Программа внеурочной деятельности "Кладовая мастеров"
рабочая программа по технологии (4 класс)

Юлия Андреевна Шадрина

 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа к курсу «Кладовая мастеров» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. (модифицированной), с учетом  Учебного  плана МБОУ «ТСШ №2» и утверждена приказом директора МБОУ «ТСШ №2» Архиповой Н.В.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности,   формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

Актуальность программы: в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности.

 

Цель и задачи программы

 

Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.

Задачи:

- обучить конкретным трудовым навыкам;

- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

- формировать эстетический, художественный вкус;

- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность,

воображение,

- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;                                                              

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитывать нравственные качества детей;

- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochka_kladovaya_masterov_6b_klass.docx44.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Таштыпская общеобразовательная средняя школа №2»  

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением   учителей начальных классов

Протокол №___

 от «___» ______20   _г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по учебной работе

____________/_________/

«___»___________20  __г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

___________ /__________/

«___»___________20  __г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Кладовая мастеров»

Направление деятельности:

общекультурное

  «6 Б» класс

                                                                              Учитель: Шадрина

Юлия Андреевна

                                                                       

                                                                              Квалификационная  категория:

                                                                              нет

                                           

2021 – 2022 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа к курсу «Кладовая мастеров» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе программы «Художественное творчество» Просняковой Т.Н. (модифицированной), с учетом  Учебного  плана МБОУ «ТСШ №2» и утверждена приказом директора МБОУ «ТСШ №2» Архиповой Н.В.

В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитанию у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Программа введена в часть учебного плана по внеурочной деятельности,   формируемой образовательным учреждением в рамках художественно-эстетического направления.

Актуальность программы: в настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом. Развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности.

Цель и задачи программы

Цель: создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности, развивать художественные способности абстрактное мышление и воображение.

Задачи:

- обучить конкретным трудовым навыкам;

- обучить детей безопасным приёмам работы с различными инструментами;

- познакомить детей с терминологией, техниками работы по ручному труду;

- формировать интерес к декоративно- прикладному искусству;

- формировать чувство самоконтроля, взаимопомощи;

- формировать эстетический, художественный вкус;

- развивать образное мышление, творческие способности; творческую активность,

воображение,

- поддерживать проявления фантазии и самостоятельности детей при изготовлении поделок;                                                              

- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;

- воспитывать нравственные качества детей;

- воспитывать эстетический вкус, культуру зрительного восприятия прекрасного, радость от совместного творчества;

- содействовать формированию всесторонне развитой личности.

Особенности организации учебного процесса

Программа данного курса представляет систему художественно-эстетических занятий для обучающихся начальных классов и рассчитана на год  обучения. В шестом классе 70 часов (2 часа в неделю).  Программа реализуется в рамках «Внеурочной деятельности» в соответствии с   образовательным планом. Во время занятий у ребенка происходит становление  развитых форм самосознания, самоконтроля и самооценки. Отсутствие отметок снижает тревожность и необоснованное беспокойство учащихся, исчезает боязнь ошибочных ответов. В результате у детей формируется отношение к данным занятиям как к средству развития своей личности. Объединяются обучающиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Основной формой работы являются аудиторные и внеаудиторные занятия.

Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.

На занятиях  предусматриваются следующие формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективное творчество, экскурсии.

Занятия включают в себя теоретическую часть и практическую деятельность обучающихся. Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала.

Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими средствами, которые разнообразят деятельность и повышают интерес детей.

Подведение итогов работы проводится в виде выставки работ учащихся.

Планируемые результаты

Личностные

У обучающегося будут сформированы:

•        интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;

•        познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;

•        адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

•        внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;

•        выраженной познавательной мотивации;

•        устойчивого интереса к новым способам познания.

