Технология «Дидактические игры в обучении детей с ОВЗ в начальной школе»
методическая разработка по технологии (1 класс)

Филимонова Елена Васильевна

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_igry.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Технология «Дидактические игры в обучении детей с ОВЗ в начальной школе»

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является использование на уроках дидактических игр и занимательного материала, что способствует созданию у учеников эмоционального настроя, вызывает положительное отношение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает возможность повторить один и тот же материал разными способами.

Дидактические игры способствуют развитию мышления, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.

Дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности в усвоение фактов, дат, имен и др. Занимательность условного мира игры делает положительно окрашенной монотонную деятельность по запоминанию, повторению, закреплению или усвоению информации, а эмоциональность игрового действа активизирует все психические процессы и функции ребенка.

Игра - это естественная для ребенка форма обучения. Она часть его жизненного опыта. Передавая знания посредством игры, педагог учитывает не только будущие интересы школьника, но и удовлетворяет сегодняшние. Учитель, использующий игру, организует учебную деятельность, исходя из своих (взрослых) соображений удобства, порядка и целесообразности. В силу своих сложившихся стереотипных взаимоотношений со взрослым, ребенок не всегда может проявить свою субъективную сущность. В игре же он решает эту проблему, создавая собственную реальность, творя свой мир.

Одним из путей повышения активности и пробуждения интереса у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках, во внеурочное время к учебному предмету является игра, которая способствует созданию у школьников положительно эмоционального настроя, улучшает общую работоспособность, даёт возможность многократно повторить один и тот же материал.

    Игры на уроках дают возможность исправлять недостатки речевого развития учащихся, обогащать словарь, но и активизировать познавательную деятельность.

  Учебная игра – педагогически направленная деятельность, нацеленная на эффективное усвоение материала.

  Игра возможна на всех этапах урока: при проверке и закреплении знаний учащихся, при изучении нового материала. Игры могут быть коллективные (принимает участие весь класс), групповые, индивидуальные.

 На уроках письма и развития речи  в  виде загадки, ребуса, шарады, кроссворда может быть дана тема урока. Например: «Отгадав загадку (кроссворд и т.п.), вы узнаете, что мы будем изучать на уроке», «Здесь зашифрована тема нашего урока» или «Решив занимательный пример, вы узнаете тему нашего урока».

Использование игры в процессе объяснения нового материала. Например: игра «Собери слово» при изучении темы «Соединительные гласные О и Е».

Использование дидактических игр при проверке пройденного материала. Например: игра «Орфографическое лото», «Синонимы (антонимы)», «Кто больше напишет слов», «Не перепутай», «Третий лишний» и т.п.

Игры могут быть с предметами – использование муляжей, природного материала. Например: игра «Овощи – фрукты», «Волшебный мешочек», уточняется цвет форма, вкус, запах назначение, размер предмета. Упражнения в определении предмета по какому–либо одному качеству (признаку), предметы сравниваются, идет классификация предметов.

Настольные (настольно – печатные) игры могут использоваться для групповой и индивидуальной работы. Например: игра «Четвертый лишний», «Парные картинки», «Почта», «Узнай силуэт», «Собери картинку», «Где ошибся художник», «Домино», «Лото» и т.д.

Словесные (вербальные) игры. Например: самостоятельное составление загадок, игра «Узнай по описанию», «Назови одним словом», «Найди ошибку», различные загадки, шарады, метаграммы, анаграммы, ребусы, кроссворды, чайнворды, головоломки и т.д.

   

В своей коррекционной работе с детьми с ОВЗ я использую такие игры:

«Весёлый счёт»

Цель: Формирование счетных навыков.

Задачи: Закрепить цифры от 1- 10. Упражнять в счете в прямом и обратном

порядке в пределах 10. Развивать внимание, память. Развивать интерес к

математической деятельности.

Использование: Данную игру – тренажер можно использовать во время

непосредственной образовательной деятельности

«Домики»

Тема: «Состав чисел первого десятка», «Сложение и вычитание в пределах

10»

Цели: Закрепить состав чисел первого десятка, повторить сложение и

вычитание в пределах 10, формировать интерес к изучаемому предмету.

«Математическая ромашка»

Цель: совершенствование навыков количественного и порядкового счёта.

Дидактический материал: много лепестков, на которых наклеены цифры от

1 до 10, прищепки с картинками от 0 до 10 для добавления к лепесткам.

