Рабочая программа по технологии 3 класс
материал по технологии (3 класс)

Представлена рабочая программа по технологии для 3 класса по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_tehnologii_3_klass.doc300.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа Смоленской области

Рассмотрено

На заседании ШМО учителей начальных классов

Протокол № 1 от 20.08.2017г.

Руководитель        Цыганкова С.Н.

Согласовано

Заместитель директора по УР

________/О.С. Галактионова/

«25» августа 2017 г.

Утверждаю

Директор школы

_________/Н.В. Алексеева/

«26» августа 2017 г.

Рабочая программа

по технологии

в 3   классе

на 2016/ 2017 учебный год

                                          Рабочую программу составила: Н.В. Алексеева  

                                                                                                                            

г. Велиж

1. Пояснительная записка

        Рабочая программа по технологии для 3 класса разработана на основе

  1. Федерального Закона «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ, утвержденного 29.12.2012
  2. Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО».
  3. Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г. № 1241 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373, от 31 декабря 2015 года № 1576»
  4. Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа,  
  5. Примерной программы по технологии Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. «Технология: Рабочие программы: 1-4 классы.  М.: «Просвещение», 2011г.
  6. Учебного плана МБОУ «Средняя школа №1» города Велижа на 2017/2018 учебный год и Положения о рабочей программе педагогов МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа.
  7. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”
  8. Годового календарного учебного графика на 2017/2018 учебный год МБОУ «Средняя школа № 1» города Велижа.
  9. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова Н. В. Технология. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013.
  10. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Шипилова Н. В. Технология. Рабочая тетрадь. 3 класс. – М.: Просвещение, 2013.

Информационно – коммуникативные средства

  1. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П. Электронное приложение к учебнику «Технология»: 3 класс учебник для общеобразовательных учреждений Роговцева Н.И. и др. – М.: Просвещение, 2014.

Описание места учебного предмета «Технология»  в учебном плане

На изучение технологии отводится 1 ч в неделю. В 3 классе- 34 учебных часа.

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Технология»

Личностные результаты

Личностными результатами изучения предмета «Технология» в 3 классе являются следующие умения и качества:

  1. Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.
  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
  3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
  4. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  5. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
  6. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
  7. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
  8. Формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты

Метапредметными результатами изучения предмета «Технология» в 3 классе является формирование универсальных учебных действий (УУД).

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
  2. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
  3. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  4. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
  5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета.
  6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
  7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям
  8. Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
  9. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Предметные результаты

Предметными результатами изучения предмета «Технология» в 3 классе является сформированность следующих умений:

  1. Получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии.
  2. Усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека.
  3. Приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;
  4. Использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач.
  5. Приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

Обучающийся научится:

  • воспринимать современную городскую среду как продукт преобразующей и творческой деятельности человека - созидателя в различных сферах на Земле, в Воздухе, на Воде, в Информационном пространстве ;
  • называть основные виды профессиональной  деятельности человека в городе: экскурсовод, архитектор, инженер-строитель, прораб, модельер, закройщик, портной, швея садовник, дворник, и т.д.
  • бережно относиться к предметам окружающего мира;
  • организовывать самостоятельно рабочее место  для работы в зависимости от используемых инструментов и материалов;
  • соблюдать правила безопасной работы с инструментами при выполнении изделия;
  • отбирать материалы и инструменты, необходимые для выполнения изделия в зависимости от вида работы, с помощью учителя заменять их;
  • проводить самостоятельный анализ простейших предметов  быта по используемому материалу;
  • проводить анализ конструктивных особенностей  простейших предметов  быта  под руководством учителя и самостоятельно;
  • осваивать доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
  • определять самостоятельно этапы  изготовления изделия на основе  текстового и слайдового плана, работы с технологической картой.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осмыслить понятие «городская инфраструктура»;
  • уважительно относиться к профессиональной деятельности  человека;
  • осмыслить значимости профессий сферы обслуживания для обеспечения комфортной жизни человека;
  • осуществлять под руководством учителя коллективную проектную деятельность

Технология ручной обработки материалов.

Элементы графической грамоты.

Обучающийся научится:

  • узнавать и называть основные материалы и их свойства, происхождение, применение в жизни;
  • узнавать и называть свойства материалов, изученных в 3 классе:

Бумага и картон:

- свойства различных видов бумаги: толщина, или объемная масса; гладкость; белизна; прозрачность; сопротивление разрыву, излому продавливанию, раздиранию; прочность поверхности; влагопрочность; деформация при намокании; скручиваемость; впитывающая способность;                                                                                                                                                 - выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия                                                                                             Текстильные и волокнистые материалы:                                                                                                                                                     - структура и состав тканей;

- способ производства тканей (ткачество, гобелен);                                                                                                                                            - производство и виды волокон (натуральные, синтетические);

Природные материалы:

- умения сравнивать свойства  природных материалов при изготовлении изделий из соломки, листьев, веточек и др.              - знакомство  с новым природным материалом - соломкой, ее свойствами  и особенностями использования в декоративно-прикладном искусстве;                                                                                                                                                                       - знакомство с новым материалом  — пробкой, ее свойствами  и особенностями использования.

Пластичные материалы

- систематизация знаний о свойствах пластичных материалов;                                                                                                                            - выбор материала в зависимости от назначения изделия                                                                                                                                    - наблюдение за использованием пластичных материалов в жизнедеятельности человека.

Конструктор:

- сравнивать свойства металлического и пластмассового конструктора

Металл:

- знакомство с новым материалом  проволокой, ее свойствами.

Бисер:

- знакомство с новым материалом бисером;                                                                                                                                                       - виды бисера;                                                                                                                                                                                                                    - свойства бисера и способы его использования;                                                                                                                                             - виды изделий из бисера;                                                                                                                                                                                                          - леска, её свойства и особенности.                                                                                                                                                                                - использование лески при изготовлении изделий из бисера.

Продукты питания:

- знакомство с понятием продукты питания;                                                                                                                                                          - виды продуктов;                                                                                                                                                                                                              - знакомство с понятием «рецепт», «ингредиенты», «мерка»;

  • экономно расходовать используемые материалы при выполнении  изделия;
  • выбирать материалы в соответствии с заданными критериями;
  • выполнять простейшие чертежи,  эскизы и наброски;
  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по слайдовому плану, эскизам, техническим рисункам и простым чертежам;
  • выполнять разметку материала, с помощью циркуля, по линейке, через копировальную, калькированную бумагу, помощью шаблонов, на глаз.
  • выполнять разметку на ткани мягким карандашом, кусочком мыла или мела, при помощи шаблона.
  • выполнять  разметку симметричных деталей;
  • оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;
  • готовить пищу по рецептам, не требующим термической обработки;
  • заполнять простейшую техническую документацию «Технологическую карту»
  • выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств.

