Адаптированная рабочая программа для 8 вида. 3 класс
рабочая программа по технологии (3 класс)

Попова Екатерина Александровна

Рабочая программа  по трудовому обучению составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой, – М.; Просвещение, 2010 г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_tehnologiya_8_vid_3_klass_gotovaya.docx34.96 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗДЕЛ I

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа  по трудовому обучению составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой, – М.; Просвещение, 2010 г., рекомендованной Министерством образования и науки РФ.

Трудовое обучение и воспитание представляет собой систему, звенья которой тесно связаны, дополняют и взаимообуславливают друг друга.  В третьем классе в программу вводится значительный объем познавательных сведений, касающихся происхождения используемых материалов, различных видов художественной техники, ремесел. В каждом классе  вводятся термины, обозначающие технику изготовления изделий: аппликация, оригами, макраме, коллаж, папье-маше, мозаика. Овладение этими терминами, равно как и названиями операций, свойств материалов, будет важным вкладом в развитие речи детей.

          В органической связи с выполнением изделий ученики познают некоторые физические и технические закономерности. Так, при изготовлении технических моделей учитель обращает внимание учеников на свойства изготовленных ими объектов и подводит их к пониманию физических явлений, обусловливающих эти свойства: почему вертушка вертится? почему самолет пикирует?

         Расширению познавательной деятельности в русле трудового обучения могут служить материалы выставок, экскурсии на природу. Можно использовать для показа изделия прикладного творчества, имеющиеся у детей дома.

         Вариативность программы проявляется в многообразии индивидуальных подходов к выполнению заданий учащимися, в предоставлении свободы учителю в выборе материалов, видов поделок и тематике бесед, наблюдений, которые учитель проводит, исходя также из региональных особенностей своего края.

        Программа содержит примерный перечень видов деятельности. Учителю предоставляется возможность планировать материал по своему усмотрению, помня о необходимости провести детей через самые разнообразные работы и с точки зрения моторики, и с точки зрения практического интеллекта.

     Организационные формы, применяемые на уроках, также различны:

  • индивидуальное выполнение заданий
  • групповое
  • коллективное.

 Программа позволяет школьникам развить ручную умелость через самые разнообразные движения.

        Предусмотрены следующие виды труда:

  • работа с природным материалом;
  • работа с бумагой и картоном;
  • работа с текстильными материалами;
  • работа с древесиной;
  • работа с проволокой;
  • работа с металлоконструктором.

Содержание уроков  трудового обучения составляют:

  • работа с тканью, нитками (декоративная аппликация из ткани, плетение, изготовление панно, одежды, деталей костюмов, сувениров, предметов сервировки стола);
  • работа с природным материалом (изготовление мелких и крупных скульптур – анималистика, декоративных коллажей из сухих растений, соломки, плетение изделий из прутьев, сухой травы, составление декоративных букетов из сухих и живых растений);
  •  работа с бумагой, картоном (аппликация из разнофактурной бумаги в сочетании с тканями, природным материалом, изготовление панно, объёмных, плоскостных предметов и конструкций для оформления праздников, сувениров);
  • работа по дереву (поделка деревянных игрушек, сувениров, предметов быта);
  • работа с глиной и пластилином (создание декоративных украшений, игрушек-сувениров, посуды);
  • работа с металлической проволокой (изготовление украшений, сувениров);
  • работа с искусственными материалами (вязание и плетение из синтетической пряжи, декоративной тесьмы, цветной проволоки, изготовление декоративных украшений и предметов быта, декоративных игрушек и сувениров из остатков меха).

        Цель курса в начальных классах – воспитание творческой, активной личности, проявляющей интерес к техническому и художественному творчеству и желание трудиться.

