Вариативный компонент программы технологии в 1-4 классах. Моя Чувашия.
план-конспект урока по технологии (1 класс)

Седойкина Елена Сергеевна

Технологическая карта урока технологии «Чувашский орнамент» из Дидактического материала по технологии для 1 – 4 классов «Умелые руки найдут себе работу» сочетается с уроком 10 на тему «Бумага. Изделие «Закладка из бумаги» из рабочей программы по технологии УМК "Перспектива". Декоративно-прикладное искусство занимает особое место в жизни чувашского народа. Нельзя считать себя культурным человеком без знания своих корней, традиций. Приобщение обучающихся к народной культуре является средством развития в них духовности. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к культуре своего народа и её освоение следует начинать с младшего школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок технологии40.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 11

 имени Героя Советского Союза В. Ф. Ветвинского»

города Алатыря Чувашской Республики

Вариативный компонент программы технологии в 1-4 классах.

Моя Чувашия.

Тема урока: Чувашский орнамент. Бумага. Изделие «Закладка из бумаги».

Класс: 1 класс.

Автор: Седойкина Елена Сергеевна, учитель начальных классов.

г.Алатырь

2016 г.

Аннотация.

     Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Н. И. Роговцевой, С.В. Анащенковой. Технология. Рабочие программы. Предметные линия учебников «Перспектива». 1-4 классы. Просвещение,  2012. Для реализации вариативной части программы используется учебно-методическое пособие для школ Чувашской Республики: Е.П.Кондратьева, Л.М.Григорьева: Умелые руки найдут себе работу: Дидактические материалы по технологии для 1 – 4 классов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008. Данный урок 10 из раздела «Деятельность человека на Земле». Выполняя  работу первоклассники развивают мелкую моторику рук, творческие способности, логическое и образное мышление, знакомятся с чувашским орнаментом.

Введение.

     Декоративно-прикладное искусство занимает особое место в жизни чувашского народа. Нельзя считать себя культурным человеком без знания своих корней, традиций. Приобщение обучающихся к народной культуре является средством развития в них духовности. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к культуре своего народа и её освоение следует начинать с младшего школьного возраста. Тема «Чувашский орнамент» из Дидактического материала по технологии для 1 – 4 классов «Умелые руки найдут себе работу» сочетается с уроком 10 на тему «Бумага. Изделие «Закладка из бумаги» из рабочей программы по технологии.

Технологическая карта урока

Учебный предмет

Технология

Класс

1 класс

Тема урока

Чувашский орнамент. Бумага. Изделие «Закладка из бумаги».

Цель урока

Научить технологии изготовления закладки из картона и бумаги, познакомить с чувашским орнаментом.

Педагогические технологии

Технология сотрудничества, здоровьесберегающая, проблемного обучения, игровая.

Основные понятия, термины

Картон, цветная бумага, геометрические фигуры, симметрия, узор, шаблон.

Тип урока

систематизация знаний.

Планируемый результат

Предметный

Метапредметный

Личностный

Умеют работать с шаблоном, используя его в качестве образца для изготовления необходимых деталей изделия, знают правила работы с ножницами, клеем и применяют их в практической деятельности.

Регулятивные: при помощи учителя планируют собственную деятельность: составляют план, определяют последовательность действий; отличают при сопоставлении с образцом учителя или показом в учебнике, учебном фильме верно выполненное задание от неверного, корректируют и контролируют свои действия, способны к саморегуляции.

Познавательные: находят и выделяют необходимую информацию из различных источников: учебника, учебного фильма, приобретённых ранее знаний и своего жизненного опыта, отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют, делают выводы; составляют алгоритм деятельности.

Коммуникативные: умеют достаточно полно и чётко выражать свои мысли, доносить свою позицию до всех участников образовательного процесса, задают вопросы с целью получения более полной информации о предмете деятельности, уважают в общении партнёра и самого себя.

Имеют мотивацию к учебной деятельности, приобретают первоначальные трудовые навыки и умения, понимают их важность для человека, понимают, что книги – наше богатство, осознают, что их необходимо беречь, проявляют интерес к предмету; овладевают начальными навыками адаптации в обществе.

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

1.Учебник  Технология. 1 класс.

Н. И. Роговцева, Н. В. Богданова, И. П. Фрейтаг. Просвещение.

2. Кондратьева Е.П., Григорьева Л.М. Умелые руки найдут себе работу: Дидактические материалы по технологии. 1-4 классы. Чуваш. кн.изд-во.

3.Презентация

Межпредметные связи

Математика (умение определять форму предмета и его размер; сравнивать предметы по форме, размеру, количеству).

Литературное чтение (обогащение словарного запаса учеников).

Окружающий мир (знание об историческом происхождении закладки).

ИЗО (основы цветоведения).

Технология обучения

Этап урока

Деятельность учителя

УДД

Мотивация к деятельности

- Встало солнышко давно,

Заглянуло к нам в окно,

На урок торопит нас –

Технология  сейчас.

Демонстрация мультимедийного фильма

– А вы умеете заботиться о книгах?

– Как вы отмечаете ту страницу, на которой остановились?

– Покажите, есть ли у вас закладки. Какие они? Из какого материала сделаны?

– Люди придумали закладки давно, понимая ценность книг и важность бережного отношения к ним.

Слайд 1

Личностные:

- формировать  положительную учебную мотивацию;

-создать условия для формирования интереса к учебной деятельности.

Коммуникативные: 

 -слушать и понимать речь других.

Познавательные:

-развитие познавательных процессов:   речи, памяти, мышления.

Актуализация знаний

- Что вы знаете о бумаге?

- Какие свойства бумаги вам известны?

- Назовите главное применение бумаги.

Слайд 2

Познавательные:

- активное вовлечение учащихся в образовательный процесс;

- использование знаний обучающихся.

Введение в тему урока. Постановка учебной задачи.

- А задумывались ли вы когда-нибудь, откуда взялась закладка?

- Что бы вы хотели узнать?

Давайте совершим путешествие в прошлое.

Слайды 3-5

- Получили ли вы ответы на свои вопросы?

- Какое же доброе дело выполняет закладка?

– Какую работу мы будем выполнять сегодня на уроке? 

- Сформулируйте тему нашего урока.

Слайд 6

Познавательные:

 -выполнять мыслительные операции анализа и синтеза.

Регулятивные:

- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.  

 

Проектирование вариантов работы.

Работа в группах.

- Откроем книгу «Умелые руки найдут себе работу» на странице 1.

- На что похожи эти фигуры?

- Рассмотри эти узоры.

- Орнамент - древнейший язык человечества. С давних пор орнамент  используется для украшения. В чувашском орнаменте  выразилась красота души и мудрость нашего народа. Познакомимся с толкованием некоторых основных символов чувашского орнамента. 

Слайды 7-10

 - Чувашский орнамент – это символика знаков и цвета.

- Красный цвет почти у всех народов связан с красивым, прекрасным. Он является знаком жизни, любви, отваги. - Белый цвет в народе считался признаком чистоты, правдивости, мудрости.

- Черный цвет связан с тем, что в эпоху возникновения орнаментального искусства предки чувашей в большей части занимались земледелием.

- Зеленый цвет символизирует растительный мир, он является и признаком его жизни.

- Синий – свод неба.

- Желтый – Солнце, дарующее жизнь всему на Земле.

- Хотя это немой язык, посвященному в его таинства он может многое поведать. Через элементы орнамента человек с незапамятных времен пытался воздействовать на силы природы. Изображая знаки, олицетворяющие Солнце, Луну, звезды, ветер, воду, деревья, человек надеялся, что они принесут ему удачу на охоте, обильный урожай, уберегут от невзгод и болезней. 

Слайд 11

- Выбери цвет и форму закладки. Обсуди в группе.

- Закладка прямоугольной формы, красного цвета, с орнаментом три желтых солнца.

Познавательные:

 -выполнять мыслительные операции анализа и синтеза.

