

деятельности утилитарного и эстетического характера;

  • о некоторых

профессиях, о силах  природы, их пользе и опасности для человека;

  • когда деятельность

человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

 самостоятельно

выполнять  композицию  иллюстрации, выделять и узнавать  главное

  • передавать

свои  наблюдения  и  переживания на основе наблюдений или по представлению; передавать в   поделках смысловые связи между предметами

3.

Азбука мастерства

7

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • моделирование
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме
  1. Логические:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение, классификация объектов.
  • Выдвижение гипотез и их обоснование
  1. Постановка и решение проблемы:
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные

  • планирование учебного сотрудничества;
  • постановка вопросов;
  • управление поведением  партнера;
  • умение полно и точно выражать свои мысли

Регулятивные

  • планирование;
  • контроль;
  • коррекция
  • оценка.

Личностные

  • самоопределение
  • смыслообразование

нравственно-этическая ориентация

  • технику работы с

природными материалами.

  • правила  работы  с

несъедобными  семенами  растений

  • приёмы соединения

деталей пластилином.

  • выполнять

аппликацию из засушенных растений

  • выполнять

мозаику  из  семян.

  • Изготавливать

сказочных героев из природного материала

4.

Работаем с бумагой

 5

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • выбор эффективных способов решения задач.
  • структурирование знаний
  • рефлексия
  1. Логические:
  • анализ;
  • синтез;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
  1. Постановка и решение проблемы:
  • Самостоятельное создание способов решения проблем.

Регулятивные

  • планирование;
  • контроль;
  • оценка;
  • коррекция.

Личностные

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • технику  выполнения

аппликации

  • технику  выполнения

мозаики.

  • приёмы разметки

складыванием.

  •  приёмы плетения

из бумажных полос.

  • выполнять

мозаику  из  мятой  бумаги.

  • выполнять

мозаику  из  рваной  бумаги

  • выполнять

симметричное вырезание

  • выполнять

аппликацию из бумажных полос.

5

Помощники мастерства

2

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • осознанное построение речевого высказывания в устной форме.
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • структурирование знаний.
  1. Логические:
  • анализ;
  • синтез;
  • сравнение; и классификация объекта.
  1. Постановка и решение проблемы
  • самостоятельное создание способов решения проблем

Регулятивные

  • планирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка

Коммуникативные

  • планирование
  • постановка вопросов
  • управление поведением партнера
  • умение полно и точно выражать свои мысли
  • правила безопасной

работы с иглами и ножницами.

  • изображать форму,

общее пространственное расположение, пропорции, цвет.

6

Сначала рисуем

5

Познавательные

  1. Общеучебные:
  • поиск и выделение необходимой информации;
  • контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач.
  • структурирование знаний
  • рефлексия
  1. Постановка решения проблемы:
  • самостоятельное создание способов решения проблемы

Регулятивные

  • планирование;
  • контроль;
  • коррекция;
  • оценка.

Личностные

  • самоопределение
  • смыслообразование
  • приёмы разметки

складыванием.

  • чертить

развёртку.

Выполнять

технику «гармошка».

Выполнять

аппликацию из геометрических фигур.

Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:

Иметь представление:

  • О роли и месте человека в окружающем ребенка мире;
  • О созидательной, творческой деятельности человека и природе как источнике его вдохновения;
  • О человеческой деятельности утилитарного и эстетического характера;
  • О некоторых профессиях; о силах природы, их пользе и опасности для человека;
  • О том, когда деятельность человека сберегает природу, а когда наносит ей вред;

Знать:

  • Что такое деталь (составная часть изделия);
  • Что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и многодетальными;
  • Какое соединение деталей называют неподвижным;
  • Виды материалов (природные, бумага, тонкий картон, ткань, клейстер, клей), их свойства и названия – на уровне общего представления;
  • Последовательность изготовления несложных  изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
  • Способы разметки: сгибанием, по шаблону;
  • Способы соединения с помощью клейстера, клея ПВА;
  • Виды отделки: раскрашивание, аппликации, прямая строчка и ее варианты;
  • Названия и назначение ручных инструментов (ножницы, игла) и приспособлений (шаблон, булавки), правила работы с ними;

Уметь:

  • Наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
  • Различать материалы и инструменты по их назначению;
  • Различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
  • Качественно выполнять изученные операции и приемы по изготовлению несложных изделий: экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью клея; эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями, прямой строчкой и ее вариантами;
  • Использовать для сушки плоских изделий пресс;
  • Безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, иглы);
  • Выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
  • Анализировать конструкторско-технологические и декоративно-художественные особенности предлагаемых заданий;
  • Прогнозировать получение практических результатов;

Под контролем учителя:

  • Организовывать рационально  рабочее место в соответствии с используемым материалом;
  • Осуществлять сотрудничество, исполнять разные социальные роли;

При помощи учителя:

  • Проводить анализ образца (задания), планировать последовательность выполнения практического задания, контролировать и оценивать качество (точность, аккуратность) выполненной работы по этапам и в целом, опираясь на шаблон, образец, рисунок и сравнивая с ним готовое изделие.

При поддержке учителя и одноклассников самостоятельно справляться с доступными практическими заданиями.

Календарно-тематическое планирование.