   Задачи:

  • развитие ручной умелости через овладение многообразными ручными операциями, по-разному влияющими на психофизиологические функции ребенка;
  • формирование умений ориентироваться в заданиях разного типа: от точного повторения образца до воплощения собственного замысла;
  • формирование умения планировать последовательность выполнения действий и осуществления контроля на разных этапах выполнения работы;
  • знакомство с разными свойствами одного материала и одинаковыми свойствами разных материалов;
  • знакомство с происхождением материалов, ручных ремесел, видов художественного творчества;
  • воспитание положительных качеств личности ученика – трудолюбие, настойчивость, умение работать в коллективе;
  • уважение к людям труда;
  • сообщение элементарных знаний по видам труда, формирование трудовых качеств, обучение доступным приёмам труда, развитие самостоятельности в труде, привитие интереса к труду;
  • формирование организационных умений в труде – вовремя приходить на занятия, организованно входить в мастерскую, работать только на своём рабочем месте, правильно располагать на нём материалы и инструменты, убирать их по окончании работы, знать и выполнять правила внутреннего распорядка и безопасной работы, санитарно – гигиенические требования.

       Наряду с этими задачами на занятиях трудом в коррекционных образовательных учреждениях 8 вида решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.      

     Коррекционная работа выражается в формировании умений:

  • ориентироваться в задании – анализировать объект, условия работы;
  • предварительно планировать ход работы над изделием – устанавливать логическую последовательность изготовления поделки, определять приёмы работы и инструменты, нужные для их выполнения;
  • контролировать свою работу – определять правильность действий и результатов, оценивать качество готовых изделий.

       Настоящая  программа будет реализована в условиях классно-урочной системы обучения.

Программа составлена с учетом уровня обученности воспитанников, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного к ним подхода. Поэтому в целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на повышение интеллектуального уровня обучающихся.

       В третьем  классе у 100% обучающихся прослеживается недостаточная сформированность мелкой и общей моторики. Работая над методической темой «Система работы по развитию мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями здоровья» и учитывая важность проблемы, на каждом уроке провожу целенаправленную специальную работу по коррекции и развитию тонких координированных движений рук.

       В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук.

Вся работа на уроках труда должна носить целенаправленный характер, способствовать развитию самостоятельности учащихся при выполнении трудовых заданий, подготавливать их к общетехническому труду, который осуществляется на базе школьных мастерских.

Уроки труда должны быть тесно связаны с уроками чтения и развития речи, рисования, математики. Необходимо обращать особое внимание на соблюдение правил безопасности работы и гигиены труда при проведении практических работ.

      При оценке знаний, умений учащихся по труду следует учитывать правильность приемов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта, качество готового изделия, организацию рабочего места).

      В целях ознакомления учащихся  с видами и характером профессионального труда предусмотрены экскурсии в мастерские школы.

Изучение содержания каждого раздела (блока) начинается с вводного занятия.

К общим вопросам таких занятий относятся:

  • значение производства  товаров для жизни людей;
  • сведения о профессиях, соответствующих содержанию раздела;
  • демонстрация лучших изделий учащихся, выполненных в прошлом году;
  • соблюдение установленных правил и порядка в мастерской – основа успешного овладения профессией;
  • знакомство с оборудованием мастерской и общими правилами безопасности.
  • Формирование умений учащихся должно включать дозированную (с постепенным уменьшением) помощь в ориентировке и планировании работы. Для формирования оперативного образа объекта труда используются натуральные образцы, которые в зависимости от сложности изделия дополняют макетами и рисунками.

РАЗДЕЛ II

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.      Работа с бумагой и картоном 

Учащиеся должны уметь:

- различать виды бумаги

-самостоятельно ориентироваться в задании;

- самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

- составлять план работы по вопросам учителя;

- подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя  и самостоятельно, употреблять в речи технические термины.

- выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;

- проводить анализ своего изделия;

Учащиеся должны  знать:

- правила техники безопасности при работе с ножницами;

- названия материалов и инструментов.

2.      Работа с природным материалом 

Учащиеся должны уметь:

- различать виды природного материала

- подбирать природный материал и инструменты для работы с помощью учителя и самостоятельно

- самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

- составлять план работы по вопросам учителя;

- выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;

- проводить анализ своего изделия;

Учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности при работе с ножницами,- названия материалов и инструментов.

3.      Работа с текстильным материалом 

Учащиеся должны уметь:

- различать виды стежков и выполнять: обметочный, косой стежок.

- пришивать пуговицы, вешалки

- составлять и вышивать рисунки на листе бумаги и ткани с помощью учителя и самостоятельно;

- сшивать ткань и обмѐтывать края.

- самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

- составлять план работы по вопросам учителя;

- подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя и самостоятельно, употреблять в речи технические термины.

- проводить анализ своего изделия;

- Учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности при работе с ножницами и иголкой;

4. Работа с проволокой 

Учащиеся должны уметь:

- выполнять простейшие операции с проволокой: выправление, сгибание под прямым углом, отрезание кусачками с помощью учителя и самостоятельно;

- изготавливать по образцу стилизованные фигурки рыб, птиц, животных с помощью учителя и самостоятельно;

-самостоятельно ориентироваться в задании;

- самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

- составлять план работы по вопросам учителя;

- подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя и самостоятельно, употреблять в речи технические термины

- проводить анализ своего изделия;

Учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности при работе с молотком, кусачками;

- свойства проволоки

5. Работа с металлоконструктором 

Учащиеся должны уметь:

- выполнять простейшие приемы работы с ключом и отверткой с  помощью учителя и самостоятельно;

- собирать по образцу геометрические фигуры, дорожные знаки,  различные инструменты (лестница, грабли, лопата) мебель (стол, стул, диван) с  помощью учителя и самостоятельно;

-самостоятельно ориентироваться в задании;

- самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

- составлять план работы по вопросам учителя;

- подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя и самостоятельно,  употреблять в речи технические термины.

- проводить анализ своего изделия;

Учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности при работе с ключом и отверткой;

- название деталей металлоконструктора.

6.    Работа с древесиной.

Учащиеся должны уметь:

- вбить гвоздь в древесину, извлечь, распрямить его с помощью учителя и самостоятельно;

- сломать лучину, срезать под углом, зачистить наждачной бумагой с помощью учителя и самостоятельно;

- собирать по образцу из готовых полуфабрикатов кукольную мебель, вагончик, машинку и тележку с помощью учителя и самостоятельно;

-самостоятельно ориентироваться в задании;

- самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;

- составлять план работы по вопросам учителя;

- подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя и самостоятельно, употреблять в речи технические термины.                    - проводить анализ своего изделия;

Учащиеся должны знать:

- правила техники безопасности при работе с ключом и отверткой; - название деталей и инструментов.

РАЗДЕЛ III

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

(МНОГОДЕТАЛЬНЫЕ ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ)

     Практические работы

Экскурсия в природу с целью сбора природного материала.

Изготовление по образцу жирафа из кукурузных початков, моркови, кочерыжек, палочек и бумажных деталей.

Изготовление по рисунку паука из скорлупы грецкого ореха, плюски желудя, проволоки, пластилина.

   Технические сведения. Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений. Инструменты, применяемые при работе: шило, нож (у учителя), ножницы, кисть. Клеящие составы: БФ, казеиновый клей. Применение и назначение материалоотходов в сочетании с природными (бумага, обрезки кожи, проволока, поролон и т. д.).

Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических навыков. Правила безопасной работы.

   Приемы работы. Соединение деталей с помощью пластилина, клея, палочек, проволоки. Рациональное использование случайных материалов.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

      Практические работы

Окантовка картона полосками бумаги, листом. Изготовление по образцу подложек квадратной и прямоугольной формы для крепления плоских природных материалов, для наклеивания различных вырезок (дидактический материал, лото). Слабые учащиеся выполняют работу с помощью учителя.

     Технические сведения. Назначение окантовки в изделиях из картона. Материалы, применяемые для окантовки, — переплетные ткани: коленкор, ледерин или бумажные заменители этих тканей. Клеящие составы: казеиновый клей, ПВА, декстриновый клей.

     Приемы работы. Разметка бумаги и картона по линейке. Вырезание и намазывание клеем окантовочных полосок. Приемы обработки углов изделий при окантовке.

РАБОТА С ПРОВОЛОКОЙ

      Практические работы

Экскурсия в слесарную мастерскую.

Выправление проволоки волочением, сгибание ее под прямым углом, отрезание кусачками по заданному размеру. Изготовление деталей для работы с природным материалом.

Изготовление по образцу и контурному рисунку стилизованных фигурок рыб, птиц, животных. Выполнение изделия по показу приемов работы учителем.

     Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении проволоки. Элементарные сведения о видах проволоки (медная, алюминиевая, стальная). Свойства проволоки: сгибается, ломается, отрезается кусачками; тонкая и толстая, мягкая и жесткая (упругая). Инструменты для работы с проволокой, их назначение и применение: кусачки, плоскогубцы, молоток. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с проволокой.

    Приемы работы. Правильная хватка инструмента. Сгибание проволоки плоскогубцами, молотком. Резание проволоки кусачками.

РАБОТА С ПРИРОДНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

      Практические работы

Изготовление по замыслу объемных изделий из различных материалов (после экскурсий, чтения книг, просмотра кинофильма).

     Технические сведения. Свойства природных материалов, используемые в работе: твердость, величина, цвет, разнообразные формы. Инструменты: шило, нож, кисть. Клеящие составы: БФ, столярный клей. Соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

    Приемы работы. Компоновка различных деталей с помощью клея, проволоки, ниток.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

     Практические работы

Разметка картона и бумаги по шаблонам сложной конфигурации.

Изготовление елочных игрушек.

Изготовление плоских карнавальных полумасок и масок из тонкого картона и плотной бумаги. Отделка изделий аппликативными украшениями.

Изготовление из тонкого картона и плотной бумаги карнавальных головных уборов (кокошник, шапочка с козырьком). Отделка изделий аппликативными украшениями. Работа выполняется по показу учителя.

     Технические сведения. Сорта картона, применяемые для оформительских работ. Применение других материалов в сочетании с картоном и бумагой (нитки, тесьма, материалоотходы — поролон, обрезки кожи, фольги и др.). Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с картоном и другими материалами. Правила безопасной работы.

    Приемы работы. Разметка картона и бумаги по шаблонам. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Прорезание отверстий в картоне. Пришивание тесьмы и других материалов к деталям из картона.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

     Практические работы

Упражнения в разметке бумаги и картона по линейке. Нанесение рицовки ножом по линейке с фальцем.

Изготовление обложки для проездного билета.

Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки.

Изготовление по образцу папки для тетрадей без клапанов, с завязками.

    Технические сведения. Элементарные понятия о профессии картонажника-переплетчика. Технологические особенности изделий из бумаги и картона (детали изделий склеивают и сшивают). Понятие о многодетальных изделиях. Понятие о группах инструментов и их назначении: для разметки и для обработки. Ознакомление со свойствами и назначением переплетных материалов: коленкора, ледерина, тесьмы. Клеящие составы: клейстер, клей промышленного производства. Организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования при работе с бумагой и картоном. Правила безопасной работы.

    Приемы работы. Разметка по линейке. Применение ученического циркуля для разметки картона и бумаги. Нанесение рицовки по линейке с фальцем.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

    Практические работы

Ознакомление с косым обметочным стежком. Упражнения на полосе тонкого картона по готовым проколам.

Изготовление закладки из фотопленки с цветным вкладышем. Оформление концов закладки кисточками.

Пришивание косыми стежками вешалки из тесьмы к полотенцу.

Изготовление кармашка из клеенки или бархатной бумаги для счетных палочек, ножниц. Обметывание боковых срезов кармашка по готовым проколам косым стежком. Слабые учащиеся выполняют работу по заделу.

Изготовление по образцу подушечки-прихватки по самостоятельно составленной выкройке из нескольких сложенных вместе кусочков разноцветной ткани (сметывание по краям и по диагонали, обметывание краев косым стежком).

    Технические сведения. Назначение косого обметочного стежка. Нитки, ткани, их свойства и назначение. Инструменты, применяемые при работе с текстильными материалами. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.

   Приемы работы. Правильное пользование иглой и наперстком. Выполнение косого обметочного стежка: введение иглы сверху вниз в вертикальном положении относительно полосы ткани, направление строчки слева направо. Пришивание вешалки и обметывание боковых срезов мешочка, подушечки-прихватки косыми стежками.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

(ОБЪЕМНЫЕ ИЗДЕЛИЯ ИЗ КАРТОНА)

     Практические работы

Изготовление открытых коробок из тонкого картона. Разметка развертки коробки по шаблону и по линейке. Склеивание коробок двумя способами: с помощью клапанов и по стыкам, оклеивание полосой бумаги. Работа выполняется по образцу и  показу отдельных приемов работы учителем.

