Нейропсихологический подход в коррекции зрительно-пространственных ошибок младших школьников.
консультация по логопедии (2 класс)

Ойцева Лариса Геннадьевна

В статье приведены  примеры  письменных зрительно-пространственных ошибок у младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zritelno-prostranstvennaya_disgrafiya.docx939.4 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов и родителей

Нейропсихологический подход в коррекции зрительно-пространственных  письменных ошибок у младших школьников.

     Проявление письменных   данного вида ошибок  связано с отставанием в развитии  переработки зрительно-пространственной, зрительной и слуховой информации. В этом синдроме в речи наблюдаются трудности удержания целостности текста и контекста: фрагментарность, уход от основной идеи при построении и понимании текста, в письме – зрительно-пространственная (поверхностная – surface) дисграфия.

Характерными особенностями письма при зрительно-пространственной дисграфия являются следующие:

• Трудности ориентировки на листе бумаги, нахождения начала строки

(левостороннее игнорирование/отсутствие отступа).

• Трудности удержания строки.

• Колебания наклона, ширины и высоты букв, раздельное написание

букв внутри слова.

• Устойчивая зеркальность при написании букв и цифр.

• Трудности актуализации графического/двигательного образа буквы

(смешения зрительно похожих или близких по написанию букв).

• Трудности запоминания зрительного образа слова, ошибки в идео-

граммах, словарных словах (Классная работа, Задача, Упражнение).

• Пропуск и смешение гласных, в том числе ударных.

• Фонетическое __________письмо (ручьи – ручйи, шоссе – шесе).

• Нарушение порядка букв в словах.

• Слитное написание нескольких слов.

Слабость холистической (правополушарной) стратегии переработки зрительно-пространственной и слуховой информации обнаруживает себя в зрительно-пространственных ошибках, в смешениях и пропусках гласных.

В третьей группе у детей со слабостью холистической стратегии перера-ботки информации наиболее часто встречались смешения близких по зри-

тельному образу букв (например, ж – х, Т – П), а также ошибки, связанные с

зеркальностью (д – б, У-Ч) и дизметрией (т – р, п – р).

Рассмотрим  пример на рисунке 2. В представленном диктанте много ошибок по типу написания строчной буквы вместо прописной в начале предложения. Одновременно ученик плохо держит строчку и зеркально заменяет б на д в слове ребята. Это позволяет предположить наличие слабости и регуляторных функций и зрительно-пространственных функций. Есть еще одна ошибка в письме – это неправильное написание слова гуляет. Как объ-

яснить эту ошибку? Это грубая дизметрия (несоблюдение размера)? Или этокопирование находящейся выше буквы в, т. е. полевое поведение, грубая регуляторная ошибка? Мягкость симптомов слабости зрительно-пространственных функций делает второе объяснение более предпочтительным.

        Приведем пример, который отчетливо показывает левостороннее иг-норирование и другие симптомы зрительно-пространственной дисграфии

(рисунок 2). Ученик 1 класса считает клеточки, чтобы не сделать повторя-ющуюся ошибку – неправильный, слишком большой отступ от левого края.

Однако он начинает считать клетки не от левого края страницы, а от края активного зрительного поля. Такое левостороннее игнорирование наступает при слабости правополушарных функций в тех случаях, когда снижается энергетический тонус. Обратим также внимание на другие ключевые симптомы: на написание слов Задача и колебания размера и наклона букв и цифр.

     Преодолению слабости обработки зрительно-пространственной ин-формации способствует обеспечение высокой мотивации (интересная игра,

соревнование). Детям необходимы действия в пространстве во внешнем плане с проговариванием, нужны задания с опорой на более сохранную ана-

литическую стратегию с постепенным подключением целостной стратегии переработки зрительно-пространственной информации. Упражнения для коррекция нарушений письма при слабости зрительно-пространственных функций можно найти в следующих источниках:

  1. Т.В.Ахутина, Н.В.Пылаева / Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – Питер -.2008 г.
  2. Т.В.Ахутина, Н.В.Пылаева / Учимся видеть и называть.: рабочие тетради 1 и 2.- Питер.- 2010 г.
  3. Диагностика развития зрительно-вербальных функций. Альбом./ Т.В.Ахутина, Н.В.Пылаева. :- «Академия», 2003 г.

Удачи Вам и Вашим детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Содержание работы по развитию зрительно-пространственных представлений у младших школьников.

Предлагаемая система практических заданий и занимательных упражнений позволит взрослым (педагогам, родителям) сформировать, развивать и корректировать пространственные и зрительные представления у мла...

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений письменной речи на логопедических занятиях с младшими школьниками.

В статье раскрывается суть  нейропсихологического подхода к коррекции нарушений речи в условиях логопункта общеобразовательной школы. Дается характеристика трех групп детей с нарушениями чтения и...

Нейропсихологический подход к коррекции нарушений ВПФ на психологических занятиях с младшими школьниками,со статусом ОВЗ.

За последние годы увеличилось количество учащихся, у которых нарушения устной и письменной речи, задержка психического  развития вызваны неврологическими проблемами. Такие  нарушения  с...

Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов

В данном материале представлен опыт  учителей-логопедов по коррекции зрительно-пространственных функций при преодалении дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов...

Нейропсихологический подход в коррекции регуляторных письменных ошибок младших школьников.

В статье приведены примеры ошибок регуляторного характера, обусловленных недостаточной деятельностью  1 блока (по А.Р.Лурия) программирования и контроля....

Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов

В данной статье представлен опыт учителей-логопедов по коррекции зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов....