Рабочая программа Студии "Маруся" Народная тряпичная кукла
рабочая программа по технологии (1, 2, 3 класс)

Сыщикова Татьяна Павловна

Рабочая программа творческого развития детей младших классов на основе создания народной тряпичной куклы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Народная тряпичная кукла53.96 КБ

Предварительный просмотр:

                  Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Кореневская средняя общеобразовательная школа №59» муниципального образования Люберецкий муниципальный район Московской области

тел. 557-08-00, факс 557-4033,

140051, Московская область, Люберецкий район, п. Красково, ул. Чехова, д.1      E-mail: korenevoskola59@mail.ru

«Согласовано»

Протокол № ________  от ________

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ № 59

______________Королева Л.В.

Приказ № ________ от ________

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

дополнительного образования

«СТУДИЯ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «МАРУСЯ»

Программа предназначена

для детей от 7 до 10 лет

Срок реализации программы: 1 год обучения

Разработала

педагог дополнительного

образования Сыщикова

Татьяна Павловна

г.о. Люберцы

2018 г.

Пояснительная записка

1.1. Актуальность проблемы

В настоящее время возрастает приоритет народной культуры, как уникальной комплексной системы, уходящей своими корнями к истокам развития человечества, заключающей в себе гуманные идеи единства человека и природы, этническое самосознание, ориентиры для формирования духовных черт характера и социально – культурного опыта.

Одним из огромного количества видов проявления народной культуры является народная кукла. Любой человек, независимо от возраста и профессии, независимо от того, городской он или деревенский помнит игрушку своего детства. Существенное значение имеет и то, как и кем они сделаны – это первые жизненные культурные ориентиры. Знакомство с традиционной куклой при её изготовлении позволит не только развить индивидуальные творческие способности, но и привить уважение к традициям семьи, приобщить к обрядовой культуре родного края, познакомить через игрушку с историей Отечества.

Приобщение детей к истокам народной культуры оказывает нормативно – регулятивное воздействие, способствует закреплению ценностных ориентиров, выступает важнейшим средством личностного развития детей. А также народная культура позволяет войти ребенку в мир социальных отношений, и обогатить его опыт общения с окружающим социумом - сверстниками, родителями, педагогами.

1.2. Направленность и содержание

общеобразовательной дополнительной программы

Программа дополнительного образования «Студия творческого развития «Маруся» рассчитана на детей младшего  школьного возраста, срок обучения 1 год.

Программа предполагает изучение истории народной куклы, традиций и обычаев, связанных с куклами, приемы изготовления текстильной куклы.   Включает теоретическую и практическую работу.

В рамках реализации программы учащиеся знакомятся с общемузыкальной,  фольклорной деятельностью, народным театром.

         Программа позволяет реализовывать индивидуальные потребности детей: коммуникативные, познавательные, инструментальные (обучение конкретному ремеслу).

Программа строится с учетом основных методических принципов:

  • гуманизация учебно-воспитательного процесса (создание условий для максимального раскрытия возможностей и способностей ребенка);
  • дифференциация и индивидуализация обучения (учет психических и физических возможностей и способностей каждого ребенка);
  • наглядности и доступности (комплексно использовать все методы обучения с учетом индивидуальных особенностей ребенка);
  • сознательности и активности (понимание учащимися того, что данные умения и знания пригодятся ему в жизни; проявление желания овладеть этими знаниями).

Обучение детей приёмам выполнения народной тряпичной куклы позволяет придать её реализации комплексный характер:

  • происходит обучение ремесленным навыкам, полезным в будущей трудовой деятельности, а также способным пригодиться в обыденной, семейной жизни;
  • вырабатываются эстетические ценности и идеалы, основанные на лучших традициях отечественной народной культуры, которые содействуют возникновению бережного, уважительного отношения к культурному наследию;
  • формируются и развиваются созидательные, конструктивные установки в формирующейся личности.

При разработке данной программы  учитывались особенности детской психологии, а так же запросы обучающихся.  Кроме того, работа трудоёмкая, кропотливая, требует длительной концентрации внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические  особенности детского возраста и применять в программе здоровьесберегающие технологии.

