«Особенности обучения детей с ОВЗ в начальной школе»
статья (1 класс)

Иванова Ольга Александровна

Каким же должно быть образование детей с ОВЗ и как же сделать так, чтобы ограниченные возможности здоровья не помешали ребёнку в получении качественного образования? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovz.docx15.22 КБ

Предварительный просмотр:

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами
в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики.

ОВЗ означает ограниченные возможности здоровья. Ограничения могут касаться любых физических и психических функций организма: зрение, речь, слух, нервная деятельность, умственное развитие, опорно-двигательный аппарат и другие.

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена значимостью реалистичного
и всестороннего анализа практики инклюзивного и интегрированного обучения детей
с ограниченными возможностями здоровья. На сегодняшний день основное внимание сосредоточено на организационно-педагогических факторах, анализе результативности такой формы обучения. При этом практика показывает, что отношение обучающихся и их родителей к инклюзии практически не изменилось в процентном соотношении в лучшую сторону. По-прежнему высказывается много негативных отзывов и мнений, причиной чего может быть недостаточное изучение факторов, способствующих полноценной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) в коллектив класса
и школы. Наиболее значимым может стать формирование положительного отношения
и дружбы детей с ОВЗ с одноклассниками.

И перед нами представлена одна форм обучения лиц с ОВЗ – инклюзивное образование.

Инклюзивное образование – это процесс совместного воспитания и обучения лиц
с ОВЗ и нормально развивающихся сверстников. Главной задачей инклюзивного обучения является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода
к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья. Образование детей
с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание
и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В ходе такого образования дети с ОВЗ могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Но некоторым детям, чтобы учиться и развиваться, необходима дополнительная стимуляция, помощь
и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие
их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи взрослых. «Особенный» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями,
со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним.
Для детей с ОВЗ нужно использовать адаптированную образовательную программу, а также должны быть созданы отдельные классы, т.е. интегрированное обучение.

Интегрированное обучение – это совместное обучение лиц, имеющих физические
и (или)психические недостатки, и лиц, не имеющих таких недостатков, с использованием специальных средств и методов и при участии педагогов – специалистов. Интегрируемый ребенок – ребенок, имеющий ограниченные возможности здоровья и способный посещать уроки в общеобразовательной школе, получая дополнительную специальную коррекционную помощь.

Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано посредством открытия специального класса для данной категории детей в общеобразовательном учреждении. Специальные классы могут создаваться для определенной категории детей (с нарушением слуха, или зрения, или задержкой психического развития и др.) или объединять различные категории детей (с задержкой психического развития и умственной отсталостью и др.).

Эффективность интегрированного обучения, прежде всего, зависит в первую очередь от специальной подготовки и переподготовки педагогов общеобразовательных учреждений. Целью такой подготовки является овладение педагогам массовых школ основными методами воспитания и обучения детей с физическими и умственными недостатками.

Вместе с тем, остается много проблем, связанных с инклюзивным обучением детей с ОВЗ.

Прежде всего, это неготовность родителей к рассмотрению разных вариантов образования их ребенка. Большинство родителей стремятся определить своего ребенка только в инклюзивную школу, несмотря на то, что он имеет тяжелое нарушение и для него лучше пребывание в специальном учреждении, где будут полностью удовлетворены его потребности. Поэтому, на наш взгляд, очень важно сконцентрировать усилия специалистов на работе с семьей, имеющей ребенка с ОВЗ, повысить качество просветительской и консультативной работы с родителями.

Важно продолжить работу по формированию профессиональной компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, вооружая их не только знаниями об особенностях психического развития детей, но и технологиях их обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе

Создание педагогических условий для обучения детей с ОВЗ в начальной школе...

Методические рекомендации по организации обучения детей с ОВЗ в начальной школе.

Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы является актуальной в современном школьном образовании. В содержании рассмотрены особенности выявлен...

Особенности обучения детей с ТНР в начальной школе .

Дети с тяжелыми нарушениями речи- это особая категория детей с отклонениями в развитии. Не все проблемы можно исправить в дошкольном возрасте. Качественно простроенная система обучения детей с ТН...

Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ в начальной школе

Выступление на тему "Использование сказкотерапии как нетрадиционный метод в обучении детей с ОВЗ"...

"Формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе".

Долгие годы система образования делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности. Их не брали в образовательные учрежде...

Методы, приемы и средства обучения детей с ОВЗ в начальной школе

В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. В связи с этим обеспечение реализации права детей с огранич...

Методы, приёмы и формы обучения детей с ОВЗ в начальной школе

Статья содержит описание методов. приёмов и форм работы с детьми ОВЗ в начальной школе....