Бумага и картон.

  • приемы работы с калькой, копировальной и металлизированной бумагой;
  • выполнять различные  виды орнамента, (геометрический, растительный, зооморфный, комбинированный).
  • выбирать или заменять вид бумаги в зависимости от выполняемого изделия (под руководством учителя);
  • выполнять изделия при помощи технологии выполнение  папье-маше;
  • осваивать  технологию  создания объемных изделий из бумаги, используя особенности этого материала,  создания разных видов оригами;
  • выполнять раскрой вырезанием симметричных фигур в гармошке, подгонкой по шаблону;
  • освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок);

Ткани и нитки

  • знакомство с  технологическим процессом производства тканей, с ткацким станком (прядение, ткачество, отделка.) Виды плетения в ткани (основа, уток);
  • конструирование костюмов из ткани
  • обработка ткани накрахмаливание;
  • различать виды ниток, сравнивая их свойств (назначение);
  • выбирать нитки  в зависимости от выполняемых работ и  назначения;
  • выполнять   виды швов: стачные и украшающие, ручные и машинные, шов «через край», «тамбурный шов», освоить строчки стебельчатых, петельных и крестообразных стежков;
  • освоить новые технологические приемы:
  • создания    мягких игрушек из бросовых материалов (старые перчатки, варежки);
  • производства полотна ручным способом (ткачество - гобелен);
  • изготовления карнавального костюма;
  • украшение изделия новыми отделочными материалами: тесьмой, блестками.
  • украшения изделия при помощи вышивки и вязаных элементов;
  • вязания воздушных петель крючком;
  • вид соединения деталей — натягивание нитей.

Природные материалы

  • применять на практике различные приемы: склеивание, соединение,
  •  осваивать приемы работы с соломкой:
  • подготовка соломки к выполнению изделия: холодный и горячий способы;
  • выполнение аппликации из соломки;
  • учитывать цвет и фактуру соломки при создании композиции;
  • использовать свойства пробки при создании изделия;
  • выполнять композицию из природных материалов.
  • оформлять изделия из природных материалов при помощи фломастеров, красок и  цветной бумаги.

Пластичные материалы

  • использовать пластичные материалы для соединения деталей;
  • освоение нового вида работы с пластичным материалом –  тестопластикой.

Конструктор. Выполнять способы соединения (подвижное и неподвижное) конструктора.

Металл: освоение  способов работы  с проволокой: скручивание, сгибание, откусывание.

Бисер: освоение способов бисероплетения

Продукты питания:

  • освоение способов приготовление пищи (без термической обработки и с термической обработкой);
  • готовить блюда по рецептам, определяя ингредиенты и способ его приготовления;
  • использование для определения веса продуктов «мерки»;  

Растения, уход за растениями

  • освоение способов ухода за парковыми растениями

Первоначальные сведения о графическом изображении в технике и технологии

  • использовать инструменты, необходимые при вычерчивании, рисовании заготовок (карандаш, резинка, линейка, циркуль);
  • чертить прямые линии по линейке и намеченным точкам;
  • вычерчивать окружность при помощи циркуля по заданному радиусу;
  • выполнять «эскиз» и «технический рисунок»;
  •  применять  масштабирование при выполнении чертежа;
  • уметь «читать» простейшие чертежи;
  • анализировать и использовать обозначения линий чертежа.
  • применять приемы безопасной работы с инструментами:
  • использовать правила и способы работы с  шилом, швейной  иглой, булавками, наперстком, ножницами,:  пяльцами  (вышивание), ножом (разрезания), циркулем, гаечным и накидным ключами;
  • использовать правила безопасной работы при работе с яичной скорлупой, металлизированной бумагой.
  • осуществлять раскрой ножницами по криволинейному и прямолинейному контуру, разрыванием пальцами;
  • осваивать правила работы с новыми инструментами: контргайка, острогубцы, плоскогубцы;
  • осваивать способы работы с кухонными инструментами и приспособлениями;
  • использовать правила безопасности  и гигиены при приготовлении пищи;

При сборке  изделий использовать приемы:

  •  окантовки картоном
  • крепления кнопками
  • склеивания объемных фигур из разверток (понимать значение клапанов  при склеивании развертки)
  • соединение с помощью острогубцев и плоскогубцев
  • скручивание мягкой проволоки
  • соединения с помощью ниток, клея, скотча.
  • знакомство  с понятием «универсальность инструмента».

Обучающиеся получат возможность:

  • изготавливать простейшие изделия (плоские и объемные) по готовому образцу;
  • комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия;
  • осмыслить возможности использования одной технологии для изготовления разных изделий
  • осмыслить значение инструментов и приспособлений в практической работе, профессиях быту и профессиональной деятельности
  • оформлять изделия по собственному замыслу;
  • выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделий.
  • подбирать материал наиболее подходящий для выполнения изделия.

Конструирование и моделирование

Обучающийся научится:

  • выделять детали конструкции, называть их форму, расположение и определять  способ соединения;
  • анализировать конструкцию изделия по рисунку, простому чертежу, схеме, готовому образцу;
  • частично изменять свойства конструкции  изделия;
  • выполнять   изделие, используя разные материалы;
  • повторять в конструкции  изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;
  • анализировать текстовый и слайдовый план изготовления изделия составлять на основе слайдового плана текстовый и наоборот.

Обучающиеся получат возможность:

  • сравнивать конструкцию реальных объектов и конструкции изделия;
  • соотносить объемную конструкцию из правильных геометрических фигур с изображением развертки;
  • создавать собственную конструкцию изделия по заданному образцу.

Практика работы на компьютере.

Обучающийся научится:

  • использовать информацию, представленную в учебнике в разных формах при защите проекта;
  • воспринимать книгу как источник информации;
  • наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать  выводы и умозаключения;
  • выполнять преобразования информации; переводить текстовую информацию в табличную форму;
  • самостоятельно заполнять технологическую карту по заданному образцу;
  • использовать компьютер для поиска, хранения и воспроизведения информации;
  • различать устройства компьютера  и соблюдать правила  безопасной работы;
  • находить, сохранять и использовать рисунки для оформления афиши

Обучающиеся получат возможность:

  • переводить информацию из одного вида в другой;
  • создавать простейшие информационные объекты;
  • использовать возможности сети Интернет по поиску информации

Проектная деятельность.

