Складная доска для игры
методическая разработка по технологии (3 класс)

Крюкова Лариса Анатольевна

Содержание программного материала по теме «Работа с бумагой и картоном» позволяет закрепить знания школьников о свойствах бумаги и картона, расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой (аппликация) и технологических операциях (разметка заготовки, выделение детали из заготовки, формирование и сборка изделия, отделка деталей изделия.) На данном уроке вводится новое понятие – рицовка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trudovoe_obuenie_tehn.karta-_2015.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет

Трудовое обучение

Класс

Специальный (коррекционный) 3 класс 8 вида

Программа

 «Трудовое обучение»  (автор Н.Н. Павлова), по программам специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией Воронковой В.В.

Тип урока

Комбинированный

Вид урока

Урок- практикум

Тема

Складная доска для игры, 1 – ый  час

Цель

Организация продуктивной деятельности обучающихся в технике окантовки картона листом бумаги.

Задачи

Образовательные:

  • Ознакомление с технологией изготовления складной доски способом окантовки картона бумагой.
  • Закрепление приемов разметки бумаги по линейке.

Коррекционно-развивающие:

  • Совершенствование технических приемов (разметки бумаги и картона по линейке; вырезывание заготовок, склеивание заготовок);
  • Совершенствование зрительных, слуховых, моторных, тактильных ощущений.

Воспитательные:

Воспитывать мотивацию к обучению.

Планируемые результаты

Метапредметные

Регулятивные:

  • Самостоятельно определять тему урока;
  • Самостоятельно ставить цель урока;
  • Работать по плану, предложенному учителем;
  • Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания;
  • Сличать полученный результат с заданным эталоном.

Познавательные:

  • Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме;
  • Понимание заданного вопроса, в соответствии с ним построение ответа в устной форме;
  • Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать

Коммуникативные:

  • Развивать умение  сотрудничества с учителем и со сверстниками, участвовать в диалоге на уроке;
  • Развивать умение слушать и понимать  речь других, задавать вопросы;
  • Развивать умение принимать коллективное решение.

Личностные:

  • Развивать осознание необходимости учения;
  • Работать над адекватной самооценкой;
  • Учиться проявлять самостоятельность;
  • Учиться выражать своё мнение, адекватно реагировть на замечания, стремиться к самоизменению.

Основное содержание темы, понятия и термины

Содержание программного материала по теме «Работа с бумагой и картоном» позволяет закрепить знания школьников о свойствах бумаги и картона, расширять представления о назначении и применении бумаги, видах работы с бумагой (аппликация) и технологических операциях (разметка заготовки, выделение детали из заготовки, формирование и сборка изделия, отделка деталей изделия.) На данном уроке вводится новое понятие – рицовка.

Оборудование

  • Видеопроектор
  • Ноутбук

Ресурсы

  • Программа специальных коррекционных образовательных учреждений VIII вида, Москва:, Просвещение, 2011;
  • Учебник для 3 классов специальных (коррекционных ) образовательных учреждений VIII вида «Технология. Ручной труд», авторы – Л.А. Кузнецова, Я.С. Симукова, Просвещение, 2014.
  • Авторская презентация Power Point «Урок трудового обучения»
  • Мульфильм из серии «Фиксики»: «Шахматы».
  • Музыка:«Маленький принц», «Вальс», «Лунный свет»
  • Интерактивная физминутка «Мы идем играть», автор: Белозерова Т.В., МАОУ Ильинской СОШ.

Раздаточный материал :

  • картон, цветная бумага, бумага в широкую клетку, ножницы, карандаш, клей;
  • бланки  «Оцени себя сам»
  • звезды для рефлексии.

Наглядный материал:

  • Мультгерои - фиксики  Симка и Нолик.
  • Технологические карты с этапами работы.
  • Словарное слово: рицовка, картоножник- переплетчик.

№ этапа, название, задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемый результат

Коррекция

Примечания

Содержание деятельности учителя

Методы

Приемы

Фор

мы

1. Мотивация к учебной деятельности

1.1. Организация класса.

1.1.1. Психологический настрой.

(Учитель читает четверостишие, настраивая детей на дальнейшую совместную работу.)

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал

Так что время не теряем

И работать начинаем.

- Садитесь, ребята.

- Чтобы стать настоящими профессионалами необходимо много знать и уметь, а помогут нам в этом фиксики. (Учитель включает мультфильм)

- К нам на урок прибыла небольшая команда из фиксиков, это - Симка и Нолик.

