Организация ручного труда в обучении младших школьников
методическая разработка по технологии

Шувалова Анна Сергеевна

В системе обучения младших школьников ручной труд занимает равное по значению место среди других учебных предметов. Он позволяет избежать однобокости и узости в воспитании ребенка, создает возможности для его разностороннего развития.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация ручного труда

в обучении младших школьников.

Введение.

Основная часть:

  • Формирование трудовых навыков младших школьников от класса к классу.
  • Анализ программ трудового обучения детей младшего школьного возраста.
  • Анализ и планирование процесса труда.

Заключение.

Список использованной литературы.

Введение

В системе обучения младших школьников ручной труд занимает равное по значению место среди других учебных предметов. Он позволяет избежать однобокости и узости в воспитании ребенка, создает возможности для его разностороннего развития.

Общее развитие на уроках труда подразумевает работу не только психических процессов (ощущения, восприятия, мышления, воображения, воли, чувств), но и психофизиологических функций (ловкости, точности, координации движений, глазомера и т.д.). Именно поэтому на уроках по курсу «Технология» необходимо развивать ручную умелость, умение осмысливать суть задания на начальном этапе, умение планировать и контролировать ход работы и ее конечный результат.

Основная часть

По требованиям Федерального Государственного стандарта «Стратегия 2020» к результатам освоения основной образовательной программы обозначены личностные, а лишь затем метапредметные и предметные показатели, что нашло отражение в школьных стандартах нового поколения.

Так же если мы посмотрим ФГОС начального общего образования, то можем, заметь, что стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника: любящий свой народ, свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. Между тем необходимость изучения влияния образовательных технологий на волевую сферу школьника имеет важное значение для определения трудностей в освоении учебной программы, связанных с неусидчивостью, отсутствием выдержки и настойчивости, а также для определения действенности систем обучения в общем развитии младшего школьника.

Младший школьный возраст, как известно, является одним из важных этапов формирования и развития психических функций ребенка, в том числе и для формирования и развития волевой регуляции поведения и деятельности.

Труд является средством достижения гармонии, природно-биологического, социального баланса в развитии человека, а формирование личности в труде - способом естественного, природосообразного, предполагающего преемственность поколений, гуманистическую направленность воспитания. Развитие нравственности и ума, физическое и эстетическое совершенство личности происходит преимущественно в труде.

Формирование трудовых навыков младших школьников от класса к классу.

Трудовое обучение в школе психологически готовит ребенка к труду: он осознает значение труда в жизни человека, школьник познает радость труда, развивается перспектива жить и работать, создавая материальные ценности, нужные обществу.

Первые трудовые навыки, приобретаемые школьником на уроках труда, имеют очень важное значение для формирования у него более сложных трудовых умений.

Трудовые процессы, особенно в первой стадии овладения ими, требуют от ребенка точности, напряженности, сосредоточенности внимания. Большая сосредоточенность всегда вызывает у детей младшего школьного возраста много лишних и ненужных усилий, создается повышенная напряженность не только мышц рабочего органа, но и мышц, не принимающих участия в трудовой операции. Так, при действии рукой у ребенка замечается напряжение, а часто и движение мышц груди, спины, ног, следовательно, в напряженном рабочем состоянии находятся много мышц, которые не отдыхают даже при изменении движений, а это вызывает большую общую утомляемость организма ребенка.

Труд с простейшими инструментами и материалами подготавливает учащегося к работе в мастерской с более сложными инструментами. Первые трудовые навыки бывают очень прочны и обычно остаются у человека на всю жизнь. Поэтому важно, чтобы эти навыки способствовали развитию красивых, целесообразных и ловких движений. Если занятия трудом организованы правильно, интересно, учащиеся работают с большим удовольствием.

Общественно полезный труд, труд в коллективе, отношения, создаваемые в коллективе — все это новое для ребенка. В начале учебного года первоклассник не умеет подчиняться требованиям коллектива. В процессе общественно полезного труда, когда создается коллективная ответственность за результат труда, первоклассник постепенно начинает осознавать себя членом коллектива класса, а затем и членом коллектива школы. Когда учащийся-первоклассник начинает заниматься общественно полезным трудом школы (сажает цветы, деревья, ухаживает за ними и т. д.), он начинает осознавать, что его труд нужен другим людям, что он включается в труд и дела окружающих его людей. Осознание общественной пользы своего труда вызывает у школьника желание трудиться, он впервые познает радость труда.