Обучающийся научится:

  • составлять план последовательности выполнения изделия по заданному слайдовому или текстовому  плану;
  • определять этапы проектной деятельности;
  • определять задачи каждого этапа проекторной деятельности под руководством учителя и самостоятельно;
  • распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя или выбирать роли в зависимости от своих интересов и возможностей;
  • проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;
  • проектировать деятельность по выполнению изделия  на основе технологической карты  как одного из средств реализации проекта;

Обучающиеся получат возможность:

  • осмыслить понятие стоимость изделия и его значение в практической и производственной деятельности;
  • выделять  задачи каждого этапа проектной деятельности;
  • распределять роли при выполнении изделия в зависимости от умения качественно выполнять отдельные виды обработки материалов;
  • проводить оценку качества выполнения изделия на каждом этапе проекта и корректировать выполнение изделия;
  • развивать навыки работы в коллективе,  умения работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.

5. Содержание учебного предмета «Технология» 3 кл.

Введение (1 ч)

Элементы содержания темы.

Особенности содержания учебника для 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Критерии опенки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно-исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.

Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод

Тема 1.   Человек и Земля (21 час)

Элементы содержания темы.

Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.

Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.

Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развёртка, линии чертежа

Назначение  городских построек,  их архитектурные особенности.

Проволока: свойства и способы работы (скручивание,

сгибание, откусывание).  Правила безопасной работы

плоскогубцами, острогубцами.

Объёмная модель телебашни из проволоки.

Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.

Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.

Профессии:   ландшафтный   дизайнер,   озеленитель, дворник. Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.

Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности. Заполнение технологической карты. Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия. Презентация результата проекта, защита проекта.  Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции).

Понятия: технологическая карта, защита проекта.

Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья.

Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды — вышивка, монограмма. Правила безопасной работы иглой. Различные виды швов с использованием пяльцев. Строчка стебельчатых, петельных и крестообразных стежков.

Аппликация. Виды аппликации. Алгоритм выполнения аппликации.

Профессии: модельер, закройщик, портной, швея. Понятия:  ателье, фабрика, ткань,  пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликации, монограмма, шов.

Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. . Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы продуктов при помощи мерок.

Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пищи (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пищи. Правила гигиены при приготовлении пищи.

Сервировка стола к завтраку. Приготовление холодных закусок по рецепту. Питательные свойства продуктов.

Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток.

Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).

Информация об изделии (продукте) на ярлыке.

Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки.  Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки.

Правила упаковки и художественного оформления подарков.  Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен (взрослому или ребёнку, мальчику или девочке).

Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур.

Анализ конструкции готового изделия. Детали конструктора.

Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное).

.Практическая работа:

  1. Коллекция тканей.
  2. Ателье мод.
  3. Кухонные принадлежности.
  4. Стоимость завтрака.
  5. Способы складывания салфеток.
  6. Человек и Земля.

Проект: «Детская площадка»

Тема 2.   Человек и вода (4 часа)

Элементы содержания темы.

Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки для коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. Понятия:  мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.

Водный транспорт. Виды водного транспорта. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование.

Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой.

 Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.

Практическая работа:

  1. Человек и вода

Проекты:

  1. Водный транспорт
  2. Океанариум

Тема 3.   Человек и воздух (3 часа)

Элементы содержания темы.

История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание.

Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессий лётчика, штурмана, авиаконструктора.

Техника папье-маше. Применение техники папье-маше для создания предметов быта.

Основные этапы книгопечатания. Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплётчика.

Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления.

  Кукольный театр.  Профессиональная деятельность кукольника, художника-декоратора,  кукловода. Пальчиковые куклы. Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре.

Практическая работа:

  1. Условные обозначения техники оригами
  2. Человек и воздух.

Тема 4.   Человек и информация (5 часов)

Элементы содержания темы.

Программа MicrosoftOfficeWord. Правила набора текста. Программа MicrosoftWord Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать. Создание афиши и программки на компьютере.

Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.

Проект «Готовим спектакль»



6. Тематическое планирование с характеристикой деятельности учащихся

3 класс (34 ч)

№ п/п

Наименование разделов и тем

Характеристика основной деятельности учащихся

Давайте познакомимся (1 час)

1

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествуем по городу.

Повторение изученного в предыдущих классах. Особенности содержания учебника 3 класса. Планирование изготовления изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты.

Критерии оценки качества изготовления изделий. Маршрут экскурсии по городу. Деятельность человека в культурно – исторической среде, в инфраструктуре современного города. Профессиональная деятельность человека в городской среде.

Понятия: городская инфраструктура, маршрутная карта, хаотичный, экскурсия, экскурсовод.

Отвечать на вопросы по материалу, изученному в предыдущих классах (о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними).

Планировать изготовление изделия на основе «Вопросов юного технолога» и технологической карты.

Осмысливать понятия «городская инфраструктура». «Маршрутная карта», «экскурсия», «экскурсовод».

Объяснять новые понятия.

Создавать и использовать карту маршрута путешествия.

Прогнозировать и планировать процесс освоения умений и навыков при изготовлении изделия.

Человек и земля (21 час)

2

Архитектура. Объемная модель дома.

Изделие: «Дом».

Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасной работы с ножом.

Самостоятельное оформление изделия по эскизу.

Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.

Понятия: архитектура, каркас, чертёж, масштаб, эскиз, технический рисунок, развертка, линии чертежа.

Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения и масштабирования

М 1: 2 и М 2: 1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания.

Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности.

Анализировать линии чертежа, конструкции изделия.

Соотносить назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Находить отдельные элементы архитектуры. Организовывать рабочее место. Находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы. Выбирать способы крепления скотчем или клеем.

Осваивать правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия.

3

Городские постройки. Объёмная модель телебашни из проволоки. Изделие: «Телебашня».

Назначение городских построек, их архитектурные особенности.

Проволока: свойства и способы работы (скручивание, сгибание, откусывание). Правила безопасной работы с плоскогубцами, острогубцами.

Понятия: проволока, сверло, кусачки, плоскогубцы, телебашня.

Сопоставлять назначение городских построек с их архитектурными особенностями. Осваивать правила работы с новыми инструментами, сравнивать способы их применения в бытовых условиях и учебной деятельности. Наблюдать и исследовать особенности работы с проволокой, делать выводы о возможности применения проволоки в быту. Организовывать рабочее место. Выполнять технический рисунок для конструирования модели телебашни из проволоки. Применять при изготовлении изделия правила безопасной работы новыми инструментами: плоскогубцами, острогубцами - и способы работы с проволокой (скручивание, сгибание, откусывание).

4

Парк. Композиция из природных материалов.

 Изделие: «Городской парк»

Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях.

Макет городского парка.

Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.

Профессия: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник.

Понятия: лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.

Составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков, использовать при составлении рассказа материалы учебника и собственные наблюдения. Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна. Определять назначение инструментов для ухода за растениями. Составлять самостоятельно эскиз композиции. На основе анализа эскиза планировать изготовление изделия, выбирать природные материалы, отбирать необходимые инструменты. Определять приемы и способы работы с ними.         

