Технологическая карта урока технологии по теме: "Малахитовая шкатулка"
план-конспект урока по технологии (4 класс)

Кащенко Ирина Владимировна

Технологическая карта для 4 класса, УМК "Перспектива"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл malahitovaya_shkatulka._malahitovaya_shkatulka._4_klass.docx55.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Дата

 24. 09.20

Класс

4 «В»

Предмет

 Технология

Тема урока

 Малахитовая шкатулка. Изделие: «Малахитовая шкатулка»

Место урока в разделе

 Человек и земля

Тип урока

Развивающее обучение

Цельурока

Изготовление «малахитовой шкатулки», с помощью техники, имитурующей «русскую мозаику».

Задачи урока

1) образовательные:  познакомить детей с полезным ископаемым – малахитом; учить детей самостоятельно ориентироваться в мире информации; учить детей делать малахитовую шкатулку из пластилина

2) развивающие: развивать грамотную речь и  учебно-организационные умения (умение правильно отвечать на поставленные вопросы)

3) воспитательные:  воспитывать художественно-эстетический вкус, аккуратность, бережное отношение к труду

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

  1. Анализировать изделие: понимать поставленную цель, прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий.
  2. Находить и использовать оптимальные средства и способы работы.
  3. Расширить знания учащихся о мозаике.
  4. 4. Уметь передать цветовую гамму малахита с помощью пластилина.

Познавательные УУД

Ученик получит возможность научиться: 

самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы

Регулятивные УУД

Ученик получит возможность научиться:

планировать практическую работу, составлять алгоритмы действий; оценивать промежуточный и итоговый результата

Коммуникативные УУД

Ученик получит возможность научиться:

слушать учителя и одноклассников, высказывать свое мнение  

  1. Умение работать в группах.
  2. Сформировать интерес к художественному конструированию. 
  3. Повторить элементы графической грамоты, правила и технику безопасности.
  4. Учащиеся имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности.

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение:

Учебник по технологии УМК «Перспектива»  Роговцева Н. И., Богданова Н.В.

Дидактические материалы

Цветной пластилин, ножницы, стек, коробочка или баночка  из-под йогурта, доска для пластилина, подкладной лист,  образец изделия.

ИКТ, ЦОР

ИКТ: презентация

ЦОР: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/tekhnologiya/2017/01/31/tema-uroka-poleznye-iskopaemye-izdelie-malahitovaya        

Межпредметные связи

 Связь с окружающим миром, математикой

Организация пространства

 Фронтальная и индивидуальная работа

Этапы урока

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

    Методы, формы,

 приемы

Деятельность учеников

Планируемые результаты

1

Организационный этап

Проверка подготовленности классного помещения;

-Здравствуйте ребята!

-Проверим наличие всех необходимых материалов, инструментов.

(слайд 2)

-У вас на парте должен лежать пластилин,  стек,   доска для пластилина,  коробочка или баночка из-под йогурта, подкладной лист

Форма: фронтальная

Методы обучения: диалог-общение

Учащиеся приветствуют учителя. Самоконтроль.

К-4

Р-1

Р-15

Л-3

2

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организация внимания школьников

Обеспечить мотивацию учения школьников

(слайд 3)

-Ребята, давайте вспомним, что такое полезные ископаемые?

(нажатие в презентации)

-На какие группы можно разделить полезные ископаемые?

(слайд 4)

(нажатие в презентации)

-Друзья, произошла беда! К нам в Воронеж иногда приезжают выставки с различными камнями, изделиями из камня и многим другим. Но в дороге что-то пошло не так и машина со всеми изделиями затерялась! Ребята, чтобы не срывать выставку, давайте поможем музею и сделаем коллекцию для выставки.

Форма: фронтальная, индивидуальная,

Методы обучения: диалог-общение, частично-поисковый

- Полезные ископаемые – это то, что добывает человек: нефть, газ, уголь, руды

-Твердые, жидкие, газообразные

К-1

К-2

Р-10

П-11

П-17
Л-6

3

Актуализация знаний

Актуализация субъектного опыта учащихся

- А перед тем как мы начнем «спасательную операцию» я предлагаю ответить вам на кое-какие вопросы:

(слайд 5)

(нажатие в презентации)

  1. О чем можно сказать: музыкальная, малахитовая, берестяная? 

