ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА»
рабочая программа по технологии (1, 2, 3, 4 класс)

Ширшова Мария Александровна

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dekorativno-prikladnaya_rabota_2020-2021.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И  ЮНОШЕСТВА

ЗАТО ОЗЁРНЫЙ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                     

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

КРУЖКА «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНАЯ РАБОТА»

Возраст детей: 6-10  лет

Срок реализации программы: 3 года

 Разработана   педагогом дополнительного    

 образования     МБУ  ДО  ЦРТДиЮ

Ширшовой М.А.

Настоящая  дополнительная  общеобразовательная  (общеразвивающая)   программа  кружка «Декоративно-прикладная работа»

принята  на педагогическом  совете  МБУ  ДО   ЦРТДиЮ

Протокол №  1     от «____» ______________2020 г.

ЗАТО Озерный

2020 год

Оглавление

  1. Пояснительная записка                                                         с. 3
  2. Учебно-тематический план 1 года обучения                                с. 7

Учебно-тематический план 2 года обучения                                с. 8

Учебно-тематический план 3 года обучения                                с. 9

  1. Содержание программы                                                        с. 10
  2. Методическое обеспечение                                                        с. 16
  3. Список литературы                                                                с. 18

  1. Пояснительная записка.

Программа кружка «Веселая мастерская» имеет художественно-эстетическую направленность и составлена  для занятий с обучающимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения, адаптирована с учетом возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей детей. Программа реализует системно-деятельный подход в начальном обучении и базируется на системе развивающего обучения.        

Актуальность и педагогическая целесообразность.

Программа предоставляет каждому ребенку как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности. Дети получают знания о различных техниках прикладного искусства, овладевают некоторыми навыками работы, совершенствуют ранее приобретенные навыки и умения владеть различными инструментами.

На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:

  • патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего народа;
  • трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетика труда, эстетика трудовых отношений);
  • ценностного отношения к природе, окружающей среде;
  • ценностного отношения к здоровью (приемы безопасной работы с инструментами, необходимость использования экологически чистых материалов, организация здорового досуга и т.д.).

На занятиях создается благоприятный психологический микроклимат, способствующий самовыражению и творческому труду детей. Доброжелательная атмосфера помогает дружескому общению и согласованной работе.

Программа способствует личностному развитию учащихся, воспитывает у них интерес к различным видам деятельности, способствует овладению и  развитию определенных профессиональных навыков.

Программа предусматривает тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка линейкой и угольником), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

Цель программы:

  • гармоничное единство личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития ребенка;
  • развитие мотивации детей к познанию и творчеству в процессе выполнения практической работы;
  • создание условий для творческого развития ребенка.

Задачи:

Образовательные:

  • обучить приемам работы с бумагой, картоном, пряжей и т.д.;
  • научить детей владению инструментами, шаблонами, трафаретами, выкройками;
  • обучить правилам безопасной работы;

Развивающие:

  • развитие интеллектуально-творческого потенциала ребенка;
  • развитие внимания, памяти и воображения ребенка;
  • развитие мелкой моторики рук и глазомера;
  • развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии;
  • развитие инициативности, изобретательности;

Воспитательные:

  • духовно-нравственное воспитание младшего школьника;
  • воспитание терпения, усидчивости, внимания, аккуратности;
  • воспитание интереса к активному познанию истории культуры и семейных традиций своего и других народов;
  • воспитание уважительного отношения к труду;
  • создание благоприятного психологического микроклимата, способствующего самовыражению и творческому труду детей.

Основные особенности занятий, этапы реализации программы:

Системно-деятельный и личностный подходы в начальном образовании предполагают активизацию познавательной деятельности каждого воспитанника с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, поэтому программа предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путем индивидуализации учебных заданий. У ребенка всегда есть возможность принятия самостоятельного решения выбора задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить одни материалы на другие. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать. Предусматриваются задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, малых группах, коллективная работа, инсценировки, коллективные игры и праздники.

Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 3 года. Занятия проводятся в группах до 16 человек.

Формы и методы занятий.