Применять знания о свойствах природных материалов, выполнять из природных материалов, пластилина и бумаги объёмную аппликацию на пластилиновой основе.

5

Проект «Детская площадка».

Заполнение технологической карты.

Алгоритм построения деятельности в проекте, выделение этапов проектной деятельности.

Работа в мини-группах. Изготовление объёмной модели из бумаги. Раскрой деталей по шаблону. Создание тематической композиции, оформление изделия.

Применять на практике алгоритм организации деятельности при реализации проекта, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту и контролировать с её помощью последовательность выполнения работы. Анализировать структуру технологической карты, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте, определенному по «Вопросам юногo технолога». Распределять роли и обязанности для выполнения проекта. Проводить оценку  этапов работы и на её основе корректировать свою деятельность.

6

Проект «Детская площадка».

Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели».

Презентация результата проекта, защита проекта. Критерии оценивания изделия (аккуратность, выполнение всех технологических операций, оригинальность композиции).

Понятия: технологическая карта, защита проекта.                 

Создавать объемный макет из бумаги. Применять приемы работы с бумагой. Размечать детали по шаблону, выкраивать их при помощи ножниц, соединять при помощи клея. Применять при изготовлении деталей умения работать ножницами, шилом, соблюдать правила безопасной работы с ними.

Составлять и оформлять композицию. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Самостоятельно проводить презентацию групповой работы.

7

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.

Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков». «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука». Аппликация изоткани. П/р№1: «Коллекция тканей».

Виды и модели одежды. Школьная форма и спортивная форма. Ткани, из которых изготавливают разные виды одежды. Предприятия по пошиву одежды (ателье). Выкройка платья. Виды и свойства тканей и пряжи. Природные и химические волокна. Способы украшения одежды - «вышивка», «монограмма».

Правила безопасной работы иглой.

Различные виды швов с использованием пяльцев. Техника выполнения стебельчатого шва. Строчка стебельчатых и петельных и крестообразных стежков.

Различать разные виды одежды по их назначению. Составлять рассказ об особенностях школьной формы и спортивной одежды. Соотносить вид одежды с видом ткани, из которой она изготовлена.  Делать вывод о том, что выбор ткани для изготовления одежды определяется назначением одежды (для школьных занятий, для занятий физической культурой и спортом, для отдыха и т. д.).

Определять, какому изделию соответствует предложенная в учебнике выкройка.

Сравнивать свойства пряжи и ткани. Определять виды волокон тканей, рассказывать о способах их производства. Осваивать алгоритм выполнения стебельчатых и петельных стежков. Различать разные виды украшения одежды - вышивку и монограмму.

8

Ателье мод. Аппликация из ткани.

Изделие: «Украшение фартука»

Профессии: модельер, закройщик, портной, швея.

Понятия: ателье, фабрика, ткань, пряжа, выкройка, кроить, рабочая одежда, форменная одежда, аппликация, виды аппликаций, вышивание, монограмма, шов.

Различать виды аппликаций, использовать их для украшения изделия, исследовать особенности орнамента в национальном костюме. Составлять рассказ (на основе материалов учебника и собственных наблюдений) об особенностях использования аппликации и видах прикладного искусства, связанных с ней. Определять материалы и инструменты, необходимые для выполнения аппликации.

Организовывать рабочее место, рационально располагать материалы и инструменты. Применять правила безопасной работы иглой. Осваивать алгоритм выполнения аппликации. Соотносить текстовый и слайдовый план изготовления изделия, контролировать и корректировать по любому из них свою работу. Оценивать качество выполнения работы по «Вопросам юного технолога». Осваивать и применять в практической деятельности способы украшения одежды «вышивка», «монограмма».

9

Изготовление тканей.

Изделие: «Гобелен».

Технологический процесс производства тканей. Производство полотна ручным способом. Прядение, ткачество, отделка. Виды плетения в ткани (основа, уток). Гобелен, технологический процесс его создания. Изготовление гобелена по образцу. Сочетание цветов в композиции. Профессии: прядильщица, ткач.

Понятия: ткачество, ткацкий станок, гобелен.

Находить и отбирать информацию о процессе производства тканей (прядение, ткачество, отделка), используя разные источники. Анализировать и различать виды тканей и волокон.

Сравнивать свойства материалов: пряжи и ткани. Осваивать технологию ручного ткачества, создавать гобелен по образцу. Выполнять работу по плану и иллюстрациям в учебнике. Осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль и корректировать работу над изделием. Осуществлять разметку по линейке и шаблону, использовать правила безопасности при работе шилом, ножницами. Самостоятельно создавать эскиз и на его основе создавать схему узора, подбирать цвета для композиции, определять или подбирать цвет основы и утка, и выполнять плетение. Оценивать качество изготовления изделия по «Вопросам юного технолога».

10

Вязание. Изделuе: "Воздушные петли».

Новый технологический прoцecc - вязание. История вязания. Способы вязания. Виды и назначение вязаных вещей. Инструменты для ручного вязания – крючок и спицы. Правила работы вязальным крючком. Приёмы вязания крючком.

Понятия: вязание, крючок, воздушные петли

Находить и отбирать информацию о вязании, истории, способах вязания, видах и значении вязаных вещей в жизни человека, используя материалы учебника и собственный опыт. Осваивать технику вязания воздушных петель крючком. Использовать правила работы крючком при выполнении воздушных петель. Систематизировать сведения о видах ниток. Подбирать размер крючков в соответствии с нитками для вязания. Осваивать технику вязания цепочки из «воздушных» петель. Самостоятельно или по образцу cоздaвaть композицию на основе «воздушных» петель.

11

Одежда для карнавала. Изделия: « Кавалер», «Дама».

Карнавал. Проведение карнавала в разных странах. Особенности карнавальных костюмов. Создание карнавальных костюмов из подручных материалов. Выкройка. Крахмал, его приготовление. Крахмаление тканей. Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма для мальчика и девочки с использованием одной технологии.

Понятия: карнавал, крахмал, кулиска.

Объяснять значение понятия «карнавал». Составлять рассказ о проведении карнавала, обобщать информацию, полученную из разных источников, выделять главное и представлять информацию в классе. Сравнивать особенности проведения карнавала в разных странах. Определять и выделять xapактерныe особенности карнавального костюма, участвовать в творческой деятельности по созданию эскизов карнавальных костюмов. Осваивать способ приготовления крахмала. Исследовать свойства кpaxмала, обрабатывать при помощи него материал. Работать с текстовым и слайдовым планом. Анализировать и сравнивать план создания костюмов, предложенный в учебнике, выделять и определять общие этапы и способы изготовления изделия с помощью учителя. Использовать умение работать с шаблоном, осваивать и применять на практике умение работать с выкройкой, выполнять разные виды стежков (косых и прямых) и шов «через край». Соблюдать правила работы с ножницами и иглой выполнять украшение изделий по собственному замыслу.