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания урока

(вопросы изучаемые на уроке)

Инструменты и материалы

Дата проведения

План

Факт

1

Что ты видишь вокруг? (Представление о мире природы и мире, созданном руками человека)

1

Экскурсия, игры на воздухе: “Кто назовет больше предметов окружающего мира” (классификация предметов по признакам — природные и рукотворные) 

2

Мир природы. Как засушить листья

1

Как засушить листья 

Любимое занятие - работа 

листья

3

Мир рукотворный. Любимые занятия

1

Мир рукотворный. Любимые занятия

4

Окружающий мир надо беречь (О взаимоотношении окружающего мира и человека) 

1

Экскурсия “Как люди нашего города, села, деревни относятся к природе” Составляем осенний букет для друзей. Фантазии из листьев и цветов 

различные материалы

5

Экскурсия в школьный краеведческий  музей. Кто какой построил дом, чтобы поселится в нем? )

1

Кто какой построил дом, чтобы поселиться в нем? (Как животные и человек приспосабливаются к окружающему миру – жилище)

листья, цветы, бумага, клей

6

Если захочешь — сделаешь 

1

 Значение трудовой деятельности для человека

изделия трудовой деятельности

7

Готовим праздник (О радости общения и совместного труда) 

1




различные материалы

8

Из чего сделан рукотворный мир (общее представление о материалах).

1

Опытное определение свойств материалов

различные материалы

9

Как устроены разные изделия (общее представление о конструкции).

1

Опытное определение свойств материалов

различные материалы

10

Шаг за шагом (общее представление о конструкции изделий). Пластилин волшебник.

1

Игра “Чья деталь?” (определение целого по его части), творческая работа “Нарисуй свой предмет-загадку              

Пластилин-волшебник

пластилин

11

Что можно изготовить из бумаги, а что из ткани?

1

Игра “Чья деталь?” (определение целого по его части), творческая работа “Нарисуй свой предмет-загадку” 

бумага, ткань

12

Что можно изготовить из бумаги (свойства бумаги) .Подставка из бумаги для кисточки.

 1

Игра “Однодетальные и многодетальные изделия” (классификация предметов по конструктивным признакам) 

бумага, ткань

13

Что можно изготовить из бумаги (свойства бумаги) .Подставка из бумаги для кисточки

1

Игра “Найди среди окружающих тебя предметов изделия из бумаги и ткани” (классификация материалов по видам)

бумага, ткань

14

Зачем человеку нужны помощники? (общее представление об инструментах и механизмах). Учимся наклеивать детали (клеевое соединение бумажных деталей)

1

. 

бумага, ножницы, клей

15

Зачем человеку нужны помощники? (общее представление об инструментах и механизмах). Учимся наклеивать

1

Подставка из бумаги для кисточки 

бумага, ножницы, клей

16

Фантазии из бумаги (приемы работы ножницами).

1


Учим кисточку работать аккуратно 

бумага, ножницы, клей

17

Почему ножницы разные? (особенности конструкции инструментов в зависимости от их назначения).

1

Учим кисточку работать аккуратно

иллюстрации ножниц

18

С кем линии дружат (понятие линии).

1

различные материалы

19

Из ниток и веревочек (виды линий).

1

Приручаем ножницы 

нитки

20

Путь - дорожка (виды линий).

1

Приручаем ножницы 

линейка, бумага

21

Размечаем круги (разметка деталей по шаблону).

1

Приручаем ножницы 

шаблоны

22

Размечаем прямоугольники (разметка деталей по шаблону).

1

линейка, бумага, образец

23

Размечаем треугольники (разметка деталей по шаблону)

1

Хитрые точки 

шаблоны

24

Несложные прямые сгибания.

1

Узоры из веревочек 

линейка, бумага

25

Несложные прямые сгибания.

1

линейка, бумага

26

Изготовление памятки.

1

Разметь, вырежи, собери 

различные материалы

27

Изготовление памятки

1

Домино 

28

Свойство бумаги и ткани.

1

Из одного квадрата. Мозаика. Аппликация “Цирк” 

бумага, ткань

29

Иглы и булавки (швейные приспособления)

1

Тренируй сообразительность! 

швейные приспособления

30

Иглы и булавки (швейные приспособления)

1

Свойства бумаги: и ткани 

швейные приспособления

31

Домики для иголок и булавок.

 

Домики для иголок и булавок 

булавки, иголки

32

Самостоятельная работа с опорой на инструкцию. Бант-заколка

Учимся беречь книги. Лента-закладка для книг 

различные материалы

33

Комплексная работа «Книжкина больница».

 

Бант-заколка 

различные материалы

Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебник:

1кл. Лутцева Е.А. Технология. Учебник.  -  М.: Вентана – Граф,2011

Рабочая тетрадь  «Ступеньки к мастерству». 1 класс. Автор Е. А. Лутцева, Москва, «Вентана-Граф», 2011 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа УМК "Начальная школа XXI века" 2 класс

Программа разработана с учетом требований ФГОС второго поколения...

Рабочие программы по предметам "Школа России" 4 класс

Рабочие программы по русскому языку, математике, окружающему миру, литературному чтению, физкультуре, ОБЖ, технологии для УМК "Школа России"....

Рабочая программа для начальной школы "Школа России"

Рабочая программа для учителей начальной школы по программе "Школа России"....

Рабочая программа для начальной школы( 1-4 класс) по программе "Школа 2100". Авторы программы :Усачёва, Школяр.

Рабочая программа по учебному предмету «Музыка» разработана на основе требований к результатам основной образовательной программы начального общего образования, программы формирования универсальных уч...

Рабочая программа дополнительного образования "Школа грамотеев" 4 класс УМК "Школа России" ФГОС НОО

Пояснительная записка Рабочая программа по курсу «Школа грамотеев» для 4 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начальног...

Рабочая программа подготовительного к школе курса «Школа первоклассника»

Рабочая программа подготовительного  к школе курса «Школа первоклассника»...

Рабочая программа «Скоро в школу» (подготовка детей 6-7 лет в школу) учителя начальных классов первой квалификационной категории

Рабочая программа «Скоро в школу» для подготовки детей 6-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта  начального  общего...