«Узоры, которые создали люди. Филимоновские глиняные игрушки»
план-конспект занятия по технологии (3 класс)

Соколова Ирина Викторовна

" Узоры, которые создали люди"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon filimon_plan.doc389.5 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Мценска

 «Средняя общеобразовательная школа №4»

                           

«УЗОРЫ, КОТОРЫЕ СОЗДАЛИ ЛЮДИ. ФИЛИМОНОВСКИЕ  ГЛИНЯНЫЕ  ИГРУШКИ»

 

                                                                    Разработали и провели:

                                                                           учитель  начальных  классов

                                                                       Соколова Ирина Викторовна,

                                                                      педагог  дополнительного образования

                                                                       Ливенцева  Дарья Леонидовна

Планируемые  результаты обучения:

Предметные: научить выявлять особенности традиций филимоновской игрушки в росписи и форме. Познакомить с творчеством мастеров филимоновского промысла. Расширить кругозор детей о художественных народных промыслах. Формировать навыки в создании единства формы и декора игрушки, композиции и ритма цветовых пятен и элементов.

Метапредметные: умение анализировать новый материал и применять его на практике, развивать образное мышление, мелкую моторику, глазомер.

Личностные: воспитывать эмоциональную отзывчивость на красоту росписи народных игрушек; интерес к филимоновскому промыслу. Воспитывать коммуникабельность, чувство коллектива, взаимопомощь и поддержку в работе на уроке.

Оборудование: 

а) для обучающихся: гуашь, кисти, баночка с водой, тряпочка, подставка под кисти, заготовка для росписи.

б) для учителя: компьютерная презентация, образец готового изделия, Толковый словарь.

Зрительный ряд: выставка филимоновских игрушек.

Музыкальный ряд: русская народная музыка.

                                                    Ход урока:

1. Организационный момент. Проверка организации рабочих мест.

В мире много интересного,

Нам порою неизвестного.

Миру знаний нет предела.

Так скорей, друзья, за дело!

2. Самоопределение к деятельности.

- Послушайте стихотворение и догадайтесь, о чём мы будем говорить на занятие.

Филимоновская деревушка

Синий лес, холмы и косогор

Лепят там из глины игрушку

И расписывают до сих пор.

- Какова тема нашего занятия? Какие цели поставим перед собой?

- Узнать о филимоновской игрушке, познакомиться с приёмами росписи, научиться некоторым из них.

3. Беседа о народном промысле.

- Почему игрушка получила такое название?

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит  деревня  Филимоново.  (Слайд). Именно в этих местах около 500 лет назад проходил гончар по имени Филимон. Кто такой гончар?( Мастер, изготавливающий глиняную посуду, керамику)

Работа со словарём. (Слайд). Он обнаружил залежи мягкой, жирной глины синего цвета. До сих пор её называют синика.

- Что можно сделать из глины?

- Филимон поселился в этих местах и начал лепить из глины горшки.

- От деда Филимона гончарному промыслу обучились его соседи. Мужчины из глины лепили посуду: крынки, кувшины, миски, тарелки. А женщины лепили игрушки: барынь, солдат, коров, лошадей, медведей… (Слайды) Детей приучали к ремеслу с 7-8 лет.

- Как вы думаете, когда, в какое время года, крестьяне занимались лепкой из глины: зимой или летом? Почему?

- Правильно, работали зимой. Работали женщины, не покладая рук, днём – хозяйство, а как только наступали сумерки, приступали к любимому делу. Бывало, длинными зимними вечерами собирались мастерицы и лепили игрушки под удивительные напевы русских народных песен.

- Где продавали игрушки?

- На ярмарках игрушки стоили дёшево и быстро раскупались. Поэтому мастерицам приходилось лепить их много.

- Можно ли расписывать игрушку сразу после лепки?

- Весной, до начала полевых работ, как только устанавливалась ясная погода, все готовые изделия обжигали в специальных печах – горнах (Печь для обжига посуды и игрушек) Слайд).