12

Бисероплетение. Изделия: «Браслетик "Цветочки "», «Браслетик "Подковки"».

П/р №2: «Кроссворд "Ателье мод"».

Знакомство с новым материалом - бисером. Виды бисера. Свойства бисера и способы его использования. Виды изделий из бисера. Материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Леска, её свойства и особенности. Использование лески при изготовлении изделий из бисера.

Освоение способов бисероплетения.

Понятия: бисер, бисероплетение.

Находить и отбирать информацию о бисере, его видах и способах создания украшений из него. Составлять рассказ по полученной информации и на основе собственного опыта. Сравнивать и различать виды бисера. Знать свойства и особенности лески, использовать эти знания при изготовлении изделий из бисера. Осваивать способы и приемы работы с бисером. Подбирать необходимые материалы, инструменты и приспособления для работы с бисером. Соотносить схему изготовления изделия с текстовым и слайдовым планом. Выбирать для изготовления изделия план, контролировать и корректировать выполнение работы по этому плану. Оценивать качество выполнения работы по«Вопросам юного технолога».

13

Кафе. Изделие: «Весы».

П/р№3: «Тест" Кухонные принадлежности ".

Знакомство с работой кафе. Профессиональные обязанности повара, кулинара, официанта. Правила поведения в кафе. Выбор блюд. Способы определения массы при помощи мерок.

Работа с бумагой, конструирование модели весов.

Профессии: повар, кулинар, официант.

Понятия: порция, меню.

Объяснять значение слов «меню», «порция», используя текст учебника и собственный опыт. Составлять рассказ о профессиональных обязанностях повара, кулинара, официанта, используя иллюстрации учебника и собственный опыт. Понимать назначение инструментов и приспособлений для приготовления пиши.

Определять массу продуктов при помощи весов и мерок. Использовать таблицу мер веса продуктов. Анализировать текстовый план изготовления изделий и на его основе заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно раскрой деталей изделия по шаблону и оформлять изделие по собственному замыслу. Осваивать сборку подвижных соединений при помощи шила, кнопки, скрепки. Экономно и рационально использовать материалы, соблюдать правила безопасного обращения с инструментами.

Проверять изделие в действии. Объяснять роль весов, таблицы мер веса продуктов в процессе приготовления пищи.

14

Фруктовый завтрак. Изделие: «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке».

П/р №4: «Таблица «Стоимость завтрака».

Приготовление пищи. Кухонные инструменты и приспособления. Способы приготовления пиши (без термической обработки и с термической обработкой). Меры безопасности при приготовлении пиши. Правила гигиены при приготовлении пиши. Рецепты блюд.

Освоение способов приготовления пиши. Приготовление блюда по рецепту и определение его стоимости.

Понятия: рецепт, ингредиенты, стоимость.

Объяснять значение слов «рецепт», «ингредиенты», используя текст учебника и собственный опыт. Выделять основные этапы и называть меры безопасности при приготовлении пищи. Анализировать рецепт, определять ингредиенты, необходимые для приготовления блюда, и способ его приготовления. Рассчитывать стоимость готового продукта. Сравнивать способы приготовления блюд (с термической обработкой и без термической обработки).

Готовить простейшие блюда по готовым рецептам в классе без термической обработки и дома с термической обработкой под руководством взрослого. Соблюдать меры безопасности при приготовлении пиши. Соблюдать правила гигиены при приготовлении пиши. Участвовать в совместной деятельности под руководством учителя: анализировать рецепт блюда, выделять и планировать последовательность его приготовления, распределять обязанности, оценивать промежуточные этапы, презентовать приготовленное блюдо по специальной схеме и оценивать его качество.

15

Колпачок-цыпленок. Изделие: Колпачок-цыпленок.

Сервировка cтолa к завтраку. Сохранение блюда тёплым. Свойства cинтeпoнa. Работа с тканью. Изготовление колпачка для яиц.

Понятия: синтепон, сантиметровая лента.

Изделие:Колпачок-цыпленок.

Осваивать правила сервировки стола к завтраку. Анализировать план работы по изготовлению изделия и заполнять на его основе технологическую карту. Выполнять разметку деталей изделия с помощью линейки. Изготавливать выкройку. Самостоятельно выполнять раскрой деталей. Использовать освоенные виды строчек для соединения деталей. Оформлять изделие по собственному замыслу. Соблюдать правила экономного расходования материала. Рационально организовывать рабочее место.

16

Бутерброды. Изделие: «Бутерброды». «Радуга на шпажкe».

Блюда не требующие тепловой обработки холодные закуски. Приготовление холодных закvсок по рецепту. Питательные свойства продуктов. Простейшая сервировка стола. Приготовление блюд по одной технологии с использованием разных ингредиентов.

Осваивать способы приготовления холодных закусок. Анализировать рецепты закусок, выделять их ингредиенты, называть необходимые для приготовления блюд инструменты и приспособления. Определять последовательность приготовления закусок. Сравнивать изделия по способам приготовления и необходимым ингредиентам. Готовить закуски в группах: самостоятельно распределять обязанности в группе, помогать друг другу при изготовлении изделия. Выделять из плана работы свои действия. Соблюдать при изготовлении изделия правила приготовления пищи и правила гигиены. Сервировать стол закусками. Презентовать изделие.

17

Салфетница.Изделие: «Салфетница». Способы складыванuя салфеток.

Особенности сервировки праздничного стола. Способы складывания салфеток. Изготовление салфеток для украшения праздничного стола с использованием симметрии.

Понятия: салфетница, сервировка.

Использовать в работе знания о симметричных фигурах, симметрии (2 класс). Анализировать план изготовления изделия, заполнять на eго основе технологическую карту. Выполнять раскрой деталей на листе, сложенном гармошкой. Самостоятельно оформлять изделие. Использовать изготовленное изделие для сервировки стола. Осваивать правила сервировки стола.

18

Магазин подарков. Изделие: «Солёное тесто», «Брелок для ключей».

Виды магазинов. Особенности работы магазина. Профессии людей, работающих в магазине (кассир, кладовщик, бухгалтер).

Информация об изделии (продукте) на ярлыке. Изготовление подарка ко дню защитника Отечества. Работа с пластичным материалом (тесто пластика).

Профессии: товаровед, бухгалтер, кассир, кладовщик, оформитель витрин.

Понятия: магазин, консультировать, витрина, этикетка, брелок.

Составлять рассказ о видах магазинов, особенностях их работы и о профессиях кассира, кладовщика, бухгалтера (на основе текста учебника и собственного опыта).

