Особенности обучения детей с ТНР в начальной школе .
статья (1, 2, 3 класс) на тему

Жукова Серафима Юрьевна

Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей с отклонениями в развитии. Не все проблемы можно исправить в дошкольном возрасте. Качественно простроенная система обучения детей с ТНР- это залог успеха в преодолении трудностей в обучении. В данной статье представлены рекомендации  организации процесса обучения детей с ТНР. Некоторые из них подойдут и для обучающихся в обычном классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Особенности обучения детей с ТНР16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности обучения в начальной школе детей с ТНР.

Для успешного обучения детей в школе на первом месте стоит ранняя диагностика и выявление различных патологий. В последнее время количество детей с речевыми нарушениями увеличилось. По результатам обследования детей, еще в 2013 году 63%  составили дети с ТНР. Во многих детских садах существует логопедическая служба. Специалисты, работающие с детьми, решают стоящую перед ними задачу не всегда. Это связано с тем, что тяжелые нарушения речи – диагноз, который требует длительного и комплексного подхода.

Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей с отклонениями в развитии, у которых сохранен слух, первично не нарушен интеллект, но есть значительные речевые нарушения,, влияющие на становление психики.

 В логопедии выделяются три уровня общего недоразвития речи:

1 уровень- когда наблюдается полное отсутствие или резкое ограничение речевых средств общения в возрасте 4-5 лет. Словарный запас состоит из звуковых или звукоподражательных комплексов, в большинстве случаев непонятных окружающим и сопровождающихся жестами.

2 уровень- у ребенка появляются некоторые искаженные слова. Намечается различение некоторых грамматических форм. Но на ряду с этим произносительные возможности ребенка значительно отстают от возрастной нормы.

3 уровень- характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико- грамматического и фонетико- фонематического недоразвития. Дети вступают в контакт с окружающими, но свободное речевое общение затруднено. К ТНР относятся алалия ( сенсорная, моторная), тяжелая степень дизартрии, ринолалии, заикания, детская афазия и др.

Исходя из выше сказанного детям с ТНР характерно:

- Снижение активного и пассивного словаря

- Нарушение звукопроизношения

- Искажение слоговой структуры слова

- Недоразвитие лексико- грамматического строя речи

- Несформированность фонематических процессов

- Недоразвитие связанной речи.

Тяжелые речевые дефекты отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности и поведении детей. Общение ребенка с окружающими людьми затрудняется, поэтому и процесс обучения становится для ребенка сложным. Это ведет за собой отрицательные переживания. Они , в свою очередь, так же негативно влияют на познавательную деятельность  ребенка.

В современной системе образования детям, с тяжелыми нарушениями речи, после прохождения комиссии , рекомендуется обучение в логопедическом классе. Обучение в таких классах проходит по адаптированной программе. Большое значение уделяется развитию мелкой моторики, а программа обучения грамоте « растянута» на весь первый класс. Таким образом дети, в течение первого года обучения, имеют возможность освоить навыки письма и чтения в комфортном для них условиях. Роль обучения математике в речевом развитии школьников с ТНР – в преодолении речевого дефекта, обогащении словарного запаса, развитие грамматического строя речи на ряду с усвоением основного материала.

В работе с детьми с ТНР нужно обратить внимание на общую организацию процесса обучения.

1. Русский язык:

1.1.Начинать урок русского языка с пальчиковой  гимнастики. Детям очень нравится игровая форма введения в работу. Позитивные эмоции играют большую роль в успешном усвоении знаний.

1.2. Большое значение уделяется обучению грамоте. Работа проводится совместно с логопедом. Ребенка нужно научить слышать звук и произносить его.

Процесс обучения грамоте делится на три периода- подготовительный период, букварный  и послебукварный.  Однако развитие фонематического слуха, правильного произношения и мелкую моторику( подготовительный период) необходимо тренировать на протяжении всего периода обучения в начальной школе.

Это могут быть пятиминутки, проводимые после пальчиковой гимнастики.

1.3. Так как  уровень произвольного внимания у детей с ТНР снижен, учителю можно проговаривать каждое действие очень подробно. С небольшими заданиями детям легче справиться. Поэтому для работы с текстом выбирать следует небольшие по объему упражнения.

1.4. Постоянная смена деятельности поможет детям быть включенными в урок. А физкульт- минутки- просто необходимы.

2. Литературное чтение:

2.1. Слуховая память требует тренировки. В этом помогут заучивания скороговорок, которые следует проговаривать перед началом чтения. Сопровождая речь жестами, мы помогаем запоминать текст. Для заучивания наизусть следует выбирать не сложные тексты. Не смотря на то, что логическое, смысловое запоминание у детей  остается относительно сохранно, дети могут испытывать трудности в запоминании стихотворений.

Не стоит забывать о том, что дети могут испытывать трудности в коммуникативном общении. Поэтому они стесняются выходить к доске, тушуются. Учитель может помочь преодолеть эмоциональный барьер доброжелательным отношением и подбадриванием.

2.2. Дети с ТНР быстро утомляются. В классе можно поставить конторку и массажный коврик. Это нужно для того, чтобы у ребенка была возможность сменить положение, помассировать стопы. При этом он не прерывает урок.

3. Математика в речевом развитии школьников с ТНР  помогает преодолевать речевой дефекта. Наряду с развитием словесно- логического мышления, происходит  обогащении словарного запаса, развитие грамматического строя речи на ряду с усвоением основного материала.

4. Технология

4.1 У детей с ТНР более низкий уровень пространственного оперирования образами, инертность, быстрая истощаемость процессов воображения . На уроках технологии следует давать досконально подробные инструкции. Объяснять простыми словами.

Часто бывает так: проговариваешь в начале урока,  а в середине- уже дети отвлеклись и забыли. Поэтому каждый раз нужно напоминать детям особенности работы ( например с цветной бумагой ) перед непосредственным ее использованием.

 Кроме всего вышеперечисленного, не стоит забывать о внеклассой работе с учащимися. Детям нужен помощник в построении отношений в классе. Когда дети не могут выразить своих чувств словами, им на помощь приходит взрослый. В формировании коммуникативных навыков важную роль отводится внеурочным мероприятиям. Посещение мастер-классов по изготовлению не сложных поделок, мини- лекции в библиотеке дают толчок в развитии детей с ТНР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В содержании рассмотрены особенности выявлен...

Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школе

Выступление на тему "Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ"...

"Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе".

Долгие годы система образования делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности. Их не брали в образовательные учрежде...

Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с огранич...

Методы, приёмы и формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе

Статья содержит описание методов. приёмов и форм работы с детьми ОВЗ в начальной школе....

«Особенности обучения детей с ОВЗ в начальной школе»

Каким же должно быть образование детей с ОВЗ и как же сделать так, чтобы ограниченные возможности здоровья не помешали ребёнку в получении качественного образования?...