Внутреннее убранство русской избы.
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Кузнецова Алина Игоревна

Познакомить с особенностями внутреннего убранства русской избы;

Создать изобразительную  работу в смешанной технике на тему «Внутреннее убранство русской избы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_4_v.docx40.28 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Дата: 17.09.2020.

База практика: Трубчевская СОШ №1

Класс: 4 в

Образовательная система: Школа России

Учебный предмет: ИЗО

Тема: Внутреннее убранство русской избы

Тип урока: комбинированный

Цели:

Содержательная: познакомить с особенностями внутреннего убранства русской избы; 

Деятельностная: создать изобразительную  работу в смешанной технике на тему «Внутреннее убранство русской избы».

Задачи:

Образовательные: 

  1. Систематизировать и расширить представления учащихся о мире русской деревни.
  2. Познакомить с элементами интерьера русской избы: печь, красный угол, лавки, сундуки и т.д.;

Воспитывающие:

  1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость к объектам исторического наследия.
  2. Воспитывать самостоятельность, аккуратность,

Развивающие:

  1. Развивать фантазию и активные формы воображения учащихся, способствующие лучшему познанию окружающего мира, самораскрытию и самосовершенствованию личности;
  2. Способствовать развитию логического мышления, анализа, синтеза, обобщения при восприятии объектов изображения;
  3. Формировать навыков грамотной организации рабочего места и аккуратности;
  4. Совершенствовать коммуникативные умения при выполнении учебного задания;

Планируемые результаты: 

Предметные: 

1.освоение практических приёмов изображения объектов убранства русской избы;

2. освоение первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

3. научиться раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в декоративном убранстве избы;

4. познакомиться со структурой и декором крестьянского жилища;

5. научиться определять и характеризовать отдельные детали декоративного убранства избы как проявление конструктивной, декоративной и изобразительной деятельности.

Метапредметные

Регулятивные:

  1. принимать и сохранять учебную задачу;
  2. адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
  3. различать способ и результат действия.

Познавательные:

  1. проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
  2. ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  3. осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
  4. осуществлять синтез как составление целого из частей;
  5. строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  6. осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные:

  1. допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  2. формулировать собственное мнение и позицию;
  3. строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
  4. задавать вопросы;
  5. использовать речь для регуляции своего действия.

Личностные:

  1. способность к оценке своей учебной деятельности;
  2. внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;
  3. чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Оборудование:        
 Для учителя: презентационный материал, иллюстрационный материал

Для учащихся: альбом,  краски, карандаш простой, ластик, кисточки.

План урока

  1. Этап мотивации – 3 мин
  1. Приветствие. Знакомство.
  2. Эмоциональный настрой
  3. Проверка готовности
  1. Этап актуализации и пробного учебного действия – 3 мин

2.1.Повторение ранее изученной темы

2.2.Разгадыание загадок

  1. Этап выявления места и причины затруднения – 4 мин
  2. Этап построения проекта выхода из затруднения – 5 мин
  3. Этап реализация построенного проекта – 5 мин
  4. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону – 20 мин
  5. Этап рефлексии учебной деятельности – 5мин

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: включение у-ся в деят-ть на личностно-значимом уровне «Хочу, потому что могу» ИЛИ: создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в УД

  1. Приветствие. Знакомство.

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алина Игоревна ,  и сегодня я проведу у вас урок изобразительного искусства.

- Садитесь.

1.2.Эмоциональный настрой.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение:

Чтите науки, любите искусства,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

1.3.Проверка готовности

- Ребята, проверьте все ли у вас готово к уроку. У вас на столах должны лежать: альбом для рисования, краски, карандаш простой, ластик, кисточки.

Приветствуют учителя, садятся

выполняют задание учителя


Самоанализ
самоконтроль
взаимоконтроль

Л1,Л2

Р2

К2

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

ИЛИ: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1.Повторение ранее изученной темы

- Давайте вспомним, о чем мы с вами говорили на прошлом уроке? 