Находить на ярлыке информацию о продукте, анализировать её и делать простые выводы. Обосновывать выбор товара. Анализировать текстовый и слайдовый план работы над изделием, выделять этапы работы над изделием, находить и называть этапы работы с использованием новых приемов. Использовать приемы приготовления соленого теста, осваивать способы придания ему цвета. Сравнивать свойства соленого теста со свойствами других пластичных материалов (пластилина и глины). Применять приемы работы и инструменты для создания изделий из соленого теста. Самостоятельно организовывать рабочее место. Выполнять самостоятельно разметку деталей по шаблону, раскрой и оформление изделия. Применять правила работы с шилом. Использовать правила этикета при вручении подарка.

19

Золотистая соломка. Изделие: «Золотистая соломка».

Работа с природными материалами. Знакомство с новым видом природного материала - соломкой. Свойства соломки. Ее использование в декоративно-прикладном искусстве. Технологии подготовки соломки -   холодный и горячий. Изготовление аппликации. Учёт цвета, фактуры соломки при создании композиции. Понятия: соломка, междоузлия.

Осваивать способы подготовки и приемы работы с новым природным материалом - соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и особенности использования в декоративно-прикладном искусстве. Использовать технологию заготовки соломки для изготовления изделия. Составлять композицию с учётом особенностей соломки, подбирать материал по цвету, размеру. Анализировать план работы по созданию аппликации из соломки, на его основе заполнять технологическую карту. Корректировать и контролировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой, слайдовым и текстовым планами. Выполнять раскрой деталей по шаблону.

Использовать правила этикета при вручении подарка.

20

Упаковка подарков. Изделие: «Упаковка подарков».

Значение подарка для человека. Правила упаковки и художественного оформления подарков. Основы гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Оформление подарка в зависимости от того, кому он предназначен. Учёт при выборе оформления подарка его габаритных размеров и назначения.

Работа с бумагой и картоном. Изготовление коробки для подарка.

Понятия: упаковка, контраст, тональность

Осваивать правила упаковки и художественного оформления подарков, применять знание основ гармоничного сочетания цветов при составлении композиции. Соотносить выбор оформления, упаковки подарка с возрастом и полом того, кому он предназначен, с габаритами подарка и его назначением. Использовать для оформления подарка различные материалы, применять приемы и способы работы с бумагой. Соотносить размер подарка с размером упаковочной бумаги. Осваивать прием соединения деталей при помощи скотча. Анализировать план работы по изготовлению изделия, на его основе корректировать и контролировать изготовление изделия. Оформлять изделие по собственному замыслу, объяснять свой замысел при презентации упаковки.

21

Автомастерская. Изделие: «Фургон «Мороженое»».

Знакомство с историей создания и устройством автомобиля.

Работа с картоном. Построение развёртки при помощи вспомогательной сетки. Технология конструирования объёмных фигур. Создание объёмной модели грузовика из бумаги. Тематическое оформление изделия.

Профессии: инженер – конструктор, автослесарь.

Понятия: пассажирский транспорт, двигатель, экипаж, упряжка, конструкция, объёмная фигура.

Находить информацию об автомобилях в разных источниках, сравнивать, отбирать и представлять необходимую информацию. Составлять рассказ об устройстве автомобиля, истории его создания, используя материалы учебника и дополнительные материалы. Анализировать внутреннее устройство автомобиля по рисункам в учебнике и определять его основные конструктивные особенности.

Oсваивать и применять правила построения развёртки при помощи вспомогательной сетки. Конструировать геометрические тела для изготовления изделия. Осваивать технологию конструирования объёмных фигур. Выполнять разметку при помощи копировальной бумаги, использовать правила работы шилом при изготовлении изделия.

22

Грузовик. Изделия: «Грузовик», «Автомобиль». П/р №5: «Человек и земля».

Работа с металлическим конструктором. Анализ конструкции готового изделия, детали конструктора. Инструменты для работы с конструктором. Выбор необходимых деталей. Способы их соединения (подвижное и неподвижное.) Сборка изделия. Презентация.

Понятия: подвижное соединение, неподвижное соединение.

На основе образца готового изделия и иллюстраций к каждому этапу работы составлять план его сборки: определять количество деталей и виды соединений, последовательность операций. Самостоятельно составлять технологическую карту, определять инструменты, необходимые на каждом этапе сборки. Осваивать новые способы соединения деталей: «подвижное и неподвижное соединение».

Сравнивать алгоритмы сборки различных видов автомобилей из конструктора. Презентовать готовое изделие, использовать «Вопросы юного технолога».

Человек и вода (4ч.)

23

Мосты. Изделие: модель «Мост».

Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки из-под коктейля, зубочистки и пр.). Новый вид соединения деталей - натягивание нитей.

Понятия: мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущая конструкция.

Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Составлять рассказ на основе иллюстраций и текстов учебника о назначении и использовании мостов. Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении модели. Заполнять на основе плана изготовления изделия технологическую карту. Выполнять чертеж деталей и разметку при помощи шила. Подбирать материалы для изготовления изделия, отражающие характеристики или свойства реального объекта, заменять при необходимости основные материалы на подручные. Осваивать и использовать новые виды соединений деталей (натягивание нитей). Самостоятельно оформлять изделие. Анализировать работу поэтапно, оценивать качество её выполнения.

24

Водный транспорт. Проект «Водный транспорт».  Изделия: «Яхта», «Баржа».

Водный транспорт. Виды водного транспорта. Проект: «Водный транспорт». Проектная деятельность. Работа с бумагой. Работа с пластмассовым конструктором. Конструирование. Заполнение технологической карты.

Профессии: кораблестроитель.

Понятия: верфь, баржа, контргайка.

Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Выбирать модель «яхта» и «баржа» для проекта, обосновывать свой выбор, оценивать свои возможности. Самостоятельно организовывать свою деятельность в проекте: анализировать конструкцию, заполнять технологическую карту, определять последовательность операций. Яхта: самостоятельно выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформление изделия, использовать умения приёмов работы с бумагой, создавать модель яхты с сохранением объёмной конструкции. Баржа: выполнять подвижное и неподвижное соединение деталей. Презентовать готовое изделие. Осуществлять самоконтроль и самооценку работы (по визуальному плану или технологической карте); корректировать свои действия.

25

Океанариум. Проект «Океанариум». Изделие: «Осьминоги и рыбки». П/р №6: «Мягкая игрушка».

Океанариум и его обитатели. Ихтиолог. Мягкие игрушки. Виды мягких игрушек (плоские, полуобъёмные и объёмные). Правила и последовательность работы над мягкой игрушкой. Технология создания мягкой игрушки из подручных материалов.

Проект «Океанариум».

Работа с текстильными материалами. Изготовление упрощенного варианта мягкой игрушки. Закрепление навыков выполнения стежков и швов. Профессия: ихтиолог.

Понятия: мягкая игрушка, океанариум.

