Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов
статья по логопедии

Малофеева Анастасия Александровна

В данной статье представлен опыт учителей-логопедов по коррекции зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов

ГБОУ школа №10 Калининского района

г. Санкт-Петербурга      

Учителя-логопеды:

Казаринова Анна Владимировна,

Малофеева Анастасия Александровна

Добрый день! Мы, учителя-логопеды школы № 10, поделимся нашим опытом работы по теме «Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов».

В настоящее время специалистами констатируется увеличение числа детей, имеющих трудности обучения, в частности – трудности в усвоении родного языка как учебного предмета. В числе причин этого явления выступает наличие у обучающихся такого нарушения письменной речи как дисграфия.  

Наука нейропсихология нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением человека. Комплексное изучение дисграфии даёт возможность логопедам построить работу по выявлению и коррекции дисграфии с учётом фундаментальных исследований Л. С. Выготского и А.Р. Лурия о высших психических функциях, с учётом положений Т.В. Ахутиной, Л.С. Цветковой, А.В. Семенович о структурных компонентах письма как сложной функциональной системы, а также с учётом разработок конкретной логопедической помощи исходя из вида нарушений и типа дисграфии.

Анализ исследований учёных по проблеме дисграфии позволяет сделать вывод, что она не является изолированным нарушением, а сочетается с расстройствами устной речи, других вербальных и невербальных психических функций. При этом данные расстройства имеют своеобразный характер в зависимости от того, какой структурный компонент недостаточно сформирован.

Письмо представляет собой особую форму экспрессивной речи, многоуровневый процесс, в котором тесно взаимосвязаны различные анализаторы.

Выделяются три блока структурно-функциональной организации мозга, участвующих в процессе освоения письма ребёнком:

1. Энергетический блок, задачей которого является поддержание активного тонуса коры при письме.

2. Блок приёма, переработки и хранения информации, задачами которого являются переработка слухоречевой, кинестетической, зрительной информации; актуализация зрительных образов букв; ориентация элементов буквы, самой буквы, строки в пространстве; зрительно-моторная координация; актуализация зрительно-пространственных образов слов.

3. Блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической деятельности, задачами которого является моторное (кинетическое) программирование графических движений, планирование, реализация и контроль акта письма.

Письмо, как один из видов психической деятельности, является наиболее сложным актом, и для его осуществления требуется слаженная работа всех трёх блоков. С точки зрения нейропсихологического подхода нарушение каждого из блоков ведёт к нарушению всей структуры письма. Как подчёркивается в исследованиях Т.В. Ахутиной, схожие по внешним проявлениям ошибки на письме могут иметь разные механизмы, поэтому для определения этих механизмов необходимо учитывать не отдельные ошибки, а весь симптомокомплекс особенностей письма.

Нейропсихологическая классификация дисграфий предложена Т.В. Ахутиной. В ней выделяются следующие виды дисграфий:

1. Регуляторная дисграфия. При данном виде дисграфии ошибки на письме возникают вследствие несформированности произвольной регуляции действий (программирования и контроля).

2. Акустико-кинестетическая дисграфия, механизмом которой является недостаточность переработки слуховой и кинестетической информации по левополушарному типу, возникающая вследствие трудностей поддержания рабочего состояния и активного тонуса коры головного мозга.

3. Зрительно-пространственная дисграфия.

Ориентировка в пространстве, правильная организация действий в пространстве – сложная деятельность, в которой участвуют как правое, так и левое полушария. Самые простые и рано формирующиеся в онтогенезе функции, связаны преимущественно с работой правого полушария. От него зависят зрительно-моторные координации, возможность объединить части в одно целое и запомнить общее взаиморасположение частей, то есть схватить целостный образ.

