"Ёлочные игрушки" - 2 класс
учебно-методический материал по технологии (2 класс)

Тибейкина Наталья Александровна

технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок  технологии - 2 класс – Н.А.Тибейкина

I полугодие

Технологическая карта

Тема раздела

Человек и земля (23 часа)

Тема изучения

Работа с различными материалами. Елочные игрушки.

Цель

Изготовление новогодней игрушки из разных материалов

Задачи

развивать мелкую моторику и координацию движений рук

развивать коммуникативные способности, чувство взаимопомощи, умение работать индивидуально и в группе

закрепить знания и умения учащихся при создании новогодних украшений в технике «аппликация», «моделирование»

развивать воображение, фантазию, чувство композиции при оформлении изделия

совершенствовать умение работать по технологическим картам, эскизам

осмысление значимости совместного труда.

Основное содержание темы, термины и понятия

Изучение  истории празднования Нового года. Появление Российской традиции  - (Великий Устюг – резиденция Деда Мороза).

 Пётр 1, Европа, Германия, рождественская ель, свечи, игрушки, сладости, Дед Мороз, Снегурочка.

Объёмная снежинка, моделирование, украшение, орнамент, роспись.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять:

- интерес к игрушкам собственного изготовления

-  осознанное желание создавать и оформлять образцы изделий и рассказывать о них.

Метапредметные  умения. Познавательные умения:

анализировать образец изделия;

выделять особенности оформления изделий;

использовать приобретённые знания при оформлении изделий;

использовать знания о народных традициях.

Регулятивные умения: 

- выполнять учебное действие в соответствии с планом;

выполнять учебное действие по алгоритму;

выполнять учебные действия, используя правило экономного расходования материалов

Коммуникативные умения:

формулировать собственное мнение;

строить понятное для партнёра высказывание;

согласовывать свои действия с партнёром и приходить к общему решению;

адекватно использовать речевые средства, представляя результат  деятельности.

Предметные умения

Использовать шаблон;

Использовать технологическую карту

наклеивать детали;

работать в технике «моделирование», «аппликация»,

«лепка»;

Составлять орнамент или узор на игрушке

Выполнять  изделия:

«Объёмная снежинка»

«Игрушка из яйца»

Организация образовательного пространства

Межпредметные  связи

Ресурсы

Формы  работы

Русский язык - тема «Наши проекты» - пишем письмо Деду Морозу

Литературное чтение - сказка «Два мороза»

Информационный материал:

Учебник «Технология», рабочая тетрадь  «Технология».

     Демонстрационный материал:

Образцы:  изделие "Снежинка", изделие «Попугай»

     Изображения различных снежинок, попугаев (какие они в природе)

     Таблица - технологическая карта (приложение 1)

    Детали изделия «Снежинка» - прямоугольные листы бумаги.

    Детали изделия «Попугай» - скорлупа от яиц, шаблоны - петелька, хвост, лапка, клюв,

     глаз,  зрачок, хохолок.

    Алгоритм изготовления  поделки для каждой группы.

    Электронные  презентации  по теме урока.

Фронтальная;

индивидуальная  — ;

парная — ;

групповая — .

   ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели  деятельности

Мотивировать к изучению темы.

Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме украшения класса и школьной ёлки к Новому году

Ситуативное  задание

Вот проходит очередной год …

И вновь на пороге самый желанный и всеми любимый праздник – НОВЫЙ ГОД.

Это особый праздник. Почему?

В этот день по нашей планете самым законным образом шагает СКАЗКА. Она совершает путешествие к нарядным елкам, гремит раскатами фейерверков, сияет разноцветными фонариками.

       А чем пахнет Новый год?

«ЕЛКОЙ!» - скажет каждый. Зеленое деревце, занесенное с мороза и оттаявшее, постепенно наполняет дом хвойным ароматом, завоевывает каждый уголок. Но запах Нового года, ребята, не только свежесть зимнего леса, благоухание смолистой хвои. К нему примешивается легкий запах пролежавших целый год в шкафу или темной кладовой игрушек – бумажных зайцев и хлопушек, коробок с золотыми шарами и серебряными шишками.

Попробуйте предположить, чем сегодня мы займёмся на уроке?

Если вы угадаете загадку, то узнаете наверняка, что мы будем сегодня изготавливать в нашей Новогодней мастерской.

Посмотри в дверную  щёлку -
Ты увидишь нашу ёлку.
Наша ёлка высока,
Достаёт до потолка.
От подставки до макушки
На ветвях висят … (Игрушки)

Правильно! Это елочная игрушка (ставится табличка с названием мастерской «НОВОГОДНЯЯ ЕЛОЧНАЯ ИГРУШКА»

Есть ли у вас желание изготовить игрушку? Почему?

Вы совершенно правы, чтобы встретить весело праздник к нему нужно подготовиться заранее. И вот в одно мгновение мы из обыкновенного класса попадаем в мастерскую Деда Мороза, где своими руками создадим новогоднее настроение! В помощь нам Дед Мороз прислал ценную бандероль.