С развитием ребенка изменяются мотивы его трудовой деятельности. Это можно наблюдать, сравнивая учащихся I и II классов. Во II классе кругозор учащихся становится шире, они способны выполнять уже более сложные трудовые действия, мотивы и цели труда становятся шире и глубже.

Школьников I класса, особенно в самом начале трудовой деятельности, интересует больше процесс, чем результат труда. У первоклассников часто ярко выступают личные мотивы их трудовой деятельности: сделать вещь для себя, для личного пользования. Личный мотив (сделать вещь для себя) для детей этого возраста всегда имеет большое значение, работа при этом осуществляется с большим подъемом и лучшим результатом. Личные мотивы трудовой деятельности могут закрепиться у школьников в том случае, если учитель не стимулирует развитие у них более значимых, общественных мотивов. Привыкая делать для себя счетный материал, для себя закладку, себе папку для книг, ребенок начинает руководствоваться в своей трудовой деятельности личными, потребительскими мотивами. Мотивы деятельности меняются, если работа выполняется не для себя, а для всех других, например, так может измениться трудовая деятельность школьников, если они будут делать счетный материал не для себя, а для всего класса. Когда ребенок трудится в коллективе и для коллектива, он постепенно осознает общественное значение своего труда, ценит такой труд, а в связи с этим общественные мотивы трудовой деятельности приобретают для него все большее значение и господствуют над личными.

На уроках труда учащиеся часто работают неорганизованно: им мешает свойственная этому возрасту, быстрая отвлекаемость и отсутствие самостоятельности: работа часто прекращается потому, что школьник сомневается, правильно ли он делает, решить это сам он не может, прерывает работу и немедленно обращается к учительнице за помощью.

Неорганизованность отдельных учащихся выражается в том, что они, не соразмеряя своих возможностей, берутся за любое дело: режут, клеят, но делают это плохо, неаккуратно. Работа получается бесцельной, но сами учащиеся этого не замечают, а результаты труда их даже радуют; ведь они сделали вещь! Детей этого возраста интересует больше всего сам процесс труда, а качество работы — не очень.

Учащиеся II класса в большей степени, нежели первоклассники, проводят общественно полезную внеклассную работу, больше участвуют в коллективных мероприятиях школы. Хотя это участие и носит еще очень скромный характер, но имеет большое воспитательное значение, так как дает возможность школьнику осознать себя членом большого коллектива.

Усложняется и бытовой труд учащихся: в семье они занимаются не только самообслуживанием, но и выполняют работу для всех членов семьи, имеют уже определенные обязанности (вымыть посуду, накрыть на стол, сходить в магазин), что ставит детей в новое отношение к другим членам семьи.

В III классе у учащихся появляется новое отношение к труду. Расширение кругозора в связи с чтением книг, уроки истории, знакомство с трудом окружающих людей, общественно полезный труд, работа вместе со взрослыми изменяют взгляд ребенка на труд людей и на свой личный труд.

Растет интерес к труду не только потому, что ребенка интересует сам процесс труда или имеется какой-то результат труда, но и потому, что трудовая деятельность создает наиболее благоприятные условия для познания. Учащийся сознает, что, работая, он сам приобретает знания, узнает много нового.

У учащихся III классов в процессе знакомства с трудом взрослых и современной техникой возникает желание узнавать новое, но не так, как это было в I и, II классах, когда простой ответ удовлетворял школьников. Учащиеся III класса хотят видеть своими глазами, как происходит то или иное явление, у них возникает желание принять участие в интересном труде. Ученик сознает, что взрослый человек своим трудом может многое сделать. В своем стремлении делать самому ученик решает вопрос: «А что я могу?»
Если в процессе труда он получает нужный результат, ученик приходит к выводу: «И я могу». Сознание, что «я сам могу сделать», придает ребенку уверенность в своих силах, у него появляется желание трудиться и приобретать новые знания. Интерес и положительное отношение к труду формируются у школьников под влиянием исканий и исследований, которые организуются учителем. Так формируются и закрепляются познавательные интересы личности.