В процессе занятий используются различные формы:

традиционные, комбинированные и практические занятия; лекции, игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

  • словесный (устное изложение, беседа, рассказ и т.д.)
  • наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)
  • практический.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

  • объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
  • репродуктивный – воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
  • частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на занятиях:

  • фронтальный – одновременная работа со всей группой;
  • индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
  • групповой – организация работы в группах;
  • индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

Ожидаемые результаты

        В результате освоения данной программы дети:

– научатся различным приемам работы с различными материалами;

– научатся следовать устным инструкциям при создании изделий;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

– познакомятся с различными свойствами таких материалов как бумага, пластилин, глина, природный и бросовый материал, пряжа,  различными техниками работы с ними;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Формы подведения итогов реализации программы

  • Проведение выставок работ обучающихся в ЦРТДиЮ.
  • Участие в ежегодных муниципальных и областных выставках работ прикладного творчества.
  • Устный опрос, анкетирование, тестирование.
  • Выполнение зачетных заданий.

Результаты опросов, тестирования и выполнения зачетных заданий фиксируется в таблице оценки образовательных результатов (Приложение №1 к программе). Основным способом проверки приобретаемых ребенком умений и навыков является наблюдение за деятельностью детей во время выполнения заданий. Полученные результаты дают педагогу представление об уровне восприятия и освоения материала, предусмотренного программой.

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила техники безопасности. Правила дорожного движения и поведения при пожаре.

1

1

2

2.

Знакомство с материалами и инструментами, порядок работы с ними.

1

1

2

3.

Аппликация и моделирование.

Аппликация из природных материалов на картоне.

Аппликация из геометрических фигур.

Аппликация выпуклая.

Динамическая открытка с аппликацией.

Аппликация из салфеток.

Моделирование из бумаги и проволоки.

5

45

50

4.

Работа с пластическими материалами.

Отпечатки на пластилине.

Рисование пластилином.

Моделирование из природных материалов на пластилиновой основе

Разрезание смешанного пластилина проволокой.

Лепка из теста.

4

40

44

5.

Оригами и аппликация из деталей оригами.

Знакомство с техникой оригами.

Складывание из прямоугольника.

Складывание из квадрата динамических игрушек.

Складывание гармошкой.

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

Композиция из выпуклых деталей оригами.

Оригами из кругов.

4

40

44

6.

Итоговое занятие. 

2

-

2

Итого

17

127

144

Возраст детей: 6-8 лет.

Количество детей: не более 16.

Количество занятий в неделю: 2 по 2 часу.

Всего часов: 144.

2 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Теор.

Практ.

Всего

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила техники безопасности. Правила дорожного движения и поведения при пожаре.

1

1

2

2.

Знакомство с материалами и инструментами, порядок работы с ними.

1

1

2

3.

Аппликация и моделирование.

Аппликация и мозаика из обрывных кусочков бумаги.

Аппликация из природных материалов.

Аппликация и мозаика из ткани.

Мозаика из ватных и бумажных  комочков.

Аппликация и мозаика из картона.

Прорезная аппликация.

Динамическая открытка с аппликацией.

Аппликация из салфеток.

Торцевание на плоскости. Многослойное торцевание.

Моделирование из бумаги и проволоки.

Моделирование из картона. Рамочки.

Моделирование объемного изделия из картона.

Моделирование из полос. Плетение из бумаги.

Соединение различных техник в одной работе.

4

62

70

4.

Работа с пластическими материалами.

Раскатывание пластилина. Получение плоского изображения.

Выпуклая аппликация из пластилина.

Объемное торцевание на пластилине.

Разрезание слоеного пластилина. Мозаика из разрезных кусочков.

Обратная пластилиновая мозаика на прозрачной основе.

Лепка из теста и глины.

4

62

66

5.

Оригами и аппликация из деталей оригами.

Складывание из квадрата динамических игрушек.

Складывание гармошкой.

Аппликация из одинаковых деталей оригами.

Композиция из выпуклых деталей оригами.

Оригами из кругов.

Композиции в технике оригами.

Модульное оригами. Треугольный модуль. Соединение модулей  на плоскости, замыкание в кольцо.

Объемные фигуры на основе формы «чаша».

Объемные игрушки.

4

60

70

6.

Итоговое занятие. 

2

-

2

Итого

16

196

212

Возраст детей: 8-9 лет.                                        

Количество детей: не более 16

Количество занятий в неделю: 3 по 2 часа.                

Всего часов: 212.

3 год обучения

№ п/п

Тема

Количество часов

Теор.

Практ

Всего

1.

Вводное занятие. Знакомство с программой. Правила техники безопасности.

1

1

2

2.

Знакомство с материалами и инструментами, порядок работы с ними.

1

1

2

3.

Работа с картоном и бумагой.