Регулятивные

Обучающийся научится:

•        планировать свои действия;

•        осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

•        адекватно воспринимать оценку учителя;

•        различать способ и результат действия.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        проявлять познавательную инициативу;

•        самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Учащиеся смогут:

•        допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;

•        учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;

•        формулировать собственное мнение и позицию;

•        договариваться, приходить к общему решению;

•        соблюдать корректность в высказываниях;

•        задавать вопросы по существу;

•        контролировать действия партнёра.

Обучающийся получит возможность научиться:

•        учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;

•        владеть монологической и диалогической формой речи;

•        осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные

Обучающийся научится:

•        осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;

•        высказываться в устной и письменной форме;

•        анализировать объекты, выделять главное;

•        осуществлять синтез (целое из частей);

•        проводить сравнение, классификацию по разным критериям;

•        устанавливать причинно-следственные связи;

•        строить рассуждения об объекте.

Коммуникативные

•        осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

•        осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

•        использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.        

Тематическое планирование

Наименование разделов

Содержание

Теория

Практика

Всего

1

Рисование.

Инструктаж по ТБ. Слушание. Знакомство с техникой рисования в карандаше. Практические занятия Практическая художественная деятельность. Создание  композиции с осенними листьями.

2

8

10

2

Флористика

Направления и стили флористики. Просмотр иллюстраций. Основы художественной композиции. Пропорции, фон, текстура во флористике. Гармоничные цветовые сочетания. Цветовой круг. Правила создания и хранения флористической работы.    

2

4

6

3

Бисероплетение.

Ознакомление с видами плетения. Плетение простых цепочек. Ознакомление с принципом плетения в 2 нити. Плетение жгута.

2

6

8

4

Нетрадиционные формы изображения

Батик, ниткопись. Правила безопасной работы с инструментами.                                                                                    

2

8

10

5

Работа с бумагой.

Технология работы с бумагой. Историческая справка о бумаге. Виды бумаги, ее свойства и применение. Разнообразие техник работ с бумагой.

2

10

12

6

Учись мастерить

Исторический экскурс. Моделирование динамических игрушек. Изготовление поделок из бросового материала.

2

10

12

7

Работа с иголкой и не только

История появления техники макраме. Знакомимся с техникой макраме. Народная игрушка  Выставка работ учащихся за год работы

2

10

12

        Итого

14

60

70

Календарно тематическое планирование  6 Б  класс (70 часов)

Тема

Формы организации

Вид деятельности

Дата проведения

По плану

По факту

Рисование. (10 ч)

1-2

Знакомство с техникой рисования

Практическое занятие

Слушание. Практическая художественная деятельность.

3-4

Создание  композиции с осенними листьями. Панно.

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

5-6

Рисование в технике граттаж (воскография)

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

7-8

Рисование нитками, гуашь

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

9-10

Рисование в технике разбрызгивания

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

Флористика. (6 ч)

11-12

Работа с засушенными растениями

Практическое занятие

Слушание. Самостоятельная работа

13-14

Объемные композиции

Практическое занятие

Конструирование.

15-16

Работы из соломы и бересты

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

Бисероплетение. (8 ч)

17-18

Вводное занятие. Знакомство с историей создания бисера.

Теоретическое занятие

Практическая художественная деятельность.

19-20

Ознакомление с видами плетения.

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

21-22

Ознакомление с принципом плетения в 2 нити

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

23-24

Игольчатое плетение.

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

Нетрадиционные формы изображения(10ч)

25-26

Рисование в технике пуантилизм

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

27-28

Ниткопись

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

29-30

Рисование солью

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

31-32

Рисование в технике грифонаж

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

33-34

Рисование по стеклу

Практическое занятие

Практическая художественная деятельность.

Работа с бумагой. (16ч)

35-36

Объемная аппликация

Практическое занятие

Моделирование.

37-38

Торцевание из салфеток

Практическое занятие

Конструирование.

39-40

Цветы из бумаги и букеты

Практическое занятие

Конструирование.

41-42

Шары кусудама

Практическое занятие

Конструирование.

43-44

Модульное оригами

Практическое занятие

Конструирование.

45-46

Вытынанки

Практическое занятие

Конструирование.

47-48

Квиллинг

Практическое занятие

Конструирование.

49-50

Плетение из газетных трубочек

Практическое занятие

Конструирование.

Учись мастерить. (12 ч)

51-52

Изготовление шкатулки для мелочей

Практическое занятие

Моделирование.

53-54

Поделки из старых дисков

Практическое занятие

Конструирование.

55-56

Изготовление фоторамок

Практическое занятие

Конструирование.

57-58

Изготовление подставки для ручек.

Практическое занятие

Конструирование.

59-60

Изготовление копилки

Практическое занятие

Конструирование.

61-62

Поделки  из пластиковых булылок

Практическое занятие

Конструирование.

Работа с иголкой и не только. (14 ч)

63-64

Знакомимся с техникой макраме

Практическое занятие

Слушание. Практическая деятельность.

65-66

Вышивка лентами

Практическое занятие

Практическая деятельность.

67-68

Изучаем ручное шитье

Практическое занятие

Практическая деятельность.

69-70

Выставка работ учащихся за год работы

Практическое занятие

Практическая деятельность.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса:

Обучающиеся должны знать:

- пластилин, виды пластилина, его свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с пластилином. Разнообразие техник работ с пластилином;

-  жанры изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж;

-  особенности построения композиции, понятие симметрия на примере бабочки в природе и в рисунке, основные декоративные элементы интерьера;

- историю возникновения и развития бумагопластики, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, технику создания работ с использованием мятой бумаги, способы декоративного оформления готовых работ;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия. Технология создания панно. Перенесение рисунка на прозрачную основу;

-о русской средневековой архитектуре. Собор Василия Блаженного;

- основные виды бисерного искусства, история развития бисероплетения. Использование бисера в народном костюме, современные направления бисероплетения. Использование бисера для оформления интерьера;

- основные приёмы бисероплетения- параллельное, петельное, игольчатое плетение, комбинирование приёмов;

-понятие «аппликация», виды аппликации, исторический экскурс. Цветовое и композиционное решение;

- историю возникновения и развития бумагопластики, историю возникновения бумаги, сведения о материалах, инструментах и приспособлениях, о технике создания работ с использованием мятой бумаги;

- виды бумаги, ее свойства и применение. Материалы и приспособления, применяемые при работе с бумагой. Разнообразие техник работ с бумагой;

-общие понятия построения объемно-пространственной композиции. Понятия: масштаб, ритм, симметрия, ассиметрия;

- традиционные виды аппликации из пряжи, технология создания силуэтной куклы;

- историю русского народного костюма;

-игровые и обереговые куклы. Классификация кукол. Их роль и место в русских обрядах и традициях;

-сувенир, виды и назначение сувениров;

- оберег - как субъектом культуры и истории. Традиционные обереги Куклы являются частыми действующими лицами произведений искусства, сказок, рассказов, мультфильмов. Авторская кукла – как особое направление современного прикладного творчества, виды, жанры кукол и их назначение.

Обучающиеся должны уметь:

-передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

-наблюдать, сравнивать, сопоставлять, производить анализ геометрической формы предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов;

-моделировать с помощью трансформации природных форм новые образы;

-пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования.

-воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу, человека, явления;

-понимать культурные традиции, отраженные в предметах рукотворного мира, и учиться у мастеров прошлого; осознавать, что

-в народном быту вещи имели не только практический смысл, но еще и магическое значение, а потому изготавливались строго по правилам;

-учитывать символическое значение образов и узоров в произведениях народного искусства

- называть функциональное назначение приспособлений и инструментов;

-выполнять приемы разметки деталей и простых изделий с помощью приспособлений (шаблон, трафарет);

- выполнять приемы удобной и безопасной работы ручными инструментами: ножницы, игла, канцелярский нож;

- выполнять графические построения (разметку) с помощью чертёжных инструментов: линейка, угольник, циркуль;

- выбирать инструменты в соответствии с решаемой практической задачей

- наблюдать и описывать свойства используемых материалов;

- подбирать материалы в зависимости от назначения и конструктивных особенностей изделия;

- сочетать разные по свойствам, видам и фактуре материалы в конкретных изделиях, творческих работах

-добывать необходимую информацию (устную и графическую).