Приведём примеры наиболее часто встречающихся зрительно-пространственных ошибок в работах детей наших классов:

  • Сложности ориентировки на тетрадном листе, в нахождении начала строки
  • Трудности в удержании строки
  • Постоянные колебания наклона и высоты букв, несоответствие размера элементов букв, раздельное написание букв в слове
  • Смешения зрительного и двигательного образа букв, вследствие чего заменяются буквы, близкие по написанию (Н – К)
  • Замены рукописных букв печатными
  • Замены букв, сходных по оптическим признакам д – в, У – Ч, д – б
  • Зеркальность при написании букв З, Е, э, с
  • Замена и пропуск гласных, в том числе ударных
  • Нарушение порядка следования букв в слове
  • Трудности выделения целостного образа слова, вследствие чего имеет место слитное написание слов, предлогов со словами, позднее – раздельное написание приставок со словами
  • Частое повторение слов на письме не приводит к формированию идеограммного письма, к эффективному овладению словарными словами
  • Имеется тенденция к фонетическому письму

Эти ошибки объясняются правополушарными трудностями обработки зрительной и зрительно-пространственной информации, слабостью холистической (то есть целостной) стратегии переработки зрительно-пространственной, зрительной и слуховой информации. Ребёнок компенсирует эту недостаточность, пользуясь фонетическим принципом письма.

В соответствии с нейропсихологическим подходом Л.С. Выготского – А.Р. Лурии основная стратегия коррекционного воздействия заключается в «выращивании» слабого звена при опоре на сильные звенья в процессе специально организованной совместной деятельности.

Устная и письменная речь представляют собой сложный механизм связей между словом слышимым, произносимым, видимым и записываемым, который обеспечивается согласованной работой определённых зон мозга.

Письмо требует преобразование временнОй последовательности звуков в пространственную последовательность графических знаков. Координация между глазом и рукой, слухом и голосом требует хорошо выстроенной сенсомоторной базы, которая, по сути, является первичной основой психического развития ребёнка.

Именно поэтому решить вопросы дисграфии только педагогическими приёмами невозможно. Первоначально должна быть сформирована мозговая основа для любого вида деятельности. Приёмы нейрокоррекции на логопедических занятиях способствуют слаженному взаимодействию всех трёх блоков мозга, их стимулированию и поэтапному прохождению фаз его развития.

Нейропсихологические коррекционные меры позволяют оказать эффективную помощь обучающимся в преодолении имеющихся трудностей.

Некоторые приёмы, используемые в современной нейропсихологии, уже были ранее использованы в коррекционной работе. Принципиальный путь развития зрительно-пространственных функций – это выстраивание занятий в логике хода развития этих функций у детей. Этот путь предполагает последовательно-параллельное включение таких видов работы, как:

  • Ориентация в пространстве тела с обязательной вербализацией, ориентация в окружающем пространстве и собственные пространственные перемещения

Мы предлагаем использовать задания по анализу положения частей тела в пространстве, по дифференциации правых и левых частей тела. Также на данном этапе необходимо научить детей отражённому воспроизведению или самостоятельному созданию отдельных ручных поз и серий поз, в которых участвует всё тело, учить выполнять перекрёстные движения, ориентируясь на человека, стоящего напротив.

Следующим этапом работы является:

  • Пространственные перемещения других предметов

На данном этапе дети учатся оперировать другими объектами, размещать и менять их положение по заданной словесной инструкции.

Следующий этап работы предусматривает:

  • Освоение пространства листа бумаги, овладение геометрическими фигурами, буквами и цифрами

На данном этапе мы рекомендуем включать в работу упражнения на узнавание наложенных друг на друга букв, стилизованных букв, букв, изображённых пунктирной линией, «зеркально» и т.д.

Наиболее сложным этапом работы является:

  • Формирование квазипространственных функций в речи

На данном этапе ведётся работа по развитию понимания значения слов и словесных конструкций, обозначающих пространственные характеристики окружающего мира.

