Главные вкладки

    Технологическая карта урока технологии
    план-конспект урока по технологии (1 класс)

    Технологическая карта урока технологии

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_tehnologii.docx25.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта урока  технологии  + презентация  (1 класс)                 Булатова В.А.

    Дата: 27.10.2017

    Тема:  Орнамент из листьев. Что такое орнамент?  

    Задачи:  

    • формировать представления об орнаменте, их разнообразии;
    • способствовать развитию умений различать особенности орнамента;
    • развивать наблюдательность, умение сравнивать:
    • воспитывать бережное отношение к природе, аккуратность, трудолюбие, уважение к своему труду.

    Планируемые результаты

    Предметные: знакомство с понятием «орнамент», вариантами орнаментов, использовать приобретённые знания и умения для творческого решения несложных дизайнерских задач, сравнивать орнаменты, анализировать образцы.

    Личностные: желание  учиться, называть и объяснять свои чувства и ощущения от выполненной работы.

    УУД:

    Познавательные: сравнивать изделия с образцом учителя, делать анализ работы; осуществлять поиск способа решения учебной задачи; определять, как можно соединить части, какие способы подходят для соединения деталей.

    Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу;  адекватно воспринимать оценку учителя; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

    Коммуникативные: слушать и понимать речь учителя и одноклассников.

    Образовательные  ресурсы: Учебник с. 16-17; листья разных деревьев и кустарников, картон цветной, клей, кисти, салфетка, образцы композиций, линейка, карандаш; презентация «Орнаменты».

     

     


    Ход урока

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

     

    1.Мотивавация

    учебной деятельности

    Формулирование темы урока

    Приветствие учащихся

    Прозвенел звонок для нас,

    Все зашли спокойно в класс.

    Стали все у парт красиво,

    Поздоровались учтиво.

    Тихо сели, спинки прямо.

    Вижу, класс наш хоть куда,

    Мы начнем урок труда

    Звучит первый куплет песни "Листья желтые"(видеоролик   "падающие листья"- физминутка для глаз) 

    Осенний вальс (читает выразительно учитель)

    Кружит листва в осеннем вальсе,                                                               Играют блики на стекле,                                                                Причудливым цветным узором                                                                  Ковер ложится на земле.                                                                                    В нарядном осени убранстве                                                                  Берёза, ясень, липа, клён.                                                                         Рябины гроздья среди листьев                                                           Рубиновым горят огнём                                                                                  Всех в этом вальсе осень кружит                                                                     И не жалея доброты,                                                                                       Как будто фея, всем под ноги.                                                                 Бросает золото листвы…      (пауза)                                                                                      

    - Какое  настроение создала вам песня и стихотворение?

    - Как вы думаете,  с  чем мы будем работать на уроке?

    Приветствие.  Создание хорошего настроения для продуктивной работы

    Дети отвечают

    С листьями деревьев

    2. Актуализация знаний Постановка учебной задачи.

    Определение способа составления композиции. Определение композиции, построенной не по изученному правилу.

    Формулирование   задач  урока.

    Посмотрите, ребята,   на доске  букет из заушенных листьев.                    О многих из них говорилось  и в  стихотворении. А сумеете ли вы узнать  листочки по их характеристике и по внешнему виду?

     Тогда будьте внимательны.                                                                          Игра " С какого я дерева?"

     - Свое название это дерево получило по цвету коры, в переводе с

    латинского оно означает "светлый. ясный, белый". Догадались, что это за дерево?  (Берёза)

    • Найдите листочек берёзы в осеннем ряду

    В  переводе с латинского языка название этого дерева значит «красавец». Но дерево это  не  только красиво, но и могуче, поэтому у нас его называют богатырём. Что же это за дерево - богатырь?  (Дуб.)

    • Как выглядят его листья? Найдите их  
    • Видели вы, ребята, как цветут деревья? Какого цвета бывают у них цветы?

    А вот цветочки этого дерева разноцветные: и светло-зелёные, и белые, а сквозь них темнеют,  просвечивают сквозь них и листья, и ветки. «Рябые», - так говорили в народе. А уж когда  на дереве яркие ягоды, смотришь на него, а в глазах так и рябит. Я думаю, вы уже давно узнали это дерево. (Рябина.)

    Совершенно верно, это рябина. Надеюсь, вы помните, как выглядят листья рябины?                                                        Находят литья  рябины в букете.)

    • Это дерево каждую осень радует нас своими резными жёлто-красными листочками, которые   очень похожи на раскрытую ладонь. (Клён.)
    • Найдите лист клёна в букете.

    - Вы, наверное, уже догадались, чему будет посвящен наш урок?. Какова тема и что мы должны  сделать?

    Природа богата и разнообразна. Она щедро делится  человеком своими дарами.  Опавшая листва идёт на перегной и очень полезна для роста растений. А еще из заушенных  листьев можно делать красивые  аппликации

    А что такое аппликация?

    Аппликация -   художественное произведение, выполненное путем  наклеивания, пришивания бумаги, ткани на другой материал, принятый за фон. Аппликация может быть выполнена не только из природного материала (из ткани , соломки, бумаги, бересты)

    - Что такое композиция?

    Композиция-это построение художественного произведения , т.е. взаимное  расположение, величина основных и дополнительных фигур

    А что такое орнамент?

    -Так что нам нужно  узнать  на  сегодняшнем уроке?

    Какие задачи урока?

    Да

    Берёза

     Дуб

    Рябина

    Клён

    Отвечают на вопросы, формулируют тему  и задачи урока.

    Аппликация -   изготовление  рисунка, картины   из наклеенных кусочков бумаги, или нашитой материи

    Это правильное расположение фигур…

    Дети отвечают на вопросы

    Композиция - строение  и взаимное расположение частей художественного произведения

    Орнамент - это…….(дети затрудняются…ответить на вопрос)                                                                                     Что такое орнамент                                                                   Будем сравнивать узоры и находить орнамент

    Будем учиться сами   составлять орнамент

    3. Освоение новых знаний и способов действий.

    Работа с учебником

    - Рассмотрите рисунки композиций в учебнике (с.16).

    - В чём их отличие  от выполненных на прошлом уроке?

    - На представленных композициях узор повторяется. Такой повторяющийся узор называется  орнаментом. Найдите орнаментальную композицию среди представленных в учебнике (с. 16). Орнаментом украшают различные предметы (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурные сооружения, произведения декоративно-прикладного искусства.

    Презентация.

    -Орнаменты бывают разных видов.

    Рассмотрим их на примере такого рукоделия, как ковроделие. Оно известно в России с древности. Ковры применяли для домашнего убранства, использовали при различных обрядовых церемониях. В России коврами завешивали стены для утепления жилищ, украшали храмы, в богатых домах коврами устилали пол, в бедных – на пол клали более дешёвые домотканые коврики – дорожки. Ковры применяли как покрывала для сундуков, лавок, саней. Старинные ковры отличались большим разнообразием рисунков с растительным орнаментом. И всё потому, что мастер-художник бесконечно любит родную природу.

    Отвечают на вопросы, наблюдают, слушают, рассматривают.

    Орнамент - живописное графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов

    4.Исследование

    Рассматривание вариантов орнаментальных композиций.

    - Какими могут быть  узоры, используемые в орнаменте?

    Вывод:

    • Узор может быть расположен как в полосе в круге, так и в квадрате.
    • Элементом узора может быть как геометрическая фигура, так и растение, животное.
    • Узор может быть расположен не только в центре. Но и по краю.

    Показ презентации и коллективное  составление плана работы  

    П лан работы

    1.Выбираем  картон  нужного  цвета.                                                                                                    2. Находим на листе центр

    3.Подбираем листочки необходимых размеров и формы.

    4.Выкладываем аппликацию  на картоне.

    5.Приклеиваем   на картон .

    6.Добавляем необходимые элементы.

    - Вспомните правила работы с клеем

    Отвечают на вопросы, наблюдают, слушают, рассматривают. Формулируют выводы.

    Дети смотрят слайд и называют дейтвие

    Правила работы  с  клеем                                                1.Работаем на подкладном листе                                         2.Называем жилки листьев  клеем   от середины к краям  3.Кладем кисточку на место                                                                4. Наложим лист на картон                                                                 5. Прижмем через салфетку, убрав лишний клей                          6. Положим аппликацию под пресс                                                       7. После работы вымоем и высушим  кисточку

    Физкультминутка

    Профилактика утомления учащихся.

    Физминутка

    Хомка, Хомка, хомячок                                                             Полосатенький бочок.                                                                            Хомка раненько встаёт,                                                                           Щечки моет, шейку трёт.                                                                        Подметает Хомка хатку                                                                                   И выходит на зарядку.                                                                                    Раз, два, три, четыре, пять!                                                                         Хомка хочет сильным стать.

    Выполняют движения.

    5. Закрепление знаний и способов действий.

    - Я предлагаю вам, следуя традициям народных мастеров, создать   орнамент  из  листьев  на доске

    - С  чего начнём работу?                                                                                          - Что будем делать дальше?

     -  Какие листочки подойдут для подобных композиций?                               Какие  листочки  выберем для работы  сначала?                                          Составьте свою композицию?  

     

      Выполняют работу, опираясь на  план, наблюдают, проговаривают все технологические операции.               Нужно найти центр на листе                                        Внимательно рассмотрим и выберем листья

    Выбираем листочки больших размеров

    6.Практическая работа  составление орнамента  из    листьев.

       Слежу  за  самостоятельной работой учащихся, направляю их

    Составление орнамента  из    листьев.

    7.Анализ выполненной работы

     - С  чего начали работу?  Какие листья используем в первую очередь? (во вторую)

    Предлагаю  оценить готовое изделие по следующим критерия: качество, оригинальность, самостоятельность.

    Рассматривают орнамент на доске, обсуждают и оценивают работу.

    5. Рефлексия учебной деятельности.

    - Что нового вы сегодня для себя открыли?

    - Какое понятие вы сегодня можете вложить в копилку своих знаний?

    - Как можно использовать свою поделку?

    - С каким настроением вы заканчиваете урок?                                             - Как можете себя оценить?

    - На следующем уроке продолжим составлять орнаменты

    - Спасибо за работу

    - А  сейчас, нам необходимо  аккуратно сложить материалы и навести  порядок  на  своих  рабочих  столах

    Орнамент - ритмически построенный узор, составленный из растительных, животных, геометрических фигур - элементов

    Аппликация может быть использована в качестве украшения, подарка

    Обсуждают качество выполненных композиций.

    Сигналами оценивают себя

     

     

     

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ, 1 класс

    Работа с бумагой. Значение животного мира в жизни человека.  Виды диких животных.  Знакомство с техникой коллажа. Изготовление аппликации из журнальных вырезок в технике коллажа. Знако...

    Технологическая карта урока технологии для 3 класса по теме"Ваза из бумажных салфеток".

    Тип урока: комбинированный.Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся  в технике аппликации из бумажных салфеток.Задачи:1. Развивающие:Развитие познавательных  УУД: осущес...

    Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

    по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

    Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

    по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...