Занятия по данной программе способствуют развитию воображения, мышления, интеллекта, фантазии, художественного вкуса, технического мышления и конструкторских способностей. У детей развивается глазомер и мелкая моторика рук. Занятия так же способствуют воспитанию трудолюбия, усидчивости, терпения, инициативности, уважительного отношения к людям труда.  Дети приобретают  навыки общения и коллективной деятельности.

Программа является вариативной. Педагог может вносить изменения в содержание тем самым, дополнять практические занятия новыми приемами практического исполнения.

1.3. Цели и задачи общеобразовательной дополнительной программы

Цель программы: создать условия для формирования эмоционально – отзывчивой, творчески активной личности, пробудить интерес к рукоделию на тематической и технологической основе изучения народного искусства и этнографического материала.

Задачи:

Обучающая: изучить народные традиции, связанные с историей русской тряпичной куклы, научить работать с тканью при создании выразительных образов. Использовать результаты своего труда (кукол) в музыкально-театрализованной деятельности.

Развивающая: способствовать развитию ручной умелости, конструктивных умений, творчества и способности к преобразованию материалов.

Воспитательная: на народных традициях воспитывать чувство уважения к обычаям нашего народа, интерес к народно-прикладному творчеству.

1.4. Актуальность  общеобразовательной дополнительной программы

Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию к возрождению традиционного искусства, в частности изготовления народной куклы, опираясь при этом на русскую традицию проведения досуга и воспитания детей в семье. Через знакомство и приобщение детей к искусству народной куклы оказывается влияние на формирование их художественного вкуса, отвечающего национальной традиции, открывающего простор для последующего совершенствования и в других областях культуры.

Знакомство с традиционными русскими куклами позволит детям познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а сами куклы составят оригинальную домашнюю коллекцию или станут необычным подарком для родных и друзей.

Содержание программы имеет ярко выраженный национальный характер и направлено на достижение целей воспитания связанных с формированием и развитием гражданственности, трудолюбия, любви к окружающей природе, Родине, семье, интереса к истории и народному искусству. Программа ориентирована на формирование традиционных, семейных ценностей, воспитание девочек, как хранительниц домашнего очага, рукодельниц.

1.5. Организация учебного процесса

Возраст детей: В творческое объединение принимаются дети младшего школьного возраста (1-4 класс) в возрасте 7-10 лет.

Наполняемость учебной группы:  Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы: численностью от 10 до 12 человек;

Сроки реализации: Программа рассчитана на 1 год обучения: младшие школьники – 144 часа.

Режим занятий: Занятия проводятся 2 раза в неделю по  2 академических часа - 45 минут. Между занятиями предусмотрен десятиминутный перерыв.

1.6. Формы и методы работы

Для результативности обучения задания подобраны так, чтобы процесс обучения осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Формы занятий выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей обучающихся, используются теоретические и практические методы обучения.

Теоретический метод обучения:

  • Рассказ-информация по истории создания куклы, виды куклы, функции и предназначение, история костюма, о жизни и быте Русского народа, о православных праздниках.
  • Показ образцов готовых кукол или иллюстрации с изображением кукол в книгах, журналах, презентации.
  • Показ иллюстраций по русскому народному костюму, крестьянскому быту.
  • Беседы и полезные советы по рукоделию в процессе работы.

Практический метод обучения:

  • Дети знакомятся с особенностями, приемами, последовательностью, способами изготовления и оформления кукол.
  • Пробуют изготовить саму  поделку на заданную тему, например: в процессе творчества дети делают подарки-сувениры своим близким к Пасхе, Рождеству, Благовещению, Дню Ангела.
  • Разыгрывают инсценировки, игры и песни в традициях народного музыкального творчества.

Этапы изготовления кукол:

  • Беседа.
  • Продумывание костюма, головного убора, конструкции куклы, изготовление тела куклы, пошив костюма.
  • Декоративное оформление.