    Технические сведения. Элементарные сведения о назначении картона как материала для изготовления различной тары. Свойства коробочного картона: более толстый и прочный по сравнению с другими сортами, цвет коробочного картона. Способы изготовления коробок. Правила безопасной работы.

   Приемы работы. Разметка разверток по шаблонам и линейке, надрез картона ножом по фальцлинейке на линиях сгиба.  Сгибание картона и склеивание по стыкам. Оклеивание бумагой объемных изделий.

РАБОТА С ТЕКСТИЛЬНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

     Практические работы

Составление по образцам простейшего рисунка на листе бумаги в клетку. Вышивание рисунка, переведенного учителем на льняное полотно, ручными стежками, оформление вышитого куска ткани в виде салфетки, коврика, кукольного полотенца и т. д.

    Технические сведения. Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок. Выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Организация рабочего места.

   Приемы работы. Вышивание по линиям рисунка. Оформление бахромой.

                                       

     МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

     Математика. Счет в пределах 100. Вычерчивание прямоугольника и квадрата по заданным размерам на бумаге в клетку.

     Изобразительное искусство. Определение структуры узора (повторение или чередование элементов), расположение элементов оформления по всей поверхности изделия.

     Развитие устной речи на основе изучения явлений и предметов окружающей действительности. Связные высказывания по затрагиваемым в беседе вопросам. Дополнение высказываний собеседников, последовательный рассказ о законченном или предполагаемом трудовом процессе. Самостоятельное описание предметов. Использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов, выражение связей и отношений между реальными объектами.

№ п/п

Название  раздела.

Количество  часов.

1 четверть

18 часов

1.

Работа с природными материалами ( многодетальные объёмные изделия )

3 часа

2.

Работа с бумагой и картоном

2 часа

3.

Работа с проволокой

6 часов

4.

Работа с древесиной

7 часов

2 четверть

14 часов

1.

Работа с природным материалом

2 часа

2.

Работа с металлоконструктором

8 часов

3.

Работа с бумагой и картоном

4 часа

3 четверть

20 часов

1.

Работа с бумагой и картоном

5 часов

2.

Работа с текстильными материалами

8 часов

3.

Работа с древесиной

7 часов

4 четверть

16 часов

1.

Работа с древесиной

1 час

2.

Работа с бумагой и картоном ( объёмные изделия из картона )

4 часа

3.

Работа с текстильными материалами

5 часов

4.

Работа с металлоконструктором

3 часа

5.

Работа с древесиной

3 часа

Итого:

68 часов

РАЗДЕЛ IV

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 «В» класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа по математике класс 2 VIII вида

Адаптированная  рабочая программа учебного предмета «Математика» составлена  в соответствии с требованиями адаптированной основной общеобразовательной программы.Цель: Создание  благопри...

Адаптированная рабочая программа за 2 класс

Адаптированная рабочая программа с планированием за 2 класс по ФГОС. Предназначена учителям, дефектологам....

адаптированные рабочие программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1.

Программы для 4 класса для детей с ЗПР вида 7.1....

Адаптированная рабочая программа 2-4 классы для учащихся с ЗПР (7.2 вида) по английскому языку по учебнику "Rainbow English"

Адаптированная рабочая программа 2-4 классы для учащихся с ЗПР (7.2 вида) по английскому языку по учебнику "Rainbow English"...

Адаптированная рабочая программа «Математика» (2 класс)

Адаптированная рабочая программа «Математика» разработана на основе Федерального образовательного государственного стандарта начального общего образования для детей с ограниченными возможн...

Адаптированная рабочая программа СИПР 1 класс

Целью данной программы является развитие эмоционального и социально-адаптивного поведения учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта, формирование позитивных качеств, развитие познавательной...

Адаптированные рабочие программы для подготовительного класса. (ОВЗ НОДА вариант 6.3, надомное обучение)

Рабочие программы составлены на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Примерной адаптиров...