Объемные изделия в технике оригами.

Симметричное вырезание.

Динамические открытки. Игрушки из картона с подвижными деталями.

Моделирование из конусов и  цилиндров.

Простое торцевание на бумажной основе.

Многослойное торцевание.

Объемное торцевание на пластилине.

Мозаика и объемные изделия из гофротрубочек.

Моделирование из фольги.

Аппликация. Мозаика.  Папье-маше.

4

16

20

4.

Работа с природным материалом.

Экскурсия в лес. Сбор материала, способы сушки и хранения.

Флористика. Объемная композиция из сухих цветов, листьев, мха, лишайника  и веток.

Конструирование из камней и раковин.

Мозаика из семян растений, камней и раковин.

2

20

22

5.

Работа с тканью и пряжей.

Аппликация из резаных нитей.

Изделия в технике «изонить».

Аппликация из  нитяных валиков.

Приклеивание ниток по спирали. Нитяная бахрома.

Аппликация из ткани, приклеенной на бумагу.

Шитье по выкройкам.

2

20

22

6.

Бисероплетение.

Аксессуары и игрушки из бисера.

Мозаика из бусин, пайеток и бисера.

Вышивка  и  ткачество бисером.

4

20

24

7.

Работа с пластическими материалами.

Раскатывание пластилина, получение плоских изображений.

Разрезание пластилина. Мозаика из разрезных деталей.

Обратная мозаика и аппликация из пластилина на прозрачной основе.

Лепка из теста и глины.

4

20

24

8.

Работа с бросовым м подручным материалом.

Аппликация. Мозаика. Коллаж.

Коробочки-игрушки. Декоративные бутылки. Игрушки и аксессуары. Шкатулки для мелочей.

4

22

26

9.

Итоговое занятие. 

Выставка.

2

-

2

Итого

24

120

144

Возраст детей: 9-10 лет.                Количество детей: не более 16.

Количество занятий в неделю: 2 по 2 часа.        Всего часов: 144

3.Содержание программы

1 год обучения

  1. Понятие о материалах и инструментах, способах соединения деталей, правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Беседа о правилах противопожарной безопасности и поведении в чрезвычайных ситуациях.

Беседа о правилах дорожного движения, о правилах проезда в личном транспорте, как выбрать безопасный путь от дома до здания ЦРТДиЮ.

  1. Знакомство с материалами и инструментами, порядок работы с ними. Техника безопасности при работе с клеем, ножницами, пластичными материалами.
  2. Аппликация и моделирование.                                                

Знакомство детей с инструментами и материалами для работы, рассказ о способах соединения деталей. Понятие «шаблон», «выкройка», способы их использования. Знакомство со свойствами бумаги, картона, проволоки, различных природных материалов, способность детей различать цвета и оттенки бумаги и называть их. Понятие о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, квадрат, круг и др.)

Предметная аппликация. Вырезание предметов с помощью шаблонов, наклеивание деталей на основу. Понятия «по центру», «слева», «справа» и т.д.

Практические занятия: «Тюлень», «Цирк»,  «Мой город», «Клен», «Аленький цветочек», «Клоун», «Персик», «Лилия», «Вперед, к звездам», «Колокольчики», «Бабочка», «Белый медведь», «Совушка», «Волшебный кот» и другие

  1. Работа с пластическими материалами.

Знакомство со свойствами пластилина. Подготовка пластилина к работе. Используемые при лепке инструменты. Конструктивный  и пластический метод лепки. Пластилиновые картины (аппликация и мозаика). Показ этапов работы.

Практическая работа: «Следы животных», «Черепаха», «Звезда», «Павлин», «Вспомним лето», «Ветка сакуры», «Два кота», «Яблоня», «Дракоша», «Повар», «Солнышко лучистое», «Мышка», «Ваза с цветами» и другие.

  1. Оригами и аппликация из деталей оригами.

Знакомство с техникой оригами. Знакомство детей со способами сгибания бумаги – пополам, по диагонали и др. Дать понятие базовой формы. Развитие пространственного мышления, памяти, аккуратности.

Практическая работа: «Гусеница», «Робот», «Лебедь», «Акула»,  «Улитка». «Гармошка», «Зоопарк»,  «Полет в космос», «Лев», «Цветы памяти», «Шапокляк и крыска Лариска» и другие.

  1. Заключительное занятие.

Подведение итогов учебного года, обсуждение оценок, полученных на опросах и зачетных заданиях, выставка работ.