(Учитель открывает на доске фиксиков) Они будут  помогать Вам,  и следить за тем как Вы становитесь профессионалами  своего дела.

- В течение урока вы будете оценивать свой профессионализм на этих бланках. (Показывает  и объясняет как необходимо оценивать свою работу в течение урока)

Словесный

Наглядный

Наглядный

Улыбка

ТСО

Демонстрация

Коллективная

Фронтальная

Фронтальная

Приветствуют учителя.

Слушают четверостишие.

Настраиваются на дальнейшую совместную работу

Дети просматривают 1 часть мультфильма

Учащиеся наблюдают за действиями учителя

Дети просматривают бланки у себя на партах. Знакомятся с основными видами работ.

Личностный- включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Уметь выделить главное; предметная-«предметная» готовность к предстоящей деятельности

Мотивации к обучению

Коррекция внимания

Коррекция анализа и синтеза

Слайд №1

Мультфильм, слайд №2

Герои мультфильма

Слайд №3, бланки на партах

1.2. Актуализация опорных знаний.

- Р, посмотрите на свои рабочие места и скажите, с какими материалами мы будем работать? (Бумага, картон)

- Какие свойства бумаги и картона вы можете назвать?  (Мнется, рвется, режется, намокает, клеится)

-На столах лежит  картон и бумага, можем мы предположить, из чего будет состоять  наше изделие?

Практический

Осмотра

Индивидуально- фронтальная

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Л- уметь воспринимать задание;

П – знать свойства бумаги и картона

Коррекция зрительного восприятия на основе узнавания и различения

1.3. Проверка рабочего места.

- Ребята, инструменты располагаются  справа – их берут в правую руку во время работы; материалы и приспособления кладут слева – их удобнее взять левой рукой.

(Учитель выводит на экран следующий слайд № 4)

- Давайте проверим глазами все ли у вас готово к уроку:

- картон

- лист цветной бумаги

- лист бумаги в клетку

- ножницы

- карандаш

- клей

- линейка

- учебник

Словесный

ТСО, беседа

Индивидуально- фронтальная

Учащиеся соотносят предметы, лежащие на парте с предметами, выведенными на экран.

Л- уметь воспринимать задание;

П – уметь соотносить увиденное с предлагаемым

Развитие произвольного внимания (извлечение из памяти наиболее необходимых сведений)

Развитие долговременной памяти.

Слайд №4

1.4. Правила пользования ножницами.

(Учитель проводит инструктаж по ТБ при работе с ножницами.)

- Ребята, какие основные правила работы с ножницами вы знаете?

Словесный

Беседа

Фронтальная

Учащиеся объясняют, как правильно нужно пользоваться ножницами

Л- умение самостоятельно формулировать правила

Коррекция долговременной памяти

1.5.Лабораторная работа.

(Учитель открывает слово на доске)

- На уроке нам встретится новое слово «рицовка».

- Для чего она нужна? Где применяется?

- Давайте хором прочитаем это слово.

Словесный

Проговаривание

Фронтальная

Учащиеся хором читают слово на доске.

Л- умение создавать зрительный образ понятия; П- понимать новое слово

Коррекция мышления

Открывает на доске слово «рицовка»

1.5.1. Показ учителем нанесения рицовки.

Учитель показывает, как наносится рицовка.

Практический

Показ прорезывания

Фронтальная

Учащиеся наблюдают за действиями учителя.

Л- уметь строить алгоритм своей работы; П- умение строить алгоритм своей работы

Коррекция памяти

Показ учителем на доске

1.5.2.Ознакомительные упражнения по нанесению рицовки детьми на небольших фрагментах картона.

- Ребята, может вы, сами сможете ответить, что такое рицовка? (Дети отвечают)

РИЦОВКА (от нем. Ritz — щель, царапина) — надрез поверхности картона, процарапывание ее на линии перегиба, чтобы облегчить сгибание картона.

Практический

Лабораторная работа

Индивидуальный

Учащиеся отвечают.

Самостоятельно наносят рицовку на куске картона или бумаги

Л- умение выстраивать внутренний алгоритм работы;

П- уметь наносить рицовку с помощью ножниц

Коррекция тактильно- двигательных ощущений

Самостоятельная работа

1.5.3

Выставление баллов в бланк

Учитель наблюдает за оценочной деятельностью учащихся.

Практический

Самооценки

Индивидуальный

Учащиеся самостоятельно выставляют оценки на листах «Проверь себя сам»

Л- умение оценивать свою деятельность; П- уметь видеть недостатки в своей работе

Коррекция самоконтроля

Самостоятельная работа

2. Постановка учебной задачи.