Работа по развитию и коррекции зрительно-пространственных функций, имеющая нейропсихологическую направленность, ставит перед собой также задачи по развитию зрительно-гностических процессов, включая стратегию холистического зрительного опознания; по развитию зрительного внимания, памяти. Поэтому наряду с задачей овладеть письмом предусмотрена работа по развитию высших психических функций.

Детям со слабостью правополушарных функций помогут задания на переход от более сохранной аналитической стратегии к работе с включением целостной стратегии переработки зрительно-пространственной информации с опорой на речь. 

В работе над развитием зрительно-пространственных функций мы предлагаем использовать следующие виды упражнений и заданий:

  • Составление изображений из нескольких частей с обязательным закреплением в памяти целостного изображения.
  • Узнавание и называние предметов, разделённых по горизонтальной или вертикальной оси.
  • Дорисовывание половинок предметов с опорой на образец, а затем без неё.
  • Дорисовывание симметричных объектов.
  • Дорисовывание деталей предмета для получения целостного изображения.
  • Узнавание тени предмета (в усложнённом варианте – тени перевернуты).
  • Составление целостных изображений предметов из частей.
  • Построение фигур по заданному образцу.
  • Кинезиологические упражнения, позволяющие активировать межполушарное взаимодействие: обведение фигур обеими руками; рисование обеими руками по контуру, по клеткам; выполнение заданного движений рукой при узнавании и назывании буквы.

Упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия, улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма, улучшают графомоторные навыки.

  • Задания по нахождению заданных букв среди других букв.
  • Конструирование буквы из её элементов, реконструкция буквы в другую.
  • Нахождение неверно написанных букв, цифр.
  • Задания по нахождению заданных слогов и слов среди других слогов, слов.
  • Выполнение заданий на тренажёре мозжечковой стимуляции Баламетрикс (на доске Бильгоу)

Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить концентрацию внимания, стимулировать развитие памяти, зрительно-моторной координации. Выполняя упражнения, ребёнок концентрирует внимание на удержание равновесия на балансире, на восприятии задания на слух и на выполнении программы действий в правильном порядке. Всё это позволяет полушариям мозга работать активнее и наращивать межполушарные связи.

Развитие зрительно-пространственных функций – длительный процесс, начало формирования которого начинается с первых дней жизни ребёнка. Всё развитие ребёнка в целом оказывает влияние на развитие зрительно-пространственных функций. Своевременная работа по устранению трудностей развития этих функций поможет предотвратить возникновение устойчивых ошибок в письменной речи детей. Для продуктивной коррекционной работы, на сегодняшний день, нейропсихология и логопедия должны тесно взаимодействовать, так как общепринятые психолого-педагогические приёмы часто малоэффективны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и приёмы работы по преодолению оптических нарушений у детей младшего школьного возраста

Представленный материал может быть использован учителями - логопедами, работающими в логопедических пунктах общеобразовательных учреждений....

Коррекция зрительно-пространственных функций в работе по преодолению дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов

В данном материале представлен опыт  учителей-логопедов по коррекции зрительно-пространственных функций при преодалении дисграфических нарушений с применением нейропсихологических подходов...

Нейропсихологический подход в коррекции зрительно-пространственных ошибок младших школьников.

В статье приведены  примеры  письменных зрительно-пространственных ошибок у младших школьников....

Развитие зрительно-пространственных функций в структуре преодоления дисграфических нарушений у младших школьников с нарушениями речи

В презентации представлен теоретический материал о наиболее частотных ошибках на письме у детей с нарушениями речи, виды заданий и упражнений по развитию зрительно-пространственных функций, которые по...

ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ ПРЕДПОСЫЛОК НАРУШЕНИЯ ПИСЬМА У ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПЕРВОМ КЛАССЕ,С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Аннотация: значимость своевременного выявления и преодоления предпосылок нарушений письма у детей младшего школьного возраста с недоразвитием речи не вызывает сомнений, поскольку у детей с недоразвити...