- анализировать конструкцию изделий и технологию их изготовления;

- определять основные конструктивные особенности изделий;

- подбирать оптимальные технологические способы изготовления деталей и изделия в целом

- соблюдать общие требования дизайна изделий;

- планировать предстоящую практическую деятельность. Осуществлять самоконтроль

Литература для педагогов

  1. Витвицкая М.Э., Икебана, аранжировка, флористика. – М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА»», 2008.
  2. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество. / Под редакцией Т.Я. Шпикаловой, Г.А. Поровской, - М.: ВЛАДОС, 2000.
  3. Докучаева Н.Н., Мастерим бумажный мир. Короли и рыбки. - ТОО «Диамант», ЗАО «Валери СПб», 1997.
  4. ДурасовГ.П., Изобразительные мотивы русской народной вышивки. – М.: Просвещение, 2003.
  5. Детям – о традициях народного мастерства. В 2 ч. /Под редакцией Т.Я. Шпикаловой. – М.: ВЛАДОС, 2001.
  6. Ерёменко Т.И., Забалуева Е.С., Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
  7. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И., Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды.  - М.: Школьная пресса, 2001.
  8. Молотобарова О.С., Учите детей вышивать. – М.: ВЛАДОС, 2003.
  9. Суханова Н.П. Картины из цветов. Флористический коллаж. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
  10. Ячменёва В.В., Занятия и игровые упражнения по художественному творчеству с детьми.  - М.: ВЛАДОС, 2003.

Литература для детей и  родителей

  1. Докучаева Н.Н., Мастерим бумажный мир. Короли и рыбки. - ТОО «Диамант», ЗАО «Валери СПб», 1997.
  2. ДурасовГ.П., Изобразительные мотивы русской народной вышивки. – М.: Просвещение, 2003.
  3. Ерёменко Т.И., Забалуева Е.С., Технология ручной вышивки. – М.: Просвещение, 2000.
  4. Суханова Н.П. Картины из цветов. Флористический коллаж. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.
  5. Суханова Н.П. Картины из цветов. Флористический коллаж. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004.

Интернет ресурсы:

  1. http://ped-kopilka.ru/- Учебно-методический кабинет
  2. http://allforchildren.ru/  -    Всё для детей
  3. http://dekor.nm.ru/ Презентационный сайт по декоративно- прикладному искусству.
  4. http://www.rukukla.ru/  Народные куклы. Народные игрушки

  5. http://glina.teploruk.ru - Лепка из глины


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению Декоративно-прикладное искусство "Маленький мастер"

Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно наряду с другими видами искусства готовит обучающихся к поним...

Программа внеурочной деятельности "Город мастеров"

Данный материал содержит программу по внеурочной деятельности "Город мастеров". В программу включена пояснительная записка, содержание курса, личностные и метапредметные результаты освоения курса, тем...

Программа внеурочной деятельности "Путешествие по городу Мастеров"

Программа внеурочной деятельности «Путешествие по городу Мастеров»  реализует направление «Общественно-полезная и проектная деятельность» в рамках федерального госу...

Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса

Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...

Программа курса внеурочной деятельности "Мастерим сами" для 3 класса

Рабочая программа учебного курса «Мастерим сами» для 2-3  класса на 2013 – 2014 учебный год составлена на основе- Закона «Об обр...

программа внеурочной деятельности кружка "Маленький мастер"

программа по внеурочной деятельности кружка "Маленький мастер" содержит пояснительную записку, содержание данного курса, требования к умениям и знаниям,  учебно-тематический план, ценностные орин...