2.1. Просмотр фильма о возникновении шахмат?

-Р, сейчас вы просмотрите фильм. Исходя, из сюжета фильма вы должны определить тему нашего урока и чему мы будем учиться на нашем уроке.

Словесный

Наглядный

Вопрос

ТСО

Фронтальная

Фронтальная

Слушают учителя

Учащиеся просматривают фильм о видах настольных игр.

Л- умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему; П- предполагать свои действия

Коррекция внимания

Коррекция зрительного восприятия , внимания

Просмотр фильма.

Слайд № 5

3. Раскрытие цели и задач, поставленных перед уроком.

- О чем этот  фильм? (О различных видах игр на доске)

- Как вы, думаете, что мы сегодня будем делать на уроке? (Складную доску для   игр)

- Сформулируйте тему нашего урока. «Изготовление складной доски для игры»

- А кто может сформулировать цель нашего урока.  (Научиться делать складную доску для игры)

- Показ изделия, без черных клеточек  (показ игры в конце учебника),такую доску мы будем делать , чтобы играть в неё по инструкции в учебнике на стр.107

 Затем- с черными клетками (шахматной доски)

- Скажите, а в какие игры можно играть на этой доске и где вы встречали подобные доски?

Словесный

Наглядный

Беседа

Иллюстративный

Фронтальная

Фронтальная

Учащиеся отвечаю на поставленные вопросы

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока

Учащиеся с помощью учителя формулируют цель урока

Просмотр в учебнике

Л- умение самостоятельно определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему; П- предполагать свои действия

Развитие произвольного внимания (извлечение из памяти наиболее необходимых сведений)

Развитие долговременной памяти.

Открывает тему урока на доске.

Показ игры в учебнике

3.1.Показ слайда «Шахматный кружок»

А, где вы встречали такие доски?

Наглядный

ТСО

Фронтальная

Учащиеся знакомятся с шахматным кружком в нашей школе

Л- определение своей позиции к данной информации; П- желание научиться игре в шахматы

Мотивации к обучению

Слайд №6

3.2. Знакомство с профессией – картоножник- переплетчик

- Ребята, посмотрите, как аккуратно, правильно и профессионально сделана эта книга. А приложил к этому руки мастер картоножник- переплетчик.  (слайд)Люди этой профессии изготавливают пакеты, конверты, папки, блокноты, тетради, коробки и другие изделия из бумаги и картона. И вы в будущем можете выучиться на эту профессию.

- На уроке, делая доску, вы будете приобретать первоначальные навыки к-п.

Словесный

Рассказ

Фронтальная

Учащиеся знакомятся с профессией картоножника- переплетчика

Л- умение самостоятельно определять свои жизненные позиции; П- представлять себя на данный момент в этой профессии

Развитие социальных взаимосвязей.

Развитие умения самостоятельно делать вывод.

Знакомство с новой профессией. Слайд №7

4. Ориентирование в задании.

- Для чего нужно это изделие? (для игры)

- Какая форма у доски?

- Какой материал понадобится?

- Какие виды работ используются? (склеивание,вырезывание)

Словесный

Беседа

Фронтальная

Учащиеся отвечают на вопросы учителя, основываясь на ранее полученные знания

Л- умение ориентироваться в предмете; П- умение выполнять самостоятельно названные технологии

Развитие внимания, памяти, зрительного восприятия.

Показ образца доски

5. Составление плана работы.

Один из учащихся составляет план работы.

Словесный

Рассказ

Индивидуальный

Ученик рассказывает, как можно по образцу изделия определить план и виды работы.

Л- умение ориентироваться в изделии по внутреннему плану; П- уметь реализовывать внутренний план через практические действия

Развитие речи, логики мышления, анализа и синтеза

Вместе с учителем на образце

5.1. Работа по плану в презентации.

Учитель проговаривает план работы на доске.

Словесно-наглядный

Объяснение

Фронтальная

Учащиеся просматривают план работы

Л- закрепить план внутреннего действия, П- умение переводить план внутреннего действия в практику.

Развитие долговременной памяти на основе анализа и синтеза

Слайды № 8-13

5.2. Составление плана работы на доске. Игра «Найди ошибку»

Учитель вместе с детьми составляет с помощью демонстрационных карт план работы на доске.

Игра. Учитель просит закрыть детям глаза, а сам в это время меняет местами пошаговые таблицы.