(нажатие в презентации)

(нажатие в презентации)

  1. Что мы будем изготавливать на уроке? 

(нажатие в презентации)

-А шкатулки наши будут не простые, а специальные, для выставки.

Форма: фронтальная, групповая, индивидуальная

Методы обучения: диалог-общение, частично-поисковый

- О шкатулке

- Шкатулку

К-9

К-10

Р-7

П-12

Л-4

Л-9

4

Первичное усвоение новых знаний

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление уч-ся изучаемого материала

(слайд 6)

-  -Скажите, а из чего сделана малахитовая шкатулка? 

(нажатие в презентации)

   -Сегодня мы обратимся к миру природы и узнаем, какие чудесные узоры можно увидеть в камне

(нажатие в презентации – 4 раза)

   -Ребята, внимательно посмотрите на экран. Отгадав ребус,  вы поймете, какой прием мы будем  использовать.

(слайд 7)

   - Так что же это за слово?

(слайд 8)

   - На уроке мы будем использовать прием   «мозаика»

   - Как можно назвать подражание чему-либо?

-  - Итак, сегодня мы будем изготавливать имитацию малахитовой шкатулки из пластилина с техникой «русской мозаики».

Форма: фронтальная

Методы обучения: диалог-общение

- Имитация

- Из камня

-Мозаика

К-3

Р-76

Р-12

П-12

Л-8

5

Первичная проверка понимания

Установить правильность и осознанность изученного материала

Выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся

Анализ образца изделия

(слайд 9)

 - Посмотрите на малахитовую шкатулку.

 -Из скольких частей состоит изделие? 

 -Посмотрите внимательно на образец. Какие материалы вам потребуются для изготовления шкатулки? 

-Какого цвета понадобится пластилин? 

(слайд 10)

 - Давайте повторим правила работы с пластилином:

  1. Работай на подкладном листе.
  2. Перед лепкой смочи руки.
  3. Разомни пластилин.
  4. Упавший пластилин нужно немедленно поднять.
  5. После работы протри руки тряпкой или бумагой, затем вымой.

 -Какой инструмент мы используем при работе с пластилином? 

(слайд 11)

 - Повторим правила работы со стекой:

  1. Стека должна лежать в правом углу парты.
  2. Во время работы не подноси стеку близко к глазам, не размахивай ею.
  3. Держи стеку как ручку.

Объяснение учебной задачи по технологической карте

(слайд 12)

  1. В первую очередь мы кладем подкладной лист на парту, достаем из коробочки нужные брусочки пластилина (можно использовать 4 цвета).
  2. Затем от каждого брусочка стекой отрезаем небольшие кусочки.
  3. После этого мы раскатываем каждый кусочек, примерно одного размера.
  4. Когда мы получили из каждого цвета пластинки, мы кладем их друг на друга и плотно сворачиваем в трубочку.
  5. Разрежьте полученный брусок на тонкие пластинки, имитирующие рисунок малахита, с помощью лески.
  6. Прикрепите пластинки к стенкам и крышке коробочки, повторяя технику «русской мозаики»

-Работать будем самостоятельно. Но перед работой- отдохнём.

Форма: фронтальная,

Методы обучения: диалог-общение, частично-поисковый

 -Изделие состоит из 2х частей: крышки и основной  части

-Пластилин, баночка для основы

-Зеленый цвет разных оттенков, белый, черных

- Стеку

К-4

К-9

Р-8

П-5

Л-1

Физкультминутка

Разрядить обстановку. Дать возможность детям отдохнуть.

(слайд 13)

Гимнастика для глаз

1. Быстро поморгали, закрыли  глаза, сидим спокойно, медленно считая до 5.

2. Крепко зажмурили  глаза, считать до 3. Открываем глаза  и смотрим  вдаль, считать до 5.

 3. Вытянули правую руку вперед. Следите глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз.

 4. Посмотрели на указательный палец вытянутой руки на счет 1 – 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 – 6.

5. В среднем темпе делаем  3 – 4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону.

6. Расслабив глазные мышцы, посмотрели  вдаль на счет 1 – 6.

Форма: фронтальная

Выполняют движения

-

6

Первичное закрепление

Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу

 - Возвращаемся к работе.