- От какого слова произошло слово «изба»? («истба», «истопка».)

- Как в старину располагались избы? (не по порядку)

- Ребята, а как появилась улица? (их выстраивали фасадом, то есть лицом к дороге)

- Почему люди не никогда не красили и не обшивали дома? (Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу)

- Как смотрелись бревна изб в пасмурную погоду? ( серебряные)

- Сразу ли у людей появилось строительное мастерство? (нет)

- Что являлось главным для строительства? (топор)

- Что люди делали, когда древесина становилось сухой? (ставили сруб)

- Что составляет каждый ряд скрепленных друг с другом бревен? (венец)

- Что являлось оберегом русской избы? (птицы, кони)

- Ребята, но ведь птицы и кони не только являлись оберегом, но еще…(украшением дома

Слушают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Самоконтроль

К1,К2

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Ребята, а как вы думаете,  как было внутри избы?

- Обратите внимание на слайд, что в нем не хватает? (стола, лавки …) СЛАЙД1

- А как вы думаете, как это все называли раньше?  

- Называли убранством  (Убранство- это то, что служит украшением избы, обстановкой самого дома   ) То, чем обставляют и украшают жилое помещение (мебель, светильники, предметы домашнего обихода и т. д.), а также то, что используют при сервировке стола (посуда, столовые приборы и т. д.). Надивиться не могли Снежковы на убранство стола, на вина, на кушанья, на камчатное белье, хрусталь и серебряные приборы

- Какова же будет тема урока? 

СЛАЙД2

(Тема: Внутреннее убранство избы)

- Какую мы поставим цель исходя из темы урока? (Цель: создать изобразительную  работу в смешанной технике на тему «Внутреннее убранство русской избы». Т.е. вы можете использовать не только краски, но и бумагу)

- Какие задачи поставим перед собой?

1. Познакомится с составными частями русской избы

2. Рассмотреть конструкцию и декор.

3. Узнать о внутреннем убранстве  русской избы

Воспринимают, рассуждают, отвечают на вопросы учителя

Формулируют тему, цель и задачи

Самоконтроль

К1,К2


4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Знаем мы пока мало, поэтому сегодня мы  отправимся на экскурсию по русским избам, и посмотрим, что же раньше находилось в них.

СЛАЙД

Разгадывание загадок

- А сейчас отгадайте загадку: 
Всем, кто придет, всем, кто уйдет, руку подает. (Дверь)

- Итак, мы входим в избу, пахнущую хлебом, деревом, травами. А теперь посмотрим по сторонам, что мы там можем увидеть?

- А в  этом нам поможет следующая загадка:

Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)

- Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.

- Внутреннее обустройство дома было различным, но археологи находят общие черты планировки избы. Что является одним из основных предметов внутреннего убранства крестьянского жилища?

Вы ответите, отгадав загадку:

- Под одной шляпой четыре брата стоят. (Стол)

- К столу относились с уважением и называли «Божьей ладонью», именно поэтому нельзя было бить по столу, влезать на него детям. Семья собиралась вокруг стола, как бы показывая этим свое единство.

- А знаете, чем они отличались от скамьи? (Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.)  Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.

-Что вы понимаете под словом материальный? 

- Что это за материальный центр дома? Об этом следующая загадка:

- Что из угла в угол не переставишь? (печь)

- Как вы, ребята, думаете, почему печь – материальный центр дома?
Печь заботится о материальных потребностях человека, поэтому она олицетворяет материальный центр дома. А кто обычно занимается домашним хозяйством, приготовлением еды в доме? (женщина) Поэтому ту часть, где стояла печь, называли женской половиной. Печь в доме располагалась по диагонали от духовного центра дома.

СЛАЙД4

 - Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)

Духовный – от слова «душа». Икона являлась духовным миром. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным».
Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с  хозяевами.

От двери до боковой стены была устроена лавка-коннник, на которой мужчины занимались хозяйственной работой: починкой обуви, снастей рыболовных, конской упряжи и др. Это место было мужской половиной дома.

Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки. В сундуках крестьяне хранили одежду.

СЛАЙД5

3.Лавки и сундуки.

- Сундук также являлся важным элементом декора. Он переходил по наследству от матери к дочке и размещался возле печи. Все убранство дома было очень гармоничным.

СЛАЙД 6,7,8,9,10

Здесь присутствовало несколько видов лавок: длинные, короткие, кутные, судные и так называемые нищие. На них размещались различные предметы хозяйственного назначения, а на «нищую» лавку мог присесть незваный гость или нищий, который без приглашения вошел в дом. Лавки символизировали дорогу во многих старых обрядах.

- Итак, мы с вами побывали в крестьянской избе.

отправимся на экскурсии по

русским избам, и посмотрим, что

же раньше находилось в них. 

(на слайде показаны изоб-ия

интерьера русских изб

Физминутка.

Жура-жура-журавель!

Облетал он сто земель. (Взмахи руками.)

Облетал, обходил,

Крылья, ноги натрудил. (Ходьба на месте.)

Мы спросили журавля:

– Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

– Лучше нет родного края! (Круговые вращения головой.)

Воспринимают информацию и отвечают на вопросы

Самопроверка, взаимопроверка

Р1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

-Как вы думаете, что мы сегодня будем с вами изображать?

-Правильно, сегодня мы с вами будем изображать внутреннее убранство русской избы.

- Внимание на доску.
- На доске у меня прикреплена основа для композиции и отдельные элементы внутреннего убранства русской избы: печь, стол, лавки...

- Я предлагаю составить макет внутреннего убранства избы.

- Стены я изобразила

- Как вы думаете, где следует разместить печь (лавки, стол...)?

- К доске учащиеся выходят по желанию.

- А сейчас я вам предлагаю изобразить избу  в альбомах. Напоминаю, вы можете использовать разный материал (краски, бумагу)

- К доске выйдет… продемонстрировать свою работу

Самоконтроль

П1,П2,

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Задача: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях.

Практическая работа

Каждый учащийся работает над учебной задачей с опорой на зрительный ряд, собственные представления, инструктаж учителя.

Учащиеся должны соблюдать:

- Контроль за соблюдением правил безопасной работы и культуры труда.

- Оказание инструктивной, дозированной помощи учащимся, испытывающим затруднения.

Критерии оценивания:

1) Соответствие работы общей тематике урока

 2)Оригинальность исполнения работы
3)Аккуратность выполнения работы
4) Завершенность работы

выполняют практическое задание

Л1

К1

Р2

7. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Вы хорошо поработали! Давайте посмотрим, как вы представляете внутреннее убранство русской избы!

- Что такое убранство, кто запомнил?

- На какие два основных центра была поделана изба? (материальная, духовный)

- Что являлось материальным центром? (печь)

- Что являлось духовным миром? (красный угол)

- Что делал гость, при входе в избу? (находил глазами красный угол и снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с  хозяевами.)

- Удалось ли нам справиться с работой?

- Какие трудности возникали?

- Что бы вы хотели добавить или изменить?

- Оцените свою работу.
- Спасибо за работу. Уберите свои рабочие места.

Анализируют результат

самоанализ

взаимопроверка

Л2





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Убранство русской избы

Иллюстративный материал для проведения урока в 3 классе....

Урок технологии во 2 Б классе. Тема: Внутреннее убранство русской избы.Работа с бумагой и картоном. Конструирование. Изделие: стол и скамья. УМК "Перспектива".

Урок технологии во 2Б классе. Тема: Внутреннее убранство русской избы. Работа с бумагой и картоном. конструирование. Изделие: стол и скамья. УМК "Перспектива"....

Технологическая карта урока «Технология» 2 класс УМК «Перспектива» .Проект «Убранство русской избы»

Технологическая карта содержит подробный материал к итоговому уроку представления проекта....

Убранство русской избы

Убранство русской избы...

Убранство русской избы.

Убранство русской избы....