Словесно-наглядный

Объяснение

Фронтально- индивидуальная

Учащиеся вместе с учителем составляют план работы из пошаговых демонстрационных карт

Учащиеся ищут ошибку в плане и её исправляют.

Л- закрепить план внутреннего действия, П- умение переводить план внутреннего действия в практику

Развитие долговременной памяти на основе анализа и синтеза

Раскрытие демонстрационных карт.

6. Самостоятельное выполнение изделия

Учитель помогает  учащимся, которым требуется помощь.

Практический

Самостоятельная работа по внутреннему плану

Индивидуальная

Учащиеся самостоятельно выполняют работу

Л- уметь выполнять задание по алгоритму, плану ; П- умение выполнять задание по алгоритму

Развитие мелкой моторики. Развитие операции анализа и синтеза

Музыкальное сопровождение.

7. Самостоятельная оценка качества готовых изделий  с занесением в листы успешности.

Учитель просматривает у учащихся на листах достижений, как они оценили свою деятельность и  качество готового изделия. (Без комментариев)

Практический

Самоконтроля

Индивидуальная

Учащиеся самостоятельно оценивают свою работу по шкале успешности.

Л- умение самостоятельно контролировать и оценивать свои результаты, способы их достижений; П- прочные знания и умения по изученной теме

Развитие самоконтроля.

Листы «Проверь себя сам»

7.1. Отчет о проделанной работе. Краткая характеристика работы

Учитель вместе с учащимися  оценивает работу, сравнивая с образцом изделия. Выставляет оценки, при этом комментируя и сравнивая с самостоятельно выставленными оценками у учащихся.

Практический

Контроля

Индивидуальный

Все учащиеся выходят к доске и демонстрируют свои изделия, указывая достоинства и недостатки своей работы.

Л- умение правильно воспринимать похвалу и критику; П- прочные знания по изученной теме.

Развитие критического мышления.

Дети выходят к доске с работами.

8. Итог урока

Учитель задаёт вопросы данные в презентации.

  • Какие приемы труда были использованы при изготовлении складной доски?
  • Что интересного узнали?
  • Что получилось, а  что не получилось?
  • Где можно применить полученные знания в жизни?

Словесный

Беседа

Фронтальная

Учащиеся отвечают на вопросы по итогу урока.

Л- умение анализировать и осмысливать свои достижения; П- прочные знания и умения по изученной теме.

Развитие мышления, речи

Слайд № 15

8. Домашнее задание.

Повторить алгоритм работы.

Словесный

Беседа

Фронтальная

Учащиеся записывают в дневник

Работа в дневниках

9. Рефлексия под музыку.

Если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Давайте и мы зажжем наш «Небосклон успеха» над нашими помощниками –фиксиками. Если вам все понравился урок , вы все поняли и у вас сложилось светлое впечатление об уроке, то возьмите красную звездочку. А если вы, что-то не поняли на уроке и вам немножко взгрустнулось, то возьмите – зеленую.

Практический

Самоконтроля

Индивидуальная

Дети прикрепляют не «Небосклон успеха» звезды

Л- Умение анализировать и осмысливать свои достижения; П- прочные знания и умения по изученной теме.

Формирование навыка самоконтроля через развитие мотивации.

Звучит музыка из фильма «Мой маленький принц».Дети прикрепляют не «Небосклон успеха» звезды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра по ОМ "К доске"

Игра по окружающему миру может быть использована как на уроках, так и во внеурочной деятельности...

Дидактические игры по математике для интерактивной доски

В материале представлены дидактические игры по математике для интерактивной доски (2, 4 класс)...

Урок трудового обучения в 3 классе на тему «Изготовление по образцу складной доски для игры в шашки»

Конспект составлен в соответствии с требования ФГОС. Цели и задачи урока:Ознакомить с созданием подвижного механизма складной доски Совершенствовать умение использовать чертёжные инструменты для ...

презентация на тему "Изготовление складных гирлянд из бумажных колец"

Пошаговая инструкция к уроку труда на тему "Изготовление складных гирлянд из бумажных колец"...

Математика. Фигуры складные

Математика. Фигуры складные...

Конспект урока по теме: Изготовление композиции к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок

Образовательное учреждение: ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К. ГротаПредмет: ручной трудКласс: 2 «Г»Учитель: Павленко Полина АлександровнаТема урока: Изготовление компози...

Технологическая карта урока по ручному труду "Складная гирлянда"

Урок ручного труда в 3 классеЦель: освоение технологии изготовления складной гирлянды из бумаги...