Регулятивные:

- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу.  

 

Открытие нового знания, способа действия

- Откроем учебник «Технология» на странице 38, вспомним правила работы клеем.

- Организуем своё рабочее место. Слайд 12

- Познакомимся с планом работы. Слайд 13

Личностные:

-создать условия для формирования интереса к учебной деятельности

Коммуникативные: 

 -слушать и понимать речь других;

Познавательные:

-развитие познавательных процессов:   речи, памяти, мышления;

Динамическая пауза

- Сколько ромбиков зеленых, столько выполним наклонов,

Столько раз руками хлопнем,

Столько раз ногами топнем.

Сколько здесь у нас углов, столько сделаем прыжков.

Мы присядем только раз

Все получится у нас!

Коммуникативные: 

 -слушать и понимать речь других.

Включение нового в активное использование

- Изготовь закладку по шаблонам.

Познавательные :

-умение анализировать предлагаемое задание;

– перерабатывать полученную информацию:

-делать выводы в  результате совместной работы  класса;

  -развитие творческих способностей;

Регулятивные:

- понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу; учиться готовить рабочее место и выполнять практическую работу по предложенному учителем плану;

 управление поведением  партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

адекватно взаимодействовать в рамках учебного диалога;

-умение  представлять результат деятельности.

Рефлексия учебной деятельности

- Оцени свою работу. Выберите красный жетон, если закладка сделана на отлично, зелёный - сделана на хорошо, синий – надо ещё потрудиться.

- У чувашского народа есть легенда о том, что было когда-то не одно, а три солнца. Все светила находились так близко от земли и горели столь ярко, что люди не знали, что такое холод, зима, снег и лед. Не было нужды заботиться о теплой одежде. Кругом росли удивительные деревья, которые кормили людей своими плодами. Но нашлись недовольные люди и стали говорить: «Жарко. Хотим, чтобы было не три, а одно солнце». Чуваши пригласили лучшего охотника, и тот из лука убил одно, а потом и второе солнце. Третье солнце испугалось и убежало далеко-далеко на небо, где его не могла достать стрела. И тогда стало холодно, замерзли деревья и травы. От холода и голода стали умирать дети. Чувашские мудрецы-шурсукалы сказали: «Убитые светила не оживить, а чтобы оставшееся поверило нам и вернулось, надо на домах, на одежде рисовать три солнца, песнями и плясками завлекать светило».

- Наши три солнца на закладках будут напоминать нам об этой легенде.

Личностные:

-развитие творческих способностей;

-мотивация учебной деятельности;

 Познавательные:

-перерабатывать полученную информацию:

-делать выводы в  результате совместной работы всего класса.

Итог урока

-Чему ты сегодня научился, что нового узнал?

- Убери своё рабочее место.

Коммуникативные: 

 -слушать и понимать речь других.

Заключение

Самоанализ урока

Предмет: технология

Класс: 1 класс

Тема: Чувашский орнамент. Бумага. Изделие «Закладка из бумаги».

Цель урока: научить технологии изготовления закладки из картона и бумаги, познакомить с чувашским орнаментом.

Задачи урока, направленные на формирование предметных результатов:

- уметь работать с шаблоном, используя его в качестве образца для изготовления необходимых деталей изделия,

- знать правила работы с ножницами, клеем и применять их в практической деятельности.

Задачи урока, направленные на формирование метапредметных результатов:

- при помощи учителя планировать собственную деятельность,

- находить необходимую информацию из различных источников: учебника, учебного фильма, приобретённых ранее знаний и своего жизненного опыта, отвечать на вопросы, сравнивать, анализировать, делать вывод,

- уметь достаточно полно и чётко выражать свои мысли.

Задачи урока, направленные на формирование личностных результатов:

- иметь мотивацию к учебной деятельности, приобретать первоначальные трудовые навыки и умения.

Тип урока: систематизация знаний.

 Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.

Технологии, используемые на уроке:

- проблемно – диалогическая;

- личностно – ориентированная;

- технология сотрудничества;

- ИКТ

- здоровьесберегающая;

- групповая.