Ход игры: Начинать прикреплять прищепки лепестки от цифры один. Во

время игры дети закрепляют навыки счёта в пределах 10, учатся называть

числа в прямом и обратном порядке, определять пропущенное число.

Многофункциональный модуль «гусеничка Умка».

Оборудование: «Умная гусеничка» сделана из разного количества разноцветных дисков, сшитых из ткани и внутри вложена картонная основа. Она состоит из головы и отдельных звеньев туловища (количество звеньев можно регулировать в зависимости от поставленных целей). На звенья туловища наклеены прозрачные кармашки, в которые будут вставляться картинки по темам. У одной гусенички сзади на звеньях приклеена липучая лента для крепления на доску. У другой гусенички звенья соединяются между собой разноцветными ленточками.

Дидактическая игра «Умка» предназначена для обучения детей с ОВЗ.

Она представляет собой многоплановое педагогическое оборудование:

является игровым методом и формой обучения в различных видах

непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе с

детьми и самостоятельной игровой деятельности.

Цель: Повышение эффективности и совершенствования качества работы с

детьми с ОВЗ.

Коррекционная работа   на занятиях носит элементарно-практический

характер и направлена на разрешения следующих основных задач:

- систематизация знаний, направленных на повышение общего уровня

развития ребенка;

- восполнение пробелов его предшествующего развития и обучения;

- развитие недостаточно сформированных умений и навыков;

- коррекцию отклонений в познавательной сфере ребенка;

- развитие познавательной активности;

- развитие умения выполнять задание по заданной схеме;

- развитие общеинтеллектуальных умений: приемы анализа, сравнения,

обобщения, навыки группировки и классификации.

В работе с этим пособием можно использовать много вариантов разных

игр.

«Собираем овощи и фрукты?» (на различные лексические темы).

Цель: Закреплять умение детей дифференцировать обобщающие понятия,

называть и подбирать соответствующие картинки по предложенным темам

(овощи и фрукты, одежда и обувь и т. п.).

Развивать внимание, память, мышление.

Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки по нескольким

лексическим темам.

Краткое описание: Педагог предлагает помочь гусеницам вырасти. Для

этого требуется собирать гусеницу с названиями овощей, другую – фруктов.

Кто быстрее соберёт или, как вариант, у кого будет длиннее гусеница, тот

победил. Дети подводят итог, называя все овощи и все фрукты.

«Подбери слова на заданный звук»

Цель: Развитие фонематического анализа и фонематических представлений,

а также внимания и мышления, развивать мелкую моторику рук.

Подготовительная работа: Подобрать предметные картинки, начинающиеся

на разные звуки.

«Составь предложение».

Цель: Формировать интерес к русскому языку. Обогащать словарный запас.

Краткое описание: На столе лежат сюжетные картинки. Нужно рассмотреть

их и составить по каждой картинке предложение из 2-х слов, из 3-х слов. Кто

хочет составить предложение по первой картинке?. Сколько слов в твоем

предложении? Правильно, ребята? Давайте посчитаем все вместе. Молодцы!

Справились с заданием.

Игра «Определи первый звук в слове»

Цель: совершенствование навыка выделять первые гласные и согласные

звуки в словах.

Краткое описание: Ребёнок называет любую понравившуюся картинку на

панно и выделяет звук, с которого начинается название картинки.

Игра «Назови последний звук в слове»

Цель: Упражнять детей в выделении последнего звука в слове.

Краткое описание: Ребёнок называет картинки, прикреплённые на панно, и

последний звук в слове.

Игра «Найди место звука в слове»

Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине

или конце).

Краткое описание: Педагог называет звук и предлагает определить его

позицию в названии предмета

Игра «Послушай звуки — скажи целое слово»

Цель: Упражнять детей в собирании слов из звуков.

Краткое описание: Ребенку называются отдельные звуки, например, С, Т, У,

Л. Он называет слово — «стул», показывает картинку, обозначающую это

слово.

Игра «Раздели слово ладошками»

Цель: совершенствование навыка деления слов на слоги.

Краткое описание: Детям предлагается найти все предметы (из числа тех,

которые «съела» гусеница), в названиях которых один (два, три, четыре)

слога. Сосчитать количество звуков в слове.

Один слог: лук, лось, шкаф, лещ, ключ и т.д.

Два слога: сова, осы, ваза, труба, шапка, лыжи, бочка и т.д.

Три слога: жёлуди, девочка, катушка, самокат, радуга и т.д.