В процессе труда растет активность учащихся, воспитываются новые черты личности, которые не проявляются в их игровой и учебной деятельности. Часто учителя делают «открытия», узнавая в процессе труда о способностях, склонностях своих учеников, об их умении трудиться и об их отношении к труду. Если младший школьник не интересуется последствиями своего труда и работа для него является неприятной повинностью, которую он выполняет только под усиленным контролем учителя, исчезает воспитательное значение труда школьников. Отрицательное отношение к труду формируется в тех случаях, когда труд бесцелен, а продукты труда детей никому не нужны. Например, ученики III класса одной школы отказались работать на пришкольном участке, а когда их заставили работать, они трудились небрежно, превратив работу в игру. Выясняя причину такого отношения школьников к труду, мы установили, что в прошлом году ребята охотно работали, сделали грядки, посадили овощи, цветы, сажали кустарники, но осенью после каникул увидели не сад, а футбольное поле: посевы были уничтожены.

В трудовой деятельности школьников II и III классов все большее значение приобретают общественные мотивы. Личные мотивы еще имеют место, но деятельность учащихся значительно улучшается, когда их личные мотивы совмещаются с общественными.

Неорганизованный, бесцельный труд воспитывает у учащихся отрицательное отношение к труду, развивает отрицательные черты личности: неаккуратность, недисциплинированность.

Неорганизованный труд вызывает у детей чувство досады, недовольства, они неохотно трудятся, стремятся скорее прекратить работу. Организация уроков труда в начальной школе зависит, прежде всего, от учителя, который организует как индивидуальный, так и коллективный груд учащихся. Правильно поступают те учителя, которые не разрешают ученику начинать работу, если у него нет полного порядка на рабочем месте: не размещен как нужно инструмент, материал, если он не сосредоточен на работе. Ясная цель и план работы, знание, как выполнить работу, в какой последовательности — непременные условия организованного труда.
Систематическая работа и требования учителя, организующие труд детей, создают определенный и привычный порядок в труде, учащиеся приучаются работать организованно, у них воспитывается организованность не как случайное эпизодическое проявление, а как черта характера.

Некоторые учителя неверно трактуют организованность, неправильно понятая организованность труда сковывает инициативу ребенка, лишает его самостоятельности, не воспитывает радости труда.

Настоящая организованность труда предполагает всемерное развитие инициативы и активности ребенка.

Начальная стадия организованности — подражание. Учитель показывает школьнику, как лучше организовать труд, привести в порядок рабочее место, как спланировать работу, с чего начинать работу.

В процессе трудового обучения подражание вообще всегда имеет место: «Вот смотри, как делаю я, итак постарайся сам»,— говорит учитель. Если школьник ошибается, учитель поправляет его и снова говорит: «Ты делаешь не так, как я говорил, посмотри еще раз и сделай правильно». На первых этапах обучения установка самого учителя требует от учащегося подражания. Когда школьник приобретает некоторые элементарные навыки и может работать самостоятельно, он начинает вносить в свой труд творческие моменты, отражающие его индивидуальные особенности.

Работать самостоятельно ученик сможет только тогда, когда приобретет нужные для выполнения данной работы навыки и умения, будет знать, как надо работать, укрепившиеся умения и знания начнет применять в новой обстановке, сам решая, как надо действовать и в какой последовательности. Решая практические задачи, вначале при непосредственном участии учителя, учащийся развивает у себя самостоятельность.

Однако следует отметить, что многие первоклассники и второклассники, особенно в начале обучения труду, не запоминают всей последовательности трудового процесса, всех операций. Только систематическая работа учителя приучает учащихся запоминать последовательность работы. Если школьник и забывает последовательность действий, то учитель советует ученику не прекращать работу, а искать пути достижения намеченной цели, проявляя инициативу, самостоятельность, используя свои знания.