На начальном этапе освоения данной программы ребенок выполняет работу подетальным способом, подражая педагогу, т.е. находится в позиции ведомого. На данном этапе воспитанники знакомятся с материалами, инструментами, правилами работы с ними, соблюдая технику безопасности, приобретая навыки, способствующие развитию мелкой моторики, согласованности в работе глаз и рук, совершенствованию координации движений, точности в выполнении действий. Все операции выполняются совместно с педагогом. По окончании каждой операции дети называют все моменты ее выполнения, инструменты и приспособления, которые они используют. Важно уже на первом этапе воспитывать умение работать в коллективе, оказывать помощь и поддержку, работать аккуратно и красиво.

В дальнейшем в ходе реализации данной программы воспитанник приходит к самостоятельной деятельности, выступает инициатором творческого процесса. У него формируется воля, интеллект, речь, эмоции, а также развиваются творческие способности. На данном этапе продолжается формирование навыков изготовления народной куклы, расширение знаний, правил и приемов выполнения различных операций при условии большей самостоятельности.

При изготовлении обрядовых кукол недопустимо использовать колющие и режущие предметы, которыми человек мог пораниться. Поэтому «тряпочки» и нитки для будущих кукол нужно не резать, а рвать.  Однако, если детям очень трудно рвать ткань разрешается применять ножницы, выкраивая детали по размеру или по шаблону.

Каждый шаг в изготовлении любой обрядовой, обереговой или игровой традиционной куклы неслучаен, наполнен определённым смыслом, имеет конкретное значение, вплоть до того, в какую сторону и сколько раз обматывать нитью деталь. Нельзя здесь что-то пропустить или поменять.  Поэтому народной кукле и учатся «из рук в руки», только так можно донести до детей все тонкости и нюансы традиционного ремесла.

1.7. Формы подведения итогов реализации программы

Цель контроля: побудить воспитанника к самосовершенствованию, воспитать умение оценивать свои достижения и видеть перспективу развития.

Формы контроля: Текущий контроль осуществляется на каждом занятии: наблюдение за деятельностью ребенка, содержательная оценка – рецензия педагогом, само- и взаимоконтроль. Итоговый контроль проводится в форме отчётной выставки детского творчества. Участие в музыкально-театрализованной деятельности с применением изготовленных кукол.

Критерии отбора работ:

  • аккуратность исполнения;
  • соблюдение технологии;
  • творческий подход к работе.

Кроме этого в течение года воспитанники участвуют в выставках и конкурсах по профилю обучения, где происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.

2. Учебно-тематический план

общеразвивающей программы

 

Тема занятия

Теория

Практика

Кол-во часов

Вводное занятие. Какие бывают игрушки.

1

1

2

Техника безопасности при работе с колющим и режущим инструментом

1

1

2

Изготовление «Волшебного сундучка»

1

3

4

История народной куклы.

2

2

Типы и назначения кукол: обрядовые, обереги, игровые. Правила изготовления.

1

1

Традиционный русский костюм

1

2

2

Кукла-оберег Кувадка

1

1

2

Кукла-оберег Пеленашка

1

1

2

Игровая кукла Зайчик на пальчик

1

1

2

Знакомство с устным народным творчеством (разучивание колыбельных песен, пестушек,  потешек, прибауток).

2

4

6

Кукла-оберег Закрутка

1

1

2

Игровая кукла Конь-огонь.

1

3

4

Кукла-оберег Кубышка-травница

1

2

3

Знакомство с календарными песнями. Диалект в народной песне.

2

4

6

Кукла-оберег Счастье (Доля)

1

3

4

Обрядовая кукла Неразлучники

1

3

4

Обрядовая кукла Отдарок на подарок

1

3

4

Обрядовая кукла Кукла-десятиручка

1

3

4

Народный театр «Петрушка», «Раёк»

3

6

9

Игровая кукла «Убоженька»

1

2

3

Кукла-оберег Ангел

1

1

2

Обрядовая кукла Зернушка (Крупеничка)

1

2

3

Вышивка в русском костюме. Значение вышивки

2

4

6

Вышивка крестом

1

2

3

Вышивка гладью

1

2

3

Мережка.