Тогда давайте откроем бандероль, ознакомимся с материалами  Деда Мороза.

(рассматриваем: листы бумаги для снежинок, схема для поэтапного изготовления снежинки, шаблоны для попугая, пустые куриные яйца – скорлупа, таблицы для составления технологической карты)

 Итак, сообщаю об открытии мастерской Деда Мороза.

Планируемый результат

Личностные умения:

Проявлять:

интерес к самодельным игрушкам, украшениям;

желание        создавать своими руками  образцы своего творчества и рассказывать о них.

II  этап.  Учебно-познавательная  деятельность

Цели  деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение»  (У)

Планируемый результат

Цели:

Стимулировать интерес к народным традициям.

Поощрить детей узнать и рассказать о традициях украшения своего дома на Новый год.

Научить:

анализировать образец с эстетической точки зрения;

выполнять  учебное  действие, используя алгоритм;

формулировать собственное мнение в рамках учебного диалога.

А знаете ли вы, что новогодняя елка, которую сегодня любят все мальчишки и девчонки (да и взрослые тоже!), появилась в России при Петре 1. Елка к нам, как и в другие европейские страны пришла из Германии. Вечная зелень ели была символом вечной, обновляющейся жизни. В России рождественские елки по началу устраивались только на главных городских площадях. Елки в том виде, как мы их знаем теперь (украшенные свечами, игрушками, сладостями, фруктами) в России известны с начала XIX века.

     А чем же еще пахнет Новый год ?

К пряному запаху смолы добавляется горьковатый запах мандаринов, конфетный аромат, душистый запах свечного воска …

    А кто главный герой новогодних праздников?

Спору нет – ДЕД МОРОЗ! Он живет в каждой новогодней сказке, стоит в ватной шубе под каждой новогодней елочкой, играет самого себя в мультфильмах.

    Наш, российский Дед Мороз вот уже несколько лет, как обосновался в старинном городе ВЕЛИКОМ УСТЮГЕ. Здесь для Деда Мороза построили деревянный дворец. Круглый год (но особенно в конце декабря!) приходят адресованные ему письма от мальчиков и девочек, живущих в разных уголках нашей страны.

А вы знаете, что жизнь у Деда Мороза не такая уж легкая?

В течение всех каникул его ждут на тысячах новогодних елок во всех городах страны.

   Ребята, а вы готовы к встрече Деда Мороза? Что для этого нужно?

(украсить дом и школу)

Примеры заданий на знания, понимание, умение дети выполняют в парах.

(карточки)

Для того, чтобы начать работу, нужно, чтобы пальчики были ловкими:

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА (сопровождается  движениями)

Палец толстый и большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
Средний пальчик — самый меткий:
Он сбивает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.

  1. Изучение  образцов
  2. Выбор задания по силам (снежинка или попугай)
  3. Заполнение технологической карты  (каждый свою) – приложение 1

Диагностические задания:

Допишите предложения:

Для изготовления изделия        мне надо взять …

Чтобы украсить изделие, надо использовать ...      цвета.

Свою Новогоднюю игрушку я …

Личностные умения:

— проявлять       осознанное желание украшать готовое изделие.

Познавательные умения:

анализировать образец;

выделять особенности работы.

Регулятивные умения:

выполнять учебное действие по алгоритму.

Коммуникативные умения:

адекватно использовать речевые средства в рамках учебного диалога.

Предметные умения:

работать с бумагой, вспомнить приёмы сгибания бумаги, работа с шаблоном.

Технологическая карта

(новогодняя игрушка)

Заполните таблицу - технологическую карту. Это поможет  изготовить данное изделие.

Название изделия

Материалы

Инструменты

Техника выполнения, способ сборки

Методы разметки

Способы украшения

Рассматривание плана работы (на листах, в учебнике технологии стр.43,44)

 План  изготовления новогодней елочной игрушки «Снежинка»

  1. Для изготовления игрушки необходимо два квадрата
  2. Наметить центр квадрата
  3. Выполнить базовую форму квадрат
  4. Остальные операции выполнить по схеме (презентация)
  5. Так же сделать вторую половинку игрушки
  6. Собрать игрушку.

  1. Повторение техники безопасности
  2. Практическая работа, используя алгоритм, выполнить задание.

Выполните изделие,  используя алгоритм.

Оформите изделие, используя материалы для украшения.

Представьте свою работу.

Оцените работу одноклассника, используя критерии:

выполнение изделия в соответствии алгоритмом; аккуратность выполнения работы; оригинальность работы.

Диагностика качества освоения темы

Цели:

Установить  степень  освоения темы, а именно умения:

— соотносить   назначение  и

название техники;

— выделять        перечень        мате-

риалов, используемых в  технике

—   восстанавливать         алгоритм

1. Подберите предложение, в котором описывается назначение техники, и соедините его стрелкой с соответствующим названием.