Составлять рассказ об океанариуме и его обитателях на основе материалов учебника. Различать виды мягких игрушек. Знакомиться с правилами и последовательностью работы над мягкой игрушкой. Осваивать технологию создания мягкой игрушки из подручных материалов. Соотносить последовательность изготовления мягкой игрушки с текстовым и слайдовым планом. Заполнять технологическую карту. Соотносить форму морских животных с формами предметов, из которых изготавливаются мягкие игрушки. Подбирать из подручных средств материалы для изготовления изделия, находить применение старым вещам. Использовать стежки и швы, освоенные на предыдущих уроках. Соблюдать правила работы иглой. Совместно оформлять композицию из осьминогов и рыбок.

26

Фонтаны. Изделие: «Фонтан».

П/р №7: «Человек и вода».

Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному обращу.

Понятия: фонтан, декоративный водоем.

Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях, используя материалы учебника и собственные наблюдения. Изготавливать объёмную модель из пластичных материалов по заданному образцу. Организовывать рабочее место. Сравнивать конструкцию изделия с конструкцией реального объекта. Анализировать план изготовления изделия, самостоятельно осуществлять его. Выполнять раскрой деталей по шаблонам, оформлять изделие при помощи пластичных материалов. Контролировать качество изготовления изделия по слайдовому плану. Выполнять оформление изделия по собственному эскизу. Самостоятельно оценивать изделиe.

Человек и воздух (3ч.)

27

Зоопарк. Изделие: «Птицы».

П/р №8: «Тест «Условные обозначения техники оригами».

Знакомство с историей возникновения зоопарков в России. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами.

Работа с бумагой. Изготовление изделия в технике оригами по условным обозначениям.

Понятия: оригами, бионика.

Объяснять значение понятия «бионика», используя текст учебника. Анализировать иллюстративный ряд, сравнивать различные техники создания оригами, обобщать информацию об истории возникновения искусства оригами и его использовании.

Осваивать условные обозначения техники оригами. Соотносить условные обозначения со слайдовым и текстовым планами.

Осваивать приемы сложения оригами, понимать их графическое изображение. Определять последовательность выполнения операций, используя схему. Самостоятельно составлять план изготовления изделия. Самостоятельно выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по сложению оригами. Презентовать готовое изделие, используя «Вопросы юного технолога».

28

Вертолетная площадка. Изделие: «Вертолёт «Муха»».

Знакомство с особенностями конструкции вертолёта. Особенности профессии летчика, штурманa, авиаконструктора. Конструирование модели вертолёта. Знакомство с новым материалом - пробкой.

Профессии: летчик, штурман, авиаконструктор.

Понятия: вертолёт, лопасть.

Анализировать, сравнивать профессиональную деятельность летчика, штурмана, авиаконструктора.

Анализировать образец изделия, сравнивать его с конструкцией реального объекта (вертолёта). Определять и называть основные детали вертолёта. Определять материалы и инструменты, необходимые для изготовления модели вертолёта. Самостоятельно анализировать план изготовления изделия. Применять приемы работы с разными материалами и инструментами, приспособлениями. Выполнять разметку деталей по шаблону, раскрой ножницами. Осуществлять при необходимости замену материалов на аналогичные по свойствам материалы при изготовлении изделия. Оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям. Составлять рассказ для презентации изделия.

29

Воздушный шар. Изделия: «Воздушный шар», «Композиция «Клоун».

П/р № 9: «Человек и воздух».

Техника «папье-маше». Применение техники папье-маше для создания предметов быта. Освоение техники «папье-маше».

Украшение города и помещений при помощи воздушных шаров. Варианты цветового решения композиции из воздушных шаров. Способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.

Понятия: папье-маше.

Осваивать и применять технологию изготовления изделия из папье-маше, создавать изделия в этой технологии.  Подбирать бумагу для изготовления изделия «Воздушный шар», исходя из знания свойств бумаги. Составлять на основе плана технологическую карту. Контролировать изготовление изделия на основe технологической карты. Самостоятельно выполнять раскрой деталей корзины. Оценивать готовое изделие и презентовать работу.

Создавать украшения из воздушных шаров для помещения. Применять способы соединения деталей при помощи ниток и скотча.

Соблюдать пропорции при изготовлении изделия. Соотносить форму шариков с деталью конструкции изделия, выбирать шарики на этом основании. Создавать тематическую композицию.

Человек и информация (5ч.)

30

Переплётная мастерская. Изделие: «Переплётные работы».

Книгопечатание. Основные этапы книгопечатания.

Печатные станки, печатный пресс, литера. Конструкция книг (книжный блок, обложка, переплёт, слизура, крышки, корешок). Профессиональная деятельность печатника, переплетчика. Переплёт книги и его назначение. Декорирование изделия.

Освоение элементов переплётных работ (переплёт листов в книжный блок) при изготовлении «Папки достижений».

Профессии: печатник, переплётчик.

Понятия: переплёт.

Осуществлять поиск информации о книгопечатании из разных источников, называть основные этапы книгопечатания: характеризовать профессиональную деятельность печатника, переплетчика. Анализировать составные элементы книги, использовать эти знания для работы над изделием. Осваивать технику переплетных работ, способ переплёта листов в книжный блок для «Папки достижений». Самостоятельно составлять технологическую карту, использовать план работы. Использовать приёмы работы с бумагой, ножницами.

31

Почта. Изделие: «Заполняем бланк».

Способы общения и передачи информации. Почта. Телеграф. Особенности работы почты и профессиональная деятельность почтальона. Виды почтовых отправлений. Понятие «бланк». Процесс доставки почты. Корреспонденция. Заполнение бланка почтового отправления. Профессии: почтальон: почтовый служащий. Понятия: корреспонденция, бланк.

Осуществлять поиск информации о способах общения и передачи информации. Анализировать и сравнивать различные виды почтовых отправлений представлять процесс доставки почты. Отбирать информацию, кратко излагать её. Составлять рассказ об особенностях работы почтальона и почты, использовать материалы учебника и собственные наблюдения. Осваивать способы заполнения бланка тeлеграммы, использовать правила правописания.

32

Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль»

Театр. Кукольный театр. Профессиональная   деятельность кукольника, художника-декоратора, кукловода. Пальчиковые куклы.

Театральная афиша, театральная программка. Правила поведения в театре. Спектакль. Осмысление способов передачи информации при помощи книги, письма, телеграммы, афиши, театральной программки, спектакля.

Осуществлять поиск информации о театре, кукольном театре, пальчиковых куклах. Отбирать необходимую информацию и на её основе составлять рассказ о театре. Анализировать изделие, составлять технологическую карту. Осмыслять этапы проекта и проектную документацию.

Оформлять документацию проекта. Использовать технологическую карту для сравнения изделий по назначению и технике выполнения. Создавать изделия по одной технологии.