(нажатие в презентации)

- Давайте повторим этапы работы. Кто их может нам назвать?

(нажатие в презентации)

(слайд 14)

-Итак, ваша задача, сделать малахитовую шкатулку. На экране вы видите один из вариантов изготовления малахитовой шкатулки.

-Оценивать ваши работы буду по 3 критериям: Аккуратность, правильность выполнения, подборка цветового решения.

-С чего мы начинаем работу?

-Что делаем затем?

-После этого?

-Далее?

-Чем мы закончим работу?

(слайд 15)

- Прочитайте вслух эту пословицу:  «Какие труды, такие и плоды»

- Как вы ее понимаете? 

- Молодцы, а теперь самое время повторить правила рабочего человека. Я уверена, что мастера, которые выполняют изделия из камней – соблюдают их.

(слайд 16)

  1. Работаем дружно
  2. Каждый на своем рабочем месте, на подкладном листе.
  3. Работу делай лучше, материалы береги.
  4. Упавший пластилин немедленно подними.
  5. Во время работы держи свое рабочее место в порядке.

- Ребята, важно помнить, что вы выполняете шкатулки для выставки, сегодня вы должны очень постараться.

-Выполняйте работу, самостоятельно пользуясь инструкционной картой.

(слайд 17)

-Посмотрите на рисунок, стр. 27. В итоге у нас получится своя выставка с шкатулками.

Форма: фронтальная

Методы обучения: деятельностный

1. Разметка изделий

2. Заготовка деталей

3. Сборка изделия

4. Оформление изделия.

Дети отвечают на вопросы учителя

Как потрудишься, так и получится изделие

Приступают к изготовлению малахитовой шкатулки

К-5

Л-1
Л-6

7

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Обеспечить понимание учащихся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

-Кто не успел сделать шкатулку, завершите работу  дома.

-

-

П-14
Л-9

8

Рефлексия

Инициировать и интенсифицировать рефлексию уч-ся

Выставка и анализ работ учащихся

- А сейчас давайте проведем выставку уже готовых изделий. Те, чьи работы готовы, продемонстрируйте их всему классу.

-Какие красивые у вас малахитовые шкатулки. В них есть что-то общее, но в то же время они по-своему особенные. Я бы сказала волшебные!

(слайд 18 с нажатием каждый раз)

-Ответьте на следующие вопросы

1. Как называется изделие?

2.  Какие материалы потребовались для изготовления?

3. Чему вы научились на уроке?

- Те, кому урок не понравился, и у кого возникали трудности – хлопните 1 раз в ладоши

- Те, кому урок понравился, и кто почувствовал себя настоящим мастером изделий из камня – хлопните 2 раза в ладоши.

- Итак, ребята, все молодцы, все хорошо потрудились. Вы только посмотрите,  какая у нас красивая коллекция!

- Спасибо за урок!

(слайд 19)

Форма: фронтальная

Методы обучения: диалог-общение

Оцениваются работы, обговариваются ошибки

- Малахитовая шкатулка

- Пластилин, стек, баночка из-под йогурта, доска для пластилина, подкладной лист  

- Изготавливать изделие «Малахитовая шкатулка»

Отвечают на вопросы

Хлопают в ладоши

К-12

Л-6

                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Презентация к уроку технологии по теме: "Малахитовая шкатулка"

Презентация для 4 класса, УМК "Перспектива"...

Технологическая карта урока технологии в 4 классе. Тема: "Полезные ископаемые. Малахитовая шкатулка"

Урок разработан в технике коучинга. Представлена технологическая карта....

Технологическая карта урока технологии "Малахитовая шкатулка" (УМК Перспектива, 4 класс)

Цель урока: создание условия для формирования умения выполнять изделие «Малахитовую шкатулку» с помощью техники, имитирующей «Русскую мозаику».Задачи урокаДидактические:  ...

Технологическая карта урока технологии "Малахитовая шкатулка" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся умения выполнять изделие «Малахитовая шкатулка», с помощью техники "мозайка"Задачи урока:Дидактические: 1) познакомить с новой технико...

Технологическая карта урока технологии по теме: «Работа в технике русская мозаика», изделие: «Малахитовая шкатулка» - 4 класс

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование у обучающихся умений выполнения изделия в технике русская мозаика, изготовление «Малахитовой шкатулки»....