     Данный урок имеет место в разделе программы «Деятельность человека на Земле». Соответствует требованиям ФГОС.

     При проектировании урока учитывала индивидуальные особенности класса. Этапы урока выдержаны. Материал носил научный характер. Соответствовал возрастным нормам и требованиям рабочей программы. Осуществлялась тесная связь теории с практикой. Был использован личный опыт учащихся.

     На уроке развивалась познавательная активность, связная     речь, память, внимание, фантазия и воображение. Подводились итоги деятельности. Актуализация знаний была представлена через систему вопросов. Этот приём помог выявить ранее имеющиеся знания при обсуждении вопросов.     Постановка познавательных задач перед обучающимися прошла в виде проблемного диалога. Дети смогли сформулировать тему и цель урока. Отвечали на поставленные вопросы.

     Использовала репродуктивный метод (скажите пожалуйста, вспомни), задание поискового характера (оцени, объясни). Была организована работа по учебнику. На уроке использовался мультимедийный проектор с презентацией.

     Практическая работа в группах организована с целью взаимопомощи. Этот приём позволил включиться в работу как учащимся с высоким уровнем развития, так слабоуспевающим детям. Осуществлялся контроль и самоконтроль при выполнении всех операций, соблюдались при этом санитарные и гигиенические нормы.

      Порядок и дисциплина обучающихся поддерживались чёткой организацией урока, интересным и доступным материалом. Приветствовалась активность детей в практической работе. Царила атмосфера сотрудничества.

     Рефлексия деятельности была проведена приёмом выбора цвета. Считаю, что урок получился результативным, цели достигнуты. Дети освоили технологию изготовления закладки из бумаги.

     Изучение чувашского орнамента продолжится на таких уроках. Как «Бумага. Изделие «Волшебные фигуры», «Открытка «Матрёшка», «Варежки».

Список использованных источников.

Книгопечатная продукция

  1. Е.П.Кондратьева, Л.М.Григорьева: Умелые руки найдут себе работу: Дидактические материалы по технологии для 1 – 4 классов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008.
  2. Методические рекомендации к рабочим программам по технологии (1 класс), разрабатываемым для использования в 1 – 4 классах школ Чувашской Республики в 2011/2012 уч. г.
  3. Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Рабочие программы.1-4 классы.  Просвещение, 2012.
  4. Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Фрейтаг И.П.  . Технология. 1 класс. Просвещение.
  5. Шипилова Н.В., Роговцева Н.И., Анащенкова С.В. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс.

Информационно-коммуникативные средства

  1. Электронное приложение к учебнику «Технология», 1 класс, авт. Н.И.Роговцева идр.
  2. www.edu.ru Федеральный портал  «Российское образование».
  3. www.prosv.ru Издательство «Просвещение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Технология "Школа России" 4 класс

Рабочая программа ФГОС Технология "Школа России" 4 класс...

Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе

Вариативность использования нетрадиционных технологий в развитии мелкой моторики при подготовке детей к школе...

Национально – региональный компонент в образовательном процессе начальной школы. Дополнения к федеральным программам - технология

Основные цели внедрения национально-регионального компонента в учебный процесс преподавания технологии:- освоение знаний о национальной культуре мордовского народа как ценности;- обогащение учащихся н...

Инновационные технологии в развитие лексико-грамматических компонентов речи для учащихся 1-2 классов

Грамматика, по словам К.Д. Ушинского, – логика языка. Каждая форма в грамматике выражает какое-то общее значение. У детей, усваивающих грамматику, одновременно идет процесс развития мыслительных...

Рабочая программа "Технология" УМК "Перспектива" 3 класс

Рабочая программа "Технология" УМК "Перспектива" 3 класс...

Инвариантные и вариативные компоненты педагогического анализа урока. Формы предъявления результатов рефлексии.

Один из принципов развивающего обучения-принцип активности и сознательности. Ребенок может быть активный, если осознает цель его учения, его неодходимость, если каждое его действие является осознанным...