Так под руководством учителя воспитываются у детей настойчивость, целенаправленность — ценные качества личности. Организуя труд учащихся, учитель учит их видеть и осознавать свои ошибки. В этом возрасте дети легко замечают ошибки в работе других, но еще плохо осознают свои недостатки. Коллективное обсуждение недочетов и положительных сторон работы приучает школьников критически относиться не только к чужой работе, но и к своей, приучает видеть свои недостатки, спокойно выслушивать полезные замечания, сдерживая при этом проявления чувства обиды.

Изменение методов и организации работы влекут за собой изменения в ее планировании. Школьник еще продолжает работать по плану, предложенному учителем, но постепенно приучается самостоятельно выполнять отдельные операции, самостоятельно планировать свою работу, соблюдая последовательность операций. В рабочий план учителя учащийся постепенно вносит свое, личное новаторство — начинается пусть еще простейшая, но творческая деятельность, формируется самостоятельность, целенаправленность, организованность, которые при воспитательном воздействии учителя становятся привычными формами поведения учащегося.

Планирование приобретает все большее значение в трудовой деятельности школьника, оно готовит его к предстоящей деятельности. В процессе занятий на уроках труда проявляются индивидуальные различия учащихся.

Некоторые дети сразу прекращают работу, если встречают затруднения, и ждут помощи учителя. Как правило, это те учащиеся, которые занимаются трудом только в школе, дома они ничего не мастерят, не выполняют никакой работы. Получив указания, такие дети продолжают работать, но некоторые из них прекращают деятельность, заявляя: «Все равно ничего не получится» или: «Я не умею». Таких школьников иногда бывает трудно включить в работу, и, если им своевременно не уделить внимания, у них еще в начале обучения формируется отрицательное отношение к труду. Часто это бывает связано со взглядами на труд в семье, где считают, что детский труд — не учение, а забава.

Некоторые учащиеся, встретившись с трудностями в ходе работы, начинают думать, искать и добиваться самостоятельного решения вопроса. Не имея должных навыков и умений, эти школьники допускают ошибки, портят работу; не считаясь со своими возможностями, они начинают работать, не думая о том, к чему приведет их подобная деятельность.

И, наконец, есть и такие младшие школьники, которые, действуя целесообразно во время труда, начинают уже до некоторой степени оценивать свои возможности. Побуждаемые учителем, они обдумывают и планируют свои действия, особенно если работа несложная и кратковременная, при трудностях стараются найти самостоятельное решение.

При правильно организованных занятиях на уроках труда в I—IV классах, планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Систематически и на уроках, и во время занятий по труду, развивая ценные качества личности учащихся, учитель испытывает чувство удовлетворения от результатов своей работы, видя заметные сдвиги в процессе, их развития.

Анализ программ трудового обучения детей младшего школьного возраста.

В настоящее время трудовое обучение в начальной школе изменяется по своему содержанию в зависимости от системы обучения, типа учебного заведения и его назначения. Большинство программ носят инновационный характер, т.е. относятся к разряду нетрадиционных, например программы "Технология в трудовом обучении", "Художественный труд", "Технический труд", "Конструирование и моделирование" и др. Содержание перечисленных разработок в обязательном порядке основано на базовых (традиционных) навыках и умениях, которыми должны овладеть учащиеся в начальной школе. Это - множество различных технологических операций: сгибание, резание, склеивание, лепка, аппликация, навыки соединения деталей различными способами и многое другое.

Рассмотрев содержание данных инновационных программ, можно сделать вывод, что все они построены по общему и неизменному принципу использования возможностей технологии выполнения различных работ.

Новым, нетрадиционным в данном случае является подбор материала для изучения технологических операций для каждой индивидуальной программы в различной последовательности. Например, программа "Технологии в трудовом обучении" предоставляет возможность знакомства с технологией каждой операции (сгибание, резание, соединение) на всех материалах (бумаге, картоне, ткани, металле, природных материалах). Программа "Художественный труд" содержит изучение технологии художественной обработки тех же материалов. В ней логично объединяются два предмета - изобразительная деятельность и трудовое обучение. Цель данной работы - создание законченного художественного образа и грамотное выполнение при этом всех технологических операций.