         

2 год обучения

  1. Правила поведения на занятиях. Понятие о материалах и инструментах, способах соединения деталей, правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Беседа о правилах противопожарной безопасности и поведении в чрезвычайных ситуациях.

Беседа о правилах дорожного движения, о правилах проезда в личном транспорте, как выбрать безопасный путь от дома до здания ЦРТДиЮ.

  1. Понятие о материалах и инструментах, способах соединения деталей, правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами.

  1. Аппликация и моделирование.                                                

Знакомство детей с инструментами и материалами для работы, рассказ о способах соединения деталей.  Повторение и закрепление понятий «шаблон», «выкройка», способы их использования. Знакомство со свойствами бумаги, картона, проволоки, различных природных материалов, способность детей различать цвета и оттенки бумаги и называть их. Повторение и закрепление знаний о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, квадрат, круг и др.), понятие объемных геометрических фигур (конус, цилиндр, куб).

Предметная аппликация. Вырезание предметов с помощью шаблонов, наклеивание деталей на основу. Повторение понятий «по центру», «слева», «справа» и т.д.

Практические занятия: «Котенок», «Сарафан», «Маки», «Лотос», «Петушок», «Золотой ключик», «Грачи», «Самолет», «Лиса и колобок», «Божья коровка с ромашкой», «Пуговички», «Колокольчик», «Скворечник», «Моя ладошка», «Мельница»  и другие.

  1. Работа с пластическими материалами.

Повторение и закрепление знаний о свойствах пластилина и глины.  Подготовка пластилина к работе. Используемые при лепке инструменты. Раскатывание пластилина, создание плоских изображений. Раскладывание пластилина слоями, нарезание слоистого пластилина с помощью проволоки или лески. Объемная аппликация из пластилина. Объемное торцевание на пластилине. Мозаика прямая и обратная из кусочков пластилина. Конструктивный  и пластический метод лепки. Показ этапов работы.

Практическая работа: «Моя улица», «Барашек», «Паровозик», «Улитка с зонтом», «Снегирь», «Лесная полянка», «Роза», «Мешочек счастья», «Буренка Даша», «Подсолнух», «Чайный сервиз», «Радуга», «Фруктовое ассорти»,  «Ангелок», «Енот», «Пляж» и другие.

  1. Оригами и аппликация из деталей оригами.

Знакомство с техникой оригами.  Повторение и закрепление знаний о  способах сгибания бумаги – пополам, по диагонали и др. Повторение понятия базовой формы. Базовые формы: треуголник, дверь, книжка, бомбочка и др. Развитие пространственного мышления, памяти, аккуратности. Понятие о модуле, модуль – треугольник, способы соединения модулей на плоскости и в пространстве, форма «чаша».

Практическая работа: «Рыбка», «Дюймовочка», «Подводный мир», «Панно с цветами», «Тыква», «Акула», «Ваза», «Цыпленок», «Жираф», «Коала», «Лебедь», «Вертушка», «Кошка Кетти», «Робот Полли» и другие.

  1. Заключительное занятие.

Подведение итогов учебного года, выставка работ.

3 год обучения

  1. Правила поведения на занятиях. Понятие о материалах и инструментах, способах соединения деталей, правила безопасной работы с колющими и режущими инструментами. Беседа о правилах противопожарной безопасности и поведении в чрезвычайных ситуациях.

Беседа о правилах дорожного движения, о правилах проезда в личном транспорте, как выбрать безопасный путь от дома до здания ЦРТДиЮ.

  1. Повторение понятия о материалах и инструментах, способах соединения деталей, правилах безопасной работы с колющими и режущими инструментами, правилах при работе с клеем, пластичными материалами.
  2. Работа с картоном и бумагой.                                                

Повторение и закрепление знаний об инструментах и материалах для работы и способах соединения деталей.  Повторение и закрепление понятий «шаблон», «выкройка», способы их использования. Свойства бумаги, картона, проволоки, различных природных материалов. Основные и составные, теплые и холодные цвета.  Повторение и закрепление знаний о геометрических фигурах (прямоугольник, треугольник, квадрат, круг и др.),  об объемных геометрических фигурах (конус, цилиндр, куб).

Предметная аппликация. Вырезание предметов с помощью шаблонов, наклеивание деталей на основу. Симметричное вырезание. Техника паспарту. Повторение понятий «по центру», «слева», «справа» и т.д.