1

2

3

Святые вечера. Колядки

2

4

6

Обрядовая кукла Масленица

1

3

4

Весенние песни. Егорьев день

2

4

6

Игровая кукла Коза

1

2

3

Качели

1

2

3

Основы золотного шитья. Вышивка бисером.

2

4

6

Косник (девичье украшение)

1

3

4

Русальная неделя. Купало

2

2

4

«Рукодельницы» (итоговое практическое  занятие)

1

1

2

Игровая кукла Кормилка

1

3

4

Игровая кукла Капустка

1

3

4

Игровая кукла Зольная

1

1

2

Мастер-класс - итоговое занятие

1

3

4

Подготовка к выставке. Выставка работ.

1

1

2

Игровая программа «Посиделки».

1

2

3

Итого:

27

45

72

3. Содержание программы дополнительного образования детей

7-10 лет (младшие школьники):

Введение в образовательную программу (4 часа)

Цель, задачи на год. История возникновения народной куклы. Демонстрация выставки изделий, фотоматериалов, методической литературы. Назначение инструментов, приспособлений и материалов, используемых в работе. Правила безопасности труда и личной гигиены. Правила внутреннего распорядка. Обязанности кружковца. Организация занятий.

Изготовление «Волшебного сундучка» для хранения кукол (2 часа).

История народной куклы, русский костюм (4 часа).

История народной куклы, традиций, обычаев, связанных с куклами. Рассказ об истории русского костюма,  о различии костюмов русских губерний. 

Типы и назначения кукол (2 часа).

Информация  о видах кукол (обрядовые, обереги, игровые), их функции и предназначении. Показ образцов.

Тряпичная народная кукла (56 часов).

Рассказ по истории создания куклы, о её предназначении, показ образцов, иллюстраций. Знакомство с особенностями, приёмами, способами изготовления и оформления куклы. Изготовление поделок на заданную тему.

Мастер-класс для родителей. Выставка кукол (4 часа).

Итого: 144 часа. 

4. Прогнозированные результаты

К концу обучения дети должны знать:

  • названия инструментов и правила техники безопасности при работе с ними;
  • названия материалов, из которых делают кукол;
  • названия кукол, выполненных в течение учебного года.

Дети должны уметь:

  • выполнять поручение педагога, данное в устной форме;
  • выражать желание спрашивать, отчитываться за выполненную работу;
  • изготавливать самостоятельно куклу;
  • правильно организовывать и содержать в порядке рабочее место;
  • правильно использовать инструменты.
  • содержание основных народных календарных праздников и обрядов;
  •  знать и уметь организовать игры, освоенные на уроках;
  •  уметь применить полученные знания в практической, празднично-бытовой и творческо-игровой деятельности.

Дети должны иметь представление:

  • о видах декоративно-прикладного искусства;
  • о народных традициях, связанных с определённой куклой.

5. Материально- техническое обеспечение программы

Техническое оснащение:

  • Кабинет, имеющий хорошее освещение.
  • Стулья, рабочие столы.
  • Стол и стул педагога.
  • Доска.
  • Шумовые народные инструменты.

Инструменты и приспособления:

  • Ножницы.
  • Иглы, игольницы.

Материалы:

  • Хлопчатобумажные, льняные ткани.
  • Хлопчатобумажные и шерстяные нитки.
  • Тесьма, кружево, сутаж.
  • Синтепон, вата, крупы.

Дидактическое обеспечение:

  • Таблицы с поэтапным выполнением изделий.
  • Иллюстрации.
  • Образцы готовых кукол.
  • Шаблоны для изготовления одежды и кукол.
  • Разработки игр, бесед, экскурсий, конкурсов, игровых программ.

6. Список используемой литературы

  1. Е.Берстенева, Н.Догаева. «Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М. «Белый город».
  2. В. Феррари «Игрушка своими руками».
  3. «Делаем куклы». – М. Издательство «Ниола-прес», 2006 год.
  4. Л. Куликова. «Русское народное музыкальное творчество. – СПб.: Союз художников» 2008.
  5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.
  6. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству.- "Искусство в школе", Москва 1995.