Программы "Технический труд" и "Конструирование и моделирование" основаны на технико-технологических знаниях, предназначенных для изучения в школах с политехническим уклоном. При этом так же производятся технологические операции с хорошо известными материалами - бумагой, картоном, тканью, природными материалами и т.п.

Программы по трудовому обучению в начальной школе обычно строятся на изучении материалов, применяемых на уроках, их технологической обработке и знаниях о используемых инструментах. От того, что в этой цепочке занимает главенствующую роль, во многом зависит суть и программное содержание преподаваемого предмета.

Разделы основной (традиционной) программы трудового обучения в начальной школе в большей степени построены с учетом изучения младшими школьниками всевозможных материалов. Таких разделов четыре:

1) работа с бумагой и картоном;

2) работа с тканью;

3) работа с различными материалами;

4) техническое моделирование.

Во всех программах трудового обучения младших школьников, у учителя есть возможность самостоятельно планировать материал, перераспределяя количество часов между разделами и внутри раздела между темами.

Важно, чтобы в течение года дети поработали по всем темам.

Учитель выбирает те, которые считает необходимыми в соответствии с уровнем подготовки учащихся. Учитель решает, весь ли класс должен выполнять одно задание или наиболее сильным детям будет предоставлена возможность выбрать другое, но однотипное задание.

Домашние занятия ручным трудом следует всячески поощрять, стимулировать, например, устраивая выставки поделок в школе.

Анализ и планирование процесса труда

Начальный этап осмысления задания является решающим для создания будущего продукта труда. В учебниках ко многим заданиям предлагается система вопросов, направленных на планомерное обследование объектов труда.

Исходя из выводов, полученных в 60-е годы Л. В. Занковым и его сотрудниками в процессе исследования «О формах сочетания слова учителя и средств наглядности». Если надо провести анализ объекта труда, наиболее эффективной для развития ребенка будет такая методика, при которой учитель (или учебник) с помощью указаний, вопросов, реплик руководит наблюдением детей, а знания об объекте труда дети добывают сами в процессе наблюдений.

Любое задание, выполняемое на основе наглядности, начинается с ответа на вопросы ЧТО ЭТО? или КТО ЭТО? Часто ответы на эти вопросы могут быть неоднозначными (например, предлагаем ребенку определить, что изображено на рисунке: космос или подводный мир?). Следующий вопрос, который задаем ребенку: ИЗ ЧЕГО ЭТО СДЕЛАНО? И опять могут быть неоднозначные ответы. Если же дети дают один вариант ответа, предлагаем им подумать или проверить, возможно ли использование других материалов. И последний вопрос: КАК ЭТО СДЕЛАНО? Способ изготовления показываем поэтапно только в том случае, если он не виден отчетливо и является новым для ребенка. В тех случаях, когда представляется новый способ, знания не сообщаем в готовом виде, ученику постоянно приходится наблюдать, делать выводы, устанавливать закономерности Анализ образца и планирование неразрывно связаны друг с другом. У некоторых учеников план деятельности рождается сразу при анализе образца, они мысленно воспроизводят весь ход изготовления объекта. У других детей такое умение еще не сформировалось, поэтому надо отводить время на планирование работы.

Планирование состоит из двух этапов. Сначала идет коллективное планирование, в котором принимает участие весь класс, и каждый ученик вносит посильный вклад в разработку способа действий. Ошибочные предложения после соответствующего обсуждения отвергаются. Ученики совместно вырабатывают план работы.

После того, как план составлен, и дети приступили к изготовлению поделки, наступает этап «короткого» пооперационного (пошагового) планирования. Те дети, которые могут работать самостоятельно, приступают к работе. Другие работают под руководством учителя: С ЧЕГО НАЧНЕМ? ЧТО ТЕПЕРЬ НАДО ДЕЛАТЬ? ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ? Ученики предварительно называют операцию, а затем ее выполняют. Попутно, по мере необходимости, учитель дает объяснение и показывает приемы работы. Короткое планирование дает возможность ребенку все время соотносить свою работу с образцом, более ясно выявлять связь между отдельными частями поделки и способом их выполнения. В процессе анализа образца и планирования действий учитель специальными вопросами останавливает внимание детей на возможных ошибочных операциях. Проверяя себя во время выполнения действий, дети овладевают корригирующей формой самоконтроля.

