Нейропсихологический подход к коррекции почерка.
статья по технологии

Письмо – достаточно непростой процесс, в котором участвуют и левое, и правое полушария мозга, глаза, руки, поэтому необходимо сделать их работу более слаженной. Если «участники» письма работают каждый сам по себе, то обучение письменной речи по большей части оказывается неуспешным либо складывается компенсаторным образом, то есть ребенок выводит буквы коряво, путает или вовсе не дописывает их.

 

Дело в том, что в период обучения у ребенка посредством нервных клеток (нейронов) головного мозга, происходит образование нейронных связей. По вышеописанным причинам они формируются неправильно либо в недостаточном количестве.

 

Нужно ли исправлять почерк?

Некрасивый, неразборчивый почерк является серьезным препятствием для правильного восприятия текста. Порой даже самому ребенку сложно понять, где он допустил ошибку, а где не дописал букву или добавил лишний элемент. Неудивительно, что учителя и проверяющие эксперты нередко ошибочно помечают ту или иную букву как недочет. Кроме того, плохой почерк придает всей работе неряшливый вид, снижает общее впечатление. Ребенок сам начинает относиться к учебе негативно. Именно поэтому корректировать почерк необходимо уже в начальной школе.

 

Почему у ребенка плохой почерк?

Детские нейропсихологии считают, что чаще всего дети пишут «каракулями» по следующим причинам:

-серьезные неврологические проблемы – ДЦП, эпилепсия и пр.;

-ребенок является левшой, которого переучили писать правой рукой;

-у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи;

-правильной механике письма мешают мышечные зажимы;

-во время обучения письму, в первом классе малыш пережил сильное потрясение – сложная адаптация к школе, развод родителей, смерть близкого человека и т. д.

Привычка писать так, что буквы выходят за край строки, имеют разную величину или похожи одна на другую, закрепляется быстро. Почерк, как правило, формируется в возрасте 7-10 лет, поэтому начинать коррекцию необходимо как можно раньше.

Из чего обычно строится курс исправления почерка?

После того, как удается устранить или хотя бы свести к минимуму причины образования плохого почерка, начинается  работа с мелкой моторикой, чтобы сформировать у ребенка навыки правильного написания букв, их элементов и способов их соединения.

 

 

Как правило, разрабатывается индивидуальная  программа, которая состоит из следующих этапов.

 

1. Нейропсихологическая коррекция

Для развития зрительно-моторной координации, снятия мышечных зажимов и улучшения мелкой моторики, составляется  совокупность упражнений, используя при этом и пальчиковую гимнастику.

 

2. Формирование правильной биомеханики письма

На данном этапе корректируется:

-как ребенок сидит за рабочим столом,

-как держит ручку или карандаш,

-правильная ли у него осанка.

Большое значение имеют:

-положение тетради,

-высота стула и стола,

-имеет ли рабочая рука опору.

Ребенку придется научиться держать под контролем положение своего тела.

3.Развивитие мелкой  моторики и зрительно-пространственного восприятия.

Существует множество интересных игр и упражнений, которые понравятся ребенку и положительно скажутся на почерке: лепка, оригами, конструкторы, пазлы, игры с песком, цветным рисом, водой.

В нашем классе мы используем изодеятельность и ручной труд,.

 Дети занимаются росписью барельефов, росписью по номерам (картина по номерам), алмазной мозаикой, квиллингом.

 

Данная деятельность  способствует  развитию ,тренирует ,помогает найти друзей и единомышленников, дает эстетическое удовольствие от результата   деятельности.

Положительный результат наблюдается в развитии:

 

-Симультанного  гнозиса.

 

Симультанный гнозис — это способность видеть сложные изображения целиком, укладывать детали в единое целое, выделяя существенные и второстепенные признаки .Рисование  картины по номерам или работа с  алмазной мозаикой дает положительный результат в развитии симультанного  гнозиса.

Таким способом воспринимается, в частности, сюжетная картина. Если не охватить ее взором целиком, то сюжет, например, может быть совсем не понят или понят превратно.

Симультанный гнозис наиболее тесно связан с развитием мышления и поэтому является одним из его важных показателей.

 

-Развитие усидчивости и внимания.

 

Эти навыки в образовательном процессе необходимы.Для успешного обучения  и жизни в целом! Нужно уметь сосредотачиваться на мелочах и видеть вокруг столь важные и в частности и нюансы. которые и делают наш мир красивее и гармоничнее.

 

- Повод для общения и дружбы.

 

Ребенок, имеющий интересное хобби, которое объединяет, никогда не останется один.

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции нарушения письменной речи у младших школьников

Проблеме нарушений письма у детей – дисграфии – посвящено большое количество исследований и публикаций. Одним из новейших направлений в коррекционно – развивающем и здоровьесберегающем обучении являет...

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.

В статье раскрывается суть  нейропсихологического подхода к коррекции нарушений речи в условиях логопункта общеобразовательной школы. Дается характеристика трех групп детей с нарушениями чтения и...

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений ВПФ на психологических занятиях с младшими школьниками,со статусом ОВЗ.

За последние годы увеличилось количество учащихся, у которых нарушения устной и письменной речи, задержка психического  развития вызваны неврологическими проблемами. Такие  нарушения  с...

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции трудностей обучения письму

Трудности письма как объект изучения. Функциональный состав письма. Варианты трудностей письма....

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

Часто при дисграфии выявляется неречевая симптоматика: неврологические нарушения, снижение работоспособности, низкая нейродинамика,  отвлекаемость, гиперактивность, снижение объема памяти. И...

Нейропсихологический подход в коррекции регуляторных письменных ошибок младших школьников.

В статье приведены примеры ошибок регуляторного характера, обусловленных недостаточной деятельностью  1 блока (по А.Р.Лурия) программирования и контроля....

Нейропсихологический подход в коррекции зрительно-пространственных ошибок младших школьников.

В статье приведены  примеры  письменных зрительно-пространственных ошибок у младших школьников....