Сюжетная аппликация. Более сложные работы с большим количеством деталей, с возможностью самим выбирать сюжет,  расположение предметов, цвет картона и бумаги.

Мозаика. Коллаж. Оригами. Повторение и закрепление знаний о  способах сгибания бумаги – пополам, по диагонали и др. Повторение понятия базовой формы. Базовые формы: треуголник, дверь, книжка, бомбочка и др. Понятие о модуле, модуль – треугольник, способы соединения модулей на плоскости и в пространстве, форма «чаша». Изделия в технике «квиллинг».

 Практические занятия: «Корзинка», «Конфетница», «Зонтик воспоминаний», «Зонтики на прогулке», «Отражения», «Вазы в музее», «Радужный город», «Радужный Зодиак», «Новогодняя ель», «Деревья - снежинки», «Игрушки – завитушки», «История деда мороза», «Замок Снежной королевы», «Пингвиний дом»  и др.

  1. Работа с природным материалом.

Экскурсия в лесопарк, сбор, обработка и сушка собранного материала. Флористика. Конструирование и мозаика из камней и раковин. Способы крепления природного материала. Мозаика из семян. Объемные композиции из сухих веток, листьев и цветов. Работа с соломкой. Правила сбора, виды соломки, способы обработки и хранения. Плетение простых украшений из соломки. Флористические коллажи.

  1. Работа с тканью и пряжей.

Аппликация из резанных нитей. Техника «изонить», необходимые инструменты и особенности «рисования» нитью. Нитяные валики и аппликация из них. Приклеивание нити по спирали, способы создания «нитчатой бумаги» и бахромы, нитяные перья, помпоны. Изоплетение. Игрушки – моталки. Аппликация из кусочков ткани.

Практические работы: «Снежинки», «Тюльпаны», «Рамка», «Ловец снов», «Клоун», «Кот и мышь», «Котенок», «Гусеница», «Божья коровка», «Бабочка», «Мой Дружок», «Моряк», «Лама», «Олень» и др.

  1. Бисероплетение. Аксессуары и игрушки из бисера. Мозаика из бусин, пайеток и бисера. Вышивка, ткачество бисером. Вязание нитью с нанизанным бисером. Объемные изделия из проволоки и бисера. Мозаика из бисера.

Практические работы: «Дельфин», «Попугай», «Тукан», «Лиса», «Фиалки», «Волшебное дерево», «Фоторамка», «Анютины глазки», «Шкатулка», браслеты и колье.

  1. Работа с пластическими материалами.

Повторение и закрепление знаний о свойствах пластилина и глины.  Подготовка пластилина к работе. Используемые при лепке инструменты. Раскатывание пластилина, создание плоских изображений. Раскладывание пластилина слоями, нарезание слоистого пластилина с помощью проволоки или лески. Объемная аппликация из пластилина. Барельеф и горельеф. Скульптура и керамика. Объемное торцевание на пластилине. Мозаика прямая и обратная из кусочков пластилина. Конструктивный  и пластический метод лепки. Показ этапов работы.

Рецепты приготовления соленого теста, способы его окрашивания. Инструменты и правила работы с соленым тестом. Составление эскизов будущих работ.

Практические работы: «Светильник мельница», «Солонка», «Вазочка», «Колокольчики», «Лиса в сарафане», «Волк и медведь из русских сказок», «Новогодняя елка», «Шкатулка», «Натюрморт», «Машенька», «Золотой ключик», «Волшебная шляпа», «Сова», «Дерево», «Осеннее дерево», «Яблоня весной и осенью», «Красная Шапочка», «Поваренок», «Ежик», «Олень Золотые рога», дымковская, филимоновская, каргопольская глиняные игрушки и др.

  1. Работа с бросовым и подручным материалом. Аппликация, мозаика, коллаж. Коробочки – шкатулки. Декоративные бутылки. Техника «декупаж», инструменты, материалы и правила выполнения изделий в этой технике. Игрушки и аксессуары. Плетение из газетных трубочек.

Практическая работа: «Лилия», «Сердце», «Конфетница», «Корзинка», «Фоторамка», «Шкатулка», «Танк», «Самолет», «Парусник», «Домик» и др.

  1. Заключительное занятие.

Подведение итогов учебного года, выставка работ.

4. Методическое обеспечение.