33

Кукольный театр. Проект «Готовим спектакль». Изделие «Кукольный театр» Проектная деятельность. Заполнение технологических карт. Изготовление пальчиковых кукол для спектакля. Работа с тканью, шитье. Изготовление пальчиковых кукол. Колпачок. Работа с бумагой по шаблону. Презентация, работа с технологической картой, расчет стоимости изделия.

Профессии: кукольник, художник-декоратор, кукловод.

Понятия: театр, театр кукол, программа.

Использовать навыки работы с бумагой, тканью, нитками. Создавать модели пальчиковых кукол для спектакля, оформлять их по собственному эскизу. Самостоятельно выбирать способы оформления изделия. Распределять в группе обязанности при изготовлении кукол для спектакля. Оценивать качество выполнения работы. Рассказывать о правилах поведения в театре. Делать вывод о значении книг, писем, телеграмм, афиш, театральных программ, спектаклей при передаче информации.

34

Афиша. Изделие: «Афиша»

Программа МiсrosоftOffiсе Word. Правила набора текста. Программа МiсrosоftWord Document.doc. Сохранение документа, форматирование и печать.

Создание афиши и программки на компьютере.

Понятия: афиша, панель инструментов, текстовый редактор.

Анализировать способы оформления афиши, определять особенности её оформления. Осваивать правила набора текста. Осваивать работу с программой МiсrosоftOffiсеWord. Создавать и сохранять документ в программе MicrosoftWord, форматировать и печатать документ. Выбирать картинки для оформления афиши. На основе заданного алгоритма создавать афишу и программу для кукольного спектакля. Проводить презентацию проекта «Кукольный спектакль».



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №1»  города Велижа Смоленской области

Календарно-тематическое планирование

по технологии

в 3 «Б» классе

на 2017/2018 учебный год

                                                                       Учитель: Алексеева Н.В.

г. Велиж

урока

Раздел программы

(общее количество часов)

Тема урока

Планируемая

дата

проведения

Примечание

I ЧЕТВЕРТЬ (9 ч)

Давайте познакомимся (1 час)

1

Здравствуй, дорогой друг! Как работать с учебником. Путешествуем по городу

Человек и земля (21час)

2

Архитектура.

Выполнение чертежа, самостоятельное выполнение изделия по эскизу. Изделие: «Дом».

3

Городские постройки.

Работа с проволокой.

Изделие: «Телебашня».

4

Парк.

Композиция из природных материалов. Изделие: «Городской парк».

5

Проект «Детская площадка».

Алгоритм построения деятельности в проекте, заполнение технологической карты, раскрой деталей по шаблону.

6

Проект «Детская площадка».

Изготовление объемной модели из бумаги. Изделия: «Качалка», «Песочница», «Игровой комплекс», «Качели».

7

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.

Практическая работа: «Коллекция тканей».

Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков».

8

Ателье мод. Одежда. Пряжа и ткани.

Изделие (по выбору): «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука».

9

Изготовление тканей.

Технологический процесс создания гобелена. Изделие «Гобелен».

II ЧЕТВЕРТЬ (7 Ч)

10

Вязание.

Вязание крючком.

Изделие: «Воздушные петли»

11

Одежда для карнавала.

Работа с тканью. Изготовление карнавального костюма.

Изделие (по выбору): «Кавалер», «Дама».

12

Бисероплетение.

Работа с бисером. Изделия: «Браслетик «Цветочки»», «Браслетик «Подковки»».

Практическая работа: «Кроссворд «Ателье мод»».

13

Кафе.

Работа с бумагой. Изделие: «Весы».

Практическая работа: «Тест: «Кухонные принадлежности»».

14

Фруктовый завтрак.

Работа с продуктами питания. Изделие (по выбору учителя): «Фруктовый завтрак», «Солнышко в тарелке»

15

Колпачок – цыпленок.

Работа с тканью. Изделие: «Колпачок – цыпленок».

16

Бутерброды.

Изделие (по выбору учителя): «Бутерброды», «Радуга на шпажке».

III ЧЕТВЕРТЬ (10 ч)

17

Салфетница.

Изделия: «Салфетница», «Способы складывания салфеток».

18

Магазин подарков.

Работа с пластичным материалом (тестопластика). Изделие: «Соленое тесто», «Брелок для ключей».

19

Золотистая соломка.

Работа с природными материалами. Изделие: «Золотистая соломка».

20

Упаковка подарков.

Работа с бумагой и картоном. Изделие: «Упаковка подарков».

21

Автомастерская.

Работа с картоном. Изделие: «Фургон «Мороженое»».

22

Грузовик.

Работа с металлическим конструктором. Изделия (по выбору): «Грузовик», «Автомобиль».

Практическая работа: «Человек и земля».

Человек и вода (4 часа)

23

Мосты.

Работа с картоном. Изделие: модель «Мост».

24

Водный транспорт.

Работа с бумагой. Изделия (по выбору учителя): «Яхта», «Баржа».

25

Океанариум. Проект «Океанариум».

Работа с текстильными материалами. Изделие «Осьминоги и рыбки».

Практическая работа: «Мягкая игрушка».

26

Фонтаны.

Работа с пластичными материалами. Изделие: «Фонтан».

Практическая работа: «Человек и вода».

IV ЧЕТВЕРТЬ (8 ч)

Человек и воздух (3 часа)

27

Зоопарк.

Работа с бумагой. Техника оригами. Изделие: «Птицы».

Практическая работа: «Тест «Условные обозначения техники оригами».

28

Вертолетная площадка.

Работа с новым материалом – пробкой. Изделие: «Вертолет «Муха»».

Воздушный шар.

Техника «папье – маше».

Изделие: «Воздушный шар».

Человек и информация (5 часов)

30

Переплётная мастерская.

Изделие: «переплетные работы».

31

Почта.

Изделие: «Заполняем бланк».

32

Кукольный театр.

Правила поведения в театре. Спектакль.

33

Кукольный театр. Изготовление пальчиковых кукол.

Работа с тканью. Шитьё. Работа с бумагой по шаблону.

Изделие: «Кукольный театр».

34

Афиша.

Работа на компьютере.

Изделие: «Афиша».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой . КТП по технологии для 4 класса.Школа России.

    Рабочая программа по технологии для 1-4 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2014)...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа по технологии 3 класс на основе авторской программы Н.И.Роговцевой, Н.В.Богдановой «Технология. 1-4классы»

Рабочая программа по технологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего о...

Рабочая программа по технологии 1 класс программа "Перспектива" с КТП на основе авторской программы Н.И. Роговцевой «Технология» УМК «Перспектива».

Рабочая программа разработана в соответствии с законом «Об образовании РФ», с основными положениями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...