Четыре слога: медвежонок, черепаха, гусеница, пуговица и т.д.

Игра «Составь схему слова»

Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах.

Краткое описание: Дети выкладывают схему любого понравившегося слова.

Игра «Выбери картинку – напиши слово»

Цель: Упражнять детей в умении выделять все звуки в словах и соотносить

их с буквами.

Краткое описание: Ребенку предлагается выбрать любую картинку, назвать

ее и написать слово магнитными буквами.

«Прочитай слово – найди картинку»

Цель: Упражнять детей в умении читать.

Краткое описание: Ребенку необходимо прочитать слово на карточке и найти

соответствующую картинку, затем записать слово на доске магнитными

буквами.

Формирование грамматического строя речи

Игра «Кто это или что это?»

Цель: Упражнять детей в выделении живого и неживого предмета,

отвечающих на вопрос «Кто?» или «Что?».

Краткое описание: Найди и назови:

 живые предметы, подходящие к слову «Кто?» (сова, сом…);

 неживые предметы, подходящие к слову «Что?» (сапоги, сумка …).

Игра «Один – много»

Цель: Упражнять детей в образовании множественного числа

существительных в именительном и родительном падежах.

Краткое описание: Назвать предмет и сказать так, что их много: Самолёт –

самолёты – самолётов; топор – топоры – топоров и.т.д.

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Цель: развивать навык согласования прилагательного и существительного.

Краткое описание: Детям предлагается подобрать как можно больше словпризнаков к данному предмету.

Бабочка – красивая, пестрая, маленькая, разноцветная, пятнистая, легкая…

Развитие высших психических функций

Игра «Кто больше запомнил картинок — назови»

Цель: Развитие произвольной зрительной памяти.

Краткое описание: Ребёнок рассматривает предметы, которые «проглотила»

гусеница, и, отвернувшись, называет их. Начинать желательно с 3-4

предметов, постепенно доводя их количество до десяти.

Игра «Что общего?»

Цель: формировать умение выделять существенные признаки у предметов,

развивать внимание, наблюдательность у детей.

Краткое описание: Ребёнку предлагается сравнить два предмета и назвать,

чем они похожи и чем отличаются.

Игра «Найди пару»

Цель: Формировать умение детей классифицировать предметы по признакам.

Краткое описание: Детям предлагаются предметы, которые находятся на

панно, объединить в пары. Например: еж, заяц – дикие животные; черепаха,

жираф – животные жарких стран; шуба, плащ – одежда, кошка, коза –

домашние животные и т.д.

С пособием «гусеничка Умка» можно придумать огромное количество

разнообразных игр. Всё зависит от фантазии и желания придумывать новое.

Игры, игровые приёмы чрезвычайно эффективны, когда задание

оказывается трудным для детей, или в тех случаях, когда учебная задача

требует многократных повторений. Эмоциональная форма вызовет желание

справиться с трудностями, обеспечит достаточную активность детей,

предупредит утомление от однообразных действий.

Важно, чтобы обучение достигало следующих целей: образовательной,

коррекционной, воспитательной. Образовательная цель определяет, чему

педагог учит на данном уроке. Коррекционная цель помогает решить, какими

методами на данном уроке корригировать психические процессы личности

обучающихся. Воспитательная цель позволяет выстраивать линию

позитивного психологического и социального влияния на личность

обучаемых. Все эти три цели обучения должны осуществляться

одновременно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии дистанционного и смешанного обучения и их применение в начальной школе

Статья "Технологии дистанционного и смешанного обучения и их применение в начальной школе"...

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В содержании рассмотрены особенности выявлен...

Особенности обучения детей с ТНР в начальной школе .

Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей с отклонениями в развитии. Не все проблемы можно исправить в дошкольном возрасте. Качественно простроенная система обучения детей с ТН...

«Изучение эффективных технологий преподавания предметов, разнообразных вариативных подходов для успешного обучения детей на уроках в начальной школе.»

Технология - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода. В своей педагогической практике использую такие технологии, как: 1. технология проблемног...

Игры при обучении грамматике английского языка в начальной школе

Игры важны для закрепления грамматических навыков в устной и письменной речи, а также для повышения мотивации к изучению иностранного языка.Предлагаю вашему вниманию грамматические игры, которые успеш...

Дидактические игры при обучении детей с ОВЗ

КАртатека дидактических игр для обучающихся с ОВЗ...