При правильно организованных занятиях на уроках труда в I—IV классах, планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности. Систематически и на уроках, и во время занятий по труду, развивая ценные качества личности учащихся, учитель испытывает чувство удовлетворения от результатов своей работы, видя заметные сдвиги в процессе, их развития.

Заключение.

Подводя итоги всему вышесказанному, можно сделать вывод, что независимо от того, какое задание выполняет ребенок, он имеет возможность развивать различные творческие умения: видеть предмет в новой для него роли, разносторонне рассматривать объект труда, находить новый способ решения в отличие от предложенного, предлагать новые варианты выполнения задания.

Трудовое обучение в начальной школе - важное средство творческого и эстетического развития детей. Уроки трудового обучения должны способствовать формированию у детей элементов технического и художественного мышления, а также конструкторских способностей.

Трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддержать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание. Главная развивающая функция труда - это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективности труда школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.


Литература

  1. П.Трегубенко Б.Н. Трудовое обучение: 1-4 классы. // -М.: Владос,2001.-176с.
  2. Выготский Л.С. Собр. соч., т. 2
  3. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения.// - М., 1986.
  4. Мельников А.Э., Рожков М.И., Успенский В.Б., Государственный экзамен по педагогике.// - Ярославль, 1997.
  5. Педагогика Под ред. Ю.К. Бабанского.// - М., 1998.
  6. Подласый И. П. Педагогика. Учебник для вузов.// – М. : «ВЛАДОС», 1999.
  7. Педагогика. Под ред. Пидкасистого П. И.// – М.: Педагогическое общество России, 1998.
  8. Аверичев Ю.П. Нужна ли трудовая подготовка школьников? //Педагогика, 1991, №12
  9. Актуальные вопросы трудового воспитания младших школьников на современном этапе. Программно-методическое пособие. - Славянск- н/К: ИЦ СФАГПИ, 2000.
  10. Бушмин З. П. Единство семьи и школы в создании воспитательного пространства. // начальная школа. 2000. №5.
  11. Григорьев Д.В., Куприянов Б.В. Программы трудового воспитания в деятельности: Художественное творчество. Социальное творчество. М.: Просвещение, 2011.
  12. Иващенко Ф.И. Труд и развитие личности школьника. М.: Просвещение, 1987.
  13. Перспективы профессионально-педагогической подготовки учителя к трудовому воспитанию младших школьников //Технология 2000: Теория и практика преподавания технологии в школе: Сб. тр. VI Международной конф. - Самара, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии обучения младших школьников. Рациональная организация учебного процесса

Обучение младших школьников по системе В.Ф.Базарного. Фрагмент урока русского языка во 2 классе....

Мастер-класс на тему:"Организация исследовательского обучения младших школьников как условие развития устойчивого отношения к обучению".

       В настоящее время большое значение  уделяется повышению качества учебно-воспитательного процесса. Среди инновационных педагогических технологий, направленных на ...

Организация дифференцированного подхода в обучении младших школьников.

Дифференциация обучения позволяет организовать учебный процесс на основе  учёта индивидуальных особенностей личности, обеспечить усвоение всеми учениками содержания образования, которое может быт...

Организация дифференцированной работы при обучении младших школьников математике

Статья опубликована в разделе "Актуальные проблемы методики обучения младших школьников математике, информатике, естествознанию" сборника "Инновационная деятельность современного учителя" (с. 111-114)...

Организация индивидуального подхода в обучении младших школьников на основе ИКТ

Актуальность данной темы заключается в заказе общества в творческой саморазвивающейся личности, способной реализовать свои   индивидуальные личностные запросы, решать проблемы общества....

"Родительское собрание "Игра и труд в жизни младшего школьника . Организация семейного чтения"

Игра - первичный и продуктивный способ пробуждения творческих потенций; мнимая ситуация, создаваемая для воплощения ребёнком своей роли в жизни....