  1. Для педагогов:
  2. Е.А.Гурбина. Занятия по прикладному искусству. Дополнительное образование. – Волгоград, «Учитель», 2010

7. Приложение

7.1. Упражнения для отдыха:

1. Локти на столе. Движение кистей рук в стороны под счет 4-5 раз.

2. Повороты кистями рук.

3. Игра на пианино. Поочередно поднимать по одному пальцу, отрывая его от стола, начинать от мизинца.

4. Пальцы обеих рук соединяют в замок. Ритмичное поднимание и опускание пальцев.

5. Кисти рук имитируют движения крыльев птицы.

6. Сгибание и разгибание пальцев: пальцы сложены как для письма, правая рука протянута вперед, поднимание и опускание указательного пальца под счет 1,2,3; вращение трех пальцев вправо под счет 1,2,3 и влево с обратным отсчетом.

7. Сгибание и разгибание пальцев, держащих ручку, раз – сгибаем, два – разгибаем 5-6 раз.

7.2. Санитарно-гигиенические требования при работе:

1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.

2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит ткань.

3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы лоскутки не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.

4. Незавершенное изделие лучше хранить, завернув в ткань или положив в пакет.

7.3. Инструкция

по технике безопасности при практической работе в объединении

Общие требования безопасности:

  1. К занятиям допускаются обучающиеся, прошедшие инструктаж по ТБ.
  2. Опасность возникновения травм:
  • при работе с острыми и режущими инструментами;
  • при работе с конторским клеем;
  • при нарушении инструкции по ТБ.
  1. В кабинете должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочными средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

Требования безопасности перед началом занятий:

  1. Приготовить необходимые материалы и инструменты.
  2. Внимательно выслушать инструктаж по ТБ при выполнении работы.
  3. Входить в кабинет спокойно, не торопясь.
  4. При слабом зрении надеть очки.

Требования безопасности во время занятий:

  1. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их можно только кольцами вперед, с сомкнутыми лезвиями.
  2. Не пользоваться ржавыми иглами, булавками – они могут порвать изделие, сломаться. Иглу и булавки хранить в коробочке с крышкой.
  3. Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.
  4. При работе швейной иглой надеть напёрсток.
  5. Осторожно пользоваться  клеем.
  6. Не покидать рабочее место без разрешения.

Требования безопасности в аварийных ситуация:

  1. При плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом педагогу.
  2. При возникновении пожара в кабинете, немедленно прекратить занятия, по команде  педагога организованно, без паники покинуть помещение.
  3. При получении травмы немедленно сообщить о случившемся педагогу.

Требования безопасности по окончании занятий:

  1. По окончании работы все инструменты надо обязательно убирать в специальную рабочую коробку.
  2. После окончания работы произведите уборку своего места.
  3. Обо всех недостатках, обнаруженных во время работы, сообщите педагогу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Народная тряпичная кукла

Урок технологии в 4 классе. Конспект урока+презентация....

Конспект открытого занятия по программе: «Волшебный мир тряпичной куклы» на тему: «Связующая нить»

Методический проект «Новое педагогическое образование»Направление «Траектория будущего»Тема «Методическое обеспечение качественно нового уровня развития детского творческого коллектива» Отк...

Внеклассное мероприятие "Тряпичные куклы"

Внеклассное мероприятие знакомит детей с игрушками наших прабабушек, помогает приобщить детей к народному творчеству....

Мастер - класс "Кукла - Радость"(изготовление тряпичной куклы)

мастер класс на внеурочную деятельность в начальной школе...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Волшебный мир тряпичной куклы»

Данная программа будет полезна учителям начальной школы, воспитателям дошкольных учреждений, руководителям кружков. В ней собраны видеоматериалы, которые будут полезны в работе....

Технология изготовление традиционной тряпичной куклы «Веснянка» по дополнительной образовательной программе «Сувенир» 1 года обучения по разделу «Куклы закрутки» для детей 7 -8 лет.

Кукла Веснянка — это красивый славянский оберег, символизирующий красоту и хорошую жизнь. Для славян наступление весны было большим событием, настоящим праздником. Наши предки не только ждали ве...