Для решения поставленных задач используются различные методы обучения (словесный, наглядный, практический) и их сочетание. При проведении занятий применяется дифференцированный подход к каждому ребенку, учитываются его индивидуальные особенности, потребности и навыки. Используются здоровьесберегающие технологии.

Каждое занятие включает теоретическую и практическую части. В теоретической части проводится объяснение нового материала, сообщается информация познавательного характера и видах декоративно – прикладного искусства, народных промыслах и традициях нашей страны, о традициях народов разных стран. Дети получают знания о новых способах и техниках декорирования, о свойствах различных материалов, об инструментах, применяемых в работе. Объем теоретической части возрастает в зависимости от возраста кружковцев.

Основное внимание на занятиях отводится практической работе, которая включает в себя выполнение эскизов, зарисовок, приобретение навыков работы в той или иной технике, используя различные инструменты и материалы. Практическая часть является непосредственным продолжением и закреплением теоретических сведений, полученных на занятии.

Выполнение заданий обычно происходит неравномерно, поэтому необходимо применять индивидуальный подход, оказывая помощь отстающим, дополнительно объясняя задание. Следует наблюдать за эмоциональным состоянием детей, особенно младших школьников, успокаивать и подбадривать, убеждая в обязательном достижении успеха.

Принципы, лежащие в основе программы:

• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов);

• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Дидактический материал.

Для работы предусмотрена подборка раздаточного материала: шаблоны, трафареты, развертки объемных изделий, схемы. В качестве наглядных пособий используются образцы, выполненные педагогом или кружковцами, фотографии, иллюстрации, страницы дидактического Интернет сайта «Страна мастеров».

Инструменты и материалы.

  1. Ножницы, нож для разрезания бумаги.
  2. Шило.
  3. Карандаши простые и цветные.
  4. Фломастеры и маркеры.
  5. Линейки.
  6. Гуашь, акриловые и акварельные краски.
  7. Контуры объемные.
  8. Картон простой и гофрированный.
  9. Бумага белая, цветная, папиросная и гофрированная.
  10. Калька и копировальная бумага.
  11. Фурнитура.
  12. Дыроколы.
  13. Наборы крючков и спиц.
  14. Пластилин.
  15. Глина.
  16. Наборы стеков, скалки.
  17. Природный, бросовый и подручный материал.
  18. Проволока.
  19. Кисти для клея, декупажа и рисования.
  20. Клей ПВА, «Момент», клеевой пистолет, клеевые карандаши.
  21. Скрепки, кнопки.
  22. Ткань, пряжа.
  23. Лаки.


5.Список литературы

Для педагога:

  1. Агапова И., Давыдова М. 114 игрушек и поделок из всякой всячины. – М.:ООО «ИКТЦ «ЛАДА»,2008.
  2. Агапова И., Давыдова М. Аппликация. – М.:ООО «ИКТЦ «ЛАДА»,2008.
  3. Агапова И., Давыдова М. Поделки из бумаги. – М.:ООО «ИКТЦ «ЛАДА»,2008.
  4. Мульги А.Я. Рукоделие в школе. – М.: Издательство «Посвещение», 1971.
  5. Ильин И.С., Ильин С.Д. 100 лучших моделей оригами. – М.: Мир Книги, 2005.
  6. Приложение к журналу «Внешкольник», №1. Образовательные программы по декоративно-прикладному искусству для УДОД, 2007.
  7. Еременко Т.И. Иголка – волшебница. – М.: «Просвещение», 1987.
  8. Юртакова А.Э., Юртакова Л.В. Оъемные фигурки животных из бумаги. – М.: ЭКСМО; Донецк: СКИФ, 2009.
  9. Бугаева М.С. Новая жизнь старых вещей: книга для дочек и мам. – М.: Педагогика – Пресс, 1994.
  10. Лоран Катио. Фигурки из бисера: животные, птицы, насекомые. – М.: «Контент», 2009.
  11. Вирко Е. Забавные фигурки из бисера. – Донецк: СКИФ; М.: ЭКМО, 2011.
  12. Степанова А.Н. Красивая мозаика. Идеи для дома. – М.: ОООТД «Мир книги», 2008.
  13. Зайцева А.А. Идеи для праздника: открытки, шкатулки, украшения. – М.: РОСМЭН, 2008.
  14. Подберг А. Живые коробочки. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2007.
  15. Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. – Ярославль, «Академия развития», 1999.
  16. Горичева В.С., Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. – Ярославль, «Академия развития», 1998.
  17. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. - Ярославль, «Академия развития», 2000.
  18. Браиловская Л.В. Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made». – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  19. Акскссуары для дома. Популярное издание. – М.: «Внешсигма», «Издательство АСТ», 1999.
  20. Выгонов В,В, Игрушки и поделки из бумаги. – М.: Издательство Дом МСП, 2007
  21. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Вышивка первые шаги. – М.:ЗАО издательство «ЭКМО», 1997.
  22. Митителло К. Картины в технике аппликации. – М.: Издательтво ЭКСМО, 2005.
  23. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. – М.: издательство «Мозаика – Синтез», 2000
  24. Дополнительное образование. Программы. №4, 2012.
  25. Крысько Н.А., Нехорошева Г.В. Коллаж. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2011.
  26. Изора Ваккари Францароли. Вяжем цветы крючком. – М.: Издательская группа «Контэнт», 2009.
  27. Кудряшова Т.В. Украшения для интерьера в технике «терра». – М.: ЭКСМО, 2008.
  28. Изольда Кискальт. Соленое тесто. Увлекательное моделирование. – М.: «Профиздат», 2004.
  29. Кабаченко С. Поделки из спичек. – М.: ЭКСМО, 2008.
  30. Букина С., Букин М. Квиллинг: шаг вперед. – Ротод р/Д: Феникс, 2011.
  31. Я умею рисовать. – М.: «РОСМЭН», 2003.
  32. Проснякова Т.Н. Школа волшебников. Рабочая тетрадь по технологии для 1 класса. – Самара: Изательский дом Федорова, 2011.
  33. Хананова И. Соленое тесто. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2006.
  34. Максимова М.В., Кузьмина М.А. Лоскутные подушки и покрывала. – М.:ЗАО издательство «ЭКМО», 2004.
  35. Коси Л. Лоскутное шитье. 300 новых узоров. – М.: ОООТД «Мир книги», 2007.
  36. Цирулик Н.А., Проснякова Т.Н. Технология. Умные руки. 1 класс. – Самара: Изательский дом Федорова, 2011.
  37. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. – М.: «АСТ-ПРЕСС КНИГА», 2010.
  38. Кузьмина М.А. Азбука плетения. Второе издание. – М.: Легпромбытиздат, 1992.
  39. Ким Е. Куклы – перчатки и другие идеи из вашего гардероба. – М.: «РОСМЭН», 2008.
  40. Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2008.
  41. Бугамбаев М. Гончарное ремесло. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
  42. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек – сувениров. – М.: Просвещение, 1990.
  43. Таболин В.А. Поделки  из лозы. – СПб.: Издательство «Литера», 1998.

Для детей:

  1. Шульце Вернер. Зверушки из пробок. М.: АРТ-РОДНИК, 2007.
  2. Пластилиновые фигурки животных. - М.: ЭКСМО; Донецк: СКИФ, 2008.
  3. Крупенская Н. Поделки из помпончиков. – М.:АЙРИС – ПРЕСС, 2008.
  4. Наши руки не для скуки. Поделки: папье-маше, бумажные цветы. – М.: «РОСМЭН», 1998.
  5. Наши руки не для скуки. Игрушки забавные и ужасные. – М.: «РОСМЭН», 1998.        
  6. Энциклопедия поделок. 100 идей на каждый день. – М.: ЗАО «РОСМН – ПРЕСС», 2008.
  7. Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги. – М.: ОООТД «Мир книги», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Современное декоративно-прикладное творчество"

Рабочая программа по предмету  «Изобразительное  искусство. 1-4 классы» создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка "Говоруша"

Программа кружка "Говоруша" по развитию речи для 1 классов....

Проект дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы кружка «МАГИЯ ТВОРЧЕСТВА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Магия творчества» нацелена на развитие творческих способностей детей. Проблема развития творческих способностей с ...

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»

АДАПТИРОВАННАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА КРУЖКА «УМЕЛЫЕ РУКИ»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Индивидуальная работа с детьми с ОВЗ" (Объединение "Я познаю мир")

В современном мире актуальным вопросом является обучение и развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. Оптимальным решением данного вопроса является приобщение детей к декоративно-прикладно...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Кружка «Занимательная математика» Направленность: Естественно-научнаяУровень: Начальное образованиеВозраст обучающихс...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка «Почитаем – поиграем»»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа кружка «Почитаем – поиграем»» Направленность: социально-гумманитарнаяУровень: Начальное образованиеВозрас...