Регулятивные умения:

— выполнять задание в  соответствии  с поставленной

Целью и планом. Распределять обязанности.

Предметные умения:

определять:

— назначение техники и её

название; выполнять изделие.

—  материал,        который        ис-

пользуется  в  технике;

Личностные умения:

  • проявлять творческое отношение к выполнению задания.

Коммуникативные умения:

адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

представлять  результат  деятельности группы.

Техника

Назначение

Папье-маше

Создание объёмных изделий из пластичных материалов.

Лепка

Изготовление плоского изделия приёмом наклеивания деталей на основу.

Аппликация

Оклеивание формы кусочками мягкой бумаги.

2. Из предложенных названий  выберите ту технику, которую вы использовали.

III  этап.  Интеллектуально-преобразовательная  деятельность

Цели  деятельности

Стимулировать интерес к процессу создания памятки.

Научить:

ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

планировать своё действие в соответствии  с  учебным  заданием;

— представлять результат свой деятельности.

Варианты заданий

Этап  интеллектуально-преобразовательной  деятельности  включает:

выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);

выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);

самоорганизацию по выполнению задания:

планирование  деятельности;

выполнение  задания;

представление  результатов  деятельности.

Памятка: как украсить школьный класс (комнату)

Планируемый результат

Личностные умения:

творческое отношение к процессу оформления или создания  памятки.

Познавательные умения:

выбирать вариант выполнения задания.

Регулятивные умения:

выполнять учебное действие в соответствии

Коммуникативные умения:

— адекватно использовать речевые средства для пред- ставления результата.с планом.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели  деятельности

Самоанализ и самооценка  ученика

Результат  деятельности

Научить:

соотносить полученный результат с поставленной целью;

оценивать результат своей деятельности;

оценивать результат учебной деятельности.

Самоанализ

Задание на самоанализ

Самооценка

II. Задание на самооценку

а) Самооценка самостоятельности своей деятельности

Заполняется учителем после освоения темы учащимися.

V

+

!

Я  полностью  справился        с заданием самостоятельно.

Я справился с за-данием        хорошо,

но   мне   помогали…

Я   не   смог   справиться

с заданием  так,  как хотелось.  

Мне   надо  ещё поучиться…

б) Самооценка собственной деятельности в целом

Довольны ли вы своей работой на уроке?

Если очень довольны, поднимите две руки и сложите их вместе в рукопожатие.

Если довольны, поднимите две руки.

Если не очень довольны, то поднимите одну руку.

Цели  деятельности

Самоанализ  и  самооценка учителя

Результат  деятельности

Соотнести полученный результат с поставленной целью.

Оценить  результат

своей деятельности.

Цели темы:

Сформировать представление о способах украшения.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности:

Заполняется учителем по окончании изучения темы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Ёлочная игрушка из помпона Поросенок"

Знакомство с техникой выполнения игрушек из помпонов....

Урок технологии в 1 классе "Изготовление ёлочной игрушки" (презентация)

ТЕЛЕГРАММА: ВНИМАНИЕ! РЕБЯТА, В ДЕКАБРЕ НАЧИНАЕТ РАБОТАТЬ МОЯ МАСТЕРСКАЯ. ОБЪЯВЛЯЮ КОНКУРС НА ЛУЧШЕЕ УКРАШЕНИЕ ЕЛОЧКИ! ЦЕНЮ В РАБОТЕ АККУРАТНОСТЬ И ОРИГИНАЛЬНОСТЬ. ЖЕЛАЮ ВАМ УДАЧИ! СКОРО УВИДИМСЯ! ВАШ...

План-конспект урока по технологии 1 класс: "Ёлочная игрушка Дед Мороз"

Данный план-конспект расчитан на 1 класс корреционной школы VIII вида, варианта обучения 8.1....

«История возникновения ёлочных игрушек и традиции празднования Нового года.» Изделия: «Ёлочные игрушки шары»

познакомить детей с историей Новогоднего праздника, с традициями украшения новогодней елочки. Систематизировать знания детей о зиме и зимних явлениях. Воспитать в детях любовь к природе и традициям св...

Рождественский мастер - класс по изготовлению ёлочной игрушки "Ёлочка из атласной ленты"

В этом мастер – классе приведен материал по изготовлению подвески из атласной ленты и бусин, такая подвеска прекрассно подойдет в качестве ёлочной игрушки или подарка для друга.Мастер – кл...

Мастер-класс по изготовлению новогодней ёлочной игрушки

Мастер-класс по изготовлению новогодней ёлочной игрушки....

Конспект урока изобразительного искусства: "Ёлочная игрушка" ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: «Ёлочная игрушка»Цели деятельности учителя: создание условий для ознакомления с рисованием елочной игрушки;Планируемые результаты:Предметные:Знать: разнообразие елочных игр...