В склоне глубокого оврага была вырыта печь. В неё плотными рядами укладывали посуду, а между горшками ставили игрушки. Зажигали огромные костры. Для всех жителей деревни этот день был торжественным событием. Они нарядно одевались и собирались около печей посмотреть на обжиг. И перед ними происходило чудо: в печь ставились тёмные игрушки, а вынимали – белые по цвету, готовые к росписи.

- В чём отличие филимоновских игрушек от других?

- Обратите внимание на форму игрушек. Могут ли быть у настоящих лошадей, коров, медведей такие длинные шеи?

- Филимоновские игрушки имеют вытянутую форму и выглядят изящными и стройными. Дело в том, что глина при сушке быстро покрывается трещинами, её приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивают её поверхность. «Подтягивать» и поглаживать её приходится дней пять. С каждым подтягиванием игрушка удлиняется по форме.

- Ну и главное отличие – роспись, орнамент. Что такое орнамент? ( Украшение, узор из сочетания геометрических, растительных или животных элементов( Слайд).

- Посмотрите на игрушку и определите «любимые» цвета филимоновских мастеров (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый)

- Расписывать игрушки стали лишь 200 лет назад, когда появились анилиновые краски. Мастерицы разводили краски на яичном желтке и расписывали игрушки куриным или гусиным перьями. Считалось, что краска с пёрышка ложится чётко и ровно.

- Какие орнаменты присутствуют в росписи игрушек?

- Прежде всего, это цветные полосы. Круги. Треугольники, точки, веточки ели (Слайд). Эти элементы пришли из далёких времён и символизируют солнце, воду, землю, растения.

4. Физкультминутка.

На Руси умельцы жили,

Самовары мастерили.

Расписные петушки, красные гребешки.

Для здоровья, для порядку

Утром делаем зарядку.

Раз присели, два присели,    За работу тихо сели.

5. Практическая работа детей. Роспись заготовок по мотивам филимоновского промысла (последовательность росписи).

Перед тем как мы приступим к изготовлению филимоновской игрушки , я  загадаю загадку и вы поймете кого  мы сегодня будем  лепить.

Гребешок аленький,

Кафтанчик рябенький,

Двойная бородка,

Важная походка.

Раньше всех встает,

Голосисто поет. (петушок)

Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки это птицы. Для  древних славян образ птицы всегда символизировал весну.

Почти все филимоновские игрушки - свистульки, и только у индюка и петушка сзади не свисток, а хвост. 

Сейчас я расскажу вам и покажу, как лепится птица. (показ учителя, поэтапная лепка по таблице «Лепка петушка) Филимоновская игрушка лепится целиком из одного куска глины( теста), не считая небольшого налепа

6. Выставка работ обучающихся.

Самая насущная забота

Всякого труда и ремесла –

Это, чтобы новая работа

Лучше прежней сделана была.

- Я вам желаю удачи в последующей работе.

7. Рефлексия.

- Что нового и интересного вы узнали?

 - Почему игрушка называется филимоновской?

 - В чем особенность филимоновских игрушек? (Вытянутое тело, расписывают по обожжённой белой глине, особые элементы – символы: солнца, воды, плодородия и земли.)

 - Какие цвета традиционны при росписи игрушки? (Красный, зеленый, желтый, также можно использовать синий, фиолетовый и бордовый

Кто  считает  свою  работу удачной,  кто  справился  …..

 Кто  считает.  Что  надо  еще  поработать,  что-то  не получилось…

Кто считает, что было трудно, надо больше заниматься,,,,,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока с ЭОР. Изо 1 класс. Тема урока:"Узоры, которые создали люди"

План-конспект урока  с ЭОР. ИЗО 1 класс. Учебник "Ты изображаешь, украшаешь, строишь" Л.А. Неменская. Под редакцией Б.М. Неменского. Тема: "Узоры, которые создали люди. 6 урок по плану."...

Узоры, которые создали люди. Декоративная тарелочка.

Конспект урока  на тему: Узоры, которые создали люди. Декоративная тарелочка. 1 класс...

Урок изобразительного искусства. Узоры, которые создали люди.

Урок разработан на основе проектной задачи с использованием НРЭО Южного Урала с презентацией....

"Узоры, которые создали люди. Филимоновская игрушка"

Урок разработан на основе краеведческого материала...